Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2018 г. N ПР 12-179/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие по результатам внешней проверки исполнения федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" (далее - Университет, МГУ).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
Ведение бухгалтерского учета осуществлялось Университетом с нарушением Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция N 157н), Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н (далее - Инструкция N 33н), а также другими нормативными правовыми актами в сфере бухгалтерского учета и отчетности.
1.1. Бухгалтерская отчетность Университета как главного распорядителя средств федерального бюджета является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. В нарушении части 1 статьи 9 Закона N 402, согласно которой каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а также пунктов 56, 63, 64 Инструкции N 157н, определяющих порядок отражения в бухгалтерском учете операций с нематериальными активами, комиссией Университета по поступлению и выбытию активов не приняты и не оформлены соответствующими первичными (сводными) учетными документами решения, необходимые для отражения в бухгалтерском учете операций по поступлению 81 патента на изобретение, 8 патентов на полезные модели, 32 программ для ЭВМ, 9 баз данных, исключительные права Университета на которые подтверждены "Открытыми реестрами" Федеральной службы по интеллектуальной собственности, а также Управлением научной политики и организации научных исследований МГУ. Указанные нематериальные активы - результаты интеллектуальной деятельности не отражены Университетом в сводной бухгалтерской отчетности за 2017 год в ф. 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" и ф. 0503768 "Сведения о движении нефинансовых активов учреждения".
1.1.2. В нарушение статьи 11 Закона N 402, пункта 20 Инструкции N 157н, пункта 9 Инструкции N 33н в целях составления годовой бухгалтерской отчетности инвентаризация активов и обязательств не проводилась в Казахстанском филиале МГУ, в филиалах МГУ в городах Ташкент, Баку, Душанбе, Ереван; в Управлении инновационной политики и международного сотрудничества МГУ. В Центре информатизации и медиакоммуникаций МГУ инвентаризация проведена не в полном объеме.
1.2. В нарушение пунктов 6, 13, 302.1 Инструкции N 157н, в Учетной политике Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, утвержденной приказом ректора Университета от 29 июня 2017 г. N 821 (далее - Учетная политика), не утверждены (не установлены): рабочий план счетов бухгалтерского учета; порядок отражения в учете событий после отчетной даты и порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты; порядок построчного перевода на русский язык первичных учетных документов, составленных на иных языках; порядок формирования резерва предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (служащего) учреждения.
1.3. В нарушение Методических указаний по применению форм первичных учетных документов и формированию регистров бухгалтерского учета органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, утвержденных приказом Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н, инвентаризационные описи (сличительная ведомость) по объектам нефинансовых активов (ф. 0504087) N N РК00000З, РК000004, РК000005, РК000007, РК000009, РК000010, РК000011, РК000032, РК000033, РК000038 подписаны председателем и членами комиссии Университета, осуществляющей инвентаризацию, в отсутствии заключения комиссии МГУ о результатах инвентаризации.
1.4. В нарушение пункта 4 Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 сентября 2016 г. N 1153 (далее - Порядок составления и утверждения ПФХД), Университетом в плане финансово-хозяйственной деятельности на 2017-2019 годы (далее - ПФХД) не указаны сведения о вносимых изменениях, мероприятия стратегического развития учреждения, мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Вместе с тем в 2017 году Университетом в ПФХД вносились изменения, Университет является участником мероприятия стратегического развития - приоритетного проекта "Вузы как центры пространства создания инноваций", в рамках которого в 2017 году ему выделены бюджетные ассигнования в размере 1 040 000,0 тыс. рублей на реализацию программы развития МГУ.
1.5. В нарушение пункта 16 Порядка составления и утверждения ПФХД, согласно которому внесение изменений в ПФХД осуществляется не позднее 30 декабря текущего финансового года руководителем учреждения, ректором Университета последнее изменение в ПФХД на 2017-2019 годы утверждено на два месяца позже установленного срока - 27 февраля 2018 года.
1.6. В нарушение пункта 2 Порядка составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденного приказом Минобрнауки России от 7 сентября 2016 г. N 1153, Университетом отчет о результатах деятельности не составлялся.
1.7. В нарушение подпункта 6 пункта 5.2 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета), утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, согласно которому лимиты бюджетных обязательств не утверждаются по расходам на исполнение публичных нормативных обязательств, Университетом лимиты бюджетных обязательств на 2017 год утверждены с учетом расходов на исполнение публичных нормативных обязательств в сумме 10 966,8 тыс. рублей.
1.8. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2014 г. N 765 Университету в 2014 - 2015 годах предоставлена субсидия из федерального бюджета на осуществление капитальных вложений в строительство блока "В" в составе четвертого гуманитарного корпуса МГУ им. М.В. Ломоносова (2-я очередь) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", расположенного в г. Москве, Воробьевы горы, владение 1 (мощность, подлежащая вводу, - 20,32 тыс. кв. метров, срок ввода в эксплуатацию - 2017 год) (далее - субсидия 2014 - 2015 годов, объект соответственно).
Согласно указанному постановлению Правительства Российской Федерации неиспользованные остатки субсидии 2014 - 2015 годов в размере 487 127,2 тыс. рублей на осуществление капитальных вложений в строительство объекта подлежат использованию в 2017 году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии.
Комитетом государственного строительного надзора города Москвы выдано заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов, иных нормативных правовых актов и проекторной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов от 8 августа 2017 года N 341-11-Р/30.
Университетом объект введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию N 77-183000-008049-2017, выданного Комитетом государственного строительного надзора 2 октября 2017 года.
По завершению строительства объекта на 1 января 2018 года неиспользованные остатки субсидии 2014 - 2015 годов составили 285 190,8 тыс. рублей. Кредиторская задолженность по объекту строительства у МГУ отсутствует.
Пунктами 23 - 25 Правил осуществления капитальных вложений в объекты государственной собственности Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. N 13 (далее - Правила N 13), установлено, что не использованные на начало очередного финансового года остатки субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства (далее - субсидия) подлежат перечислению организациями в установленном порядке в федеральный бюджет. Остатки субсидии могут быть использованы в очередном финансовом году для финансового обеспечения расходов, соответствующих целям предоставления субсидии в соответствии с решением федерального государственного бюджетного учреждения, осуществляющего в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, о наличии потребности в не использованных на начало очередного финансового года остатках субсидии. Указанное решение подлежит согласованию с Минэкономразвития России.
В нарушение пунктов 24 и 25 Правил N 13, Университетом в отсутствие согласованного с Минэкономразвития России в установленном порядке решения об использовании в 2018 году остатков субсидии заключен контракт от 29 декабря 2017 года N 0740-2017 (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) с ООО "Центр исследования экстремальных ситуаций" на выполнение работ по завершению строительства объекта блока "В" в составе четвертого гуманитарного корпуса МГУ (2-я очередь), стоимостью 233 860,3 тыс. рублей.
1.9. В соответствии с соглашением от 28 августа 2017 г. N 14.621.21.0011 Минобрнауки России Университету предоставлена субсидия из федерального бюджета для финансового обеспечения (возмещения) затрат, связанных выполнением работ (проекта) по теме: "Качественное расширение возможностей Центра коллективного пользования сверхвысокопроизводительными вычислительными ресурсами Московского университета по решению новых классов задач по метрологическому обеспечению работы суперкомпьютерного комплекса" в размере 75 000,0 тыс. рублей (далее - субсидия).
В нарушение части 1 статьи 15 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", согласно которой бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и иных средств в соответствии с требованиями указанного Федерального закона, Университет за счет субсидии, по результатам открытого аукциона в электронной форме (N 223.АФ.850 от 7 декабря 2017 г.), проведенного в соответствии с требованиями Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", Положения о закупке товаров, работ, услуг федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова", утвержденного приказом Минобрнауки России от 27 декабря 2016 г. N 1670, заключен договор от 21 декабря 2017 г. N 1090-2017 с акционерным обществом "Т-Платформы" на поставку комплекта оборудования для расширения центра коллективного пользования сверхвысокопроизводительными вычислительными ресурсами МГУ стоимостью 60 000,0 тыс. рублей.
1.10. В нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 6 статьи 1, статей 15 и 18 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Университетом не обеспечено представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, заявления и документов для государственной регистрации права оперативного управления на 39 объектов недвижимого имущества (здания, сооружения).
1.11. В нарушение пунктов 5, 5.1, 5.2, 5.3 Положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н, Университетом сведения в целях проведения мониторинга качества финансового менеджмента в Минфин России в 2017 году не предоставлялись.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. При осмотре вивария МГУ установлено повышенное содержание в воздухе аммиака и углекислого газа, холодильная камера для хранения биоматериала полностью заполнена, при этом договор о вывозе биоматериала отсутствует.
В журнале N 4 "Учет работы оборудования (инженерных систем) вивария" внесена регистрационная запись, что инженерные системы, обеспечивающие в том числе климат в помещениях вивария в 2017 году, работали не стабильно, часто находились в аварийном состоянии или состоянии неисправности.
Указанные факты свидетельствуют, что эксплуатация и содержание помещений Вивария МГУ не соответствуют санитарно-эпидемиологическим правилам СП 2.2.1.3218-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию экспериментально-биологических клиник (вивариев)", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 августа 2014 г. N 51.
2.2. Согласно пунктам 6, 9 Учетной политики МГУ для ведения бухгалтерского учета предусмотрено применение первичных учетных документов, унифицированные формы которых утверждены приказом Минфина России от 15 декабря 2010 г. N 173н, который утратил силу в связи с изданием приказа Минфина России от 30 марта 2015 г. N 52н "Об утверждении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета, применяемых органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными (муниципальными) учреждениями, и Методических указаний по их применению".
2.3. Проведение и оформление результатов инвентаризации, осуществлено Университетом не в соответствии с пунктами 2.3 и 2.9 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49: не все акты и инвентаризационные описи подписаны членами инвентаризационных комиссий; в инвентаризационной описи N 1 имеются незаполненные строки.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" надлежит выполнить следующие требования:
1) обеспечить отражение в ф. 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения", ф. 0503768 "Сведения о движении нефинансовых активов учреждения" стоимость 81 патента на изобретение, 8 патентов на полезные модели, 32 программ для ЭВМ, 9 баз данных, исключительные права Университета на которые зарегистрированы в 2017 году, в соответствии с пунктами 56, 63, 64 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
2) провести инвентаризацию активов и обязательств в Казахстанском филиале МГУ, в филиалах МГУ в городах Ташкент, Баку, Душанбе, Ереван, в Управлении инновационной политики и международного сотрудничества МГУ, в Центре информатизации и медиакоммуникаций МГУ с последующим оформлением ее результатов и отражением их в бухгалтерском учете, по результатам которой внести изменения в бухгалтерскую отчетность Университета;
3) представить уточненную сводную бухгалтерскую отчетность Университета за 2017 год в Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации;
4) Учетную политику Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова привести в соответствие с требованием пунктов 6, 13, 302.1 Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н;
5) обеспечить составление отчета о результатах деятельности Университета за 2017 год в соответствии с Порядком составления и утверждения отчета о результатах деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Правительства Российской Федерации, утвержденным приказом Минобрнауки России от 7 сентября 2016 г. N 1153;
6) направить заявление и документы для регистрации права оперативного управления на 39 объектов недвижимого имущества (здания, сооружения) в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав;
7) обеспечить представление в Минфин России сведений в целях проведения мониторинга качества финансового менеджмента в соответствии с пунктами 5.1, 5.2, 5.3 Положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 13 апреля 2009 г. N 34н;
8) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц (лиц) Университета;
9) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 18 мая 2018 г. N 25К (1246).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года, по пункту 6 - до 1 октября 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона ректору Университета или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2018 г. N ПР 12-179/12-04
Текст представления официально опубликован не был