Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ЛенПрофМонтаж" (далее - Заявитель) на действия ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный аграрный университет" (далее - Уполномоченный орган), Министерства сельского хозяйства Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, АО "Единая электронная торговая площадка" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации лабораторного корпуса N 6, ул. Садовая, д. 14, литеры А, Б (номер извещения 0372100021318000050) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), установила:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров;
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования о соответствии используемого в рамках исполнения государственного контракта товара ГОСТам;
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
4. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам по позициям N 21 "Выключатель автоматические Legrand или эквивалент", N 28 "Грунтовка";
5. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют параметры эквивалентности в отношении товара "по позиции N 22 "Кондиционер настенный" технического задания документации об Аукционе;
6. Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров по позициям N 23, 33, 30.
Представитель Уполномоченного органа на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В ходе рассмотрения жалобы Заявителя на действия Заказчика 27.12.2018 Комиссией в целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы в заседании Комиссии объявлен перерыв, в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 28.12.2018.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.09.2018;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 124 665 300 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 09.01.2018.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов технической части документации об Аукционе установлены, в том числе, следующие требования: "Кабели силовые тип 1", "Кабели силовые тип 2": "стойкие к воздействию повышенной относительной влажности воздуха 0 - 98% при температуре окружающей среды 0 - 35 °С".
При этом, в соответствии с пунктами 8.5.1-8.5.3 ГОСТ 31996-2012 проверка стойкости товара "кабель" к воздействию повышенной температуры окружающей среды проводится в соответствии с ГОСТ 16962.1 (метод 201-1.2, 204-1, метод 207-2).
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших в документации об Аукционе ненадлежащие требования к товарам, используемым при выполнении работ в рамках исполнения контракта нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе установлены противоречивые требования о соответствии используемого в рамках исполнения государственного контракта товара ГОСТам, а именно:
Заказчиком, Уполномоченным органом в Разделе 4 документации об Аукционе установлено требование о соответствии товаров государственным стандартам.
Приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе (далее - Приложение N 1) также установлено требование о соответствии товаров государственным стандартам, при этом, в Разделе 4 документации об Аукционе указаны ГОСТ 356-80, ГОСТ 51324.1-2012, ГОСТ 60309-1-2016, указание на которые в Приложении N 1 отсутствует.
Кроме того, Приложение N 1 содержит указание на ГОСТ 7798-70, ГОСТ 5089-2011, указание на которые в Разделе 4 документации об Аукционе отсутствует.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что сведения о качестве, технических характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке товара, используемого в рамках исполнение государственного контракта установлены в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе, представленного в форме таблицы.
При этом, требование о соответствии конкретного товара ГОСТам установлено в столбце "Требуемый параметр" Приложения N 1.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, Уполномоченного органа установивших в документации об Аукционе вышеуказанные требования не противоречат Закону о контрактной системе.
Кроме того, Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В документации об Аукционе установлена ненадлежащая Инструкция, не позволяющая определить порядок указания в составе первой части заявки на участие в Аукционе характеристики товаров, сопровождающихся одновременно знаками "[ ]", ";".
Согласно пункту 27 технического задания документации об Аукционе к товару "Воздуховоды из оцинкованной стали тип 2" установлено следующее требования: "Диаметр воздуховода: [до 1000]; [от 450] мм".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что согласно Инструкции: "необходимо указать один из перечисленных между собой показателей в случае наличия слов, знаков: "или", ";", при этом, в случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
Таким образом, согласно пояснениям представителя Уполномоченного органа, указанные характеристики должны быть представлены в составе первой части заявки на участие в Аукционе без изменений.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к товарам по позициям N 21 "Выключатель автоматические Legrand или эквивалент", N 28 "Грунтовка" технического задания документации об Аукционе, а именно:
Согласно позиции N 21 технического задания документации об Аукционе к товару "Выключатель автоматические Legrand или эквивалент" установлены, в том числе, следующие требования: "Номинальное напряжение не менее 400 В. Номинальное напряжение не менее 50 Гц".
В соответствии с доводом Заявителя, по позиции N 21 установлены два идентичных показателя с различными требованиями к значению, что не позволяет определить потребность Заказчика, а также установлена нестандартная единица измерения.
Кроме того, согласно позиции N 28 "Грунтовка" установлено, в том числе, следующее требование: "Минимальная рабочая температура до -15", при этом, указание на единицы измерения отсутствуют.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что при составлении документации об Аукционе по позициям N 21, 28 технического задания документации об Аукционе допущены технические ошибки, а также, что по позиции N 21 установлены требования к "Номинальной частоте напряжения", которая должна составлять не менее 15 Гц, а по позиции N 28 единицей измерений является "градус Цельсия".
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе неправомерно отсутствуют параметры эквивалентности в отношении товара по позиции N 22 "Кондиционер настенный" технического задания документации об Аукционе.
В техническом задании документации об Аукционе установлено следующее требование к товару по позиции N 22 "Кондиционер настенный": "тип хладагента R410 или эквивалент".
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Уполномоченным органом в техническом задании документации об Аукционе неправомерно не установлены параметры эквивалентности товара, сведения о котором участникам закупки необходимо предоставить в составе первой части заявки на участие в Аукционе, что вводит участников закупки в заблуждения, препятствует надлежащему заполнению заявки и ограничивает потенциальный круг участников.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в документации об Аукционе параметры эквивалентности товара по позиции N 22 технического задания документации об Аукционе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к характеристикам товаров по позициям N 23, 33, 30.
Согласно позиции N 23 технического задания документации об Аукционе к товару "Манометр тип 1" установлены, в том числе, следующие требования: "Класс точности манометра в диапазоне более 0,4 до 1,0. Соответствие ГОСТ 2405-88".
В соответствии с пунктом 1.4 ГОСТ 2405-88: "Класс точности приборов должен выбираться из ряда: 0,4; 0,6; 1,0; 1,5; 2,5; 4,0".
При этом, на заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что по позиции N 23 в составе первой части заявки на участие в Аукционе участнику закупки в соответствии положениями Инструкции в случае сопровождения характеристик словосочетанием "в диапазоне более...до..." необходимо указать конкретное значение показателя, превышающее нижнюю границу значения и менее верхней границы значения, что не противоречит положениям Закона о контрактной системе и позволяет указать в составе заявки на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно удовлетворяющих требованиям документации об Аукционе и положениям ГОСТ.
Согласно позиции N 33 технического задания документации об Аукционе, к товару "Растворы строительные" установлены, в том числе, следующие требования: "Назначение раствора Штукатурный; облицовочный. Подвижность растворной смеси П_к1, П_к2; П_к3, П_к4. Соответствие ГОСТ 28013-98".
На заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что по позиции N 33 в составе первой части заявки на участие в Аукционе участнику закупки в соответствии положениями Инструкции необходимо указать один из перечисленных между собой показателей в случае наличия слов, знаков: "или", ";".
Таким образом, установление вышеуказанных требований к товару по позиции N 33 технического задания документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Согласно позиции N 30 технического задания документации об Аукционе, к товару "Смеси сухие" установлены, в том числе, следующие требования: "Марка до М 400. Смеси Бетонные или растворные или дисперсные. Марка по подвижности до Рк5. Классы по прочности на сжатие затвердевших растворов из напольных смесей от В3,5. Классы затвердевших растворов по объему износа до А22. Классы затвердевших растворов по глубине износа до АР6. Соответствие ГОСТ 31357-2007 ГОСТ 31358-2007".
При этом, на заседании Комиссии представитель Уполномоченного органа пояснил, что требования к товару по позиции N 30 технического задания документации об Аукционе установлены в связи с потребностью Заказчика и не противоречит положениям Закона о контрактной системе, а также позволяют указать в составе заявки на участие в Аукционе значения характеристик товаров, одновременно удовлетворяющих требованиям документации об Аукционе и положениям ГОСТ.
Вместе с тем, Заявитель явку представителей на Заседание Комиссии не обеспечил, в составе жалобы не представил документов и сведений, подтверждающих обоснованность довода.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
7. В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Таким образом, строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства осуществляется на основании проектной документации, которая содержит показатели, позволяющие определить соответствие закупаемой работы установленным заказчиком требованиям.
Отсутствие в документации о закупке функциональных, технических и качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки, требований к результатам работ, в том числе отсутствие в составе документации о закупке полного объема проектной документации приводит к невозможности формирования участником закупки предложения по исполнению государственного (муниципального) контракта.
В соответствии с частью 23 раздела II Постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" (далее - Постановление N 87) графическая часть проекта организации строительства должна содержать календарный план строительства, включая подготовительный период (сроки и последовательность строительства основных и вспомогательных зданий и сооружений, выделение этапов строительства); строительный генеральный план подготовительного периода строительства (при необходимости) и основного периода строительства с определением мест расположения постоянных и временных зданий и сооружений, мест размещения площадок и складов временного складирования конструкций, изделий, материалов и оборудования, мест установки стационарных кранов и путей перемещения кранов большой грузоподъемности, инженерных сетей и источников обеспечения строительной площадки водой, электроэнергией, связью, а также трасс сетей с указанием точек их подключения и мест расположения знаков закрепления разбивочных осей.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки, согласно извещению и документации об Аукционе является выполнение работ по реконструкции с элементами реставрации лабораторного корпуса.
Согласно пункту 1 технической части документации об Аукционе Генеральный подрядчик (далее Генподрядчик) выполняет работы, порученные ему по Государственному контракту (далее Контракт), в соответствии с действующим законодательством, действующей нормативно-технической документацией, проектно-сметной документацией, графиком производства работ и указаниями Государственного Заказчика (далее Заказчик).
Кроме того, пунктом 3 технической части документации об Аукционе установлено, что заказчик обязан осуществлять контроль за строительством Объекта (объемами, стоимостью и сроками выполнения работ) в соответствии с утвержденной Проектной документацией.
В соответствии с документацией об Аукционе работы выполняются в соответствии с приложениями к государственному контракту, техническим заданием, графиком выполнения работ, а также проектно-сметной документацией.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что в ЕИС Заказчиком, Уполномоченным органом размещена проектная документация не в полном объеме, а именно в ЕИС не размещены "Том 12 Книга 1", "Том 12 Книга 2".
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, не разместивших в ЕИС проектную документацию в полном объеме, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Частью 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе установлено, что контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем.
Согласно извещению о проведении Аукциона, документации об Аукционе, предусмотрено, что часть работ подлежит выполнению в 2018 году, при этом объем финансирования исполнения контракта на 2018 год составляет 124 665 300 рублей.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 статьи 72 Бюджетного кодекса, предусматривающим заключение государственных контрактов, предметом которых является поставка товаров в соответствии с государственной программой вооружения, утверждаемой Президентом Российской Федерации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о невозможности заключения и исполнения контракта на условиях, предусмотренных документацией об Аукционе и проектом контракта документации об Аукционе, в том числе, в части выполнения и оплаты работ по контракту в 2018 году, что, в свою очередь, не соответствует части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия решила:
1. Признать жалобу ООО "ЛенПрофМонтаж" обоснованной в части неправомерного установления в документации об Аукционе требований к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, конкретных показателей химического и компонентного состава товара, а также результатов испытаний таких товаров, ненадлежащих требований к товарам по позициям N 21 "Выключатель автоматические Legrand или эквивалент", N 28 "Грунтовка" технического задания документации об Аукционе, а также не установления параметров эквивалентности в отношении товара по позиции N 22 "Кондиционер настенный" технического задания документации об Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 10 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Оператору электронной площадки предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела от 28.12.2018 N 18/44/105/2269 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2018 г. N 18/44/105/2269 "По делу о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок"
Текст решения официально опубликован не был