Представление Счетной палаты РФ от 5 апреля 2018 г. N ПР 02-48/02/1-04
В соответствии с планами работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 и 2018 годы проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, выделенных на мероприятия по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в 2017 году и истекшем периоде 2018 года" в Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 10 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N ДМ-П13-7461 план-график подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету по состоянию на февраль 2018 года Минкомсвязью России не утвержден.
1.2. Минкомсвязью России при формировании технического задания к государственному контракту от 19 октября 2017 г. N 0410/125 (далее - Контракт) не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств, установленный статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которому при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
Так, в Белгородской области по адресу: с. Бобровы Дворы, ул. Белгородская, 93 размещены две медицинские организации, подключение которых предусмотрено приложением N 2.1 к Контракту: Обособленное подразделение ОГБУЗ "Губкинская станция скорой медицинской помощи" и Боброво-Дворская амбулатория ОГБУЗ "Губкинская ЦРБ".
В соответствии с пунктом 2 Технического задания (приложение N 1 к Контракту) в случае если по адресу, указанному в приложении N 2.1 к Контракту, находится несколько медицинских организаций, допускается организация одного узла доступа с выделением отдельного порта передачи данных для каждой медицинской организации.
Вместе с тем в целях подключения к сети "Интернет" указанных выше организаций ПАО "Ростелеком" организовано два узла стоимостью 74,61 тыс. рублей каждый.
По результатам анализа Перечня медицинских организаций (приложение N 2.1 к Контракту) в Белгородской области было выявлено еще два случая организации двух узлов доступа по одному адресу, а именно:
Старооскольский городской округ, г. Старый Оскол, ул. Хмелева, 2А (Дневной стационар ОГБУЗ "Старооскольская ЦРБ" и ОГБУЗ "Старооскольский наркологический диспансер");
Шебекинский район, с. Новая Таволжанка, ул. Садовая, 3 (ОГБУЗ "Ново-Таволжанская больница медицинской реабилитации" и Новотаволжанская амбулатория ОГБУЗ "Шебекинская ЦРБ").
Стоимость каждого из узлов доступа также составила 74,61 тыс. рублей.
Таким образом, ПАО "Ростелеком" не была использована возможность, предусмотренная Контрактом в части организации одного узла доступа в целях подключения к сети "Интернет" двух медицинских организаций, расположенных по одному адресу, и для подключения указанных выше организаций было организовано шесть узлов доступа вместо трех, что привело к необоснованному увеличению расходов на подключение шести указанных медицинских организаций на 223,83 тыс. рублей.
1.3. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Минкомсвязью России осуществлена приемка и оплата оказанных услуг, не соответствующих условиям Контракта.
Факт оказания услуги подтверждается в том числе актами о подключении медицинской организации к сети "Интернет", подписанными со стороны соответствующих медицинских организаций (пункт 5.2 Контракта).
Подписанный акт о подключении к сети "Интернет" Бурановской врачебной амбулатории - филиала КГБУЗ "Калманская ЦРБ", расположенной по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Ерушева, д. 11, по запросам Счетной палаты Российской Федерации Минкомсвязью России представлен не был (письмо Минкомсвязи России от 27 декабря 2017 г. N НН-П12-026-31532), то есть в отношении одной медицинской организации, предусмотренной приложением N 2.1 к Контракту (пункт 23), услуга по подключению к сети "Интернет" не оказана.
Вместе с тем Минкомсвязью России были представлены акт от 13 ноября 2017 года о подключении к сети "Интернет" Бурановской врачебной амбулатории - филиала КГБУЗ "Калманская Центральная районная больница", расположенной по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Ерушева, д. 12а, а также письмо ПАО "Ростелеком" от 25 декабря 2017 г. N 01/05/26106-17, которым общество уведомило Минкомсвязь России о том, что в отношении Бурановской врачебной амбулатории - филиала КГБУЗ "Калманская ЦРБ", расположенной по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Ерушева, д. 11, подключение фактически осуществлено по другому адресу (Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Ерушева, д. 12а) в связи с ее переездом. В качестве обоснования приложено письмо главного врача КГБУЗ "Калманская ЦРБ" от 4 октября 2017 г. N 978, в котором сообщается о сроках сдачи Бурановской врачебной амбулатории в с. Бураново, ул. Ерушева, 12а в ноябре 2017 года.
Министерством здравоохранения Алтайского края было представлено распоряжение Правительства Алтайского края от 20 апреля 2017 г. N 149-р, согласно которому по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Ерушева, д. 12а в 2017 году предусматривается строительство фельдшерско-акушерского пункта. При этом в рамках исполнения подпункта "а" пункта 4 перечня поручений Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N Пр-2346 подключение фельдшерско-акушерских пунктов не предусмотрено (подпункт 3 пункта 1 протокола рабочего совещания у Министра здравоохранения Российской Федерации Скворцовой В.И. от 30 декабря 2016 г. N 73/18/66).
Таким образом, подключение к сети "Интернет" медицинской организации, расположенной по адресу: Алтайский край, Калманский район, с. Бураново, ул. Ерушева, д. 12а, условиями Контракта не предусмотрено, соответствующие изменения в Контракт внесены не были.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. N 1604-р (далее - распоряжение N 1604-р) Минкомсвязи России из резервного фонда Правительства Российской Федерации в 2017 году выделены бюджетные ассигнования в размере 5 459,6 млн. рублей на финансирование расходов по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", имея в виду организацию 3 942 точек подключения.
Минкомсвязью России фактически израсходованы средства резервного фонда Правительства Российской Федерации в сумме 1 932,9 млн. рублей, или 35 %, при этом обеспечено подключение 3 134 точек, что на 808 меньше, чем было предусмотрено распоряжением N 1604-р. Неиспользованный остаток средств в объеме 3 526,7 млн. рублей возвращен в федеральный бюджет.
Таким образом, цель по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к сети "Интернет", имея в виду организацию 3 942 точек подключения, на реализацию которой из резервного фонда Правительства Российской Федерации были выделены бюджетные ассигнования в размере 5 459,6 млн. рублей, достигнута Минкомсвязью России не в полной мере.
2.2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 2094-р (далее - распоряжение N 2094-р) ПАО "Ростелеком" определено единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2017 году закупок услуги по обеспечению подключения медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
К проекту распоряжения N 2094-р прилагалось обоснование цены контракта на общую сумму 5 459,6 млн. рублей. При обосновании цены контракта Минкомсвязью России использовался иной метод.
Согласно пункту 9 подпункта 3.1 "Исходные данные" пункта 3 "Расчет (оценка) цены контракта" финансово-экономического обоснования к проекту распоряжения N 2094-р (далее - ФЭО) стоимость работ по организации отдельных типов инфраструктуры по субъектам Российской Федерации принята на уровнях, сложившихся в рамках соответствующих закупочных процедур, проведенных ПАО "Ростелеком" в 2016 году, либо на уровне начальной (максимальной) цены в случае, если такие процедуры не завершены.
Так, стоимость организации волоконно-оптической линии связи в грунте в Алтайском крае согласно ФЭО установлена в 309,32 тыс. рублей/км, в Белгородской области - 542,8 тыс. рублей/км.
Вместе с тем в ходе контрольного мероприятия установлено, что 24 июня 2017 года ПАО "Ростелеком" было опубликовано извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету для нужд Макрорегионального филиала "Сибирь" ПАО "Ростелеком" (в том числе Алтайского филиала) с начальной (максимальной) ценой организации волоконно-оптической линии в грунте 388,41 тыс. рублей/км.
По результатам открытого запроса котировок ПАО "Ростелеком" были заключены 4 рамочных договора от 1 августа 2017 года: с ООО "Компания Гарц" за N 31705256713-1-6, с ООО "СибДальРегион" за N 31705256713-1-1, с ООО "Сибком" за N 31705256713-1-8 и с ООО "Старатель" за N 31705256713-1-7 с одинаковой стоимостью организации волоконно-оптической линии связи в грунте 232,66 тыс. рублей/км, что меньше указанной в обосновании цены контракта к проекту распоряжения N 2094-р на 24,8 %.
Аналогично 9 июня 2017 года ПАО "Ростелеком" опубликовано извещение о проведении открытого запроса котировок в электронной форме на право заключения договора на строительство линий связи проекта подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету для нужд Макрорегионального филиала "Центр" ПАО "Ростелеком" (в том числе Белгородского филиала) с начальной (максимальной) ценой организации волоконно-оптической линии в грунте 183,6 тыс. рублей/км.
В июле 2017 года по результатам открытого запроса котировок были заключены 3 рамочных договора: с ООО "СКС ПРОМ" от 17 июля 2017 г. N 2659862, с ООО "Спецмонтаж-СКС" от 17 июля 2017 г. N 2659865 и с ООО СМУ "Телеком" от 14 июля 2017 г. N 2659876 с одинаковой стоимостью организации волоконно-оптической линии связи в грунте 178,1 тыс. рублей/км, что меньше указанной в обосновании цены контракта к проекту распоряжения N 2094-р в три раза, или на 67,1 %.
Таким образом, несмотря на то, что на момент внесения проекта распоряжения N 2094-р в Правительство Российской Федерации (26 сентября 2017 года) ПАО "Ростелеком" уже были проведены конкурсные процедуры, позволившие получить информацию о текущих рыночных ценах на строительно-монтажные работы по организации волоконно-оптических линий связи в целях подключения медицинских организаций к сети "Интернет", Минкомсвязью России при обосновании цены контракта были использованы неактуальные данные о стоимости указанных работ, которые существенно превышают текущие рыночные цены (на примере Алтайского края на 24,8 %, Белгородской области - на 67,1 %), что свидетельствует о необоснованности расчетов, приведенных в ФЭО.
2.3. В ходе исполнения Контракта в 2017 году произведена замена 667 объектов подключения, или 21,3 % общего количества объектов подключения, что свидетельствует о недостаточном уровне проработки перечня медицинских организаций (приложение N 2.1 к Контракту).
2.4. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2017 г. N 2094-р ПАО "Ростелеком" определено единственным исполнителем осуществляемых Минкомсвязью России в 2017 году закупок услуг по подключению медицинских организаций к сети "Интернет".
В связи с несвоевременной подготовкой Минкомсвязью России необходимых документов распоряжение было издано с нарушением установленного поручением Президента Российской Федерации от 1 июля 2017 г. N Пр-1250 срока почти на 2 месяца.
2.5. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 1 июля 2017 г. N Пр-1250 Правительству Российской Федерации было необходимо установить требования к скорости передачи данных, достаточной для внедрения практики консультирования населения с использованием возможностей телемедицинских технологий.
Распоряжением N 2094-р скорость передачи данных при подключении медицинских организаций к сети "Интернет" с использованием волоконно-оптических каналов связи установлена не менее 10 Мбит/с.
В ходе контрольного мероприятия ни Минкомсвязью России, ни Минздравом России по запросам Счетной палаты Российской Федерации материалы, обосновывающие указанное значение, представлены не были.
При этом в рамках исполнения Контракта в основном осуществлялась замена уже имеющегося подключения медицинских организаций к сети "Интернет" по медному кабелю на волоконно-оптические линии связи. Так, в Белгородской области из девяти медицинских организаций, которые инспекторы Счетной палаты Российской Федерации посетили во время проведения контрольного мероприятия, восемь уже были подключены по медному кабелю на скорости от 1 до 6 Мбит/с до начала исполнения Контракта.
Изменение технологии подключения на волоконно-оптические линии связи, позволив повысить скорость передачи данных до 10 Мбит/с, привело к увеличению стоимости соответствующих услуг связи. Так, на примере Белгородской области ежемесячная плата за услуги связи увеличилась с 1 416 рублей до 7 080 рублей в месяц, или на 80 %. При этом вновь созданная инфраструктура продолжает использоваться медицинскими организациями для эксплуатации уже имеющихся медицинских информационных систем.
Выборочный анализ предоставленной ПАО "Ростелеком" статистической информации о загрузке каналов связи показал, что средняя загрузка подключенных объектов на территории Алтайского края не превышает 1 Мбит/с (менее 10 % предоставленного ресурса), на территории Белгородской области - 2,5 Мбит/с (менее 25 % предоставленного ресурса), что свидетельствует о низкой востребованности медицинскими организациями предоставленного ресурса на сегодняшний момент.
2.6. Необходимо отметить, что реализация мероприятий по подключению медицинских организаций к сети "Интернет" осуществлялась в условиях функционирующего рынка услуг связи, при которых возможно обеспечить достижение поставленных целей со значительно меньшими расходами бюджетных средств.
Во многих населенных пунктах, в которых размещаются подключенные к сети "Интернет" в 2017 году медицинские организации, уже функционируют организации, оказывающие услуги связи по передаче данных и предоставлению доступа к сети "Интернет".
Кроме того, необходимо отметить, что при полном покрытии расходов коммерческой организации на организацию доступа к сети "Интернет" за счет средств федерального бюджета ограничивается конкуренция между организациями, предоставляющими услуги связи по передаче данных и подключению к сети "Интернет" на соответствующей территории.
Таким образом, медицинские организации имеют возможность подключения к сети "Интернет" без дополнительных расходов федерального и иных бюджетов на организацию доступа к сети "Интернет".
В этой связи при принятии решения об обеспечении подключения медицинской организации к сети "Интернет" за счет средств федерального бюджета целесообразно проводить анализ возможных вариантов такого подключения исходя из технически имеющихся на соответствующей территории ее функционирования.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству связи и массовых коммуникаций Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) утвердить план-график подключения больниц и поликлиник к скоростному интернету, предусмотренный пунктом 10 поручения Председателя Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2016 г. N ДМ-П13-7461;
2) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, допустивших указанные нарушения;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 марта 2018 г. N 11К (1232)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министру связи и массовых коммуникаций Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по выполнению представления в письменной форме.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 5 апреля 2018 г. N ПР 02-48/02/1-04
Текст представления официально опубликован не был