Письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 19 декабря 2018 г. N 03-03-07/92744
Департамент налоговой и таможенной политики Минфина России рассмотрел заявление относительно применения разъяснений Минфина России, изложенных в письме Министерства от 19.01.2018 N 03-03-06/2/2706, а также разъяснений ФНС России, сформированных на основе вышеуказанных разъяснений Минфина России, и сообщает следующее.
Полномочия Минфина России по предоставлению письменных разъяснений по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах определены в пункте 1 статьи 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).
Как указано в письме Минфина России от N 03-02-07/2-138 от 07.08.2007, письменные разъяснения Минфина России по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, не являются нормативными правовыми актами, а также не подлежат подготовке и регистрации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009.
В связи с этим следует указать, что поскольку разъяснения Минфина России не являются нормативными правовыми актами, они не подлежат обязательной публикации. Содержащиеся в различных правовых базах данных и прочих изданиях письменные разъяснения Минфина России, Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России, предоставленные по запросам конкретных налогоплательщиков, не содержат всей необходимой информации, позволяющей сделать вывод о существе задаваемого вопроса, что приводит к неверной трактовке сути предоставленного Минфином России ответа. Публикация указанных писем осуществляется в неофициальном порядке, так как ни Минфин России, ни Департамент налоговой и таможенной политики не предоставляют в официальном порядке указанные письма для публикации (за исключением случаев публикации документов на официальных сайтах Минфина России и ФНС России).
Минфин России разъясняет, что его письменные разъяснения не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не являются нормативными правовыми актами вне зависимости от того, дано ли разъяснение конкретному заявителю либо неопределенному кругу лиц. Указанные письма имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России.
При этом разъяснения, направляемые Минфином России ФНС России, также не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм и не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а также не подлежат подготовке и регистрации в порядке, установленном для нормативных правовых актов.
Письмо Минфина России от 19.01.2018 N 03-03-06/2/2706 было адресовано конкретному налогоплательщику по поставленным им вопросам и не распространяется на неограниченный круг лиц.
В частности, в данном письме Минфина России налогоплательщику налога на прибыль разъяснялось, что для целей главы 25 НК РФ, задолженность перед налогоплательщиком-банком не может быть признана им безнадежной в полной сумме задолженности, если меры принудительного взыскания применялись только к части такой задолженности, даже при наличии постановления судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по основаниям, указанным в пункте 2 статьи 266 НК РФ (невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными).
Часть задолженности, в отношении которой меры принудительного взыскания не проводились, может быть признана безнадежной для целей исчисления налога на прибыль по иным основаниям, перечисленным в пункте 2 статьи 266 НК РФ, чему редакция письма Минфина России от 19.01.2018 N 03-03-06/2/2706 не противоречит.
Указанные положения применяются при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль налогоплательщиками налога на прибыль, отнесенными к таковым статьей 246 НК РФ.
Учитывая при этом, что на основании подпункта 5 пункта 1 статьи 32 НК РФ по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах налоговые органы обязаны руководствоваться письменными разъяснениями Минфина России, позиция ФНС России по вопросу порядка признания задолженности перед налогоплательщиком налога на прибыль безнадежной в письме от 27.02.2018 N СД-4-3/3887 соответствует позиции Минфина России, изложенной в письме от 19.01.2018 N 03-03-06/2/2706.
В отношении применения статьи 11 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" необходимо обратить внимание, что речь в указанной статье идет о недоимке по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, а также о задолженности по соответствующим пеням и штрафам, числящимся за индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами, занимающимися частной практикой, и иными лицами, занимающимися в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, а также за лицами, которые на дату списания соответствующих сумм утратили статус индивидуального предпринимателя или адвоката либо прекратили заниматься в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Таким образом, данная статья регулирует порядок признания безнадежной ко взысканию задолженности налогоплательщика перед бюджетом. Данная норма не связана с отнесением к безнадежной задолженности перед самим налогоплательщиком налога на прибыль при исчислении им налоговой базы по налогу на прибыль (статья 266 НК РФ).
Учитывая указанное, полагаем позицию, изложенную в письме Минфина России от 19.01.2018 N 03-03-06/2/2706, правомерной, обоснованной и подлежащей применению с учетом адресности и статуса письменных разъяснений Минфина России.
Дополнительно информируем, что при возникновении у налогоплательщика затруднений в применении законодательства о налогах и сборах при исполнении им обязанностей, установленных статьей 23 НК РФ, он вправе, реализуя положения статьи 21 НК РФ, в частности: получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о порядке исчисления и уплаты налогов и сборов; получать от Минфина России письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.