Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по аграрным вопросам рассмотрел проект федерального закона N 557026-7 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления процедуры проведения мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней специальными ветеринарными правилами), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Согласно пояснительной записке, законопроект разработан во исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 14-П (далее также - Постановление КС РФ).
Согласно действующей редакции части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
При этом в соответствии со статьей 3 Закона Российской Федерации от 14 мая 1993 года N 4979-I "О ветеринарии" обеспечение лекарственными средствами проведения противоэпизоотических мероприятий против заразных и иных болезней животных является полномочием Российской Федерации в области ветеринарии.
Конституционным Судом Российской Федерации установлено, что часть 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не соответствует Конституции Российской Федерации в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования неопределенность ее нормативного содержания порождает возможность неоднозначного решения вопроса о субъекте, обязанном приобретать лекарственные средства ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, и тем самым допускает произвольное возложение данной обязанности на различных участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов.
Указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации также предписывается федеральному законодателю незамедлительно принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в вопросе о том, на ком из участников отношений в сфере охотничьего хозяйства и сохранения охотничьих ресурсов лежит обязанность приобретения лекарственных средств ветеринарного назначения для проведения противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях.
Следует отметить, что законопроект в предложенной редакции расширяет предписанные Постановлением КС РФ пределы устранения неопределенности нормативного содержания отдельных положений статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и излагает указанную статью целиком в новой редакции, согласно которой устанавливается, что к мероприятиям по защите охотничьих ресурсов от болезней относятся профилактические, диагностические, лечебные, ограничительные и иные мероприятия, установление и отмена на территории Российской Федерации карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней охотничьих ресурсов, а также в полном объеме исключает признанную частично не соответствующей Конституции Российской Федерации часть 3 указанной статьи.
По мнению разработчиков, принятие законопроекта в предложенной редакции позволит комплексно регламентировать процедуру проведения профилактических, диагностических, лечебных, ограничительных и иных мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней специальными ветеринарными правилами.
Предлагаемые законопроектом изменения в части соотнесения положений статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с ветеринарным законодательством не вызывают возражений и поддерживаются Комитетом.
Что касается исключения из содержания указанной статьи нормы об обеспечении юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения, проведения мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях, Комитет считает данное предложение не вполне обоснованным, не обеспечивающим надлежащим образом исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 30 марта 2018 г. N 14-П, и, в определенном смысле, ему противоречащим.
Так, из содержания указанного Постановления КС РФ следует, что при его принятии Конституционный Суд Российской Федерации, имея в виду возможность наступления негативных экологических последствий, которые могут быть вызваны утратой силы и прекращением действия части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в связи с признанием ее не соответствующей Конституции Российской Федерации, а также в целях обеспечения определенности прав и обязанностей участников правоотношений в области охотхозяйственной деятельности, указал федеральному законодателю на необходимость корректировки, а не исключения указанной нормы.
Более того, из проведенного Конституционным Судом Российской Федерации при рассмотрении данного вопроса системного анализа нормативных положений действующего законодательства Российской Федерации, определяющих правовой режим участия заключивших охотхозяйственные соглашения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в защите охотничьих ресурсов, следует, что указанные лица несут персональную ответственность за обеспечение проведения на территории закрепленных за ними охотничьих угодий всех видов ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий, направленных на защиту охотничьих ресурсов от болезней, включая применение в случае необходимости ветеринарных препаратов, в том числе посредством их добавления в корм диким животным.
Необходимо иметь в виду, что согласно Перечню ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней, утвержденному приказом Минприроды России от 10 ноября 2010 года N 491, помимо использования ветеринарных препаратов для профилактики и лечения болезней диких животных (охотничьих ресурсов), к указанным мероприятиям также относятся:
- обязательное профилактическое карантинирование охотничьих ресурсов, отловленных в охотничьих угодьях, с целью переселения, акклиматизации, содержания и разведения в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания;
- контроль за размещением и содержанием специализированных мест разделки и обработки добытых диких животных (охотничьих ресурсов), соблюдением санитарно-гигиенических правил разделки туш и утилизации отходов разделки;
- обязательное информирование при обнаружении трупов павших особей диких животных (охотничьих ресурсов), включая информирование уполномоченных органов государственной власти, проведение необходимых диагностических исследований, и утилизации трупов таких животных в соответствии с законодательством Российской Федерации о ветеринарии;
- изъятие особей диких животных (охотничьих ресурсов), инфицированных заразными болезнями, организация мероприятий по регулированию численности охотничьих ресурсов с целью предотвращения возникновения и распространения болезней охотничьих ресурсов;
- обеспечение максимального снижения численности охотничьих ресурсов при возникновении эпизоотий особо опасных болезней охотничьих ресурсов в той части охотничьих угодий, которые подвержены эпизоотии или находятся в угрожаемой зоне, и другие мероприятия.
По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такое правовое регулирование воспринимается как органами государственной власти, так и в предпринимательском сообществе, по сути, без каких-либо возражений, за исключением вопроса о том, на ком лежит непосредственная обязанность приобретения ветеринарных препаратов, необходимых для проведения противоэпизоотических мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях, - на органах государственной власти либо на юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, заключивших охотхозяйственные соглашения.
В этой связи Комитет считает, что исключение части 3 статьи 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", как это предлагается законопроектом, не только не устранит правовую неопределенность, на которую указал Конституционный Суд Российской Федерации, но и создаст еще больший правовой вакуум в вопросе определения субъектов правовых отношений в области защиты охотничьих ресурсов от болезней, ответственных за обеспечение соответствующих мероприятий в закрепленных охотничьих угодьях.
В связи с изложенным, Комитет по аграрным вопросам считает, что проект федерального закона N 557026-7 "О внесении изменения в статью 43 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части установления процедуры проведения мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней специальными ветеринарными правилами), внесенный Правительством Российской Федерации, может быть поддержан только при условии устранения высказанных в настоящем заключении замечаний при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.