Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Умный сервис" (далее - Заявитель) на действия Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по сервисному сопровождению информационно-вычислительной инфраструктуры Фонда социального страхования Российской Федерации (номер извещения 0273100000718000086) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В техническом задании Конкурсной документации отсутствует количеств оборудования, которое необходимо обслужить в рамках исполнения контракта;
2. У Заказчика, исходя из положений Конкурсной документации, отсутствует лицензия программного обеспечения систем паспортизации "М2000" и "М2000-Monitoring", по которым в рамках исполнения контракта необходимо выполнять сервисное сопровождение, что свидетельствует о невозможности участника сформировать заявку на участие в Конкурсе;
3. Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в том числе, установлены требования к качеству работ.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 20.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 24.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 29.11.2018;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 201 722 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 20.12.2018;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 28.12.2018.
1. По мнению Заявителя, в техническом задании Конкурсной документации отсутствует количество оборудования, которое необходимо обслужить в рамках исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пояснениям представителей Заявителя на заседании Комиссии, установленные пороговые значения оборудования в Приложении N 1 к Конкурсной документации не отражают реальное количество оборудования, необходимого обслужить в рамках исполнения контракта.
Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, в том числе, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 Закона о контрактной системе, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случае, если при заключении контракта объем подлежащих выполнению работ по техническому обслуживанию и (или) ремонту техники, оборудования, оказанию услуг связи, юридических услуг, медицинских услуг, образовательных услуг, услуг общественного питания, услуг переводчика, услуг по перевозкам грузов, пассажиров и багажа, гостиничных услуг, услуг по проведению оценки невозможно определить, в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке заказчик указывает цену запасных частей или каждой запасной части к технике, оборудованию, цену единицы работы или услуги. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы работы или услуги исходя из объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, по цене каждой запасной части к технике, оборудованию исходя из количества запасных частей, поставки которых будут осуществлены в ходе исполнения контракта, но в размере, не превышающем начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что Приложением N 2 технического задания Конкурсной документации установлены перечень и количество оборудования, которое находится в центральном и региональных отделениях Заказчика и подлежит обслуживанию в рамках исполнения контракта.
Учитывая вышеизложенное, на заседании Комиссии установлено, что в составе технического задания Конкурсной документации установлен перечень оборудования, подлежащий сервисному сопровождению.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
2. Согласно доводу Заявителя, у Заказчика, исходя из Конкурсной документации, отсутствует лицензия программного обеспечения систем паспортизации "М2000" и "М2000-Monitoring", по которым в рамках исполнения контракта необходимо выполнять сервисное сопровождение, что свидетельствует о невозможности участника сформировать заявку на участие в Конкурсе.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что объектом закупки является сервисное сопровождение используемого Заказчиком, в том числе, программного обеспечения "М2000" и "М2000-Monitoring" и в ходе исполнения контракта предоставят исполнителю лицензию системы, что также установлено в пункте 3.1.2.4 технического задания Конкурсной документации. При этом, передача лицензии на программное обеспечение является зоной ответственности Заказчика.
Техническим заданием документации об Аукционе установлено, в том числе, следующее: "Зона ответственности Заказчика - предоставление ПО".
Представители Заказчика на заседании Комиссии также пояснили, что требования технического задания Конкурсной документации установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не противоречат положениям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а также не налагают на участников закупки обязанности по приобретению указанной лицензии, при этом, на участие в Аукционе подано 2 заявки.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
3. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, в том числе, установлены требования к качеству работ.
Согласно пункту 5.7.1 технического задания Конкурсной документации "Исполненные работы по ГК с количественной оценкой ниже 85% считаются исполненными на процент, равный, в этом случае, количественной оценке качества выполнения работ".
Пунктом 3.1 проекта государственного контракта Конкурсной документации установлено следующее: "Стоимость работ за отчетный период определяется из объема фактически выполненных работ за отчетный период, равный кварталу".
Представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что даже при отсутствии просроченных заявок коэффициент качества выполненных работ, по которому и будет рассчитываться оплата исполнителю, не будет больше 85%.
Представители Заказчика на заседании Комиссии представили примерный расчет стоимости выполненных работ по бланкам заказа, согласно которому исполнитель по окончании каждого отчетного периода предоставляет отчеты о проведении работ по сервисному сопровождению и на основании данных из отчетов коэффициент качества выполнения работ определяется по формуле, установленной в Конкурсной документации.
Вместе с тем, представителями Заявителя на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем указанный довод своего подтверждения не нашел.
При проведении внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
4. Согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе, требовать от участника открытого конкурса иные документы и информацию, за исключением документов и информации, предусмотренных частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, не допускается.
Инструкцией по заполнению заявок на участие в Конкурсе Конкурсной документации установлено, в том числе, следующее: "Участник закупки представляет в составе заявки предложение в отношении объекта закупки конкурсной документации. Такое предложение должно содержать подтверждение о соответствии выполняемых работ требованиям конкурсной документации, а именно:
- предложение о стоимости выполнения конкретного вида работ, предусмотренного Частью IV "Описание объекта закупки" по форме приложения N 3 "Тарифная сетка" к информационной карте".
Вместе с тем, Приложение N 2 к государственному контракту Конкурсной документации содержит тарифную сетку, которую необходимо заполнить и представить в составе заявки и на основе которой будет производиться оплата выполненных работ исполнителю в случае его победы.
Комиссия приходит к выводу, что установленные в Конкурсной документации требования о заполнении и предоставлении в составе заявки участника Конкурса тарифной сетки с указанием предлагаемой стоимости работы за один день сопровождения единицы оборудования являются излишними требованиями к оформлению заявки на участие в Конкурсе.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки предлагать стоимость работ по сервисному сопровождению отдельных видов оборудования.
Таким образом, действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации излишние требования при составлении заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50, часть 5 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного нарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "Умный сервис" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1 статьи 50, части 5 статьи 51 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 24.12.2018 N 18/44/105/2161 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 декабря 2018 г. N 18/44/105/2161 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был