Представление Счетной палаты РФ от 19 октября 2018 г. N ПР 12-302/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Министерстве просвещения Российской Федерации (далее - Министерство, Минпросвещения России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения;
1.1. В нарушение пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, согласно которому реестр расходных обязательств федерального бюджета формируется по главным распорядителям средств федерального бюджета в виде свода (перечня) законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств Российской Федерации, содержащего соответствующие положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) законов и иных нормативных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, Министерством в реестре расходных обязательств не отражены сведения о законодательных и иных нормативных правовых актах, обусловливающих правовые основания для принятия расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, в отношении следующих расходов:
1.1.1. По разделу 07 "Образование" подразделу 02 "Общее образование", целевой статье 02 5 02 93489 "Денежное поощрение лучших учителей", виду расходов 350 "Премии и гранты" в сумме 200 000,0 тыс. рублей ежегодно.
1.1.2. По разделу 07 "Образование" подразделу 09 "Другие вопросы в области образования", целевой статье 41 3 01 96234 "Обеспечение деятельности фонда Русский мир", виду расходов 633 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями" в сумме 423 225,0 тыс. рублей ежегодно.
1.1.3. По разделу 07 "Образование" подразделу 09 "Другие вопросы в области образования", целевой статье 02 4 02 62270 "Субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", виду расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления" в сумме 11 235,3 тыс. рублей ежегодно.
1.2. В нарушение абзаца пятого подпункта "ж" пункта 24 Правил составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2018 г. N 326, и пункта 99 Графика подготовки и рассмотрения в 2018 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного И. Шуваловым 28 марта 2018 года N ИШ-П13-1716, согласно которым главные распорядители средств федерального бюджета в системе "Электронный бюджет" не позднее 30 августа текущего финансового года представляют в Министерство финансов Российской Федерации распределение субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета между бюджетами субъектов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период и проекты соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (в электронном виде), предварительно согласованные (парафированные) высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации, в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" отсутствуют распределения объемов бюджетных ассигнований на предоставление следующих межбюджетных трансфертов между субъектами Российской Федерации, а также проекты соглашений о предоставлении субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации:
иные межбюджетные трансферты на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования (КБК 073 0701 02 2 Р2 51590 540);
субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений (КБК 10 04 03 3 07 50820 521).
1.3. В нарушение пунктов 1191 и 1192 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного Приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н, согласно которым в графе 4 Обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) по форме по ОКУД 0505200 указывается наименование соответствующего федерального государственного учреждения, оказывающего государственную услугу, в форме ОБАС по ОКУД 0505200 по коду бюджетной классификации 073 0705 02 1 02 90059 611 в графе 4 указана информация в отношении 7-ми учреждений, не являющихся подведомственными Минпросвещению России организациями в соответствии с перечнем организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 1293-р (федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения дополнительного профессионального образования "Московский институт экспертизы и испытаний", "Государственные Центральные Курсы иностранных языков "ИН-ЯЗ", "Институт развития дополнительного профессионального образования", "Институт непрерывного образования взрослых", "Новомосковский институт повышения квалификации руководящих работников и специалистов химической промышленности", "Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова"", федеральное государственное автономное образовательные учреждения дополнительного профессионального образования "Государственный институт новых форм обучения"). Указанные организации находятся в ведении Министерства науки и высшего образования Российской Федерации.
Сумма субсидий, запланированная указанным учреждениям дополнительного профессионального образования, составляет 222 075,2 тыс. рублей, в том числе на 2019 год - 69 215,0 тыс. рублей, на 2020 год - 75 507,4 тыс. рублей, на 2021 год - 77 352,8 тыс. рублей.
1.4. В нарушение абзаца 80 пункта 3.2 раздела 3 Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н (далее - Приказ N 65н), предусматривающего отражение расходов на оказание услуг (выполнение работ) по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования и обеспечение деятельности общеобразовательных организаций по подразделу 0702 "Общее образование", Минпросвещения России расходы на предоставление субсидии на иные цели федеральному государственному бюджетному учреждению "Дирекция "Школа-2025" (далее - Дирекция) на осуществление мероприятий по капитальному ремонту (реставрации) объектов недвижимого имущества в объеме 50 000,0 тыс. рублей ежегодно в 2019 - 2021 годах отнесены по подразделу классификации расходов бюджетов 0702 "Общее образование", тогда как согласно Уставу Дирекция не осуществляет деятельность по реализации основных общеобразовательных программ. В соответствии с абзацем 87 пункта 3.2 раздела 3 Приказа N 65н указанные расходы подлежат отражению по подразделу 0709 "Другие вопросы в области образования".
1.5. В нарушение пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила), согласно которому государственные органы разрабатывают и направляют на заключение в Минкомсвязь России предварительный проект плана информатизации не позднее 15 дней со дня доведения Минфином России проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета доведены письмом Минфина России от 22 июня 2018 г. N 16-01-08/42065), Минпросвещения России предварительный проект плана информатизации на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не разработан и в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации на заключение не направлялся.
В нарушение пункта 22 Правил Минпросвещения России направило в Минфин России в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годы, сведения о мероприятиях по информатизации без заключения Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Таким образом, обоснования бюджетных ассигнований по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" на сумму 1 054 308,2 тыс. рублей (2019 год - 376 551,3 тыс. рублей, 2020 год - 342 944,2 тыс. рублей, 2021 год - 334 812,7 тыс. рублей) сформированы Минпросвещения России на основании информации о мероприятиях по информатизации, не получившей заключение Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
1.6. В нарушение части 5 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ) и пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927, согласно которым государственные органы на основании правил нормирования, установленных в соответствии с частью 4 статьи 19 Федерального закона N 44-ФЗ, утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами (подразделениями) и подведомственными им казенными учреждениями, бюджетными учреждениями и государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций указанных органов и подведомственных им казенных учреждений, Минпросвещения России не утвердило требования к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) для Минпросвещения России, подведомственных ему бюджетных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий.
1.7. Проект плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов сформирован Минпросвещения России с нарушением требований к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552 (далее - Требования):
в нарушение абзаца 2 подпункта, "е" пункта 1 Требований, согласно которому план закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд включает, в том числе, идентификационный код закупки, сформированный в соответствии со статьей 23 Федерального закона N 44-ФЗ, идентификационный код закупки, порядок формирования которого утвержден приказом Минэкономразвития России от 29 июня 2015 г. N 422, отсутствует по всем объектам проекта плана закупок;
в нарушение пункта 3 Требований, согласно которому в плане закупок отдельными строками указывается итоговый объем финансового обеспечения, предусмотренный для осуществления закупок в текущем финансовом году, плановом периоде и последующих годах (в случае осуществления закупок, которые планируются по истечении планового периода), детализированный на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации или на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии, объем финансового обеспечения (планируемые платежи) для осуществления закупки на соответствующий финансовый год приведен в проекте плана закупок без разбивки по каждому коду бюджетной классификации.
1.8. В нарушение абзаца третьего статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и пункта 1 приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", согласно которым здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории федеральных органов исполнительной власти, входят в перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется, в обоснованиях бюджетных ассигнований для обеспечения нужд Минпросвещения России (форма по ОКУД 0505184) запланированы расходы на охрану объектов министерства (код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) 80.10 "Услуги частных охранных служб") в размере 56 500,0 тыс. рублей (на 2019 год - 18 500,0 тыс. рублей, на 2020 и 2021 годы - по 19 000,0 тыс. рублей ежегодно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству просвещения Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) внести в реестр расходных обязательств сведения о законах и иных нормативных правовых актах, обусловливающих правовые основания для принятия следующих расходных обязательств:
по разделу 07 "Образование" подразделу 02 "Общее образование", целевой статье 02 5 02 93489 "Денежное поощрение лучших учителей", виду расходов 350 "Премии и гранты";
по разделу 07 "Образование" подразделу 09 "Другие вопросы в области образования", целевой статье 41 3 01 96234 "Обеспечение деятельности фонда Русский мир", виду расходов 633 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями";
по разделу 07 "Образование" подразделу 09 "Другие вопросы в области образования", целевой статье 02 4 02 62270 "Субсидии Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России", виду расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".
2) обеспечить отражение в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" распределений субсидии на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, а также иных межбюджетных трансфертов на создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, между субъектами Российской Федерации, а также проектов соответствующих соглашений с субъектами Российской Федерации.
3) форму ОБАС по ОКУД 0505200 по коду бюджетной классификации 073 0705 02 1 02 90059 611 привести в соответствие с перечнем организаций, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 июня 2018 г. N 1293-р, а также совместно с Минфином России рассмотреть вопрос о перераспределении Министерству науки и высшего образования Российской Федерации бюджетных ассигнований по подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации", предусмотренных на финансовое обеспечение выполнения государственного задания подведомственными ему государственными бюджетными (автономными) образовательными учреждениями дополнительного профессионального образования, в размере 222 075,2 тыс. рублей (2019 год - 69 215,0 тыс. рублей, 2020 год - 75 507,4 тыс. рублей, 2021 год - 77 352,8 тыс. рублей);
4) принять меры по отражению в обоснованиях бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на иные цели федеральному государственному бюджетному учреждению "Дирекция "Школа-2025" на осуществление мероприятий по капитальному ремонту (реставрации) объектов недвижимого имущества в объеме 50 000,0 тыс. рублей ежегодно в 2019 - 2021 годах по подразделу классификации расходов бюджетов 0709 "Другие вопросы в области образования";
5) направить на заключение в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации предварительный проект плана информатизации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов в соответствии с требованиями пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
6) проект плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов привести в соответствие с требованиями к форме плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552, в части соблюдения структуры и состава идентификационного кода закупки товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, а также детализации на объем финансового обеспечения по каждому коду бюджетной классификации или на объем финансового обеспечения по каждому соглашению о предоставлении субсидии.
7) утвердить нормативные затраты на обеспечение функций Министерства просвещения Российской Федерации и требования к закупаемым Министерством просвещения Российской Федерации и подведомственными ему бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг).
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от "19" октября 2018 г. N 51К (1272).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" пункты 1-4 представления должны быть выполнены в срок до 26 октября 2018 года, пункты 5 - 7 - в срок до 21 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру просвещения Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 октября 2018 г. N ПР 12-302/12-04
Текст представления официально опубликован не был