Заслушав и обсудив вопросы, связанные с состоянием и перспективами развития сельской школы в Российской Федерации, отмечая актуальность и важность решения поднятых проблем, участники парламентских слушаний рекомендуют:
1. Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации:
1.1. Осуществлять анализ правоприменительной практики законодательных и нормативных правовых актов, направленных на развитие сельских общеобразовательных организаций. В случае необходимости вносить необходимые изменения.
1.2. Продолжить совместно с Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации работу по принятию проекта федерального закона о трудовом воспитании.
2. Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации:
Обеспечить своевременное принятие проектов федеральных законов:
N 337514-7 "О внесении изменений в статью 40 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" (в части организации бесплатной перевозки обучающихся в муниципальных образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы), N 352780-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части совершенствования целевого обучения".
3. Правительству Российской Федерации:
3.1. Рассмотреть возможность:
увеличения бюджетных ассигнований на реализацию программы "Содействие созданию в субъектах Российской Федерации (исходя из прогнозируемой потребности) новых мест в общеобразовательных организациях" на 2016-2025 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 октября 2015 года N 2145-р, в том числе на финансирование мероприятий по капитальному (текущему) ремонту и реконструкции школьных зданий с высоким уровнем износа, обратив особое внимание на малокомплектные школы;
дополнительного финансового обеспечения поддержки малокомплектных образовательных организаций расположенных в сельских населенных пунктах;
продления в 2018-2020 годах централизованной поставки в субъекты Российской Федерации школьных автобусов для организации перевозки детей к месту обучения и обратно за счет федеральных средств.
3.2. Содействовать реализации, проектов строительства в сельской местности социокультурных образовательных комплексов в рамках федеральной целевой программы "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2013 года N 598.
3.3. Рассмотреть вопросы:
об учреждении грантов в сумме 1,0 млн рублей выпускникам педагогических вузов, изъявившим желание работать в сельской местности (по аналогии с программой: "Земский доктор");
о дополнении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года N 1642, подпрограммами "Система образования на селе", "Здоровье обучающихся и педагогов сельской школы";
о разработке и реализации специальной федеральной программы "Сельский учитель";
о разработке и реализации федеральной программы по созданию безопасной образовательной среды в сельской школе.
3.4. Оказывать субъектам Российской Федерации содействие в создании сети образовательных центров выявления и поддержки талантливых и одаренных детей.
4. Министерству образования и науки Российской Федерации:
4.1. Обеспечить своевременную реализацию приоритетных проектов, паспорта которых утверждены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам: "Создание современной образовательной среды для школьников", "Современная цифровая образовательная среда в России".
4.2. Продолжить реализацию проекта "Создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом".
4.3. В целях создания условий для внедрения и реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования с применением современных педагогических технологий в различных социокультурных обстоятельствах обеспечить своевременную реализацию мероприятий ведомственной целевой программы "Российская электронная школа" на 2016-2018 годы", утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 июня 2016 года N 698.
4.4. Содействовать:
распространению успешных практик по созданию региональных социально-педагогических кластеров;
подготовке педагогических кадров для работы в сельских образовательных организациях, в том числе приема на целевое обучение граждан из числа сельской молодежи.
4.5. При участии субъектов Российской Федерации провести работу по совершенствованию содержания примерных образовательных программ по укрупненной группе специальностей "Образование и педагогика", с учетом принципа универсальности сельского учителя, включая компетенции по организации профильного обучения и профессионального самоопределения обучающихся сельских общеобразовательных организаций.
4.6. В целях методической поддержки сельских учителей рассмотреть вопрос об издании специального научно-методического журнала.
4.7. Провести комплексное исследование результатов проектов по развитию сельских общеобразовательных организаций и внести необходимые коррективы в новые перспективные программы и проекты в этой сфере.
4.8. В целях развития ресурсного потенциала сельских общеобразовательных организаций уточнить механизмы субсидиарной поддержки мероприятий государственных программ развития образования субъектов Российской Федерации в части использования коэффициентов увеличения объема субсидии за счет доли обучающихся сельских общеобразовательных организаций.
4.9. Осуществлять мониторинг и распространение лучших практик повышения социального статуса сельских учителей, развития социальных мер их поддержки в субъектах Российской Федерации.
4.10. Провести Всероссийский форум, посвященный вопросам развития общеобразовательных организаций на селе.
4.11. Провести анализ исполнения резолюции Третьего Всероссийского съезда учителей сельских школ "Учитель сельской школы в векторе развития России" (13 сентября 2016 года, г. Чебоксары, Чувашская Республика), результаты которого учесть при подготовке к очередному съезду.
4.12. По результатам выполнения рекомендаций проинформировать Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
5. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Министерством культуры Российской Федерации:
Оказывать содействие субъектам Российской Федерации в:
реализации проектов в сфере образовательного и краеведческого туризма для обучающихся образовательных организаций;
развитии сельских школьных музеев и библиотек.
6. Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами:
Проработать вопрос о создании федерального информационного ресурса по межведомственному взаимодействию, в вопросах функционирования сельских общеобразовательных организаций.
7. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
7.1. Уделять внимание кадровой поддержке сельских образовательных организаций, в том числе малокомплектных, содействовать закреплению молодых учителей на селе.
7.2. Развивать систему профессиональной ориентации и консультирования пo вопросам развития карьеры.
7.3. Активизировать работу по совершенствованию механизмов целевого приема на обучение в вузы по направлениям педагогического образования. Уделять внимание вопросам подготовки педагогических кадров в качестве универсалов для работы в малокомплектных школах.
7.4. При формировании и реализации региональных программ развития образования в части развития кадрового потенциала шире использовать потенциал программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
7.5. Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации проработать вопрос об использовании имеющегося опыта по созданию региональных социально-педагогических кластеров.
7.6. Изучить и содействовать распространению в регионах России опыта по реализации проектов "Сельский учитель", "Учительский дом", "Мобильный учитель".
7.7. Принять меры по развитию технической оснащенности сельских общеобразовательных организаций, позволяющей в полной мере сформировать в каждой из них информационную образовательную среду.
7.8. В целях оказания сельским учителям регулярной методической поддержки в сфере использования информационных и коммуникационных технологий, а также стимулирования познавательной активности обучающихся на основе использования информационных и коммуникационных технологий, создавать муниципальные (межмуниципальные) образовательные ресурсные центры.
7.9. В целях эффективного использования дистанционных технологий обучения оказывать сельским общеобразовательным организациям поддержку, обеспечив повышение пропускной способности каналов доступа к сети Интернет.
7.10. Рассмотреть возможность дополнительного финансирования из региональных бюджетов участия одаренных детей из сельских населенных пунктов в летних, зимних (каникулярных) предметных творческих школах.
7.11. Поддерживать шефскую работу агропредприятий над сельскими общеобразовательными организациями.
7.12. Оказывать содействие сельским общеобразовательным организациям в проведении профильной практики обучающихся на агропредприятиях.
7.13. Содействовать деятельности межрегиональной Ассоциаций "Агрошколы России".
Председатель Комитета Совета Федерации |
З.Ф. Драгункина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Рекомендации парламентских слушаний в Совете Федерации Федерального Собрания РФ "О состояниях и перспективах развития сельской школы в Российской Федерации"
Текст рекомендаций опубликован в журнале "Вестник образования России", январь 2019 г., N 2