Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РЕНТАЛИТИ" (далее - Заявитель) на действия ГКУ Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Заказчик), Министерства экономического развития Республики Башкортостан (далее - Уполномоченный орган) при проведении аукционной комиссией ГКУ Управления материально-технического обеспечения Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (далее - Аукционная комиссия), ООО "РТС-ТЕНДЕР" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на поставку комплекса оборудования для дистанционной лучевой терапии (номер извещения 0101200009518003076) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Уполномоченным органом, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, ранее выданное Комиссией ФАС России от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1757 (далее - Предписание) в полном объеме;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товаров (пункты 4.2 "Инструмент для мгновенного интерактивного создания объема патологического очага/анатомической структуры путем очерчивания на двух ортогональных проекциях в мультимодальном режиме отображения "Параллельно" или в аксиальной, фронтальной и сагиттальной проекциях", 6.10.1 "Блок детекторов цилиндрический для контроля лучевой терапии с IMRT и VMAT"), которым соответствуют товары единственных производителей (BrainLab AG - пункт 4.2, Sun Nuclear - пункт 6.10.1), что ограничивает количество участников закупки;
3. В документации об Аукционе неправомерно установлены неисполнимые сроки поставки товара, что влечет невозможность исполнения государственного контракта.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Аукционная комиссия, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа 19.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 20.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 10.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 404 166 670 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 14.12.2018;
5) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участника закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 2 заявки от участников закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавало 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "МН Медикал" с предложением о цене контракта - 345 562 502,85 рубля.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом не исполнено Предписание в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
ООО "МН Медикал" 13.11.2018 обратилось в ФАС России с жалобой на действия Оператора электронной площадки, мотивированной тем, что Оператором электронной площадки не обеспечил порядок заключения государственного контракта по Аукциону в соответствии со статьей 83.2 Закона о контрактной системе.
Комиссия, рассмотрев 20.11.2018 жалобу ООО "МН Медикал", признала указанную жалобу обоснованной, при этом в действиях Оператора электронной площадки выявлено нарушение части 7 статьи 83.2 Закона о контрактной системе. Кроме того, при проведении внеплановой проверки в действиях Заказчика, Уполномоченного органа выявлены нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе.
На основании решения от 20.11.2018 по делу N 18/44/105/1757, принятого по итогам рассмотрения жалобы ООО "МН Медикал", Уполномоченному органу, Заказчику, Оператору электронной площадки, Аукционной комиссии выдано Предписание о внесении изменений в документацию об Аукционе. Срок исполнения Предписания - 04.12.2018.
В соответствии со сведениями, размещенными в ЕИС, Заказчиком, Уполномоченным органом 29.11.2018 внесены изменения в документацию об Аукционе.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 20.1 документации об Аукционе установлены, в том числе следующие требования к составу первой части заявки на участие в закупке: "согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки) - НЕ ПРИМЕНЯЕТСЯ".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что Предписание исполнено Заказчиком, Уполномоченным органом не в полном объеме, а именно не устранено нарушение пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащим установлении в документации об Аукционе требования к составу первой части заявки на участие в Аукционе.
Таким образом, исполнив Предписание не в полном объеме, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Также, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе указанные требования к составу заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подано две заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены в документации об Аукционе требования к техническим характеристикам товаров (пункты 4.2 "Инструмент для мгновенного интерактивного создания объема патологического очага/анатомической структуры путем очерчивания на двух ортогональных проекциях в мультимодальном режиме отображения "Параллельно" или в аксиальной, фронтальной и сагиттальной проекциях", 6.10.1 "Блок детекторов цилиндрический для контроля лучевой терапии с IMRT и VMAT"), которым соответствуют товары единственных производителей (BrainLab AG - пункт 4.2, Sun Nuclear - пункт 6.10.1), что ограничивает количество участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В техническом задании документации об Аукционе установлено, что согласно предмету государственного контракта необходимо осуществить поставку комплекса оборудования для дистанционной лучевой терапии, которое состоит, в том числе из следующего оборудования:
"пункт 4.2. Инструмент для мгновенного интерактивного создания объема патологического очага/анатомической структуры путем очерчивания на двух ортогональных проекциях в мультимодальном режиме отображения "Параллельно" или в аксиальной, фронтальной и сагиттальной проекциях;
пункт 6.10.1 Блок детекторов цилиндрический для контроля лучевой терапии с IMRT и VMAT".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа, победителя Аукциона ООО "МН Медикал" на заседании Комиссии представили документы и сведения, согласно которым по пунктам 4.2; 6.10.1 технического задания документации об Аукционе соответствуют как минимум два производителя, а именно:
пункт 4 "Инструмент для мгновенного интерактивного создания объема патологического очага/анатомической структуры путем очерчивания на двух ортогональных проекциях в мультимодальном режиме отображения "Параллельно" или в аксиальной, фронтальной и сагиттальной проекциях" - BrainLAB Elements и MIM Maestro;
пункт 6.10.1 "Блок детекторов цилиндрический для контроля лучевой терапии с IMRT и VMAT" - Sun Nuclear (ArcCheck) и Scandidos (Delta 4).
Кроме того, представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии представили заявки участников закупки, согласно которым победителем Аукциона ООО "МН Медикал" по пункту 4.2. технического задания документации об Аукционе предложен товар с товарным знаком "MIM Maestro", участником закупки ООО "ПЭТРУСКо" по пункту 4.2. технического задания документации об Аукционе предложен товар с товарным знаком "BrainLab". При этом, оба участника закупки признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя в документации об Аукционе неправомерно установлены неисполнимые сроки поставки товара, что влечет невозможность исполнения государственного контракта.
Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Пунктом 5.1 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Поставка Оборудования осуществляется Уполномоченному лицу Заказчика (далее - Получатель) согласно Списку Уполномоченных лиц Заказчика и их адресам поставки Оборудования (Приложением N 3 к настоящему контракту) на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта, в течение 90 дней с момента заключения Контракта, в том числе ввод оборудования в эксплуатацию - 30 дней с момента поставки оборудования".
Представители Заказчика, Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что количество поставляемого товара и сроки поставки товара, в том числе монтажа определены исходя из потребности Заказчика, а также установленный срок поставки, в том числе монтажа в документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, которые выразили, в том числе, свое согласие на поставку товара, в том числе монтажа на условиях документации об Аукционе.
Вместе с тем, Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "РЕНТАЛИТИ" обоснованной в части исполнения Предписания не в полном объеме.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы дела от 20.12.2018 N 18/44/105/2104 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2018 г. N 18/44/105/2104 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был