Представление Счетной палаты РФ от 7 ноября 2018 г. N ПР 04-324/04-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год и Планом работы Комитета государственного контроля Республики Беларусь на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" и бюджетной отчетности об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год в целях подготовки заключения на отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год" (совместно с Комитетом государственного контроля Республики Беларусь) в Постоянном Комитете Союзного государства (далее - Постоянный Комитет).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение статьи 68 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" (далее - Порядок формирования и исполнения бюджета), согласно которой финансовое обеспечение расходов бюджета Союзного государства в период временного управления бюджетом осуществляется в пределах одной четвертой бюджетных ассигнований предыдущего года в расчете на квартал (не более одной двенадцатой в расчете на месяц) по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета Союзного государства, Постоянным Комитетом в 2017 году допущено превышение предельного объема помесячного финансового обеспечения по 10 из 12 профинансированных разделов функциональной классификации расходов бюджета Союзного государства. Минимальное превышение (в 1,03 раза) образовалось по разделу 05 "Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства", максимальное (в 3,3 раза) - по разделу 04 "Военно-техническое сотрудничество".
1.2. В нарушение Положения о бюджетной классификации Союзного государства, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 июля 2015 г. N 6 (далее - Положение о бюджетной классификации), средства в сумме 44 417,3 тыс. рублей, поступившие от Минсельхоза России на счет по учету средств бюджета Союзного государства в виде неустойки за просрочку выполнения работ, штрафа за неисполнение обязательств по государственному контракту и процентов за пользование чужими денежными средствами в рамках выполнения программы Союзного государства "Инновационное развитие производства картофеля и топинамбура", утвержденной постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 октября 2013 г. N 6, отражены Постоянным Комитетом в отчете об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год по группе 200 "Неналоговые доходы", подгруппе 900 "Иные неналоговые доходы", статье доходов 3000 "Возврат дебиторской задолженности прошлых лет и другое" (код классификации доходов бюджета Союзного государства 001 200 900 3000 0000 000), при этом указанные доходы должны отражаться по группе 200 "Неналоговые доходы", подгруппе 700 "Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности" (код классификации доходов бюджета Союзного государства 001 200 700 0000 0000 000).
Таким образом, отчет об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год, в котором средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, составили 39,9 тыс. рублей, иные неналоговые доходы - 1 897 179,8 тыс, рублей, включая возврат дебиторской задолженности прошлых лет - 54 527,7 тыс, рублей, требует корректировки в части показателей неналоговых доходов в разрезе подгрупп и статей доходов на 44 417,3 тыс. рублей. По данным проверки указанные показатели составили 44 457,2 тыс. рублей, 1 852 762,5 тыс. рублей и 10 110,4 тыс. рублей соответственно.
1.3. Установлены нарушения требований Порядка составления и утверждения смет расходов на проведение мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, и представления отчетности по их выполнению, утвержденного постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 12 (далее - Порядок составления и утверждения смет расходов на мероприятия).
1.3.1. В нарушение пункта 4 Порядка составления и утверждения смет расходов на мероприятия:
сводные сметы расходов средств бюджета Союзного государства по двум мероприятиям Союзного государства, предусмотренным Декретом Высшего Государственного Совета Союзного государства от 17 апреля 2017 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2017 год" (далее - Декрет N 2) на общую сумму 72 752,8 тыс. рублей (в том числе: по мероприятию "Информационное обеспечение строительства Союзного государства" - на сумму 59 090,0 тыс. рублей; по мероприятию "Издательская деятельность" - на сумму 13 662,8 тыс. рублей) Постоянным Комитетом, как государственным заказчиком-координатором указанных мероприятий, в 2017 году не составлялись;
сметы расходов средств бюджета Союзного государства по двум мероприятиям Союзного государства на общую сумму 62 453,4 тыс. рублей (в том числе: по мероприятию "Информационное обеспечение строительства Союзного государства" - на сумму 49 500,0 тыс. рублей; по мероприятию "Издательская деятельность" - на сумму 12 953,4 тыс. рублей) Постоянным Комитетом, как государственным заказчиком, в 2017 году не составлялись;
оплата услуг в 2017 году по договорам на выполнение указанных мероприятий Союзного государства в общей сумме 60 060,6 тыс. рублей (в том числе по мероприятию "Информационное обеспечение строительства Союзного государства" - 47 154,5 тыс. рублей, по мероприятию "Издательская деятельность" - 12 906,1 тыс. рублей) произведена Постоянным Комитетом при отсутствии утвержденных в установленном порядке сводных смет и смет Постоянного Комитета как государственного заказчика на мероприятия.
При этом отдельные направления рассматриваемых мероприятий реализовывались Постоянным Комитетом на основании смет расходов, являвшихся приложениями к договорам, заключенным в целях выполнения указанных мероприятий, которые составлялись по отдельным работам (услугам), выполняемым (оказываемым) в рамках этих договоров, что не предусмотрено Порядком составления и утверждения смет расходов на мероприятия.
1.3.2. В нарушение пункта 1 статьи 21 Декрета N 2 и пункта 10 Порядка составления и утверждения смет расходов на мероприятия, согласно которым финансирование мероприятий по разделу "Средства массовой информации" в случаях, когда государственным заказчиком мероприятий является Постоянный Комитет, осуществляется на основании сводной бюджетной росписи при наличии смет расходов на их проведение, согласованных с Министерством информации Республики Беларусь и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (в части их компетенции) и утвержденных Государственным секретарем, сметы расходов по 11 договорам Постоянного Комитета на общую сумму 31 447,2 тыс. рублей, которые профинансированы по разделу "Средства массовой информации", не согласованы в установленном порядке с Министерством информации Республики Беларусь и Роспечатью (в части их компетенции).
Так, по мероприятию "Издательская деятельность" сметы расходов на территории Российской Федерации на общую сумму 5 730,3 тыс. рублей по четырем договорам Постоянного Комитета не согласованы с Роспечатью на сумму 4 547,4 тыс. рублей (79,4 %).
По мероприятию "Информационное обеспечение строительства Союзного государства" половина смет на общую сумму 26 899,8 тыс. рублей по семи договорам Постоянного Комитета не согласованы в установленном порядке, в том числе: сметы расходов на территории Республики Беларусь на общую сумму 1 900,0 тыс. рублей по двум договорам - с Министерством информации Республики Беларусь; сметы расходов на территории Российской Федерации на общую сумму 24 999,8 тыс. рублей по пяти договорам - с Роспечатью.
При этом Роспечать неоднократно информировала (письма от 20 января 2016 г. N 8/2-8-30581657, от 11 февраля 2016 г. N 8/1-8-1544/49) Постоянный Комитет о готовности рассматривать и согласовывать исключительно сметы расходов по издательской деятельности Постоянного Комитета в соответствии с Планом издательской деятельности, утвержденным Государственным секретарем Союзного государства, в том числе сметы расходов на выпуск периодических печатных изданий в части согласования расходов на оплату бумаги, типографических расходов и расходов по распространению изданий, которые относятся к компетенции Роспечати.
1.3.3. В нарушение пункта 1 статьи 21 Декрета N 2 и пункта 10 Порядка составления и утверждения смет расходов на мероприятия смета расходов на оказание ООО "Международные конгрессы и выставки" услуги по организации стенда Постоянного Комитета на 18-й международной выставке "Таможенная служба - 2017" на сумму 99,99 тыс. рублей в рамках мероприятия Союзного государства "Информационное обеспечение строительства Союзного государства", профинансированного по разделу "Средства массовой информации", утверждена не Государственным секретарем Союзного государства, а руководителем Аппарата Государственного секретаря Союзного государства.
1.3.4. В нарушение абзаца 1 пункта 4 Порядка составления и утверждения смет расходов на мероприятия, в соответствии с которым сводная смета составляется по форме согласно приложению 1 к указанному Порядку, сводные сметы расходов средств бюджета Союзного государства на организацию и проведение четырех мероприятий Союзного государства на общую сумму 42 569,2 тыс. рублей составлены без указания даты их утверждения Минкультуры России, смета расходов средств бюджета Союзного государства на проведение в 2017 году мероприятия "Фестиваль "Молодежь - за Союзное государство" на сумму 13 500,0 тыс. рублей - без указания даты ее согласования Государственным секретарем Союзного государства, а сводная смета расходов средств бюджета Союзного государства на проведение мероприятия "Спартакиада Союзного государства для детей и юношества" на общую сумму 34 976,2 тыс. рублей - без указания даты ее утверждения государственным заказчиком-координатором (Минспорта России) и государственным заказчиком (Минспорта Беларуси) и согласования Государственным секретарем Союзного государства.
1.3.5. В нарушение абзаца 5 пункта 14 Порядка составления и утверждения смет расходов на мероприятия, в соответствии с которым отчет о фактическом исполнении сметы составляется по форме согласно приложению 3 к указанному Порядку, отчет Постоянного Комитета о фактическом исполнении сметы расходов на мероприятие Союзного государства "Премирование в области литературы и искусства", подписанный Государственным секретарем Союзного государства и главным бухгалтером Постоянного Комитета, составлен без указания даты, на которую исполнена смета.
1.4. Установлены нарушения Положения о закупках товаров, работ, услуг, осуществляемых за счет средств бюджета Союзного государства для нужд Постоянного Комитета Союзного государства, утвержденного приказом Постоянного Комитета от 26 июля 2016 г. N 34 (далее - Положение о закупках).
1.4.1. В нарушение пункта 2.13.6 подраздела 2.13 Положения о закупках, согласно которому утвержденный план закупок подлежит размещению на официальном сайте заказчика в течение трех рабочих дней со дня его утверждения или изменения такого плана, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, План закупок товаров, работ, услуг для нужд Постоянного Комитета Союзного государства на 2017 год, утвержденный приказом Постоянного Комитета от 24 апреля 2017 г. N 30 (далее - План закупок на 2017 год), и изменения к нему на официальном сайте Постоянного Комитета размещены не были.
1.4.2. В нарушение пункта 3.9.4 подраздела 3.9 Положения о закупках, устанавливающего, что в случае, если поданная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией, то договор заключается с участником конкурса, подавшим единственную заявку, в срок не ранее 3-х и не позднее 20-ти дней со дня размещения на официальном сайте заказчика протокола рассмотрения единственной конкурсной заявки, а по разделу "Средства массовой информации" бюджета Союзного государства срок заключения договора с участником конкурса может быть увеличен, но не более чем на 20 дней, Постоянным Комитетом в 2017 году заключались договоры с участниками конкурсов с нарушением установленного срока от шести до 65 дней.
Так, договор с Научно-производственным республиканским унитарным предприятием "Научно-исследовательский институт технической защиты информации" от 2 мая 2017 г. N 48 заключен Постоянным Комитетом с нарушением установленного срока на шесть дней (протокол рассмотрения единственной конкурсной заявки от 5 апреля 2017 г. N 2 размещен на официальном сайте Постоянного Комитета www.postkomsg.com 6 апреля 2017 года);
договор с Производственно-издательским республиканским унитарным предприятием "Дом прессы" от 21 апреля 2017 г. N 40 - с нарушением установленного срока на восемь дней (протокол рассмотрения единственной конкурсной заявки от 24 марта 2017 г. N 2 размещен на официальном сайте Постоянного Комитета www.postkomsg.com 24 марта 2017 года);
договор с Некоммерческим партнерством "Международное партнерство распространения научных знаний" заключен от 13 июня 2017 г. N 69 (лот N 2) - с нарушением установленного срока на 65 дней (с учетом увеличения срока заключения договора на 20 дней как финансируемого по разделу "Средства массовой информации", протокол рассмотрения единственной конкурсной заявки от 28 февраля 2017 г. N 2 размещен на официальном сайте Постоянного Комитета www.postkomsg.com 28 февраля 2017 года).
1.5. В нарушение Порядка распределения расходов по соответствующим предметным статьям и подстатьям экономической классификации расходов бюджета Союзного государства, являющегося приложением к Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Союзного государства, утвержденным распоряжением Государственного секретаря Союзного государства от 4 августа 2015 г. N 31-ргс (далее - Порядок распределения расходов), на предметную статью 1 1 04 00 "Командировки и служебные разъезды" отнесены расходы Постоянного Комитета в размере 121,2 тыс. рублей, произведенные в рамках исполнения договоров, заключенных с Санкт-Петербургским государственным бюджетным автотранспортным учреждением "Смольнинское" (СПб ГБАУ "Смольнинское"), на оказание услуг по предоставлению транспорта с водителем (в месте пребывания должностных лиц Постоянного Комитета в служебных командировках) от 9 июня 2017 г. N 48 (73) на сумму 49,4 тыс. рублей и от 14 июня 2017 г. N 50 (70) на сумму 90,0 тыс. рублей, которые следовало отнести на статью 1 1 05 00 "Транспортные услуги".
Следовательно, показатели отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год по указанным подстатьям раздела 2.3 "Экономическая структура расходов" требуют корректировки на сумму 121,2 тыс. рублей.
1.6. В нарушение Порядка распределения расходов произведенные Постоянным Комитетом в 2017 году расходы в общей сумме 777,0 тыс, рублей в рамках договора от 31 августа 2012 г. N 1100140к об оказании коммунальных и эксплуатационных услуг, услуг по тепло-, водо- и электроснабжению капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений, их частей, находящихся в республиканской собственности, заключенного с государственным учреждением "Главное хозяйственное управление" Управления делами Президента Республики Беларусь (г. Минск) (далее - ГУ "ГХУ") (с дополнительными соглашениями от 31 декабря 2015 г. N 219 и от 21 июня 2017 г. N 76), отражены по подстатье 1 1 07 07 "Прочие коммунальные услуги" предметной статьи 1 1 07 00 "Оплата коммунальных услуг" в полном объеме, без отражения соответствующих расходов по подстатьям 1 1 07 01 "Оплата содержания помещений", 1 1 07 02 "Оплата потребления тепловой энергии", 1 1 07 03 "Оплата потребления электрической энергии", 1 1 07 04 "Оплата водоснабжения помещений", при том, что документы, являющиеся основанием для оплаты указанных услуг (счета-фактуры), содержат необходимые расчеты, позволяющие отразить указанные расходы по соответствующим подстатьям затрат.
Неотражение указанных расходов по подстатьям 1 1 07 01, 1 1 07 02, 1 1 07 03 и 1 1 07 04 искажает данные о расходах бюджета Союзного государства за 2017 год в разрезе экономической классификации расходов, содержащиеся в отчете об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год (в разделе 2.3 "Экономическая структура расходов").
1.7. В нарушение пункта 6 Положения о санаторно-курортном обеспечении (оздоровлении) должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства и членов их семей, утвержденного приказом Постоянного Комитета от 29 декабря 2015 г. N 84 (далее - Положение о санаторно-курортном обеспечении) (в редакции приказа Постоянного Комитета от 1 декабря 2017 г. N 62), согласно которому в случае отсутствия необходимых документов или их ненадлежащего оформления компенсация стоимости путевки не выплачивается, начальнику департамента Постоянного Комитета произведена выплата компенсации стоимости туристических услуг, оказанных РУП "Центркурорт" (Республика Беларусь) (пребывание с 30 ноября по 6 декабря 2017 года в санатории "Юность" Управления делами Президента Республики Беларусь), в размере 26,4 тыс, рублей (эквивалент 1 040 белорусских рублей) при отсутствии документа, подтверждающего пребывание в указанном учреждении (отрывной (обратный) талон к путевке или иной документ, подтверждающий пребывание в санаторно-курортном или оздоровительном учреждении, организации отдыха) (предусмотрен пунктом 4 указанного Положения).
Таким образом, расходы Постоянного Комитета на сумму 26,4 тыс. рублей по подстатье 1 1 01 02 "Прочие выплаты" являлись необоснованными.
1.8. В нарушение пункта 31 Порядка и условий командирования должностных лиц Постоянного Комитета Союзного государства, утвержденных приказом Постоянного Комитета от 14 апреля 2015 г. N 31 (с изменениями, внесенными приказом Постоянного Комитета от 7 ноября 2017 г. N 51) (далее - Порядок и условия командирования должностных лиц Постоянного Комитета), а также пункта 34 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813 (далее - Порядок и условия командирования федеральных государственных гражданских служащих), и пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, должностным лицам Постоянного Комитета при направлении в 2017 году в служебные командировки не выдавались под отчет денежные авансы на оплату расходов по проезду, по найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне постоянного места жительства (суточные), на общую сумму 175,9 тыс. рублей.
1.9. В нарушение подпункта "а" пункта 35 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих и абзацев 1 и 2 пункта 32 Порядка и условий командирования должностных лиц Постоянного Комитета, в соответствии с которыми авансовые отчеты по возвращении из служебной командировки должностными лицами представляются по установленной форме, в восьми авансовых отчетах на общую сумму 83,7 тыс. рублей отсутствовала информация о назначении аванса, предусмотренная формой авансового отчета (форма N 286 (по ОКУД 0504601) (Приложение N 1 к Инструкции по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 107н (далее - Инструкция N 107н).
1.10. Проверкой установлены нарушения порядка инвентаризации активов и обязательств, составления бухгалтерской отчетности.
1.10.1. В нарушение части 1 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 17 Инструкции о годовой и квартальной бухгалтерской отчетности учреждений, финансируемых из бюджета Союзного государства в соответствии со сводной бюджетной росписью, утвержденной приказом Постоянного Комитета от 30 августа 2002 г. N 22 (действовавшей в проверяемом периоде), согласно которым бухгалтерская отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, входящий в состав годовой бухгалтерской отчетности баланс исполнения сметы доходов и расходов Постоянного Комитета (форма N 1-Союз) по состоянию на 1 января 2018 года составлен не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, так как не содержит сведений об объектах недвижимого имущества (зданиях) общей балансовой стоимостью 157 219,6 тыс. рублей, учтенных на забалансовом счете А01 "Арендованные основные средства" (в том числе о комплексе зданий балансовой стоимостью 154 191,8 тыс. рублей, в котором размещен Постоянный Комитет в г. Москве, а также здании балансовой стоимостью 3 027,8 тыс. рублей, в котором размещено Представительство Постоянного Комитета в г. Минске, переданных Постоянному Комитету в безвозмездное пользование на основе договоров с ФГУП "ГлавУпДК при МИД России" от 26 октября 2012 г. N Д-30/716 (153) и с ГУ "ГХУ" от 31 августа 2012 г. N 127/1100140 соответственно).
1.10.2. В нарушение пункта 2.10 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49 (далее - Методические указания по инвентаризации), представленный проверке оригинал инвентаризационной описи основных средств от 1 декабря 2017 г. б/н по счету N 16 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь" на сумму 16 299,1 тыс. рублей не содержит подписи председателя инвентаризационной комиссии и семи из восьми членов инвентаризационной комиссии (акт подписан только главным бухгалтером Постоянного Комитета).
1.10.3. В нарушение пункта 2.4 Методических указаний по инвентаризации в документах, составленных по результатам проведенной в Постоянном Комитете инвентаризации (представленный проверке оригинал инвентаризационной описи наличных денежных средств, находящихся по состоянию на 20 декабря 2017 года в кассе Постоянного Комитета, от 20 декабря 2017 г. б/н), отсутствует расписка материально ответственного лица о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на ответственное хранение, оприходованы, а выбывшие списаны в расход.
1.10.4. В нарушение пункта 2.10 Методических указаний по инвентаризации в документах, составленных по результатам проведенной в Представительстве Постоянного Комитета в г. Минске инвентаризации (представленные проверке оригиналы инвентаризационных описей основных средств от 1 декабря 2017 г. б/н по счету N 13 "Машины и оборудование" на сумму 2 956,6 тыс. рублей и по счету N 16 "Инструменты, производственный (включая принадлежности) и хозяйственный инвентарь" на сумму 4 607,2 тыс. рублей), отсутствует подпись должностного лица о проверке указанных в них данных и подсчетов.
2. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Согласно статье 67 Порядка формирования и исполнения бюджета сводная бюджетная роспись составляется на основе утвержденного бюджета Союзного государства.
Проект Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" принят постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России от 16 декабря 2017 г. N LIII-5. На основе принятых изменений и дополнений 27 декабря 2017 года Постоянным Комитетом утверждена уточненная сводная бюджетная роспись на 2017 год.
При этом Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства N 1 "О внесении изменений и дополнений в Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства "О бюджете Союзного государства на 2017 год" утвержден 16 марта 2018 года (далее - Декрет N 1), или спустя три месяца после принятия Парламентским Собранием Союза Беларуси и России изменений и дополнений в бюджет Союзного государства на 2017 год, что не соответствует требованиям статьи 65 Порядка формирования и исполнения бюджета, предусматривающей утверждение декрета в течение 30 дней со дня поступления принятых Парламентским Собранием Союза Беларуси и России изменений и дополнений в бюджет Союзного государства.
Таким образом, в течение 2,5 месяцев (в период с 27 декабря 2017 года по 16 марта 2018 года) уточненная сводная бюджетная роспись на 2017 год соответствовала проекту Декрета N 1, но при этом основывалась не на утвержденном бюджете, как это предусмотрено статьей 67 Порядка формирования и исполнения бюджета.
2.2. Постоянный Комитет как орган, осуществляющий функции финансового органа Союзного государства, который в соответствии со статьей 45 Порядка формирования и исполнения бюджета обязан осуществлять бюджетные полномочия, предусмотренные указанным порядком, не надлежащим образом осуществлял полномочия, установленные статьей 37 Порядка формирования и исполнения бюджета в части контроля исполнения доходной части бюджета Союзного государства.
Отсутствие до настоящего времени нормативного документа Союзного государства, определяющего порядок (методику) планирования неналоговых доходов бюджета Союзного государства в разрезе источников их поступления, в целях улучшения качества их прогнозирования систематически влечет недостатки в планировании доходов государственного учреждения "Телерадиовещательная организация Союзного государства" (далее - ТРО Союза), получаемых от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Так, доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности ТРО Союза, которые были предусмотрены подпунктом 3 пункта 1 статьи 3 Декрета N 2 в объеме 1 000,0 тыс. рублей, в соответствии с пунктом 2 статьи 1 Декрета N 1 сокращены до 147,1 тыс. рублей (в 6,8 раза, или на 85,3 %), что свидетельствует о неудовлетворительном качестве прогнозирования доходов от деятельности ТРО Союза.
Кроме того, несмотря на крайне низкий уровень исполнения по данному показателю доходов в 2017 году, в Декрете Высшего Государственного Совета Союзного государства от 16 марта 2018 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2018 год" поступление доходов ТРО Союза от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности запланировано в объеме 4 500,0 тыс. рублей, или в 4,5 раза больше аналогичного показателя Декрета N 2.
При этом исполнение (перечисление ТРО Союза в неналоговые доходы бюджета Союзного государства средств) от первоначально прогнозируемых объемов доходов в 2017 году составили 16,7 %, или 166,7 тыс. рублей, в I полугодии 2018 года -1,3 %, или 60,7 тыс. рублей.
2.3. В отношении временных бюджетных росписей на январь - апрель 2017 года (от 27 декабря 2016 года, 27 января, 21 февраля и 24 марта 2017 года) отмечается, что плановые объемы отчислений долевых взносов Республики Беларусь и Российской Федерации (с учетом трансфертов) Постоянным Комитетом занижены по отношению к фактическому перечислению взносов государствами - участниками Союзного государства (с учетом трансфертов) на общую сумму 86 677,6 тыс. рублей, в том числе по отчислениям Российской Федерации на 52 804,6 тыс. рублей, Республики Беларусь - на 33 873,0 тыс. рублей.
2.4. Установлены отдельные случаи несоответствия смет расходов на проведение двух мероприятий Союзного государства Декрету N 2 и сводной бюджетной росписи доходов и расходов бюджета Союзного государства на 2017 год в части распределения расходов по территориям государств-участников.
Так, сводной сметой расходов на проведение мероприятия Союзного государства "Мероприятия, посвященные Дню единения народов Беларуси и России" предусмотрены расходы на территории Российской Федерации - в размере 10 268,0 тыс. рублей, на территории Республики Беларусь - в размере 1 459,0 тыс. рублей, при этом Декретом N 2 и сводной бюджетной росписью доходов и расходов бюджета Союзного государства на 2017 год бюджетные ассигнования предусмотрены Постоянному Комитету только на территории Российской Федерации.
Аналогично по мероприятию "Фестиваль "Молодежь - за Союзное государство", государственным заказчиком которого является Парламентское Собрание Союза Беларуси и России: сметой расходов на проведение мероприятия предусмотрены расходы на территории Российской Федерации - в размере 10 681,0 тыс. рублей, на территории Республики Беларусь - в размере 2 819,0 тыс. рублей, что не соответствует Декрету N 2 и сводной бюджетной росписи доходов и расходов бюджета Союзного государства на 2017 год, предусматривающим бюджетные ассигнования Парламентскому Собранию Союза Беларуси и России только на территории Российской Федерации.
2.5. В связи с несоблюдением Постоянным Комитетом срока подачи заявления о зачете или возврате сумм излишне уплаченных страховых взносов, предусмотренного частью 13 статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (утратил силу с 1 января 2017 года) (в течение трех лет со дня уплаты указанных сумм), ГУ - Главным управлением Пенсионного фонда Российской Федерации N 10 Управления N 3 по г. Москве и Московской области принято решение от 20 мая 2016 г. N 087F07160019516 об отказе в проведении взаимозачета сумм излишне уплаченных страховых взносов в общем размере 1,8 тыс. рублей.
Вместе с тем рассматриваемая дебиторская задолженность Пенсионного фонда Российской Федерации, образовавшаяся до 2013 года, списана с баланса Постоянного Комитета на забалансовый счет N 05 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" только в декабре 2017 года - по результатам проведенной во исполнение приказа Постоянного Комитета от 14 ноября 2017 г. N 52 инвентаризации и на основании приказа Постоянного Комитета от 28 декабря 2017 г. N 73.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Постоянному Комитету Союзного государства надлежит выполнить следующие требования:
1) внести корректировки в показатели отчета об исполнении бюджета Союзного государства за 2017 год:
по доходам:
уменьшить значения показателей по группе 200 "Неналоговые доходы", подгруппе 900 "Иные неналоговые доходы", а также по группе 200, подгруппе 900, статье доходов 3000 "Возврат дебиторской задолженности прошлых лет и другое" (коды классификации доходов бюджета Союзного государства 001 200 900 0000 0000 000 и 001 200 900 3000 0000 000 соответственно), одновременно увеличив значения показателя по группе 200, подгруппе 700 "Средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности" (код классификации доходов бюджета Союзного государства 001 200 700 0000 0000 000) на сумму 44 417,3 тыс. рублей;
по расходам:
уменьшить значение показателя по предметной статье 1 1 04 00 "Командировки и служебные разъезды" экономической классификации расходов бюджета Союзного государства), одновременно увеличив значения показателя по предметной статье 1 1 05 00 "Транспортные услуги" на сумму 121,2 тыс. рублей;
уменьшить значение показателя по подстатье 1 1 07 07 "Прочие коммунальные услуги" предметной статьи 1 1 07 00 "Оплата коммунальных услуг" на сумму 777,0 тыс. рублей, перераспределив указанную сумму между подстатьями 1 1 07 01 "Оплата содержания помещений", 1 1 07 02 "Оплата потребления тепловой энергии", 1 1 07 03 "Оплата потребления электрической энергии", 1 1 07 04 "Оплата водоснабжения помещений" в соответствии с первичными документами.
2) отразить по строке 630 раздела "Забалансовые счета" баланса исполнения сметы доходов и расходов Постоянного Комитета (форма N 1-Союз) объекты недвижимого имущества (здания) общей балансовой стоимостью 157 219,6 тыс. рублей, учтенные на забалансовом счете А01 "Арендованные основные средства", в соответствии с Порядком составления и представления бюджетной отчетности органами Союзного государства (их аппаратами), бюджетными организациями Союзного государства, а также главными распорядителями, распорядителями и получателями средств бюджета Союзного государства, утвержденного приказом Постоянного Комитета от 13 апреля 2018 г. N 29;
3) внести предложения Совету Министров Союзного государства по внесению изменений в статью 68 Декрета Высшего Государственного Совета Союзного государства от 3 марта 2015 г. N 3 "О Порядке формирования и исполнения бюджета Союзного государства" в целях исключения разночтений в применении норм в отношении предельного объема помесячного и поквартального финансового обеспечения в период временного управления бюджетом;
4) внести предложения Совету Министров Союзного государства по внесению изменений в нормативные правовые акты Союзного государства (Порядок составления и утверждения смет расходов на проведение мероприятий, финансируемых за счет средств бюджета Союзного государства, и представления отчетности по их выполнению, утвержденный постановлением Совета Министров Союзного государства от 29 сентября 2015 г. N 12, Декрет Высшего Государственного Совета Союзного государства от 16 марта 2018 г. N 2 "О бюджете Союзного государства на 2018 год") в части согласования смет на проведение мероприятий Союзного государства, финансируемых по разделу 16 "Средства массовой информации", а именно:
уточнить перечень мероприятий, сметы на проведение которых подлежат согласованию с Министерством информации Республики Беларусь и Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (в части их компетенции);
установить сроки согласования смет на проведение мероприятий.
Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц, допустивших указанные нарушения, и принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление Счетной палаты Российской Федерации направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации и Коллегии Комитета государственного контроля Республики Беларусь (протокол от 29 октября 2018 г. N 53К (1274) / 10).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 апреля 2019 года, по пункту 1 - до 15 ноября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Государственному секретарю Союзного государства или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 7 ноября 2018 г. N ПР 04-324/04-02
Текст представления официально опубликован не был