Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2018 г. N ПР 09-214/09-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка администрирования доходов от платы за негативное воздействие на окружающую среду от размещения отходов и экологического сбора, а также расходования средств федерального бюджета на реализацию приоритетного проекта "Чистая страна", в том числе в части реализации мероприятий в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в 2016 - 2017 годах" в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее - Минприроды России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2016 года N 790 (далее - Правила N 790) и Критериев отбора проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного вреда окружающей среде, являющихся приложением к Правилам N 790 (далее - критерии).
1.1. В нарушение пункта 6 Правил N 790 Минприроды России осуществило отбор субъектов Российской Федерации для предоставления субсидии на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба (далее - субсидии) по заявкам, в которых информация, позволяющая провести оценку по критериям отсутствовала (информация о собственниках земельных участков или отходов, количестве населения, проживающего на территории, на которой окружающая среда испытывает негативное воздействие, количестве накопленных отходов производства и потребления конкретного класса опасности, площади территории, подверженной негативному воздействию, наличии накопленных отходов производства и потребления, а также земельных участков, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности, на территории, где превышены нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду).
1.2. В нарушение пункта 6 Правил N 790 и утвержденных критериев Минприроды России при отборе проектов на 2017 года оценка по критерию "оценка уровня экологической безопасности природоохранного проекта" не производилась, в том числе не определялся минимальный балл по критерию "оценка уровня экологической безопасности природоохранного проекта" (подпункт "з" пункта 3 критериев).
1.3. В нарушение пунктов 5 и 6 Правил N 790 и утвержденных критериев Минприроды России осуществило отбор и предоставило в 2017 году субсидии 5 субъектам Российской Федерации на реализацию природоохранных проектов, не соответствующих требованиям критериев.
Так, по мероприятиям, реализуемым в Кабардино-Балкарской и Чеченской Республиках отсутствуют документы, подтверждающие право собственности субъекта Российской Федерации (муниципальной собственности) на земельные участки, загрязненные в результате хозяйственной и иной деятельности (не соответствует пункту 1 критериев).
По мероприятию "Рекультивация полигона ТБО по Сарапульскому тракту" (Удмуртская Республика) отсутствует положительное заключение государственной экологической экспертизы (не соответствует пункту 2 критериев).
Положительное заключение государственной экологической экспертизы (пункт 2 критериев) по мероприятиям, реализуемым в Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской Республиках и Нижегородской области получено в 2017 году, то есть после начала реализации проекта.
1.4. В нарушение пункта 16 Правил N 790 (в редакции, действовавшей до 15 апреля 2017 года) Минприроды России заключило соглашения о предоставлении субсидий на поддержку региональных проектов в области обращения с отходами и ликвидации накопленного экологического ущерба (далее - Соглашение, субсидии), где доля возмещаемых из федерального бюджета расходов менее 70% затрат на реализацию природоохранного проекта в 2017 году (Республика Татарстан - 37%, Удмуртская Республика - 68%, Калининградская область - 63%, Московская область - 47%, Тульская область - 55,1%).
1.5. В нарушение пункта 19 Правил N 790 Минприроды России осуществляло оценку эффективности использования субсидии на основании достижения показателей результативности использования субсидии, не предусмотренных Правилами N 790.
Так, соглашениями, заключёнными с 9 субъектами Российской Федерации (Московская область, Калининградская область, Чувашская Республика, Удмуртская Республика, Республика Татарстан, Смоленская область, Тульская область, Волгоградская область, Карачаево-Черкесская Республика) предусмотрены показатели результативности не предусмотренные Правилами N 790.
1.6. Пункт 4.3.4 Соглашений, заключенных Минприроды России с субъектами Российской Федерации в 2017 году, предусматривающий представление отчетности об исполнении условий предоставления субсидии и о достижении субъектом Российской Федерации значений показателей результативности использования субсидии в срок до 25 числа месяца, следующего за отчетным, не соответствует пункту 22 Правил N 790, которым предусмотрено, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежеквартально, до 10 числа месяца, следующего за отчетным, представляет в Минприроды России отчеты об исполнении условий предоставления субсидии, о достижении субъектом Российской Федерации значений показателей результативности использования субсидии.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Установленные Минприроды России в соглашениях на предоставление субсидий показатели по отдельным субъектам занижены.
Так, в соглашении от 20 февраля 2017 г. N 051-08-162 на предоставление субсидии Калининградской области содержатся показатели оценки эффективности использования субсидии в 2017 году "объем свалочных масс, перемещенных при формировании откосов и планировке поверхности" в размере 598,5 тыс.куб.м (по мероприятию "рекультивация городского полигона ТБО, расположенного в пос. им. А. Космодемьянского г. Калининграда") и "объем разработанного грунта" (по мероприятию "ликвидация ущерба окружающей среде, накопленного в результате прошлой хозяйственной деятельности целлюлозно-бумажного предприятия АОЗТ "Дарита" (золоотвал) г. Калининграда") в размере 87,4 тыс.куб.м, которые были выполнены по итогам 2017 года. Указанные показатели не характеризует полноту тех работ, которые предусмотрены к выполнению календарным графиком на 2017 год (в стоимостном выражении составляют 6,4% и 10,6% общего объема работ на 2017 год соответственно).
В соглашении от 20 февраля 2017 г. N 051-08-152 на предоставление субсидии Нижегородской области были установлены показатели, которые в соответствии с проектной документации соответствующих мероприятий могли быть достигнуты только к 2020 году. Таким образом, в соглашении были отражены заведомо невыполнимые значения показателей результативности.
2.2. Минприроды России ненадлежащим образом осуществлялись полномочия по контролю за деятельностью подведомственных учреждений, предусмотренные пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Так, проверкой выявлено, что подведомственное Минприроды России федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (далее - ФГБУ "ВНИИ Экология") в 2017 году за счет выделенной Минприроды России учреждению субсидии на иные цели (соглашение о предоставлении из федерального бюджета субсидии на иные цели от 12.04.2017 N 051-02-005) по 19 договорам с физическими лицами была произведена оплата работ по правовому анализу информационно-аналитических отчетов о проведении выездного мониторинга выполнения работ по объектам приоритетного проекта "Чистая страна в сумме 1 833,62 тыс. рублей. Вместе с тем в соответствии с разделом 3 Положения об организации проектной деятельности, утвержденного приказом директора ФГБУ "ВНИИ Экология" от 5 сентября 2017 г. N 85а, должностными инструкция участников проектной команды (сотрудники учреждения), в состав которой входит начальник юридической службы, выполнение мониторинга реализации проекта и анализа рисков проекта возложено на ФГБУ "ВНИИ Экология". При этом квалификация физических лиц, проводивших правовой анализ информационно-аналитических отчетов не подтверждена, требования о необходимости дополнительного анализа отчетов правовыми актами не предусмотрены.
Кроме того, результаты проведенного правового анализа мониторинга реализации выполнения работ по объектам приоритетного проекта "Чистая страна" в ведомственный проектный офис (Департамент финансово-экономического обеспечения Минприроды России) учреждением не предоставлялись, и на итоги указанного мониторинга не влияли, что свидетельствует о неэффективном использовании субсидии на указанную сумму.
Указанные факты свидетельствуют также об отсутствии должного контроля со стороны Минприроды России за соблюдением учреждением целей и условий предоставления субсидий, предусмотренного пунктом 4.1.5 Соглашения о предоставлении из федерального бюджета субсидии от 12.04.2017 N 051-02-005.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Минприроды России надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2018 г. N 25К (1246).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 сентября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б .-Ж.Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 июня 2018 г. N ПР 09-214/09-04
Текст представления официально опубликован не был