Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2018 г. N ПР 12-206/12-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие по результатам внешней проверки исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год в Федеральном агентстве по туризму (далее - Ростуризм, Агентство).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бюджетная отчетность Ростуризма за 2017 год является недостоверной в связи со следующим.
В нарушение пункта 56 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, согласно которому счет 10200 "Нематериальные активы" предназначен для учета операций с нематериальными активами, Ростуризмом 7 информационных систем стоимостью 22 283,4 тыс. рублей, внесенных в реестр федеральных государственных информационных систем, не приняты к учету в составе нематериальных активов и не отражены в формах 0503130 "Баланс главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета" и 0503168 "Сведения о движении нефинансовых активов".
1.2. В нарушение пункта 27 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому финансированию за счет средств федерального бюджета подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, Ростуризмом до 14 июня 2017 года в отсутствие Плана информатизации на 2017 год, утвержденного приказом от 14 июня 2017 г. N 284-Пр-17, за счет средств федерального бюджета финансировались мероприятия, связанные с использованием информационно-коммуникационных технологий по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий", на общую сумму 11 163,0 тыс. рублей.
1.3. В нарушение пункта 4.1.4 соглашений о предоставлении в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" (далее - Соглашение о предоставлении субсидии)1, в соответствии с которым в случае если субъектом Российской Федерации по состоянию на 31 декабря года предоставления субсидии допущены нарушения обязательств по исполнению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества, и в срок до 1 апреля года, следующего за годом предоставления субсидии, указанные нарушения не устранены, Ростуризм обязуется рассчитать в соответствии с пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила от 30 сентября 2014 г. N 999), объем средств, подлежащий возврату из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет, и направить субъекту Российской Федерации требование о возврате средств субсидии, Ростуризмом при наличии фактов нарушения 12 субъектами Российской Федерации указанных обязательств, установленных пунктом 4.3.4 данных соглашений требования о возврате в федеральный бюджет средств субсидий в общей сумме 177 833,4 тыс. рублей (расчетно) указанным субъектам Российской Федерации не направлялись.
1.4. В нарушение Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита федерального бюджета внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2014 г. N 193, Ростуризмом по 4 аудиторским проверкам, проведенным в соответствии с планом внутреннего финансового аудита на 2017 год, утвержденным 15 декабря 2016 года:
программы аудиторских проверок Агентства в проверяемый период руководителем Ростуризма не утверждались (пункт 44);
отчеты о результатах аудиторской проверки, содержащие информацию об итогах аудиторской проверки, не составлялись (пункт 53) и руководителю Ростуризма на рассмотрение не направлялись (пункт 54).
1.5. В нарушение пункта приказа Росстата от 30 октября 2015 г. N 516. "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за ходом реализации федеральных целевых программ (подпрограмм)", согласно которому отчет по форме федерального статистического наблюдения N 1-ФЦП "Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ (подпрограмм)" предоставляется в сроки, установленные в форме, а именно: ежеквартально - на 35 день после отчетного периода, Агентством отчет по форме N 1-ФЦП за IV квартал 2017 года направлен в Росстат письмом от 12 февраля 2018 г. N 745/НК, то есть на 8 дней позже установленного срока (5 февраля 2018 года).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Ростуризмом не осуществлялся надлежащий контроль за реализацией субъектами Российской Федерации инвестиционных проектов, направленных на строительство и реконструкцию инфраструктуры туристских объектов (включая комплекс обеспечивающей инфраструктуры кластера), предусмотренный абзацем 12 раздела V Федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации" (2011 - 2018 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. N 644 (далее - ФЦП "Развитие туризма"), а также контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий и других обязательств, предусмотренный пунктом 4.1.2 Соглашений о предоставлении субсидий:
1) из 30 объектов обеспечивающей инфраструктуры, подлежащих в соответствии со сводными инвестиционными планами развития туристско-рекреационных (автотуристских) кластеров (далее - ТРК/АТК), в 2017 году субъектами Российской Федерации фактически введено в эксплуатацию только 22 объекта;
из 108 объектов туристской инфраструктуры, подлежащих в соответствии со сводными инвестиционными планами развития туристско-рекреационных ТРК/АТК созданию инвесторами в 2017 году, не созданы 52 объекта.
2) из предоставленной субъектами Российской Федерации отчетности об исполнении условий Соглашений о предоставлении субсидий следует, что полученные субъектами Российской Федерации в 2017 году субсидии из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации освоены в полном объеме.
В то же время проверкой освоения субсидий субъектами Российской Федерации по предоставленным Ростуризмом в автоматизированной информационной системе комплексной поддержки развития внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (далее - АИС "Туризм") формам КС-2 и КС-3 в электронном виде (при отсутствии печатных первичных документов) установлено, что по состоянию на 1 января 2018 года на счетах 12 субъектов Российской Федерации2 сформировалась дебиторская задолженность за счет авансов, выплаченных в рамках государственных контрактов, заключенных на строительство объектов обеспечивающей инфраструктуры ТРК/АТК в общем объеме 445 914,6 тыс. рублей (9,4% общего объема финансирования 4 530 220,4 тыс. рублей).
Выявленный факт указывает, что отчеты указанных субъектов Российской Федерации о ходе реализации мероприятий ФЦП "Развитие туризма" содержат недостоверную информацию об освоении бюджетных средств (субсидий).
3) в нарушение пункта 6.3.6 Соглашений о предоставлении субсидий, согласно которому на субъекты Российской Федерации возложена обязанность представлять в Ростуризм отчетность ежеквартально в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, по состоянию на 28 апреля 2018 года в Ростуризм отчеты за IV квартал 2017 года (15 января 2018 года) не представлялись:
по форме 1-ФЦП "Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на выполнение федеральных целевых программ (подпрограмм)" - 8 субъектами Российской Федерации3;
по форме С-2 "Сведения о ходе строительства строек и объектов, включенных в федеральную адресную инвестиционную программу" - 10 субъектами Российской Федерации4;
по форме 1-БЗ "Сведения об использовании ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в федеральную адресную инвестиционную программу" - 10 субъектами Российской Федерации5;
отчет о реализации мероприятий ФЦП "Развитие туризма" за 2017 год 17 субъектами Российской Федерации6 представлен с нарушением установленного срока от 1 до 14 дней;
4) в нарушение пункта 4.3.6 Соглашений о предоставлении субсидий, согласно которому субъекты Российской Федерации обязуются представлять отчеты в Ростуризм ежеквартально в срок до 10 числа месяца, следующего за отчетным, в форме электронного документа в системе "Электронный бюджет", с нарушением установленных сроков в Ростуризм представлены отчеты:
о расходах бюджета, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия - 19 субъектами Российской Федерации7;
о достижении значений показателей результативности - 18 субъектами Российской Федерации8;
об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства - 20 субъектами Российской Федерации9.
2.2. В соответствие с подпунктом "д" пункта 4 Правил от 30 сентября 2014 г. N 999 правила предоставления субсидий должны содержать перечень показателей результативности использования субсидий, соответствующих целевым показателям и индикатора государственных программ Российской Федерации (федеральных целевых программ).
Вместе с тем Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование строительства (реконструкции) объектов обеспечивающей инфраструктуры с длительным сроком окупаемости, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), предусмотренные приложением N 6 к ФЦП "Развитие туризма", содержат показатель результативности использования субсидий "Количество дополнительных рабочих мест" (подпункт "в" пункта 18), непредусмотренный в составе целевых индикаторов и показателей эффективности реализации федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", установленных приложением N 1 к ФЦП "Развитие туризма".
2.3. С 1 января 2018 года вступила в силу статья 10.3 "Особенности обмена информацией в электронной форме между туроператором, турагентом и туристом и (или) иным заказчиком. Электронная путевка" Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".
Согласно указанной статье порядок создания и функционирования единой информационной системы электронных путевок, ее структура и условия предоставления содержащейся в ней информации устанавливаются Правительством Российской Федерации, форма электронной путевки, порядок размещения электронных путевок в единой информационной системе электронных путевок и перечень указанных в них сведений утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (Минкультуры России).
Вместе с тем данные нормативно-правовые акты Правительства Российской Федерации, а также акты Минкультуры России не приняты.
При этом Ростуризмом создана информационная система "Электронная путевка", в целях создания которой в период 2015 - 2017 годов оплачено по государственным контрактам за выполненные работы и оказанные услуги в общей сумме 480 240,3 тыс. рублей, в том числе в 2017 году - 165 224,5 тыс. рублей.
Согласно приказу Ростуризма от 1 декабря 2017 г. N 581 Пр-17 "О начале постоянной эксплуатации информационной системы "Электронная путевка" в Федеральном агентстве по туризму" с 1 декабря 2017 года информационная система "Электронная путевка" введена в постоянную эксплуатацию. Вместе с тем фактически указанная информационная система не эксплуатируется, запущена на сайте Ростуризма только в тестовом режиме.
Таким образом, из-за отсутствия вышеуказанных подзаконных нормативных правовых актов с 1 января 2018 года требования статьи 10.3 Федерального закона от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ не реализуются, информационная система "Электронная путевка" фактически не функционирует, что содержит риски неэффективного использования информационного ресурса, созданного за счет средств федерального бюджета в сумме 480 240,3 тыс. рублей.
Кроме того, до июня 2018 года согласно условиям государственного контракта от 9 февраля 2017 г. N 113-17-02-09-01 информационная система "Электронная путевка" находится на гарантийной поддержке у исполнителя государственного контракта, дальнейшие перспективы поддержания системы не определены. Бюджетное финансирование на эксплуатацию и поддержку функционирования ИС "Электронная путевка" на 2018 год Ростуризму не предусмотрено.
2.4. Из представленных Ростуризмом в Минкультуры России сведений за 2017 год по исполнению плановых показателей (индикаторов), установленных Агентству по ФЦП "Развитие туризма", по состоянию на 25 апреля 2018 года Ростуризмом из 8 показателей (индикаторов) плановые значения по 3 показателям не достигнуты:
"Численность иностранных граждан, размещенных в коллективных средствах размещения" - 7,1 млн. человек при плановом значении 8,0 млн. человек,
"Количество лиц, работающих в коллективных средствах размещения" - 279,7 тыс. человек при плановом значении 566,0 тыс. человек,
"Объем платных туристских услуг, оказанных населению" - 142,2 млрд, рублей при плановом значении 167,0 млн. рублей.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по туризму надлежит выполнить следующие требования:
1) внести изменения в регистры бюджетного учета стоимость 7 информационных систем Ростуризма, внесенных в реестр федеральных государственных информационных систем, в сумме 22 283,4 тыс. рублей;
2) внести изменения в бюджетную отчетность за 2017 год и представить уточненную бюджетную отчетность в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации;
3) провести проверки по фактам допущенных субъектами Российской Федерации (Ставропольский край, Удмуртская Республика, Республика Дагестан, Мурманская область, Кабардино-Балкарская Республика, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Татарстан и Липецкая область) нарушений обязательств, предусмотренных соглашениями о предоставлении в 2017 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий федеральной целевой программы "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)", и при подтверждении фактов нарушения направить требования о возврате из бюджетов субъектов Российской Федерации в федеральный бюджет средств в объеме, рассчитанном в соответствии с пунктом 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999;
4) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Ростуризма, допустивших указанные нарушения;
5) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 мая 2018 г. N 28К (1249).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федерального агентства по туризму или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
------------------------------
1 Соглашения о предоставлении субсидии от 17 февраля 2017 г. N 174-07-017 (Республика Адыгея); от 18 февраля 2017 г.: N 174-07-007 (Карачаево-Черкесская Республика), N 174-07-009 (Республика Саха (Якутия), N 174-07-004 (Республика Дагестан), N 174-07-006 (Кабардино-Балкарская Республика), N 174-07-021 (Псковская область); от 19 февраля 2017 г. N 174-07-003 (Республика Бурятия), N 174-07-010 (Республика Татарстан); от 20 февраля 2017 г. N 174-07-013 (Ставропольский край), N 174-07-017 (Липецкая область), N 174-07-018 (Мурманская область); от 21 февраля 2017 г. N 174-07-011 (Удмуртская Республика)
2 Кабардино-Балкарская Республика, Липецкая область, Псковская область, Республика Адыгея, Республика Бурятия, Республика Саха (Якутия), Ставропольский край, Тверская область, Удмуртская Республика, Республика Карелия, Республика Дагестан, Карачаево-Черкесская Республика
3 Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Республика Татарстан, Республика Ингушетия, Мурманская область, Новгородская область
4 Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Республика Татарстан, Республика Ингушетия, Республика Алтай, Новгородская область, Новосибирская область, Тверская область
5 Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Республика Ингушетия, Новгородская область, Новосибирская область
6 Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Чувашская Республика, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Алтай, Вологодская, Калининградская, Липецкая, Мурманская, Новгородская, Псковская области
7 Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Алтай, Вологодская область, Калининградская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область, Псковская область, Тверская область
8 Республика Адыгея, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Саха (Якутия), Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Татарстан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Алтай, Вологодская область, Калининградская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область. Псковская область, Тверская область
9 Республика Адыгея, Хабаровский край, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Чувашская Республика, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Ставропольский край, Республика Алтай, Вологодская область, Калининградская область, Липецкая область, Мурманская область, Новгородская область, Новосибирская область, Псковская область, Тверская область
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 31 мая 2018 г. N ПР 12-206/12-02
Текст представления официально опубликован не был