Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "СК Стройдор" (далее - Заявитель) на действия Федерального агентства воздушного транспорта (далее - Заказчик), ФГУП "Администрация гражданских аэропортов (аэродромов)" (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение строительно-монтажных работ по объекту: "Реконструкция аэропортового комплекса "Сокол" (г. Магадан), 2 этап, г. Магадан" (номер извещения 0373100090918000074) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом Конкурса.
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки";
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства N 570) в составе заявки на участие в Конкурсе;
3. в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлена обязанность о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств после исполнения государственного контракта.
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены излишние требования к составу заявки на участие в закупке.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) -29.11.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 492 214 668,15 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 18.12.2018;
5) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки, которая признана не соответствующей требованиям Конкурсной документации;
6) в соответствии с частью 9 статьи 56 Закона о контрактной системе.
1. Согласно доводу жалобы Заявителя в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлен порядок оценки заявок по критерию "Квалификация участников закупки".
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных статьей 56 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать, в том числе критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
В соответствии с пунктом 22 раздела I "Общие условия проведения конкурса" Конкурсной документации установлен следующий порядок оценки заявок участников Конкурса:
1. Цена контракта - значимость критерия 80%.
2. Квалификация участников закупки - значимость критерия 20% (далее - Критерий N 2).
В соответствии с Конкурсной документацией оценка заявок по Критерию N 1 осуществляется, с учетом следующих показателей:
Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема - значимость показателя 70% (далее - Показатель N 1);
Квалификация трудовых ресурсов - значимость показателя 30% (далее - Показатель N 2).
По Показателю N 1 оценивается количество государственных и/или муниципальных контрактов, контрактов и/или договоров, заключенных с 1 января 2013 года со стоимостным показателем не менее, чем 50% начальной (максимальной) цены контракта по настоящему конкурсу (далее - контракты (договоры). Предельно необходимое максимальное значение (предельное количество контрактов) - 3 (Кпред = 3).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации в порядки оценки заявок неправомерно установлен Показатель N 1.
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки в случае осуществления закупки, по результатам которой заключается контракт, предусматривающий выполнение строительных работ, заказчик обязан установить показатель, указанный в подпункте "б" пункта 27 Правил оценки, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Правил оценки. При этом значимость показателя должна составлять не менее 50 процентов значимости всех нестоимостных критериев оценки.
Согласно подпункту "б" пункта 27 Правил оценки показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть, в том числе опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема.
Согласно извещения о проведении Конкурса объектом закупки является реконструкция аэропортового комплекса "Сокол".
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в соответствии с Конкурсной документацией, проектной документацией в рамках объекта закупки предусмотрено выполнение строительных работ, в связи с чем, Заказчиком, Уполномоченным органом в порядке оценки заявок Конкурсной документации установлен Показатель N 1 в соответствии с требованиями Правил оценки.
По Показателю N 2 оценивается оценивает количество инженерно-технических работников и рабочих участника, которые будут принимать непосредственное участие в выполнении работ по предмету настоящего конкурса. Предельно необходимое максимальное значение (предельно необходимое количество трудовых ресурсов) - 90 (девяносто) (Кпред = 90).
В соответствии с пунктом 11 Правил оценки для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом несправедливо установлены предельное значение контактов (договоров) по Показателю N 1, которое равно 3 контрактам (договорам) и предельное значение инженерно-технических работников и рабочих участника закупки по Показателю N 2, которое равно 90 работников.
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленные предельные значения по Показателям N N 1, 2 являются потребностью Заказчика, Уполномоченного органа и не противоречат положениям Закона о контрактной системе и Правил оценки.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении конкретных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 570 в составе заявки на участие в Конкурсе.
В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Пунктом 1 Постановления Правительства N 570 определены виды работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления Правительства N 570 установлено, что возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации из числа видов работ, утвержденных Постановлением Правительства N 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
В соответствии с пунктом 20 информационной карты Конкурсной документации установлены виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному контракту в соответствии с Постановлением Правительства N 570.
Пунктом 14.1.24 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Выполнить виды и объемы работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, указанные в Приложении N 5 к Контракту, самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту, составляющие в совокупном стоимостном выражении не менее 25 процентов Цены Контракта.
В течение 5 (пять) рабочих дней после заключения Контракта Подрядчик обязан представить виды и объемы работ, которые он будет выполнять самостоятельно по форме Приложения N 5 к Контракту".
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что в Конкурсной документации отсутствует требование о предоставлении конкретных видов и объемов работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 570 в составе заявки на участие в Конкурсе. При этом конкретные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации N 570 необходимо представить в течение 5 рабочих дней после заключения государственного контракта.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя в проекте государственного контракта Конкурсной документации неправомерно установлена обязанность о предоставлении обеспечения гарантийных обязательств после исполнения государственного контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 96 Закона о контрактной системе.
Пунктом 11.12. проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "В течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения каждого Разрешения на ввод Объекта в эксплуатацию Подрядчик представляет соответствующее обеспечение исполнения гарантийных обязательств на сумму, составляющую 5 % от цены Работ, указанных в гарантийном паспорте, со сроком действия на 60 (шестьдесят) месяц (ев)".
В соответствии с положениями проекта государственного контракта Конкурсной документации срок выполнения работ - с даты заключения государственного контракта по 30.11.2020, контракт вступает в силу с момента его заключения сторонами и действует до исполнения обязательств.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что гарантийные обязательства на сумму, составляющую 5 % от цены работ не включены в размер основного обязательства по государственному контракту и предоставляются подрядчиком после ввода объекта в эксплуатацию, после исполнения основных обязательств по государственному контракту.
При этом, в положениях Закона о контрактной системе отсутствует обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять гарантийные обязательства после исполнения основных обязательств по государственному контракту, которые не включены в размер основного обязательства по контракту, в связи с чем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено положение о предоставлении гарантийных обязательств после исполнения подрядчиком основных обязательств по государственному контракту.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 1 статьи 96 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации установлены излишние требования к составу заявки на участие в закупке.
Частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, входящих в состав заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием.
В соответствии с частью 5 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком, Уполномоченным органом в форме 3.2. "Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием" Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении следующих сведений: фамилия, имя, отчество, телефон представителя участника конкурса, а также в форме 3.3. "Анкета участника конкурса" Конкурсной документации неправомерно установлено требование о предоставлении сведений в отношении размера уставного капитала, почтового адреса арбитражного суда, налоговой инспекции по месту регистрации участника закупки и другие.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе участник открытого конкурса подает в письменной форме заявку на участие в открытом конкурсе в запечатанном конверте, не позволяющем просматривать содержание заявки до вскрытия. Примерная форма заявки на участие в открытом конкурсе может указываться в типовой конкурсной документации. Заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника открытого конкурса, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника открытого конкурса, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.
Пунктом 22 информационной карты конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "заявка на участие в конкурсе, подготовленная в соответствии с разделом 3 конкурсной документации "инструкция по подготовке и заполнению заявки на участие в конкурсе" и в соответствии с формами документов, установленными разделом III конкурсной документации "Образцы форм и документов для заполнения участниками конкурса".
Представители Уполномоченного органа на заседании Комиссии пояснили, что установленные Заказчиком, Уполномоченным органом требования к составу заявки, в том числе о предоставлении сведений: фамилия, имя, отчество, телефон представителя участника конкурса установлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом сведения и информация из формы 3.3. "Анкета участника конкурса" Конкурсной документации предоставляется по усмотрению участника закупки, а также указанная анкета не является обязательной для заполнения.
Вместе с тем, представителем Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссия выявлено следующее нарушение Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
В соответствии с частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с частью 24 Закона о контрактной системе. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Пунктом 14.1.48. проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено, в том числе следующее: "Предоставлять Уполномоченной государственным заказчиком организации информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены Контракта".
Вместе с тем, пунктом 28.8. проекта государственного контракта установлено, в том числе следующее: "В случае просрочки исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, Государственный заказчик или Уполномоченная государственным заказчиком организация направляет Подрядчику требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), в том числе за нарушение Подрядчиком сроков исполнения обязательств, предусмотренных пп. 14.1.41, 14.1.48, 14.2, 14.3, 14.4.1-14.4.3. Контракта.
Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения Подрядчиком обязательства, предусмотренного Контрактом, в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от цены Контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных Подрядчиком".
На основании вышеизложенного Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом ненадлежащим образом установлена пеня за непредоставление документов и информации обо всех субподрядчиках (соисполнителях), заключивших договор или договоры с подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 % цены контракта, поскольку за указанное нарушение предусмотрена пеня в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии в частью 24 статьи 34 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "СК Стройдор" обоснованной в части неправомерного установления в проекте государственного контракта Конкурсной документации положения о предоставлении гарантийных обязательств после ввода объекта в эксплуатацию.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 24 статьи 34, части 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Конкурс признан несостоявшимся по причине несоответствия единственной поданной заявки на участие в закупке требованиям Конкурсной документации и Закона о контрактной системе, предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 20.12.2018 по делу N 18/44/105/2099 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по настоящему делу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 20 декабря 2018 г. N 18/44/105/2100 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был