Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2018 г. N ПР 12-165/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в федеральном государственном бюджетном учреждении "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУ ФНКЦ ФМБА России).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Бухгалтерская отчетность ФГБУ ФНКЦ ФМБА России за 2017 год является недостоверной в связи со следующим.
1.1.1. В нарушение пункт 23 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н, (далее - Инструкция N 157н), в соответствии с которым объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету по их первоначальной стоимости, первоначальной стоимостью объектов нефинансовых активов признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание), ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в форме 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" на счете 10200 "Нематериальные активы" стоимость нематериальных активов отражена без учета фактических расходов на их создание, в том числе:
- стоимость патента на изобретение N 2620115 "Сорбенты для выделения из воды и водных растворов неорганических солей эндотоксинов" отражена в сумме 3 250 рублей (в сумме уплаченной пошлины за регистрацию прав на результат интеллектуальной деятельности), при этом указанный объект создан при исполнении государственного задания, на выполнение которого использована субсидия в сумме 1 949,96 тыс. рублей;
- стоимость патента на изобретение N 2645610 "Способ лапароскопической пластики вентральных грыж" отражена в сумме 4 100,0 рублей (в сумме уплаченной пошлины за регистрацию прав на результат интеллектуальной деятельности), при этом указанный объект создан за счет приносящей доход деятельности.
1.1.2. В нарушение пункта 24 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России стоимость объекта нематериальных активов - патента на изобретение N 2620115 "Сорбенты для выделения из воды и водных растворов неорганических солей эндотоксинов" отражена в форме 0503730 на счете 010230000 "Иное движимое имущество учреждения" по коду финансового обеспечения 2 "Приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения)", в то время как подлежал отражению по данному счету по коду финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания", так как получен в ходе выполнения научно-исследовательской работы в рамках выполнения государственного задания.
1.1.2. В нарушение пункта 9 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 25 марта 2011 г. N 33н, которым предусмотрено, что в целях составления годовой бухгалтерской отчетности учреждения проводится инвентаризация активов и обязательств в порядке, установленном в рамках формирования учетной политики субъекта учета, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России перед составлением годовой бухгалтерской отчетности не проведена инвентаризация объектов незавершенного строительства.
1.2. По результатам камеральной проверки ФГБУ "ФНКЦ ФМБА России", проведенной ИФНС N 24 по г. Москве в 2018 году по обращению Счетной палаты Российской Федерации от 14 марта 2018 г. N 12-Д-104/12-03, установлено неправомерное применение норм амортизации основных средств в размере 1,085 % в месяц, в связи с чем завышены суммы начисленной амортизации в размере 298 249 975,94 рубля, что привело к занижению остаточной стоимости основных средств на указанную сумму.
ФГБУ "ФНКЦ ФМБА России" в форме 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" данные по строкам 020 "Амортизация основных средств", 021 "Амортизация недвижимого имущества учреждения (010410000)", 022 "Амортизация особо ценного движимого имущества учреждения (010420000)", 030 "Основные средства (остаточная стоимость, стр. 010 - стр. 020)", 031 "из них: недвижимое имущество учреждения (остаточная стоимость, стр. 011 - стр. 021)", 032 "особо ценное движимое имущество учреждения (остаточная стоимость, стр. 012 - стр. 022)" отражены с примененной завышенной нормой амортизации в размере 1,085 % в месяц (13,020 % в год) по всем объектам, расположенным по адресу: г. Москва, Ореховый бульвар, д. 28.
1.3. Учетная политика ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, утвержденная приказом ФГБУ ФНКЦ ФМБА России от 30 декабря 2016 г. N 491, применявшаяся в 2017 году, не соответствовала требованиям Инструкции N 157н.
1.3.1. В нарушение пункта 21 Инструкции N 157н, которым предусмотрено отражение в 24 - 26 разрядах номера счета рабочего плана счетов кодов классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в Рабочем плане счетов (приложение N 1 к Учетной политике) в 24 - 26 разрядах номера счета отсутствовали коды классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ);
1.3.2. Учетная политика не соответствовала требованиям пункта 6 Инструкции N 157н.
Так, Учреждением не были утверждены:
порядок отражения в учете событий после отчетной даты,
порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты,
порядок организации и обеспечения (осуществления) субъектом учета внутреннего финансового контроля.
1.3.3. В нарушение пункта 6 Инструкции N 157н, предусматривающего утверждение рабочего плана счетов бухгалтерского учета, содержащего применяемые счета бухгалтерского учета, Рабочий план счетов (приложение N 1 к Учетной политике) не содержал следующих фактически применявшихся синтетических счетов:
0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов",
0 500 90 000 "Санкционирование на иные очередные года (за пределами планового периода)",
0 502 07 000 "Принимаемые обязательства",
0 502 09 000 "Отложенные обязательства".
1.4. Выявлены нарушения при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд:
1.4.1. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ), согласно которой информация, указанная в пункте 13 части 2 указанной статьи (документ о приемке в случае принятия решения о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги), направляется заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в течение трех рабочих дней с даты приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России не направил в Федеральное казначейство указанные документы, а именно:
- в отношении договора от 8 августа 2017 г. N 0373100037217000267_45571: акт о приемке выполненных работ (КС-2) (форма по ОКУД 322005) N 1 от 14 октября 2017 г., справку стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (форма по ОКУД 322001) N 1 от 14 октября 2017 г.;
- в отношении договора от 1 сентября 2017 г. N 0373100037217000289_45571: акт о приемке выполненных работ (КС-2) (форма по ОКУД 322005) N 1 от 22 декабря 2017 г., справку о стоимости выполненных работ и затрат (КС-3) (форма по ОКУД 322001) N 1 от 22 декабря 2017 г.
1.4.2. В нарушение части 3 статьи 103 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которой заказчик направляет в течение трех рабочих дней с даты исполнения контракта, в том числе информацию об оплате контракта, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России направил в Федеральное казначейство информацию об оплате контракта с нарушением установленного срока:
- в отношении договора от 8 августа 2017 г. N 0373100037217000267_45571 - 2 декабря 2017 года (платежные поручения от 22 августа 2017 г. N 377754 и от 15 ноября 2017 г. N 565330), то есть на 9 рабочих дней позже установленного срока (до 25 августа 2017 года и до 20 ноября 2017 года),
- в отношении договора от 1 сентября 2017 г. N 0373100037217000289_45571 - 1 февраля 2018 года (платежные поручения от 11 сентября 2017 г. N 53354 и от 28 декабря 2017 г. N 567112), то есть на 16 рабочих дней позже установленного срока (до 14 сентября 2017 года и до 9 января 2018 года).
1.4.3. В нарушение части 6 статьи 34 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, согласно которой в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней), ФГБУ ФНКЦ ФМБА России не направило требования об уплате неустойки на общую сумму 51 678,1 рублей (расчетно), в том числе:
ООО "ЭКОЛ Строй" (подрядчику) в размере 18 344,9 рубля (расчетно) в связи с исполнением обязательств по договору на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования от 8 августа 2017 г. N 0373100037217000267_45571 на 7 календарных дней. Так, пунктом 3.1 указанного договора срок выполнения работ установлен - в течение 60 календарных дней с даты его подписания, то есть до 8 октября 2017 года. При этом работы выполнены 14 октября 2017 года (акт о приемке выполненных работ (КС-2) (форма по ОКУД 322005) N 1 от 14 октября 2017 года).
ООО "КОМПАНИЯ ДВЕРЕВ" (подрядчику) в размере 33 333,2 рубля (расчетно) в связи с просрочкой исполнения обязательств по договору на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту входной группы дверей главного входа от 1 сентября 2017 г. N 0373100037217000289_45571, на 37 календарных дней. Так, пунктом 3.1 указанного договора срок выполнения работ установлен - в течение 75 календарных дней с даты его подписания, то есть до 15 ноября 2017 года. При этом работы выполнены 22 декабря 2017 года (акт о приемке выполненных работ (КС-2) (форма по ОКУД 322005) N 1 от 22 декабря 2017 года).
1.5. В нарушение частей 1, 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, согласно которым разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России допустило выполнение ООО "ГСК ТЕРМОИНЖЕНИРИНГ" (генеральный подрядчик) работ по строительству учебного корпуса Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства" в рамках государственного контракта от 29 декабря 2016 года N 0373100037216000362_45571 при отсутствии разрешения на строительство. Общая стоимость работ, выполненных при отсутствии разрешения на строительство, в 2017 году составила 12 999,5 тыс. рублей.
Комитетом государственного строительного надзора г. Москвы выдано разрешение на строительство от 24 июля 2017 г. N 77-133000-014966-2017.
1.6. В нарушение пункта 2 приказа Росстата от 15 августа 2016 г. N 427 "Об утверждении статистического инструментария для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством" (далее - Приказ N 427), согласно которому предоставление данных по формам федерального статистического наблюдения осуществляется в сроки, установленные в этих формах, ФГБУ ФНКЦ ФМБА России форма федерального статистического наблюдения N 1-БЗ (инвестиции) "Сведения об использовании ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в федеральную адресную инвестиционную программу" (далее - форма N 1-БЗ, срок предоставления - 1 марта) за 2017 год в Росстат не направлена.
1.7. В нарушение пункта 10 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 г. N 749, согласно которому работнику при направлении его в командировку выдается денежный аванс на оплату расходов по проезду и найму жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), ФГБУ ФНКЦ ФМБА России сотрудникам, направленным в командировку в г. Ялта, денежный аванс не выдавался.
1.8. В нарушение пункта 6 Требований к размещению сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей федеральных государственных учреждений и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных учреждений (органов, осуществляющих функции и полномочия учредителей федеральных государственных учреждений) и предоставлению этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утвержденных приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 30 января 2015 г. N 51н, согласно которому сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характер, размещаются на официальных сайтах федеральных государственных учреждений в течение 14 рабочих дней со дня истечения срока, установленного для их подачи, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера генерального директора ФГБУ ФНКЦ ФМБА России за период с 1 января по 31 декабря 2016 года на официальном сайте ФГБУ ФНКЦ ФМБА России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещены 7 марта 2018 года, то есть на 296 календарных дней позже установленного срока (24 мая 2017 года).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. ФГБУ ФНКЦ ФМБА России не обеспечило своевременный ввод в эксплуатацию объекта "Строительство и оснащение поликлиники для оказания медицинской помощи соматическим больным, подвергшимся радиационному воздействию на радиационно-опасных производствах, включая проектно-изыскательские работы, Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный научно-клинический центр специализированных видов медицинской помощи и медицинских технологий Федерального медико-биологического агентства". На момент проведения контрольного мероприятия объект в эксплуатацию не введен. При этом срок, установленный пунктом 1.2 соглашения о передаче полномочий государственного заказчика по заключению и исполнению от имени Российской Федерации государственных контрактов от 30 июля 2014 г. N 3/ЯиРБ, заключенного с ФМБА России в целях осуществления бюджетных инвестиций, - 2015 год.
2.2. В соответствии с пунктом 2.6 договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту двух лифтов с заменой лифтов и лифтового оборудования от 8 августа 2017 г. N 0373100037217000267_45571 между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (Заказчик) и ООО "ЭКОЛ Строй" (Поставщик) окончательные расчёты по договору производятся путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, по факту приемки выполненных работ, в течение не более чем 30 календарных дней с даты подписания обеими Сторонами Акта приема-передачи выполненных работ в окончательной форме.
Вместе с тем ФГБУ ФНКЦ ФМБА России осуществило окончательный расчет по договору при отсутствии Акта приема-передачи выполненных работ в окончательной форме.
2.3. В соответствии с пунктом 2.7 договора на выполнение подрядных работ по капитальному ремонту входной группы дверей главного входа от 1 сентября 2017 г. N 0373100037217000289_45571 между ФГБУ ФНКЦ ФМБА России (Заказчик) и ООО "КОМПАНИЯ ДВЕРЕВ" (Поставщик) окончательные расчёты по настоящему договору производятся путем перечисления Заказчиком денежных средств на расчетный счет Подрядчика, по факту приемки выполненных работ, в течение не более чем 30 календарных дней с даты подписания обеими Сторонами Акта приема-передачи выполненных работ в окончательной форме.
Вместе с тем ФГБУ ФНКЦ ФМБА России осуществило окончательный расчет по договору при отсутствии Акта приема-передачи выполненных работ в окончательной форме.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФГБУ ФНКЦ ФМБА России надлежит выполнить следующие требования:
1. Обеспечить отражение в форме 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" на счете 10200 "Нематериальные активы" стоимости нематериальных активов с учетом фактических расходов на их создание.
2. Обеспечить отражение в форме 0503730 "Баланс государственного (муниципального) учреждения" на счете 010230000 "Иное движимое имущество учреждения" объекта нематериальных активов - патента на изобретение N 2620115 "Сорбенты для выделения из воды и водных растворов неорганических солей эндотоксинов" по коду финансового обеспечения 4 "Субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания".
3. Внести изменения в бухгалтерскую отчетность ФГБУ ФНКЦ ФМБА России за 2017 год и обеспечить представление уточненной бухгалтерской отчетности в ФМБА России, Федеральное казначейство и Счетную палату Российской Федерации.
4. Обеспечить проведение инвентаризации объектов незавершенного строительства.
5. Представить в орган статистики форму федерального статистического наблюдения N 1-БЗ (инвестиции) "Сведения об использовании ассигнований на осуществление капитальных вложений в объекты, мероприятия (укрупненные инвестиционные проекты), включенные в федеральную адресную инвестиционную программу" за 2017 год.
6. Провести проверку по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц (лиц) ФГБУ ФНКЦ ФМБА России, допустивших указанные нарушения.
7. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 мая 2018 г. N 26К (1247)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона генеральному директору ФГБУ ФНКЦ ФМБА России или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 30 мая 2018 г. N ПР 12-165/12-03
Текст представления официально опубликован не был