Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 308-ЭС18-20996
Судья Верховного Суда Российской Федерации Чучунова Н.С.,
рассмотрев жалобу (заявление) общества с ограниченной ответственностью УК "Время первых" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2018 (судья Парамонова А.В.), постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 (судьи Попов А.А., Галов В.В., Сулименко О.А.) и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.09.2018 (судьи Рыжков Ю.В., Трифонова Л.А., Чесняк Н.В.) по делу N А53-34182/2017, установил:
общество с ограниченной ответственностью "Реальный мир-2" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "УК "Время первых"; далее - Компания) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к акционерному обществу "Чистый город" (далее - Общество) о признании недействительным дополнительного соглашения от 01.12.2014 N 3 к договору от 29.12.2012 N УК-5/22 об оказании услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) твердых бытовых отходов (далее - договор N УК-5/22) в части изменения платы за оказание услуг в связи с применением нормы накопления отходов, рекомендованной генеральной схемой очистки территории г. Ростова-на-Дону, и применении последствий недействительности части сделки в виде уменьшения сумм кредиторской задолженности Компании перед Обществом на 118 076 рублей 25 копеек; о взыскании с ответчика 122 843 рублей 57 копеек.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2018, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2018 и постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.09.2018, в иске отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, заявитель просит отменить состоявшиеся по делу судебные акты, удовлетворив требования, ссылаясь на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права.
В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что в основу формирования размера нормы накопления положены сведения о ценах, предоставленные только одним хозяйствующим субъектом - Обществом.
В рамках дела N А53-32071/2016 установлено, что администрация города Ростова-на-Дону при установлении норм накопления твердых бытовых отходов (далее - ТБО) превысила свои полномочия.
Ответчик, применив генеральную схему очистки территории города Ростова-на-Дону и норму накопления в размере 350 кг на человека в год при формировании тарифа на сбор, транспортировку и размещение твердых отходов потребления и производства (далее - ТОПП), необоснованно увеличил объем вывоза ТОПП и тем самым неправомерно повысил размер фактической оплаты за данную услугу для жителей многоквартирных домов, находящихся в обслуживании истца.
Компания полагает, что норма накопления, применяемая при расчете объема оказанных услуг, не зависит от воли сторон, поэтому должна устанавливаться нормативным актом, принятым в установленном законом порядке. В материалы дела не представлена информация о порядке формирования соответствующей нормы накопления, послужившей основанием увеличения стоимости услуг по договору. Применение норматива накопления ТОПП в размере 350 кг на человека в год приводит к завышению собираемого и вывозимого количества отходов, и как следствие, к сверхприбыли ответчика от оказания услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) ТОПП.
В соответствии с частью 1 статьи 291.1, частью 7 статьи 291.6 и статьей 291.11 АПК РФ, кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изучив судебные акты, состоявшиеся по делу, оценив доводы кассационной жалобы заявителя, суд не находит оснований для ее передачи на рассмотрение в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Как следует из обжалуемых актов, Компания (заказчик) и Общество (исполнитель) заключили договор N УК-5/22, по условиям которого исполнитель обязался оказывать услуги по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) ТООП, а заказчик - оплачивать оказанные услуги в соответствии с договором (пункт 1.1 договора).
В силу пункта 3.1 договора стоимость услуг определена сторонами в размере 2 рублей 20 копеек в месяц с 1 кв.м общей площади жилого помещения, в том числе стоимость услуг по сбору и транспортировке, стоимость услуг по размещению.
Между сторонами 01.12.2014 заключено дополнительное соглашение N 3 к названному договору, которым стороны изложили пункт 3.1 договора N УК-5/22 в следующей редакции: "стоимость услуги по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) на полигоне ТОПП за одну тонну составляет: за сбор и транспортировку - 1631 рубль 73 копейки (включая НДС); за размещение (захоронение) - 474 рубля 27 копеек (включая НДС). Количество тонн собранных, транспортированных и размещенных (захороненных) ТОПП в месяц, рассчитывается как произведение количества зарегистрированных граждан в находящихся в управлении заказчика многоквартирных жилых домах на норму накопления ТОПП на 1 человека в год (в тоннах), деленное на 12 месяцев. Стороны согласовали при расчетах по договору применять норму накопления твердых отходов потребления и производства на 1 человека в год в размере 0,35 тонны".
Пункт 3.2 договора N УК-5/22 изложен в следующей редакции: "стоимость услуг по договору в месяц равна произведению стоимости услуги по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) на полигоне ТОПП за одну тонну, указанной в пункте 3.1 договора, на количество в тоннах собранных, транспортированных и размещенных (захороненных) ТОПП в месяц, определяемых согласно пункту 3.1 договора".
Полагая, что дополнительное соглашение от 01.12.2014 N 3 к договору N УК-5/22 не соответствует антимонопольному законодательству, в связи с чем является недействительным, Компания обратилась в арбитражный суд с настоящим иском, мотивируя его тем, что в связи с утверждением генеральной схемы очистки территории города Ростова-на-Дону (постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 09.06.2014 N 645) были увеличены нормы накопления ТБО до 0,350 тонны на 1 человека в год для многоквартирного жилого фонда. Согласно сведениям в реестре хозяйствующих субъектов ответчик занимает на рынке по транспортировке и размещению твердых коммунальных (бытовых) отходов в городе Ростове-на-Дону долю свыше 50%. Администрация г. Ростова-на-Дону превысила свои полномочия по установлению норм накопления ТБО, в результате административный метод установления нормативов ТБО затронул права и интересы организаций, оказывающих услуги по вывозу ТБО, управляющих многоквартирными домами организаций, а также населения г. Ростова-на-Дону.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 АПК РФ представленные доказательства, руководствуясь статьями 166-168, 421, 422, 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды отказали в удовлетворении заявленных требований, придя к выводам, что оспариваемое дополнительное соглашение, которое не противоречит требованиям действующего законодательства.
Судебными инстанциями верно учтено, что Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области 13.10.2015 вынесено решение N 18353/05 о признании Общества нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части неверного определения объема оказанных услуг по сбору, транспортировке и размещению (захоронению) ТОПП, приводящему к необоснованному увеличению размера оплаты за оказание услуги по сбору, транспортировке и размещению ТОПП для многоквартирных домов г. Ростова-на-Дону.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ростовской области от 04.02.2016 по делу N А53-30830/2015 решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области от 13.10.2015 N 18353/05 и предписание от 13.10.2015 N 952/05 признаны незаконными.
В спорный период действовал Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", согласно которому подлежат регулированию тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Установление тарифов на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для организаций коммунального комплекса производится органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования тарифов и надбавок или органом местного самоуправления в области регулирования тарифов и надбавок в соответствии с Федеральным законом.
Однако предметом спорного договора является и оказание услуг по сбору, транспортировке ТОПП, которые не относятся к числу услуг организаций коммунального комплекса, подлежащих государственному регулированию.
Стороны, исходя из принципа свободы договора, самостоятельно определили его условия (изменили порядок оплаты) путем подписания дополнительного соглашения от 01.12.2014 N 3.
В деле отсутствуют доказательства принуждения Компании к заключению спорной сделки. Напротив, в письме истца ответчику от 12.11.2014 N 127/1053 Компания просит заключить дополнительное соглашение к существующим договорам с 01.11.2014 в связи с утверждением генеральной схемы санитарной очистки города Ростова-на-Дону и переходом на расчеты с Обществом за услуги, оказываемые по сбору и вывозу ТБО по факту мусоронакопления.
Отклоняя ссылка истца на судебные акты по делу N А53-32071/2016, суды исходили из того, что в рамках указанного спора было установлено отсутствие у органа местного самоуправления полномочий, однако не делался вывод о том, что указанные нормативы, определенные по результатам выполненных натурных замеров, являются завышенными.
Постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области от 08.02.2018 N 2 утверждены нормативы накопления твердых коммунальных отходов на территории Ростовской области. Согласно данному постановлению норматив накопления твердых коммунальных отходов на территории г. Ростова-на-Дону для многоквартирных домов составляет 517,44 кг на человека в год, что в 1,5 раза больше норматива в 350 кг, согласованного сторонами в договоре.
Доводы кассационной жалобы, не свидетельствуют о допущенных судами нарушениях норм материального и процессуального права, которые бы служили достаточным основанием в силу части 1 статьи 291.11 АПК РФ к отмене обжалуемых судебных актов.
Поскольку заявителю отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, ходатайство о проведении заседания по делу путем использования систем видеоконференц-связи подлежит отклонению.
С учетом изложенного и руководствуясь статьей 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил:
в удовлетворении ходатайства общества с ограниченной ответственностью УК "Время первых" о проведении заседания по делу путем использования систем видеоконференц-связи отказать.
Отказать в передаче кассационной жалобы общества с ограниченной ответственностью УК "Время первых" для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
Н.С. Чучунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 308-ЭС18-20996 по делу N А53-34182/2017
Текст определения официально опубликован не был