Представление Счетной палаты РФ от 11 апреля 2018 г. N ПР 03-60/03-03
В соответствии с планами работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 и 2018 годы проведено контрольное мероприятие "Проверка организации таможенного контроля и соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования при экспорте леса, лесоматериалов, правильности исчисления и полноты уплаты таможенных платежей в 2015 - 2016 годах и за истекший период 2017 года (при необходимости в более ранний период)" в Федеральной таможенной службе.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1.1. В ходе выборочного анализа данных электронной базы деклараций на товары (далее - ДТ), по которым в период 2017 года были оформлены товары 44 группы (Древесина и изделия из нее; древесный уголь) Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС), было установлено 398 случаев неправильной классификации товаров (приложение N 1).
В соответствии с решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 101 коды ТН ВЭД ЕАЭС с 1 января 2017 года изменены, в том числе коды группы 44. Несмотря на вступление в силу новой редакции ТН ВЭД ЕАЭС в регионе деятельности Карельской и Находкинской таможен осуществлялся выпуск товаров, в отношении которых заявлялся недействующий классификационный код ТН ВЭД ЕАЭС.
1.2. Установлены факты таможенного оформления в Хабаровской таможне идентичных товаров (Пихта белокорая) в различных подсубпозициях ТН ВЭД ЕАЭС.
По ДТ N N 10703070/03072017/0010967 (товары N N 4, 5, 6), 10703070/03072017/0010991 (товары N N 4, 5, 6) заявлялся классификационный код - 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, в остальных случаях декларирование данного товара осуществлялось в подсубпозиции 4403 23 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС.
1.3. В период с 1 сентября 2015 года и на момент проведения контрольного мероприятия в различных таможенных органах в отношении идентичных товаров осуществлялось или не осуществлялось взыскание вывозной таможенной пошлины.
С 20 августа 2015 года вступило в силу решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 июня 2015 г. N 85 "О внесении изменений в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза в отношении отдельных видов товаров в соответствии с обязательствами Российской Федерации в рамках ВТО" (далее - Решение Коллегии ЕЭК от 2 июня 2015 г. N 85).
В части 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС "Древесина и изделия из нее; древесный уголь" в соответствии с данным решением с 1 сентября 2015 года исключена позиция 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС и включены позиции 4403 10 000 4 и 4403 10 000 8 ТН ВЭД ЕАЭС.
С 1 января 2017 года также вступило в силу решение Совета Евразийской экономической комиссии от 18 октября 2016 г. N 101 "О внесении изменений в Единую товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единый таможенный тариф Евразийского экономического союза" (далее - Решение Совета ЕЭК от 18 октября 2016 г. N 101).
В части 44 группы в ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с данным решением было исключено 29 позиций и включено 36 позиций ТН ВЭД ЕАЭС.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754 в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 4403 10 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС (классификационный код изменен с 1 сентября 2015 года Решением Коллегии ЕЭК от 2 июня 2015 г. N 85), подлежали уплате вывозные таможенные пошлины на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников Соглашений о Таможенном союзе, в размере 25% от таможенной стоимости, но не менее 15 евро за 1 м3.
Товары, классифицируемые данным кодом ТН ВЭД ЕАЭС, после изменений ТН ВЭД ЕАЭС в рамках Решения Коллегии ЕЭК от 2 июня 2015 г. N 85 и Решения Совета ЕЭК от 18 октября 2016 г. N 101, в период 2015 - 2017 годов классифицировались кодами 4403 10 000 4, 4403 10 000 8, 4403 11 000 1, 4403 11 000 9 и 4403 12 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС.
Анализ таможенного оформления таможенными органами данных товаров показал, что в указанный период было оформлено 208 ДТ, при этом по 24 ДТ вывозная таможенная пошлина была взыскана в размере 3 163,35 тыс. рублей, а по 184 ДТ не взыскана в размере 31 774,64 тыс. рублей (значение получено расчетно, как наибольшее значение исходя из ставки 25%, но не менее 15 евро за м3).
Анализ данных базы электронных копий ДТ ФТС России в отношении товаров, оформленных в 2017 году и классифицируемых в 36 позициях, включенных в ТН ВЭД ЕАЭС в соответствии с Решением Совета ЕЭК от 18 октября 2016 г. N 101, показал следующее:
- в двух таможнях (Карельская и Находкинская) осуществлялось оформление экспортируемых товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС по кодам ТН ВЭД ЕАЭС, недействующим с 1 января 2017 года, взимание экспортных пошлин осуществлялось в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754, общая сумма взысканной вывозной таможенной пошлины составила 101 398,12 тыс. рублей;
- в остальных таможнях осуществлялось таможенное оформление по кодам ТН ВЭД ЕАЭС, вступившим в силу с 1 января 2017 года, взимание экспортных пошлин осуществлялось в размерах, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 754, вместе с тем данное постановление не содержит коды ТН ВЭД ЕАЭС, указанные в ДТ. Общая сумма взысканной вывозной таможенной пошлины составила 12 837 271,30 тыс. рублей.
1.4. Установлено длительное неиспользование таможенными органами на пунктах пропуска таможен Северо-Западного таможенного управления весового оборудования (свыше 3-х лет на МАПП "Торфяновка" 2-х весов, МАПП "Брусничное" 2-х весов; МАПП "Светогорск" в течение 2-х лет 3-весов, МАПП "Ивангород" 2-х лет 2-х весов, МАПП Вяртсиля более 2-х лет; МАПП Люття около 2-х лет; МАПП Суоперя), что свидетельствует о неосуществлении проверки весовых параметров транспортных средств при проведении государственного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, что является нарушением подпункта "в" пункта 9 и подпункта "а" пункта 9(1) Положения о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272.
Данные факты указывают, на ненадлежащее исполнение ФТС России функции по проведению транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, установленной пунктом 1 Положения о ФТС России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Анализ экспорта лесоматериалов показал отсутствие единого подхода со стороны таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости экспортируемых лесоматериалов, что в свою очередь может влиять на полноту уплаты таможенных платежей. Данные выводы сделаны на основании значительных расхождений в расчетных показателях, таких как индекс таможенной стоимости (далее - ИТС), стоимость за м3, а также вес м3, однородных товаров, оформленных в различных таможенных органах. Установлено следующее:
- основным экспортируемым товаром по весу является товар - Бревна из сосны обыкновенной вида, с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, классифицируемый кодом 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС. На долю данного товара приходится около 21,5% от общего веса всех экспортируемых товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС.
Стоимость экспортируемых товаров варьировалась от 0,02 до 0,33 доллара США за кг и от 18,91 до 259,89 доллара США за м3. При этом средние показатели оформленных товаров, классифицируемых кодом 4403 21 110 0 ТН ВЭД ЕАЭС, составили 0,10 доллара США за кг или 75,62 доллара США за м3.
Наименьшие показатели индекса таможенной стоимости (далее - ИТС) и стоимости за м3 установлены: в Екатеринбургской таможне (0,05 доллара США за кг и 35,61 доллара США за м3), в Выборгской таможне (0,07 доллара США за кг и 59,86 доллара США за м3), в Карельской таможне (0,08 доллара США за кг и 60,5 доллара США за м3), в Санкт-Петербургской таможне (0,08 доллара США за кг и 60,5 доллара США за м3).
Произведен расчет веса м3 товаров, при этом минимальное значение данного показателя составляет 689 кг в Новосибирской таможне, максимальное значение - 853 кг в Выборгской таможне. Разница составляет 164 кг. Предположительная влажность составляет до 90% (свежесрубленная сосна);
- следующий по объемам оформления является товар, классифицируемый кодом 4403 95 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС "Лесоматериалы, необработанные, с удаленной или неудаленной корой или заболонью или грубо окантованные или неокантованные, из березы, с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более, прочие". На долю данного товара приходится около 17,7% от общего веса всех экспортируемых товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС.
Стоимость экспортируемых товаров варьировалась от 0,019 до 0,10 доллара США за кг и от 16,33 до 113,38 доллара США за м3. При этом средние показатели оформленных товаров, классифицируемых кодом 4403 95 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, составили 0,029 доллара США за кг или 25,09 доллара США за м3.
Более 54% от общего объема веса данного товара было оформлено в Санкт-Петербургской таможне, при этом ИТС товаров ниже уровня средних показателей и составляет 0,028 доллара США за кг и 24,23 доллара США за м3.
Наименьшие показатели ИТС и стоимости за м3 также установлены: в Тверской таможне (0,022 доллара США за кг и 19,63 доллара США за м3), в Псковской таможне (0,021 доллара США за кг и 19,18 доллара США за м3), в Нижегородской таможне - 0,019 доллара США за кг и 16,33 доллара США за м3).
Минимальный вес мЗ товаров, классифицируемых кодом 4403 95 000 9 ТН ВЭД ЕАЭС, отмечен в Кингисеппской таможне - 837,7 кг, максимальный вес отмечен в Благовещенской таможне - 1 147,75 кг. Данный разброс веса м3 березы соответствует влажности древесины от 60% (837,7 кг) до 120% (1 147,75 кг);
- на долю товара, классифицируемого кодом 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Бревна хвойных пород, прочие, с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более", приходится около 14,95% от общего веса всех экспортируемых товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС.
Стоимость экспортируемых товаров варьировалась от 0,038 до 0,17 доллара США за кг и от 33,99 до 137,95 доллара США за м3. Средние показатели оформленных товаров, классифицируемых кодом 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, составили 0,080 доллара США за кг или 69,53 доллара США за м3.
Более 60% от общего объема веса данного товара было оформлено в Хабаровской таможне, при этом ИТС товаров ниже уровня средних показателей и составляет 0,077 доллара США за кг и 68,22 доллара США за м3.
Наименьшие показатели ИТС и стоимости за м3 также установлены: в Красноярской таможне (0,071 доллара США за кг и 60,67 доллара США за м3), в Благовещенской таможне (0,071 доллара США за кг и 61,63 доллара США за м3), в Екатеринбургской таможне (0,03 доллара США за кг и 33,99 доллара США за м3).
Минимальный вес м3 товаров, классифицируемых кодом 4403 25 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, отмечен в Томской таможне - 792,25 кг, максимальный вес отмечен в Находкинской таможне - 914,78 кг. Основными товарами, классифицируемыми данным кодом, являются лиственница сибирская и лиственница даурская. Значения веса м3 соответствуют влажности древесины от 40% (792,25 кг) до 70% (914,78 кг);
- на долю товара, классифицируемого кодом 4403 23 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС "Бревна из пихты прочей и ели прочей, с размером наибольшего поперечного сечения 15 см или более", приходится около 14,91% от общего веса всех экспортируемых товаров 44 группы ТН ВЭД ЕАЭС.
Стоимость экспортируемых товаров варьировалась от 0,006 до 0,20 доллара США за кг и от 34,68 до 150,63 доллара США за м3. Средние показатели оформленных товаров, классифицируемых кодом 4403 23 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, составили 0,11 доллара США за кг или 78,23 доллара США за м3.
Наименьший показатели ИТС и стоимости за м3 установлены: в Екатеринбургской таможне (0,06 доллара США за кг и 34,68 доллара США за м3), в Иркутской таможне - 0,08 доллара США за кг и 58,11 доллара США за м3), Красноярской, Благовещенской, Биробиджанской и Томской таможнях (0,09 доллара США за кг и 70,09, 74,18, 70,11 и 65,09 доллара США за м3 соответственно).
Минимальный вес кубического м3 товаров, классифицируемых кодом 4403 23 910 0 ТН ВЭД ЕАЭС, отмечен в Находкинской таможне - 674,15 кг, максимальный вес отмечен в Благовещенской таможне - 823,73 кг (оформлен значительный объем товаров). Значения веса м3 соответствуют влажности древесины 90% (674,15 кг) и более 120% (823,73 кг).
2.2. В ходе выборочного анализа применения (неприменения) мер по минимизации рисков при осуществлении таможенными органами контроля за экспортом лесоматериалов Счетной палатой Российской Федерации выявлены признаки "ухода" участниками ВЭД при декларировании товаров от применения в отношении товарных партий мер фактического контроля (таможенного досмотра).
Указанный анализ показал, что по 103 ДТ, поданным декларантами в таможенные органы, срабатывал профиль риска, в рамках которого одной из мер по минимизации рисков являлся таможенный досмотр. В целях избежания таможенного досмотра декларант не представлял товарную партию к досмотру и ДТ отзывал. В последующем на эту товарную партию подавалась новая ДТ, по которой срабатывал профиль риска, в рамках которого таможенный досмотр как мера по минимизации рисков отсутствовала и применялись таможенный осмотр или таможенное наблюдение.
При применении таких форм таможенного контроля как таможенное наблюдение и таможенный осмотр не представляется возможным осуществить фактический контроль в объеме, который может быть достигнут при применении таможенного досмотра.
Помимо этого, на основании результатов проведенного таможенного наблюдения не представляется возможным осуществить контроль достоверности заявленных сведений в ДТ о декларируемых товарах, а именно:
- количество задекларированных лесоматериалов;
- параметры задекларированных лесоматериалов (длина, диаметр, степень обработка, вид древесины и т.д.), влияющие на правильность классификации товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, достоверность заявления таможенной стоимости;
- соблюдение тарифных мер регулирования при декларировании лесоматериалов.
Следует также отметить, что применение указанной схемы участниками ВЭД косвенно может свидетельствовать о несоответствии представленного при декларировании товара фактическому его описанию в ДТ. В том числе, например, при вывозе леса ценных пород под видом ели или сосны обыкновенной.
Таким образом, контрольное мероприятие показало целесообразность, разработки профиля риска (процедура - экспорт), применяемого при последующем декларировании товарной партии, если ранее ДТ на данную товарную партию была отозвана или в отношение ДТ таможенным органом было принято решение об отказе в выпуске.
2.3. В ходе проверки было установлено, что портативные приборы идентификации лесо- и пиломатериалов (далее - ППИ) "Кедр" и "Кедр-М" таможенными постами в проверяемом периоде при таможенных досмотрах применялись не во всех случаях осуществления таможенного контроля экспортируемых лесоматериалов в связи с существующими техническими недостатками, а применение приборов характеризуется низкой степенью эффективности.
Так в ходе проверки в Иркутской таможне установлено неприменение в период 2015 - 2017 годов измерительных приборов "Кедр-М" в течение 1 245 дней. Проверкой в Карельской таможне установлена низкая эффективность применения ППИ. В ходе осуществления фактического таможенного контроля на Международном автомобильном пункте пропуска "Вяртсиля" при непосредственном применении прибора в 10 случаях: порода древесины определена достоверно в одном случае, определена с вероятностью 41% в одном случае, в остальных случаях порода древесины не определена.
Кроме того, ППИ не используются поскольку у должностных лиц таможенных органов отсутствует специальная подготовка для организации работы с прибором (в проверяемом периоде обучено 4,7% должностных лиц, осуществлявших фактические формы таможенного контроля при экспорте лесоматериалов), а также в связи с отсутствием сформированной базы данных по породам древесины, необходимой для ее идентификации и невозможностью использования прибора при отрицательных температурах окружающей среды.
Таким образом, установлено малоэффективное использование ППИ "Кедр" и "Кедр-М".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФТС России надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по фактам, указанным в пунктах 1.1-1.3 настоящего представления, по результатам которых, в случае необходимости, осуществить доначисление и довзыскание таможенных платежей;
2) принять меры по исполнению Положения о государственном контроле (надзоре) за осуществлением международных автомобильных перевозок, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 г. N 1272,в части осуществления контроля весовых параметров транспортных средств при проведении государственного контроля в пунктах пропуска в отношении транспортных средств, следующих в Российскую Федерацию и из Российской Федерации;
3) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ФТС России, допустивших указанные нарушения;
4) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 марта 2018 г. N ПК (1232).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 июля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФТС России или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 апреля 2018 г. N ПР 03-60/03-03
Текст представления официально опубликован не был