Представление Счетной палаты РФ от 19 октября 2018 г. N ПР 04-278/04-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Министерстве иностранных дел Российской Федерации.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. При формировании МИДом России реестра расходных обязательств (далее - РРО).
1.1.1. В нарушение пункта 2 статьи 87 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 3, 11 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 (далее - Правила ведения РРО), в графе 9 РРО на 2019 - 2021 годы, сформированного МИДом России, имеют место ссылки на подпункты нормативных правовых актов, не устанавливающие правовые основания для принятия расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов:
1) по КБК 310 07 01 02201 90059 611 (субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) в части нормативного правового акта первого уровня имеется ссылка на подпункт 42.2 пункта 6 раздела II Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 года N 865 "Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации" (далее - Положение о МИД России), устанавливающий полномочие МИДа России по утверждению нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями МИДа России;
2) по КБК 310 07 02 02202 90059 611, КБК 310 07 04 02102 90059 611 и КБК 310 07 07 02404 90059 611 (субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), КБК 310 07 04 02102 90059 621 (субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ), КБК 310 07 02 02202 90059 612, КБК 310 07 04 02102 90059 612 и КБК 310 07 04 02102 93490 612 (субсидии бюджетным учреждениям на иные цели) в части нормативного правового акта первого уровня имеется ссылка на:
подпункт 42.2 пункта 6 раздела II Положения о МИД России, устанавливающий полномочие МИД России по утверждению нормативных затрат на оказание государственных услуг в сфере образования загранучреждениями;
подпункт 43 пункта 6 раздела II Положения о МИД России, устанавливающий полномочие МИД России на осуществление закупок товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
подпункт 10.1 пункта 7 раздела II Положения о МИД России, устанавливающий право МИД России в целях реализации своих полномочий создавать специализированные структурные образовательные подразделения загранучреждений, приостанавливать и прекращать их деятельность;
3) по КБК 310 07 08 02101 90059 611 (субсидии бюджетным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) по прикладным научным исследованиям в области образования), КБК 310 07 08 02101 90059 621 (субсидии автономным учреждениям на финансовое обеспечение государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) по прикладным научным исследованиям в области образования), КБК 310 10 04 03307 93986 321 (пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств) в части нормативного правового акта первого уровня имеется ссылка - на подпункт 33 пункта 6 раздела II Положения о МИД России, устанавливающий полномочие МИД России по осуществлению кадрового обеспечения центрального аппарата МИДа России, загранучреждений, территориальных органов, подведомственных организаций, организации подготовки, профессиональной переподготовки и повышения профессиональной и языковой квалификации кадров дипломатической службы.
1.1.2. В нарушение пункта 17 Правил ведения РРО МИДом России не обеспечено в течение 2 рабочих дней со дня получения от Минфина России уведомления об отказе в принятии представленного реестра внесение в РРО изменений в соответствии с представленными Минфином России замечаниями (представлен в Минфин России 31 июля 2018 года с просрочкой в 5 рабочих дней). При этом Минфином России 31 июля 2018 года повторно направлено в МИД России уведомление об отказе в принятии представленного реестра в связи с необходимостью его доработки.
1.2. В ходе проверки выявлены нарушения Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 2016 г. N 128н (далее - Порядок формирования обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета).
1.2.1. В нарушение пункта 7 Порядка формирования обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета в обосновании прогноза доходов по государственной пошлине за совершение действий, связанных с приобретением гражданства Российской Федерации или выходом из гражданства Российской Федерации, а также с въездом в Российскую Федерацию или выездом из Российской Федерации (форма по ОКУД 0505441) по КБК 310 1 08 06000 01 0000 110 от 24 августа 2018 года не предусмотрен и не заполнен раздел 2.1 "Расчет прогноза доходов", состоящий из 17 граф. В разделе 1.2 "Справочно: Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам" не заполнены графы 3 "Исполнение за 2014 год", 4 "Исполнение за 2015 год", 5 "Исполнение за 2016 год" и 8 "Среднее значение за годы, предшествующие текущему". В разделе 1.1. "Прогноз доходов в федеральный бюджет в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации с учетом нормативов распределения" в графе 3 "Исполнение прогноза доходов на 1 августа 2018 года" указан недостоверный показатель исполнение доходов на 1 августа 2018 года 6 573,8 тыс. рублей. При этом в графе 7 раздела 1.2 "Справочно. Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам" указано исполнение доходов на 1 августа 2018 года в сумме 22 328,4 тыс. рублей.
1.2.2. В нарушение пункта 7 Порядка формирования обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета в обосновании прогноза доходов от перечисления части прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов (форма по ОКУД 0505459) по КБК 310 1 11 07011 01 6000 120 от 24 августа 2018 года не заполнены: в разделе 1.2. "Исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по доходам (СПРАВОЧНО)" - столбцы 3 "Исполнение за 2014 год", 4 "Исполнение за 2015 год", 5 "Исполнение за 2016 год" и 8 "Среднее значение за годы, предшествующие текущему", в разделе 2.2.1 "Детализированный расчет исполнения прогноза доходов в текущем финансовом году" - графы 3 и 4 "Сведения о государственном унитарном предприятии (наименование, характеристика)", 6 и 7 "Объем чистой прибыли за 2017 год (отчетный финансовый год", 10 и 11 "Доля чистой прибыли, перечисленная в бюджет". Кроме того, в разделах 2.2.2 "Детализированный расчет оценки исполнения прогноза доходов в текущем финансовом году", 2.2.3 "Детализированный расчет прогноза доходов на очередной финансовый год", 2.2.4 "Детализированный расчет прогноза доходов на первый год планового периода" и 2.2.5 "Детализированный расчет прогноза доходов на второй год планового периода" не заполнены графы 3 и 4 "Сведения о государственном унитарном предприятии" (наименование, характеристика)".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "форма по ОКУД 0505460"
1.3. В ходе проверки выявлены нарушения Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н (далее - Порядок формирования ОБАС).
1.3.1. В нарушение пункта 662 Порядка формирования ОБАС в обоснованиях бюджетных ассигнований на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (форма по ОКУД 0505492) по КБК 310 01 13 41110 90019 122 объем бюджетных ассигнований на 2018 год (461 546,5 тыс. рублей) не соответствует объему бюджетных ассигнований на 2018 год, указанному в соответствующих обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (461 826,5 тыс. рублей).
1.3.2. В нарушение пункта 696 Порядка формирования ОБАС в обоснованиях бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета (форма по ОКУД 0505184) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 0113 41110 90019 244 объем бюджетных ассигнований на 2018 год (2 049 499,9 тыс. рублей) не соответствует объему бюджетных ассигнований на 2018 год, указанному в соответствующих обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (2 049 207,5 тыс. рублей).
1.3.3. В нарушение пункта 700 Порядка формирования ОБАС в графе 1 подраздела 2.2 раздела 2 обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества загранучреждений МИДа России на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (форма по ОКУД 0505184) по КБК 0108 41 1 10 90039 243 не указаны получатели бюджетных средств - конкретные загранучреждения МИДа России (указано "Министерство иностранных дел Российской Федерации).
1.3.4. В нарушение пункта 704 Порядка формирования ОБАС в разделе 3 обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета (форма по ОКУД 0505184) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 0113 41110 90019 244 в графе "Наименование мероприятия государственной программы Российской Федерации либо непрограммного направления деятельности (функции, полномочия), наименование международного договора Российской Федерации"*(1) указывается основное мероприятие "Обеспечение функций в области ветеринарного и фитосанитарного надзора", которое отсутствует в государственной программе Российской Федерации "Внешнеполитическая деятельность";
1.3.5. В нарушение пункта 704.1 Порядка формирования ОБАС в разделе 3 обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета (форма по ОКУД 0505184) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 3100113 4111090019 244:
графы "Нормативный правовой (правовой) акт (вид, дата, номер, наименование, статуе, предполагаемая дата изменения статуса)"*(2) в отношении 85 из 404 объектов закупок МИД России не заполнены (21%);
в графах "Нормативный правовой (правовой) акт (вид, дата, номер, наименование, статус, предполагаемая дата изменения статуса)"*(3) в отношении объектов закупок МИД России приведен Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1084 "Вопросы Федерального агентства специального строительства", который не устанавливает требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий государственных органов;
в графах "Нормативный правовой (правовой) акт (вид, дата, номер, наименование, статус, предполагаемая дата изменения статуса)"*(4) в отношении объектов закупок представительств МИД России на территории Российской Федерации указан приказ МИД России 13 сентября 2017 г. N 8с/дб "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Министерства иностранных дел Российской Федерации", не устанавливающий требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) и (или) к определению нормативных затрат на обеспечение функций, полномочий территориальных органов.
1.3.6. В нарушение пункта 745 Порядка формирования ОБАС в разделе 3 обоснований бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий (форма по ОКУД 0505493) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 01 13 41110 90059 242 и КБК 310 0113 41110 90019 242 содержание графы "Обоснование соответствия объекта закупки мероприятию государственной программы Российской Федерации, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации"*(5) по объектам закупок ФКУ "Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации комплекса зданий МИД России" и по объектам закупок 2018 года МИД России - частично, всех представительств МИД России на территории Российской Федерации - в полном объеме соответственно идентично содержанию графы "Ожидаемый результат реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации"*(6), что свидетельствует о том, что графа "Ожидаемый результат реализации мероприятия государственной программы Российской Федерации" не может считаться заполненной.
1.3.7. В нарушение пункта 1191 Порядка формирования ОБАС графа 3 в подразделах 2.1.2, 2.1.3, 2.1.4 раздела 2 обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (форма по ОКУД 0505200) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 0702 0220290059 611 (ФГБОУ "Средняя школа-интернат МИД России") от 16 июля 2018 года не указаны показатели, отражающие отраслевую специфику государственной услуги, содержащиеся в общероссийском классификаторе государственных и муниципальных услуг Минобрнауки России.
1.3.8. В нарушение пункта 1202 Порядка формирования ОБАС в обоснованиях бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на иные цели (форма по ОКУД 0505201) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 0113 41110 90059 612 от 16 июля 2018 года объем бюджетных ассигнований на 2018 год (620,6 тыс. рублей) не соответствует объему бюджетных ассигнований на 2018 год, указанному в соответствующих обоснованиях от 10 июля 2018 года на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (19 108,1 тыс. рублей).
1.3.9. В нарушение пункта 1222 Порядка формирования ОБАС в разделе 1 и подразделе 1.1 раздела 1 обоснований бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям, (за исключением федеральных государственных учреждений) (форма по ОКУД 0505203) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов:
1) по КБК 310 01 13 41107 62241 632 не заполнена графа 3 "Объем бюджетных ассигнований на 2018 год (на текущий финансовый год)" при наличии таких данных в соответствующей форме на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (на 2018 год предусмотрено 53 639,4 тыс. рублей);
2) по КБК 310 01 13 41107 62242 632 не заполнена графа 3 "Объем бюджетных ассигнований на 2018 год (на текущий финансовый год)" при наличии таких данных в соответствующей форме на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (на 2018 год предусмотрено 81 407,4 тыс. рублей).
1.3.10. В нарушение пункта 1299 Порядка формирования ОБАС в обоснованиях бюджетных ассигнований в части уплаты налога на имущество организаций и земельного налога (форма по ОКУД 0505211) в 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 годов по КБК 310 0113 41110 90019 851 объем бюджетных ассигнований на 2018 год (23 886,3 тыс. рублей) не соответствует объему бюджетных ассигнований на 2018 год, указанному в соответствующих обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (24 158,7 тыс. рублей).
1.3.11. В нарушение пункта 1323 Порядка формирования ОБАС в обоснованиях бюджетных ассигнований в части взносов в международные организации и платежей в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями (форма по ОКУД 0505214) на 2019 год и на плановый период 2020 год и 2021 годов (взносы в международные организации) по КБК 310 0108 41 1 01 92794 862 от 23 июля 2018 года (с изменениями, внесенными 28 сентября 2018 года) по отдельным взносам в международные организации указаны нормативные правовые акты и иные документы, которые не устанавливают прядок расчета размеров взносов в международные организации:
1) по взносам в Организацию Объединенных Наций (строка 0), Организацию Объединенных Наций по промышленному развитию (строка 6), Международное агентство по атомной энергии (строка 9) в качестве правового основания указана Нота Министерства иностранных дел Российской Федерации от 26 декабря 1991 г. N 1089/н о продолжении участия Российской Федерации вместо СССР в ООН, ее органах и международно-правовых документах, направленная Генеральному секретарю Организации Объединенных Наций;
2) по взносам в Организацию Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (строка 5) в качестве правового основания указано постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 2008 г. N 598 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 августа 1992 г. N 609 "Об образовании Комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО";
3) по взносам в Организацию по договору о всеобъемлющим запрещении ядерных испытаний (строка 12) в качестве правового основания указано постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2005 г. N 537.
1.3.12. В нарушение пункта 1324 Порядка формирования ОБАС в обоснованиях бюджетных ассигнований в части взносов в международные организации и платежей в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями (форма по ОКУД 0505214) на 2019 год и на плановый период 2020 год и 2021 годов по КБК 310 01 08 41 1 01 92794 863 от 23 июля 2018 года в разделе 3 "Расчет объема бюджетных ассигнований в части взносов в международные организации и платежей в целях обеспечения реализации соглашений с правительствами иностранных государств и международными организациями в иностранной валюте" не указаны загранучреждения МИДа России - получатели средств федерального бюджета с разбивкой по странам и объемам средств федерального бюджета, выделяемых в 2019 - 2021 годах на мероприятия по восстановлению, ремонту, благоустройству и уходу за российскими (советскими) воинскими захоронениями за рубежом (указано "межправительственные комиссии и рабочие группы", которые не являются получателями средств федерального бюджета на указанные мероприятия).
1.4. В нарушение пункта 1197 Порядка формирования ОБАС, пункта 33 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), в обоснованиях бюджетных ассигнований на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (форма по ОКУД 0505200) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 0113 41110 90059 611 коэффициент платной деятельности на 2019 год в отношении ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий МИД России" (далее - УЭЗ МИД России) определен в размере 0,96510 исходя из данных, не соответствующих отчетному финансовому году (2017 год) в части поступления средств от приносящей доходы деятельности:
объем субсидии, полученной из федерального бюджета на финансовое обеспечение выполнения государственного задания - 969 165,20 тыс. рублей;
сумма поступлений от приносящей доходы деятельности - 35 048,20 тыс. рублей.
Согласно отчетам об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности на 1 января 2018 года УЭЗ МИД России доходы от оказания платных услуг (работ) составили 22 834,0 тыс. рублей, следовательно, коэффициент платной деятельности на 2019 год для УЭЗ МИД России должен быть равен 0,977.
1.5. В нарушение пункта 8 Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ федеральными государственными автономными учреждениями, в отношении которых Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного приказом МИДа России от 25 ноября 2016 года N 22065 (далее - Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ автономными учреждениями МИД России), и пункта 8 Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ федеральными государственными бюджетными учреждениями, в отношении которых Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет функции и полномочия учредителя, утвержденного приказом МИД России от 25 ноября 2016 года N 22066 (далее - Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ бюджетными учреждениями МИД России), представленные проверке значения и величина составляющих нормативных затрат по работам как результаты расчета нормативных затрат по государственным работам "Проведение прикладных научных исследований" МГИМО МИД России и Дипломатической академии МИД России на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов не содержат подписей руководителя и главного бухгалтера соответствующего учреждения.
1.6. В нарушение подпункта "а" пункта 4 Правил формирования, утверждения и ведения плана закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 г. N 552 (далее - Правила формирования плана закупок), МИДом России, как главным распорядителем бюджетных средств, не установлены сроки предоставления государственными заказчиками, действующими от имени Российской Федерации (подведомственное казенное учреждение, территориальные органы - представительства МИД России на территории Российской Федерации, загранучреждения), планов закупок для формирования на их основании в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации обоснований бюджетных ассигнований на осуществление закупок.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. В приложениях к приказу МИДа России от 19 декабря 2017 г. N 24497 по отдельным кодам классификации доходов федерального бюджета указаны не все правовые основания по источникам доходов федерального бюджета:
1) в приложении N 4:
по КБК 310 2 18 01010 01 0000 180 "Доходы федерального бюджета от возврата бюджетными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" по источнику доходов федерального бюджета - "доходы от возврата федеральными государственными бюджетными учреждениями МИД России остатков субсидий прошлых лет" в качестве правового основания по источнику доходов не указаны части 17 и 18 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", в соответствии с которыми определены основания (условия) возврата бюджетными учреждениями в соответствующий бюджет остатков субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания и на иные цели, предоставленных в соответствии с абзацами первым и вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункт 46 Положения о формировании государственного задания, в котором установлено, что подлежат возврату в федеральный бюджет остатки субсидии, если показатели объема услуги, указанные в предварительном отчете о выполнении государственного задания бюджетным или автономным учреждением, будут меньше показателей, установленных в государственном задании;
по КБК 310 2 18 01020 01 0000 180 "Доходы федерального бюджета от возврата автономными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" по источнику - "доходы федерального бюджета от возврата бюджетными и автономными учреждениями остатков субсидий прошлых лет" в качестве правового основания по источнику доходов не указан пункт 46 Положения о формировании государственного задания;
2) в приложении N 7 по КБК 310 1 11 05050 01 0100 120 "Доходы от использования федерального имущества, расположенного за пределами территории Российской Федерации, получаемые за рубежом (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой загранучреждениями)" по источнику доходов федерального бюджета - "арендная плата по договорам аренды имущества, находящегося в оперативном управлении загранучреждений МИД России" в качестве правового основания по источнику доходов не указаны пункты 7 и 8 Положения об управлении федеральным имуществом, находящимся за пределами Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 884, которыми определены условия передачи в аренду недвижимого имущества за рубежом и порядок определения размера арендной платы.
2.2. МИДом России поступление средств за оказание платных услуг от осуществления образовательной деятельности специализированными структурными образовательными подразделениями при загранучреждениях МИДа России на 2019 - 2021 годы запланировано по КБК 310 1 13 02061 01 0100 130 "Доходы, поступающие в порядке возмещения расходов, понесенных в связи с эксплуатацией федерального имущества" (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой загранучреждениями) в объеме 4 741,55 тыс. долларов США, 4 707,22 тыс. долларов США и 4 721,76 тыс. долларов США соответственно.
При этом в Методике прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Министерством иностранных дел Российской Федерации, в федеральный бюджет, утвержденной приказом МИДа России от 19 декабря 2017 г. N 24497 (с изменениями, утвержденными приказом МИДа России от 2 марта 2018 г. N 3060) (далее - Методика прогнозирования доходов), и приложении N 7 к приказу МИДа России от 15 декабря 2017 г. N 24325 для учета поступления средств за оказание платных услуг от осуществления образовательной деятельности специализированными структурными образовательными подразделениями при загранучреждениях МИДа России предусмотрен код доходов 310 1 13 01991 01 0100 130 "Прочие доходы от оказания платных услуг (работ) получателями средств федерального бюджета (средства, поступающие от деятельности, осуществляемой загранучреждениями)".
2.3. Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ автономными учреждениями МИД России и Порядок определения нормативных затрат на выполнение государственных работ бюджетными учреждениями МИД России не приведены в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 июля 2018 года N 849 "О внесении изменений в Положение о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания" (вступило в силу с 28 июля 2018 года).
В пункте 9 указанных Порядков, определяющем состав затрат на выполнение работы, указаны:
1) затраты на приобретение материальных запасов и на приобретение движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), не отнесенного к особо ценному движимому имуществу и используемого в процессе выполнения работы, с учетом срока его полезного использования, а также затраты на аренду указанного имущества (подпункт "б").
Вместе с тем, в соответствии с действующей редакцией Положения о формировании государственного задания в состав затрат на выполнение работы включаются затраты на приобретения любого движимого имущества (основных средств и нематериальных активов), в том числе не отнесенного к особо ценному движимому имуществу;
2) затраты на формирование резерва на полное восстановление состава объектов особо ценного движимого имущества, используемого в процессе выполнения работы (основных средств и нематериальных активов, амортизируемых в процессе выполнения работы), с учетом срока их полезного использования (подпункт "б (1)").
Вместе с тем, в действующей редакции Положения о формировании государственного задания имеет место оговорка о включении в нормативные затраты на выполнение работы указанных затрат только "в случае, если указанные затраты в соответствии с общими требованиями не включены в состав затрат, предусмотренных подпунктом "б" пункта 29 Положения о формировании государственного задания".
2.4. Положения пункта 2 Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ автономными учреждениями МИД России и пункта 2 Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ бюджетными учреждениями МИД России не приведены в соответствие с действующей редакцией пункта 31 Положения о формировании государственного задания в части показателей, применяемых при определении нормативных затрат на выполнение работы.
2.5. Предложения по распределению базовых бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов (обоснования бюджетных ассигнований), выделяемых на реализацию подпрограмм и (или) основных мероприятий (структурных элементов) государственных программ направлены МИДом России в адрес ответственных исполнителей государственных программ позднее 13 июля 2018 года, например, по следующим кодам бюджетной классификации расходов: 310 03 11 08605 92008 122 (направлено 23 июля 2018 года в Министерство внутренних дел Российской Федерации, просрочка составила 10 календарных дней), 310 09 02 01104 90059 612 (направлено 30 июля 2018 года в Министерство здравоохранения Российской Федерации, просрочка составила 18 календарных дней); 310 09 02 01 К 07 90059 611 (направлено 30 июля 2018 года в Министерство здравоохранения Российской Федерации, просрочка составила 18 календарных дней), что не соответствует пункту 2.8 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по кодам классификации расходов бюджетов, утвержденных Минфином России, доведенных письмом Минфина России от 22 июня 2018 года N 16-01-14/43039 (далее - Методические указания по распределению бюджетных ассигнований), и пункту 61 Графика подготовки и рассмотрения в 2018 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов (поручение Правительства Российской Федерации от 23 марта 2018 г. N ИШ-П13-1716).
2.6. МИДом России в приказе от 23 мая 2017 г. N 8570 установлены нормы расходов на прием и обслуживание официальных лиц, иностранных представителей и делегаций в МИДе России, не соответствующие нормам, установленных приказом Минфина России от 2 апреля 2018 г. N 12дсп.
Минфином России определены нормы расходов на памятные подарки и сувенирную продукцию соответственно 1,5 тыс. рублей и 0,7 тыс. рублей на одного человека. МИДом России установлены нормы расходов на приобретение сувениров: для руководителя делегации - до 3 тыс. рублей, для членов делегации - до 2,5 тыс. рублей.
Минфином России установлены нормы расходов на осуществление культурной программы 0,6 тыс. рублей на одного человека в день, МИДом России установлены нормы расходов на культурное мероприятие до 1 тыс. рублей на одного человека в день.
2.7. МИДом России должным образом не осуществляются ведомственный контроль в сфере закупок в отношении территориальных органов и загранучреждений, предусмотренный пунктом 3 Правил осуществления ведомственного контроля в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2014 г. N 89:
2.7.1. В нарушение приложения N 7 к Нормативным затратам на обеспечение функций территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, казенного учреждения, подведомственного МИДу России, утвержденным приказом МИДа России от 29 мая 2017 г. N 8952, в расчетам к проекту бюджетной сметы Представительства МИД России в г. Иркутске на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов от 14 мая 2018 года по КБК 310 0113 41110 90019 244:
по КОСГУ 310 запланированы расходы для пункта охраны при отсутствии штатных единиц охранников в штате Представительства МИД России в г. Иркутске на 2018 год;
по КОСГУ 340 расчет запланированных расходов на приобретение хозяйственных материалов и инвентаря произведен исходя из штатной численности вместо расчета на 1 заказчика.
2.7.2. В нарушение пункта 92 Нормативных затрат на обеспечение деятельности территориальных органов - представительств МИД России на территории Российской Федерации, казенного учреждения, подведомственного МИДу России, утвержденных приказом МИДа России от 29 мая 2017 года N 8952, затраты на приобретение бланочной продукции заложены исходя из норматива 50,0 тыс. рублей в год без детализированных расчетов по видам бланочной продукции.
2.7.3. В нарушение подпункта "а" пункта 4 Правил формирования плана закупок планы закупок на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Представительствами МИД России в г. Воронеже, г. Петрозаводске, г. Чите не сформированы.
2.7.4. В нарушение пункта 4 Правил обоснования закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2015 N 555:
в планах закупок загранучреждений МИДа России на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов не заполнена графа 6 "Обоснование соответствия объекта и (или) объектов закупки мероприятию государственной (муниципальной) программы, функциям, полномочиям и (или) международному договору Российской Федерации";
в планах закупок на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов Представительства МИД России в г. Сочи и Представительства МИД России в г. Барнауле, утвержденных 30 августа 2018 года, в графе 7 не указаны нормативные правовые (правовые) акты, которые должны быть утверждены в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счётной палате Российской Федерации" Министерству иностранных дел Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) привести реестр расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) на 2019 год и на плановый период 2020 - 2021 годов, в части МИДа России в соответствие с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и Правил ведения реестра расходных обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 27 февраля 2017 г. N 24н;
2) привести обоснования прогноза поступления доходов в федеральный бюджет в соответствие с положениями Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 2016 г. N 128н;
3) привести обоснования бюджетных ассигнований на 2019 - 2021 годы в соответствие с положениями Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 года N 261н;
4) установить коэффициент платной деятельности на 2019 год в отношении ФГБУ "Управление по эксплуатации зданий МИД России" в соответствии с требованиями Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, и внести соответствующие изменения в ОБАС на предоставление субсидий федеральным государственным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (форма по ОКУД 0505200) на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов по КБК 310 0113 41110 90059 611;
5) провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения.
6) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий, выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 19 октября 2018 г. N 51К (1272).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" указанные в представлении требования по пунктам 1-4 должны быть выполнены до 26 октября 2018 года, по пунктам 5 - 6 до 21 декабря 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру иностранных дел Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
*(1) в форме ОБАС (приложение N 22 Порядка формирования ОБАС) графа 5, в ОБАС - графа 6.
*(2) в форме ОБАС (приложение N 22 Порядка формирования ОБАС) графы с 10 по 15, в ОБАС - графы с 11 по 16.
*(3) в форме ОБАС (приложение N 22 Порядка формирования ОБАС) графы с 10 по 15, в ОБАС - графы с 11 по 16.
*(4) в форме ОБАС (приложение N 22 Порядка формирования ОБАС) графы с 10 по 15, в ОБАС - графы с 11 по 16.
*(5) в форме ОБАС (приложение N 25 Порядка формирования ОБАС) графа 7, в ОБАС - графа 8.
*(6) в форме ОБАС (приложение N 25 Порядка формирования ОБАС) графа 6, в ОБАС - графа 7.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 19 октября 2018 г. N ПР 04-278/04-01
Текст представления официально опубликован не был