Представление Счетной палаты РФ от 22 октября 2018 г. N ПР 12-313/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Министерстве культуры Российской Федерации.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1.1. В нарушение подпунктов "б" и "е" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, согласно которому федеральные государственные органы разрабатывают и утверждают индивидуальные (установленные для каждого работника) и (или) коллективные (установленные для нескольких работников) нормативы, в том числе, количества и цены планшетных компьютеров, цены услуг подвижной связи, Минкультуры России приказом от 16 сентября 2016 г. N 2132 утвердило Нормативные затраты на обеспечение функций федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Министерства культуры Российской Федерации, в которых не установлены нормативы в отношении цены и количества планшетных компьютеров, а также цены услуг подвижной связи.
1.2. В нарушение подпункта "б" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, Минкультуры России приказом от 26 июля 2016 г, N 1692 утвердило Нормативные затраты на обеспечение функций центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов без учета нормативов, предусмотренных приложением N 1 к Методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.
Так Минкультуры России срок эксплуатации средств подвижной связи установлен 3 года, вместо 5 лет, установленных нормативами.
1.3. В нарушение части 6 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которому правила нормирования, требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами, муниципальных органов (включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения) подлежат размещению в единой информационной системе, Минкультуры России не размещены в единой информационной системе:
приказ Минкультуры России от 27 мая 2016 г. N 1195 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций подведомственного Минкультуры России федерального государственного казенного учреждения "Северо-западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации";
приказ Минкультуры России от 26 января 2018 г. N 61 "О внесении изменений в приказ Минкультуры России от 27 мая 2016 г. N 1195 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций подведомственного Минкультуры России федерального государственного казенного учреждения "Северо-западная Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации";
приказ Минкультуры России от 16 сентября 2016 г. N 2132 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций подведомственного Минкультуры России федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации";
приказ Минкультуры России от 26 января 2018 г. N 60 "О внесении изменений в приказ Минкультуры России от 16 сентября 2016 г. N 2132 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций подведомственного Минкультуры России федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации";
приказ Минкультуры России от 21 мая 2018 г. N 762 "Об утверждении требований к закупаемым Минкультуры России, его территориальными органами и подведомственными ему казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".
1.4. В нарушение пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому государственные органы разрабатывают и направляют на заключение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предварительные проекты планов информатизации не позднее 15 дней со дня доведения Министерством финансов Российской Федерации проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (22 июня 2018 года), Минкультуры России направило проект плана информатизации на 2019 - 2021 годы 18 июля 2018 года, то есть с нарушением установленного срока на 9 дней.
1.5. В нарушение абзаца 5 подпункта "ж" пункта 24 Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326, согласно которому главные распорядители средств федерального бюджета в системе "Электронный бюджет" не позднее 30 августа текущего финансового года представляют в Министерство финансов Российской Федерации, в том числе: проекты соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в электронном виде), предварительно согласованные (парафированные) высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации), Минкультуры России не были представлены проекты соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в электронном виде), предварительно согласованные (парафированные) высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации) по трем видам следующих субсидий: "Субсидии на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации"; "Субсидии на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в городах численностью до 300 тысяч жителей" и "Субсидии на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров".
1.6. В нарушение пункта 2 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации", в соответствии с которым главный администратор доходов разрабатывает методику прогнозирования по всем кодам классификации доходов, закрепленным за соответствующим главным администратором доходов согласно правовому акту о наделении его соответствующими полномочиями, в Методике прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Минкультуры России, утвержденной приказом Минкультуры России от 20 декабря 2016 г. N 2842 "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Минкультуры России", отсутствуют 84 источника доходов, закрепленных приказом от 29 апреля 2016 г. N 942 "Об осуществлении Министерством культуры Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" и 2 источника доходов, закрепленных за федеральными государственными казенными учреждениями, находящимися в ведении Минкультуры России, приказом от 29 апреля 2016 г. N 943 "Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству культуры Российской Федерации федеральными государственными казенными учреждениями".
1.7. В нарушение Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Указания), в Методике прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Минкультуры России, утвержденной приказом Минкультуры России от 20 декабря 2016 г. N 2842 "Об утверждении Методики прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Минкультуры России", по коду классификации доходов бюджета 1 08 07180 01 1000 110 наименование кода "Государственная пошлина за право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии (сумма платежа (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному)" не соответствует наименованию, установленному Перечнем кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов приложения 1.1 к Указаниям, "Государственная пошлина за выдачу заключения (разрешительного документа) на вывоз культурных ценностей (вывоз и временный вывоз культурных ценностей)".
1.8. В нарушение пунктов 1189, 1192 и 1194 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 261н, согласно которым в графах 5-7 раздела 1, в графах подразделов 2.1.2-2.1.4 и 2.2.2-2.2.4 формы 0505200 "Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - ОБАС), отражаются объем бюджетных ассигнований и расчеты объема бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнения работ) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов в разрезе учреждений, в ОБАС по КБК 0801 11 1 03 90059 объем бюджетных ассигнований на осуществление ФГБОУ ВО "Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки" музейно-выставочной деятельности в сумме 50,0 млн. рублей ежегодно не распределены, расчет объема бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнения работ) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не произведен, что не соответствует Методике расчета предельных базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета по государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
1.9. В нарушение пункта 1201 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 261н, согласно которому в разделе 3 формы 0505200 "Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - ОБАС) указываются сведения о нормативных правовых (правовых) актах Российской Федерации о порядке формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и (или) актах соответствующих федеральных органов исполнительной власти, устанавливающих порядок определения нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными федеральными государственными учреждениями, в ОБАС по КБК 591 0802 11 2 02 90059 611 указан утративший силу приказ Минкультуры России от 13 января 2017 г. N 27.
1.10. В нарушение пункта 28 Положения о формировании государственного задания, согласно которому нормативные затраты на выполнение работы определяются при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания в порядке, установленном органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении федеральных бюджетных учреждений, Минкультуры России не установил порядок определения нормативных затрат на выполнение работ ФГБУ "Российская академия художеств".
В результате в нарушение пункта 38 Положения о формировании государственного задания расчет объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на выполнение государственного задания, а также обоснования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов на сумму 430 993,1 тыс. рублей осуществлен без учета утвержденных в установленном порядке нормативных затрат.
1.11. В нарушение Указаний бюджетные ассигнования в сумме 10 500,0 тыс. рублей на предоставление Грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства творческим коллективам и образовательным организациям камерному ансамблю "Солисты Москвы" общества с ограниченной ответственностью "Музыкант" (КБК 0801 11 2 04 61621 812), которые в соответствии с частью 3 статьи 5 законопроекта "О Федеральном бюджете на 2019 год и плановый период 202 и 2021 годов" не подлежат казначейскому сопровождению, вместо отражения по ВР 813 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления отражены по коду вида расходов 812 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией товаров), выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".
1.12. При формировании реестра расходных обязательств на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (далее - Реестр) Минкультуры России не соблюдались требования пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621.
Минкультуры России в ГИИС "Электронный бюджет" на 2-м этапе "Предложение ГРБС" в Реестре в качестве нормативно-правового акта второго уровня по направлению расходов по КБК 0801 11 2 01 60160 632 "Субсидии на реализацию творческих проектов в сфере музыкального, театрального, изобразительного искусства и народного творчества" указан документ - постановление Правительства Российской Федерации от 19 февраля 2013 г. N 143 "Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета некоммерческим организациям (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям) в целях реализации творческих проектов в сфере культуры", которое утратило силу в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 741.
Кроме того, в Реестре по КБК 0801 11 2 04 96086 350 "Премии в области литературы и искусства, образования, печатных средств массовой информации, науки и техники и иные поощрения за особые заслуги перед государством" указан нормативно-правовой акт, не устанавливающий правовые основания для принятия расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по указанному коду бюджетной классификации - постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2014 г. N 1475 "О предоставлении субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на осуществление переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Минкультуры России необходимо выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в Нормативные затраты на обеспечение функций федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации" Министерства культуры Российской Федерации, утвержденные приказом Минкультуры России от 16 сентября 2016 г. N 2132, и Нормативные затраты на обеспечение функций центрального аппарата Министерства культуры Российской Федерации и его территориальных органов, утвержденные приказом Минкультуры России от 26 июля 2016 г. N 1692, в части их приведения в соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084.
2. Разместить в единой информационной системе в сфере закупок приказы Минкультуры России от 27 мая 2016 г. N 1195, от 26 января 2018 г. N 61, от 16 сентября 2016 г. N 2132, от 26 января 2018 г. N 60, от 21 мая 2018 г. N 762.
3. Обеспечить размещение в ГИИС "Электронный бюджет" предварительно согласованных (парафированных) проектов соглашений о предоставлении субсидий* бюджетам субъектов Российской Федерации.
4. Внести изменения в Методику прогнозирования поступлений доходов Минкультуры России, утвержденную приказом Минкультуры России от 20 декабря 2016 г. N 2842 в части:
включения всех источников доходов, закрепленных приказами Минкультуры России от 29 апреля 2016 г. N 942 "Об осуществлении Министерством культуры Российской Федерации бюджетных полномочий главного администратора (администратора) доходов федерального бюджета" и от 29 апреля 2016 г. N 943 "Об осуществлении бюджетных полномочий администратора доходов федерального бюджета подведомственными Министерству культуры Российской Федерации федеральными государственными казенными учреждениями";
приведения наименования кода классификации доходов бюджета 1 08 07180 01 1000 110 в соответствие наименованию, установленному Перечнем кодов видов доходов бюджетов и соответствующих им кодов аналитической группы подвидов доходов бюджетов приложения 1.1 к Указаниям.
5. Внести изменения в Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (форма 0505200) по КБК 0801 11 1 03 90059 611 в части отражения объемов бюджетных ассигнований и расчетов объемов бюджетных ассигнований на оказание государственных услуг (выполнения работ) на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов на осуществление ФГБОУ ВО "Академия акварели и изящных искусств Сергея Андрияки" музейно-выставочной деятельности в сумме 50,0 млн. рублей ежегодно.
6. Установить порядок определения нормативных затрат на выполнение работ федеральному государственному бюджетному учреждению "Российская академия художеств" и утвердить нормативные затраты на выполнение работ в установленном порядке.
7. Сформировать Обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам (кроме некоммерческих организаций), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам (форму 0505205) камерному ансамблю "Солисты Москвы" общества с ограниченной ответственностью "Музыкант" на выплату Грантов Президента Российской Федерации в области культуры и искусства творческим коллективам и образовательным организациям по ВР 813 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".
8. Принять меры по формированию реестра расходных обязательств в части заполнения сведений о законах и иных нормативных правовых актах, устанавливающих правовые основания для принятия расходных обязательств Российской Федерации по КБК 0801 11 2 01 60160 632, КБК 0801 11 2 04 96086 350.
9. Провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
10. Принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 октября 2018 г. N 51К (1272).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено: по пунктам 5, 7, 8 - в срок до 26 октября 2018 года; по пунктам 1, 2, 3, 4, 6, 9, 10 - в срок до 21 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру культуры Российской Федерации В.Р. Мединскому или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
* Субсидии на подготовку и проведение празднования на федеральном уровне памятных дат субъектов Российской Федерации"; "Субсидии на поддержку творческой деятельности муниципальных театров в городах численностью до 300 тысяч жителей" и "Субсидии на поддержку творческой деятельности и техническое оснащение детских и кукольных театров".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 22 октября 2018 г. N ПР 12-313/12-02
Текст представления официально опубликован не был