Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 59-КГ18-18
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Пчелинцевой Л.М.,
судей Вавилычевой Т.Ю. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 10 декабря 2018 г. гражданское дело по иску Бондарева Виталия Алексеевича к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения, по кассационной жалобе Бондарева В.А. на решение Благовещенского районного суда Амурской области от 13 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2018 г., которыми в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю., выслушав объяснения представителя Бондарева В.А. - Брутской К.А., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу представителей Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Поповой О.В., Моренковой В.Н., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Бондарев В.А. 21 августа 2015 г. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения.
В обоснование заявленных требований Бондарев В.А. указал, что 5 августа 2013 г. в результате чрезвычайной ситуации природного характера - наводнения на территории Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области - был повреждён жилой дом, расположенный по адресу: ... область, ... район, ..., левый берег реки Зея, ... (далее также - жилой дом, жилое помещение). Актом обследования и заключением межведомственной комиссии администрации Благовещенского района Амурской области от 29 октября 2013 г. был зафиксирован факт необходимости проведения капитального ремонта этого жилого дома.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г. за Бондаревым В.А. признано право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: ... область, ... район, ..., левый берег реки Зея, ... Бондарев В.А. включён в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения.
В декабре 2014 г. администрацией Благовещенского района Амурской области Бондареву В.А. было сообщено, что он включён в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, в отношении Бондарева В.А. сформирован пакет документов, который направлен в Министерство строительства и архитектуры Амурской области для последующего осуществления социальной выплаты.
Письмом администрации Благовещенского района Амурской области от 9 июня 2015 г. Бондарев В.А. был проинформирован о том, что на основании решения Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г. он включён в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого дома на сумму 745 500 руб. Бондареву В.А. также было сообщено, что администрация Благовещенского района Амурской области не обладает точной информацией о сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения и что данная выплата будет произведена Бондареву В.А. по мере поступления субвенций из областного бюджета.
Поскольку социальная выплата на капитальный ремонт жилого дома Бондареву В.А. предоставлена не была, он, ссылаясь на положения Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении", Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", просил суд (с учётом заявления об уточнении исковых требований) взыскать с администрации Благовещенского района Амурской области в его пользу социальную выплату на капитальный ремонт жилого дома в размере 745 500 руб. за счёт иных бюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
Представитель администрации Благовещенского района Амурской области в суде первой инстанции иск не признал.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2015 г. исковые требования Бондарева В.А. удовлетворены. На администрацию Благовещенского района Амурской области возложена обязанность произвести Бондареву В.А. социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, расположенного по адресу: ... область, ... район, ..., левый берег реки Зея, ..., за счёт иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 г.
Данное решение суда было приведено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2016 г. решение Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2015 г. оставлено без изменения.
11 ноября 2016 г. администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в Благовещенской районный суд Амурской области с заявлением об отсрочке до 31 декабря 2017 г. исполнения решения Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2015 г. ввиду отсутствия в бюджете администрации денежных средств на исполнение указанного решения.
Определением Благовещенского районного суда Амурской области от 26 декабря 2016 г. заявление администрации Благовещенского района Амурской области об отсрочке исполнения судебного акта удовлетворено частично, администрации Благовещенского района Амурской области предоставлена отсрочка по исполнению решения Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2015 г. до 30 июня 2017 г. включительно.
17 октября 2017 г. администрация Благовещенского района Амурской области обратилась в Благовещенский районный суд Амурской области с заявлением о пересмотре решения Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2015 г. по новым обстоятельствам.
В качестве нового обстоятельства администрация Благовещенского района Амурской области указала на определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2017 г. N 59-КГ16-33, в котором, по мнению администрации Благовещенского района Амурской области, определено, что в связи с прекращением действия с 1 января 2015 года Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ "О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта", оснований для возложения на администрацию Благовещенского района Амурской области обязанности произвести социальную выплату на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, по искам граждан, обратившимся в суд с требованиями о взыскании социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения после 1 января 2015 г., не имеется.
Определением Благовещенского районного суда Амурской области от 30 октября 2017 г. решение Благовещенского районного суда Амурской области от 16 сентября 2015 г. отменено по новым обстоятельствам, производство по делу возобновлено.
При новом рассмотрении дела представители ответчиков администрации Благовещенского района Амурской области, Министерства транспорта и строительства Амурской области в суде первой инстанции иск не признали.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 13 ноября 2017 г. в удовлетворении иска Бондарева В.А. к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной Бондаревым В.А. в Верховный Суд Российской Федерации, ставится вопрос об отмене принятых по делу судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы судьёй Верховного Суда Российской Федерации Вавилычевой Т.Ю. 22 августа 2018 г. дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и её же определением от 6 ноября 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика Министерства финансов Амурской области и представитель третьего лица Правительства Амурской области, от которых поступили письменные ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, а также представители ответчиков администрации Благовещенского района Амурской области, Министерства транспорта и строительства Амурской области, представитель третьего лица администрации Усть-Ивановского сельского совета Благовещенского района Амурской области, не представившие сведений о причинах неявки. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьёй 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменных возражений на неё представителей Министерства финансов Амурской области, Правительства Амурской области, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела судебными инстанциями были допущены такого рода существенные нарушения норм материального и процессуального права, и они выразились в следующем.
Судом установлено и следует из материалов дела, что в результате чрезвычайной ситуации природного характера (крупномасштабного наводнения на территории Амурской области в августе 2013 г., в том числе на территории Усть-Ивановского сельсовета Благовещенского района Амурской области) был повреждён жилой дом, расположенный по адресу: ... область, ... район, ..., левый берег реки Зея, ..., собственником которого является Бондарев А.В. - сын Бондарева В.А. Актом обследования и заключением межведомственной комиссии администрации Благовещенского района Амурской области от 29 октября 2013 г. был зафиксирован факт необходимости проведения капитального ремонта этого жилого дома.
Решением Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г., вступившим в законную силу 11 января 2015 г., за Бондаревым В.А. признано право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого помещения, расположенного по адресу: ... область, ... район, ..., левый берег реки Зея, ... Судом постановлено включить Бондарева В.А. в списки граждан-получателей социальной выплаты на капитальный ремонт названного жилого помещения.
16 марта 2015 г. Бондарев В.А. обратился в Министерство строительства и архитектуры Амурской области с запросом о сроке предоставления ему социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения.
Письмом Министерства строительства и архитектуры Амурской области от 5 мая 2015 г. Бондареву В.А. было сообщено, что администрацией Благовещенского района Амурской области в Министерство строительства и архитектуры Амурской области предоставлены списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сформированные по судебным решениям в пользу граждан, ранее не включённых в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации на территории Амурской области. В письме также указывалось на то, что отдельные решения судов содержат требования к муниципальным образованиям включить в списки граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, пострадавших членов семьи собственника. В рамках мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, социальные выплаты на капитальный ремонт из федерального бюджета членам семьи собственников не предусмотрены.
15 мая 2015 г. Бондарев В.А. обратился в администрацию Благовещенского района Амурской области с заявлением, в котором просил сообщить ему о сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, предусмотренной гражданам, пострадавшим от наводнения.
Письмом от 9 июня 2015 г. администрация Благовещенского района Амурской области проинформировала Бондарева В.А. о том, что он на основании решения Благовещенского районного суда от 11 декабря 2014 г. включён в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого дома на сумму 745 500 руб. Данный список был направлен в Министерство строительства и архитектуры Амурской области. В письме также содержалась информация о том, что, поскольку финансовое обеспечение государственных полномочий по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт осуществляется в форме субвенций из областного бюджета, предоставляемых местным бюджетам, сведения о точных сроках предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт у администрации Благовещенского района Амурской области отсутствуют, социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения будет предоставлена по мере поступления субвенций из областного бюджета в администрацию Благовещенского района Амурской области.
Социальная выплата на капитальный ремонт жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г., Бондареву В.А. предоставлена не была.
Разрешая спор и отказывая Бондареву В.А. в удовлетворении исковых требований о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения, суд первой инстанции исходил из того, что с 1 января 2015 г. в Амурской области отсутствует утверждённый нормативным правовым актом порядок реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья, наличие такого нормативного правового акта является обязательным условием для предоставления из федерального бюджета бюджету Амурской области трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате наводнения в августе-сентябре 2013 г. Поскольку Бондарев В.А. обратился в суд с иском к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения 21 августа 2015 г., то есть после 1 января 2015 г., суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения его исковых требований.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился суд апелляционной инстанции, дополнительно указав, что право Бондарева В.А. на получение социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, признанное решением Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г., не отрицается, а лишь устанавливается невозможность возложения на администрацию Благовещенского района Амурской области после 1 января 2015 г. обязанности по выплате соответствующей компенсации.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций сделаны с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
Согласно части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В силу части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" правосудие в Российской Федерации осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Положение части 2 статьи 13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, действуя во взаимосвязи с предписанием части 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", закрепляет правило об обязательности вступивших в законную силу постановлений судов, учрежденных в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", тем самым данное законоположение направлено на обеспечение возможности реализации предусмотренного статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации права на судебную защиту (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N 1094-О).
Между тем положения приведённых норм материального и процессуального права об обязательности судебных постановлений, вступивших в законную силу, судами первой и апелляционной инстанций во внимание не приняты и не учтено, что Бондарев В.А., обращаясь в суд с настоящими исковыми требованиями о возложении на администрацию Благовещенского района Амурской области, Министерство финансов Амурской области, Министерство транспорта и строительства Амурской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации обязанности по начислению полагающейся ему социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения, ссылался на неисполнение ответчиками вступившего в законную силу решения Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г., которым было признано его право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения и на включение в соответствующие списки для получения названной социальной выплаты.
Суждение суда апелляционной инстанции о том, что право Бондарева В.А., признанное решением Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г., на получение социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого дома не отрицается, а лишь устанавливается невозможность возложения на администрацию Благовещенского района Амурской области после 1 января 2015 г. обязанности по выплате соответствующей компенсации, противоречит принципу обязательности судебных постановлений, вступивших в законную силу, и не соответствует правовому регулированию спорных отношений.
Судебные инстанции, отказывая Бондареву В.А. в удовлетворении иска к администрации Благовещенского района Амурской области, Министерству финансов Амурской области, Министерству транспорта и строительства Амурской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения, не обладая полномочиями по пересмотру судебного постановления, вступившего в законную силу, и не учитывая, что для обжалования судебных постановлений гражданским процессуальным законодательством предусмотрен строго регламентируемый порядок (главы 39, 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), фактически пересмотрели и отменили решение Благовещенского районного суда Амурской области от 11 декабря 2014 г.
Вопреки нормам гражданского процессуального законодательства суды первой и апелляционной инстанций фактически заново рассмотрели вопрос о праве Бондарева В.А. на получение социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, который уже был разрешён вступившим в законную силу решением суда от 11 декабря 2014 г., и вынесли новое решение об отказе Бондареву В.А. в иске о взыскании социальной выплаты на цели капитального ремонта жилого помещения, повреждённого в результате крупномасштабного наводнения.
Кроме того, судебными инстанциями, сделавшими вывод об отсутствии на территории Амурской области с 1 января 2015 г. утверждённого нормативным правовым актом Амурской области порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья, не принято во внимание, что постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1354 "Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г." предписано в соответствии с пунктом 31 части 2 статьи 21 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" направить бюджетные ассигнования, предусмотренные Министерству финансов Российской Федерации по подразделу "Резервные фонды" раздела "Общегосударственные вопросы" классификации расходов бюджетов, в размере 502 994,2 тыс. рублей Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на предоставление иных межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации на финансовое обеспечение реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего на территории Дальневосточного федерального округа в августе-сентябре 2013 г., в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" (пункт 2 постановления).
Этим же постановлением Правительства Российской Федерации утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г. (далее - Правила).
Указанные правила согласно их пункту 1 устанавливают порядок предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей и Еврейской автономной области в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г., на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 г. по 15 июня 2015 г.
Таким образом, в целях реализации прав граждан, за которыми на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30 сентября 2014 г. по 15 июня 2015 г., признано право на меры социальной поддержки в результате крупномасштабного наводнения, произошедшего на территории Дальневосточного федерального округа (а к таким гражданам относится Бондарев В.А.), Правительством Российской Федерации определён порядок предоставления из федерального бюджета бюджетам, в том числе Амурской области, иных межбюджетных трансфертов. Одним из условий предоставления трансфертов является наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья взамен утраченного жилья.
На территории субъекта Российской Федерации - Амурской области таким нормативным правовым актом является Закон Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 668-ОЗ "О социальной поддержке граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года на территории Амурской области на основании судебных решений" (далее - Закон Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 668-ОЗ).
Статьёй 2 названного закона определён порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт.
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется гражданам, включённым в список граждан, жилые помещения которых повреждены, признанных имеющими право на получение меры социальной поддержки в соответствии с судебными решениями, утверждённый губернатором Амурской области по согласованию с территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной миграционной службы (далее - список), являющийся приложением к соглашению о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов, заключённому между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и Правительством Амурской области в соответствии с Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 г., утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 1354 (часть 1 статьи 2 Закона Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 668-ОЗ).
Однако судебными инстанциями положения постановления Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2915 г. N 1354 и Закона Амурской области от 4 апреля 2016 г. N 668-ОЗ к спорным отношениям применены не были, в связи с чем вывод судебных инстанций об отказе в удовлетворении иска Бондареву В.А. о взыскании социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения со ссылкой на отсутствие на территории Амурской области с 1 января 2015 г. порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья нельзя признать правомерным.
Ввиду изложенного решение Благовещенского районного суда Амурской области от 13 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2018 г. нельзя признать законными, они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможна защита нарушенных прав и законных интересов заявителя, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное и разрешить возникший спор в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям нормами материального права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Благовещенского районного суда Амурской области от 13 ноября 2017 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 29 января 2018 г. отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Благовещенский районный суд Амурской области.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 10 декабря 2018 г. N 59-КГ18-18
Текст определения официально опубликован не был