Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 18-КГ18-214
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Зинченко И.Н.,
судей Горчаковой Б.В. и Корчашкиной Т.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея на решение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 26 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2017 года по административному делу по административному исковому заявлению Романова А.Е. и общества с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея о признании незаконными действий и об обязании устранить нарушение прав.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Зинченко И.Н., объяснение представителя Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея Бжевского А.С., поддержавшего доводы кассационной жалобы, а также возражение против удовлетворения кассационной жалобы представителя общества с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" Михайличенко В.Н., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Романов А.Е. и общество с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" обратились в суд с административным исковым заявлением к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (далее - МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея) об оспаривании действий, выразившихся в уклонении от рассмотрения по существу их заявления от 27 апреля 2017 года о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов, и возложении обязанности в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу направить в адрес заявителей проект договора купли-продажи указанного земельного участка.
Решением Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 26 сентября 2017 года административный иск удовлетворен. Признаны незаконными действия МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея, выразившиеся в уклонении от рассмотрения по существу заявления Романова А.Е. и общества с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" от 27 апреля 2017 года N 37. На МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея возложена обязанность в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи в общую долевую собственность земельного участка с кадастровым номером ... площадью 24 365 квадратных метров, расположенного в ..., категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; разрешенное использование - для размещения промышленных объектов, и направить его для подписания в адрес административных истцов Романова А.Е. и общества с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2017 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея просит отменить указанные судебные акты и принять по административному делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 24 октября 2018 года кассационная жалоба с административным делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Относительно доводов кассационной жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" представлены письменные возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия по административным делам пришла к следующему выводу.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке, в силу статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Такие существенные нарушения допущены судами первой и апелляционной инстанций.
Как установлено судами, Романов А.Е. и общество с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" являются собственниками объектов недвижимости, представляющих собой технологический комплекс, связанный единым производственным циклом и необходимый для эксплуатации и обслуживания ремонтно-эксплуатационной базы.
Данные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером ... площадью 24 365 квадратных метров в ..., землепользование которым осуществлялось административными истцами на основании договора аренды, заключенного между муниципальным образованием Темрюкский район и обществом с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод", зарегистрированного в установленном законом порядке.
27 апреля 2017 года административные истцы обратились в МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность за плату без проведения торгов.
Ответами МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея от 29 мая 2017 года и 5 июля 2017 года со ссылкой на постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N371 "Об утверждении Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта" Романову А.Е. и обществу с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" рекомендовано обратиться в Федеральное агентство морского и речного транспорта (далее - Росморречфлот), поскольку испрашиваемый ими земельный участок, находящийся в собственности Российской Федерации, расположен в границах порта Темрюк.
Удовлетворяя заявленные административные исковые требования, суды исходили из того, что МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в силу частей 1 и 2 статьи 30 Федерального закона от 8 ноября 2007 года N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", пунктов 1 и 5.6 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432, заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество.
Принимая во внимание положения статей 39.16, 39.17 и 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, суды, учитывая, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие административным истцам на праве собственности, а также то, что ранее в отношении данного земельного участка был заключен договор аренды, пришли к выводу о незаконности действий административного ответчика и об отсутствии оснований для отказа в удовлетворении заявления, поданного административными истцами в уполномоченный орган.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает указанные выводы судов неправомерными.
Согласно пункту 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В силу части 2 статьи 30 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" управление федеральным имуществом в морском порту осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти в соответствии с настоящим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 90 Земельного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов морского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехнических сооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта наземных и подземных зданий, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водного транспорта.
Пункт 13 статьи 4 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, предусматривал, что территорией морского порта является земельный участок или земельные участки, не покрытые поверхностными водами, в границах морского порта, в том числе искусственно созданный земельный участок или искусственно созданные земельные участки.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости право собственности на испрашиваемый земельный участок зарегистрировано за Российской Федерацией, номер регистрации - 23-01/СО-151/2003-423 от 23 октября 2003 года.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 925-р "Об установлении границ морского порта Темрюк (Краснодарский край)" испрашиваемый земельный участок включен в границы морского порта Темрюк.
В соответствии с абзацем вторым пункта 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции в области приватизации и полномочия собственника, в том числе права акционера и участника общества с ограниченной ответственностью, в сфере управления имуществом Российской Федерации (за исключением случаев, когда указанные полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные органы исполнительной власти), и уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случаях, предусмотренных пунктом 3 статьи 77 Федерального закона "Об акционерных обществах".
При этом Федеральное агентство морского и речного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации, согласно абзацу первому пункта 1 Положения о Федеральном агентстве морского и речного транспорта, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 года N371, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере морского (включая морские порты, за исключением морских терминалов, предназначенных для комплексного обслуживания судов рыбопромыслового флота) и речного транспорта, а также функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности в этой сфере.
Исходя из части 2 статьи 30 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Росморречфлот осуществляет полномочия собственника в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории морских портов, в связи с чем, является лицом, уполномоченным по распоряжению земельными участками, в том числе по их предоставлению и заключению договоров купли-продажи.
При разрешении спора судами не было принято во внимание, что Росимущество и его территориальные органы утратили полномочия по распоряжению и управлению земельными участками, расположенными в границах морского порта, в том числе по предоставлению их в собственность, с момента вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 388 "О внесении изменений в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта".
Указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года N 388 Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта было дополнено пунктами 5.4(1), 5.4(1).1-5.4(1).7, в соответствии с которыми Росморречфлот в целях размещения объектов инфраструктуры морских портов, речных портов и инфраструктуры внутренних водных путей Российской Федерации наделен полномочиями, в том числе, и по предоставлению земельных участков, которые находятся в федеральной собственности.
Признавая МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея уполномоченным лицом по предоставлению расположенных в границах морского порта земельных участков, суды не учитывали внесенные постановлением Правительства Российской федерации от 30 апреля 2013 года N 388 в Положение о Федеральном агентстве морского и речного транспорта изменения и не проверяли полномочия Росморречфлота с учетом этих положений.
Из частей 1 и 2 статьи 47 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что под заинтересованным лицом понимается лицо, права и обязанности которого могут быть затронуты при разрешении административного дела. Заинтересованные лица могут быть привлечены к участию в административном деле также по ходатайству лиц, участвующих в деле, или по инициативе суда.
МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея в своих возражениях относительно заявленных административными истцами требований ссылалось на то, что полномочиями по передаче в собственность испрашиваемого земельного участка обладает Росморречфлот, и что в результате принятия МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея решения по поводу заключения договора купли-продажи этого земельного участка фактически будут разрешены права Росморречфлота на данный земельный участок.
Несмотря на это, суд к участию в административном деле Росморречфлот не привлек, позицию Росморречфлота по поводу распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации и расположенными на территории порта, не проверил, что привело к вынесению незаконного решения суда.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций не учтены положения статьи 28 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", по смыслу которых земельные участки в границах морского порта предоставляются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам только в исключительных случаях.
Площадь земельного участка, выкупаемого в собственность в порядке, предусмотренном статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, определяется с учетом фактического землепользования, исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенных на нем объектов, и должна быть соразмерна площади объектов недвижимого имущества.
Как следует из материалов административного дела, в собственности общества с ограниченной ответственностью "Темрюкский судоремонтный завод" находятся следующие объекты: нежилое здание, трансформаторная подстанция, литера Г1, общей площадью 4 квадратных метра; кислородная, литера Б, общей площадью 130,4 квадратных метров; склад, общей площадью 594,4 квадратных метра; нежилое здание, склад, литера В, общей площадью 491,2 квадратный метр; спецпроходная, нежилое, общей площадью 496,7 квадратных метров; иное сооружение, металлическая отвесная стена (причальная набережная), протяженностью 471 квадратный метр; всего 4416/4711 долей в праве на объект недвижимости; Романову А.Е. принадлежит 295/4711 долей в праве на указанный объект.
Приходя к выводу о необходимости удовлетворения административных исковых требований об обязании административного ответчика осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, суды первой и апелляционной инстанций исходили из совокупности положений статей 39.1, 39.3, 39.15, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации и положений статьи 28 Федерального закона "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Вместе с тем в материалах административного дела отсутствуют доказательства, что объекты недвижимости, находящиеся в собственности административных истцов, действительно представляют собой технологический комплекс, связанный единым производственным циклом и необходимый для эксплуатации и обслуживания ремонтно-эксплуатационной базы.
Из материалов административного дела следует, что площадь земельного участка, испрашиваемого административными истцами, составляет 24 365 квадратных метров и существенно превышает площадь расположенных на нем объектов недвижимости. Административными истцами не представлено доказательств (расчет, заключение специалиста), подтверждающих, что для использования и эксплуатации объектов им необходим земельный участок в таком размере.
В нарушение требований закона судом не исследован вопрос о размере земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на данном земельном участке.
Таким образом, поскольку при рассмотрении административного дела судами допущены существенные нарушения в применении норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход административного дела, и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует проверить доводы МТУ Росимущества в Краснодарском крае и Республике Адыгея с учетом указанных выше положений о необходимости исследования полномочий органов государственной власти, действующих от имени Российской Федерации, по предоставлению расположенных на территории морского порта земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь положениями части 1 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Октябрьского районного суда города Краснодара Краснодарского края от 26 сентября 2017 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 21 декабря 2017 года отменить.
Административное дело направить на новое рассмотрение в Октябрьский районный суд города Краснодара Краснодарского края в ином составе судей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 19 декабря 2018 г. N 18-КГ18-214
Текст определения официально опубликован не был