Представление Счетной палаты РФ от 23 мая 2018 г. N ПР 03-112/03-03
В соответствии с планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" в Федеральной таможенной службе.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения:
1.1. В нарушение пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила), согласно которому государственные органы не позднее 15 дней со дня доведения Минфином России проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период разрабатывают и направляют на заключение в Минкомсвязи России предварительные проекты планов информатизации, ФТС России, которой проектировки предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов доведены Минфином России письмом от 21 июля 2016 г. N 16-01-08/42065, предварительный проект плана информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов направлен на заключение в Минкомсвязь России 19 сентября 2016 года, то есть позже установленного срока (4 августа 2016 года) на 60 дней.
1.2. В нарушение пункта 23 Правил, согласно которому предварительные проекты планов информатизации в течение 10 рабочих дней со дня доведения до государственных органов лимитов бюджетных обязательств подлежат корректировке и направлению в Минкомсвязь России на заключение, ФТС России, которой лимиты бюджетных обязательств доведены Федеральным казначейством расходным расписанием от 27 декабря 2016 г. N 153/00153/001, итоговый проект плана информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов направлен на заключение в Минкомсвязь России 19 мая 2017 года, то есть позже установленного срока (17 января 2017 года) на 82 рабочих дня.
1.3. В нарушение пункта 30 Правил, согласно которому государственные органы ежегодно, до 15 апреля года, следующего за отчетным, представляют в Минкомсвязь России отчеты о выполнении планов информатизации за год, предшествующий текущему, ФТС России отчет о выполнении плана информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов в Минкомсвязь России не направлялся.
1.4. В нарушение пункта 27 Правил, согласно которому финансированию за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов подлежат только те мероприятия по информатизации, которые включены в утвержденный план информатизации, ФТС России и подведомственными таможенными органами в 2017 году заключено на общую сумму 168 201,69 тыс. рублей и оплачено на 8 651,81 тыс. рублей 9 государственных контрактов на закупку товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий до включения соответствующих мероприятий в утвержденный план информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
1.5. В нарушение пункта 28 Правил, согласно которому товары, работы, услуги, предусмотренные мероприятиями по информатизации и включенные в утвержденный государственным органом план информатизации, в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд включаются в план закупок и план-график закупок, ФТС России в План-график закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд на 2017 год, утвержденный 16 января 2017 года, было включено 26 закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий до утверждения Плана информатизации на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов.
1.6. В нарушение пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 675 "О порядке осуществления контроля за соблюдением требований, предусмотренных частью 2.1 статьи 13 и частью 6 статьи 14 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" в соответствии с которым государственным органам надлежало не позднее 1 марта 2016 года внести в реестр территориального размещения технических средств информационных систем сведения об используемых ими технических средствах информационных систем, ФТС России по состоянию на 18 апреля 2017 года не внесены в указанный реестр сведения об используемых технических средствах информационных систем.
1.7. В нарушение пункта 18 Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета и бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета (главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н (далее - Порядок N 187н), Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи ФТС России, утверждения лимитов бюджетных обязательств, утвержденный приказом ФТС России от 18 марта 2016 г. N 535 (Порядок N 535), не соответствует требованиям Порядка в части используемых для составления бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств (изменений к ним) форм.
Так, в нарушение пунктов 17, 17.5 Порядка N 187н составление бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и на плановый период Порядком N 535 предусмотрено по форме приложения N 1 "Бюджетная роспись и лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и плановый период", которая не соответствует формам 0501060 (приложение N 15 к Порядку N 187н) и 0501063 (приложение N 16 к Порядку N 187н), составление изменений в бюджетную роспись и лимиты бюджетных обязательств на финансовый год и плановый период - по форме приложения N 2 "Изменение бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств на финансовый год и плановый период", которая не соответствует форме 0501150 (Приложению N 16.1 к Порядку N 187н).
1.8. В нарушение части 2 статьи 22 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), ФТС России по 4 закупкам на поставку запорно-пломбировочных устройств, осуществленным ФТС России в период с мая по сентябрь 2017 года, начальная (максимальная) цена контракта (далее - НМЦК) установлена не на основании информации о рыночных ценах.
Обоснование НМЦК по указанным закупкам осуществлялось однократно методом сопоставимых рыночных цен (анализ рынка) на основании четырех ценовых предложений (писем) от организаций, представленных в ФТС России в период февраль-март 2017 года и двух государственных контрактов на поставку запорно-пломбировочных устройств, заключенных ФТС России в 2016 году.
Цена за единицу продукции была определена в размере 56,50 рублей.
Срок действия ценовых предложений был ограничен в трех случаях шестью месяцами, а в одном случае ценовое предложение действовало до 31 мая 2017 года.
На момент размещения всех четырех извещений о проведении аукциона в электронном виде на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок одно ценовое предложение (ООО "Силтэк") было недействительно, а на момент размещения извещения N 0173100001517000080, также были недействительны предложения ООО "Аспломб технолоджи" и ООО "Девелопмент".
Помимо этого три источника информации (письмо ООО "Силтэк") и контракты между ФТС России и ООО "Силтэк" на поставку ЗПУ (Реестровый N N 1773017661016000071 и 1773017661016000072) нельзя рассматривать как различные источники информации. В соответствии с пунктом 3.19 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденных приказом Минэкономразвития России от 2 октября 2013 г. N 567, в целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) рекомендуется использовать не менее трех цен товара, работы, услуги, предлагаемых различными поставщиками (подрядчиками, исполнителями).
Учитывая изложенное, по вышепоименованным четырем закупкам ФТС России не соблюден порядок обоснования НМЦК.
1.9. В нарушение пункта 1 части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ, согласно которому исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, предусмотренного контрактом, ФТС России рамках исполнения государственного контракта от 10 июля 2017 г. N 31-55-87 (далее - Контракт) с ООО "Силтэк" приняты (акт от 17 октября 2017 г. N 55-87/1) и оплачены 462 000 штук запорно-пломбировочных устройств повышенной надежности "KORDON" (далее - ЗПУ) на общую сумму 19 316 219,82 рублей, не соответствующих условиям Контракта.
По результатам экспертизы, проведенной АНКО "Центр по сертификации сейфов и банковских систем безопасности РСБ-С" было установлено, что товар не соответствует пункту 3.7 Технических требований к Продукции (приложение N 2 к Контракту) по массе ЗПУ и величине отклонения массы ЗПУ от установленного контрактом значения (протокол от 20 сентября 2017 г. N 018Ис/17-ПР).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. ФТС России ненадлежащим образом исполнялись полномочия по осуществлению контроля таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Евразийского экономического союза, установленные пунктом 5.12 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2013 г. N 809 (далее - Положение о ФТС России).
В ходе контрольного мероприятия проведен сравнительный анализ объемов и стоимости товаров, перемещаемых в рамках Упрощенного таможенного коридора (далее - УТК) и товаров, перемещаемых без применения к товарам упрощений, предусмотренных УТК.
В настоящее время УТК применяется в отношении товаров, происходящих и ввозимых в Российскую Федерацию в том числе из Республики Турция. УТК действует в рамках Протокола между ФТС России и Таможенным департаментом Турецкой Республики об упрощении таможенных процедур (совершено в г. Москве 18 сентября 2008 года).
За 2017 года под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" было помещено 921 024,19 тонн товаров, происходящих из Республики Турция, стоимостью 1 025 385,86 тыс. долларов США. В рамках проекта УТК было оформлено товаров данной категории 116 278,09 тонн, что составляет 11,2% в общем объеме товаров данной категории, стоимостью 104 138,49 тыс. долларов США, или 9,22%.
Средний индекс таможенной стоимости (далее - ИТС) составил:
- по товарам, происходящим из Республики Турция, оформленным без применения к товарам упрощений, предусмотренных УТК - 1,11 доллара США за кг;
- по товарам, происходящим из Республики Турция, оформленным через УТК - 0,9 доллара США за кг.
Сравнительный анализ показал, что более 70% по весу и около 80% по стоимости товаров, перемещаемых через УТК, имеют низкий уровень ИТС по сравнению с идентичными товарами, перемещаемыми без применения упрощений, предусмотренных УТК, что может повлечь за собой уменьшение причитающихся к уплате таможенных платежей.
2.2. ФТС России ненадлежащим образом исполнялись полномочия по осуществлению контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных пошлин, налогов и таможенных сборов, по осуществлению контроля, в том числе финансового, за деятельностью территориальных органов Службы, установленные пунктами 5.14 и 5.64 пункта 5 Положения о ФТС России).
Так, в 2017 году значительно возросла сумма процентов, выплаченных таможенными органами в связи с нарушениями срока возврата излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, установленного частью 6 статьи 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".
В 2015-2017 годах ФТС России из федерального бюджета были выплачены проценты за нарушение срока возврата излишне уплаченных таможенных платежей (далее - проценты) в размере около 1,5 млрд. рублей.
За 2017 год сумма уплаченных процентов составляет 841 124,81 тыс. рублей, из них по решениям таможенных органов, нарушивших срок возврата излишне уплаченных платежей, установленный Федеральным законом от, 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" - 1 201,77 тыс. рублей, по судебным решениям - 839 923,04 тыс. рублей.
В 2017 году наибольшая сумма процентов приходилась на Центральный аппарат ФТС России - 607 104,85 тыс. рублей, Дальневосточное таможенное управление - 92 601,13 тыс. рублей и Южное таможенное управление - 63 011,11 тыс. рублей.
2.3. ФТС России ненадлежащим образом исполнялись полномочия по осуществлению контроля, в том числе финансового, за деятельностью территориальных органов Службы, установленных пунктом 5.64 пункта 5 Положения о ФТС России.
2.3.1. Выявлены факты неэффективного использования имущества территориальными органами ФТС России.
По состоянию на 1 января 2018 года 78 служебных квартир общей балансовой стоимостью 170 843,5 тыс. рублей не заселены свыше 1 года (от 1 до 7 лет) (Дальневосточное таможенное управление - 5 квартир, Приволжское таможенное управление - 13, Северо-Западное таможенное управление - 21, Северо-Кавказское таможенное управление - 2, Сибирское таможенное управление - 7, Уральское таможенное управление - 6, Центральное таможенное управление - 11, Южное таможенное управление - 7, Центральная энергетическая таможня - 1, Калининградская областная таможня - 1, Московская областная таможня - 4).
2.3.2. 10 территориальными органами ФТС России (Северо-Западное таможенное управление, Архангельская таможня, Балтийская таможня, Выборгская таможня, Мурманская таможня, Тюменская таможня, Калужская таможня, Новороссийская таможня, Таганрогская таможня, Оперативно-техническая служба-филиал РТУ РЭБОТИ (г. Севастополь) в декабре 2016 -2017 годах были заключены и действовали в 2017 году 25 государственных контрактов по оказанию услуг охраны объектов (территорий) таможенной инфраструктуры в таможенных органах Российской Федерации с предприятиями, осуществляющими частную охранную деятельность, на общую сумму 13 785,23 тыс. рублей.
Вместе с тем в соответствии с положениями статьи 11 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" частная охранная деятельность не распространяется на здания (помещения), строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории федеральных органов исполнительной власти.
2.4. ФТС России ненадлежащим образом исполнялись полномочия по осуществлению проверки правильности классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, а также принятия решения по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза при выявлении неверной классификации товаров, установленных подпунктом 5.28 пункта 5 Положения о ФТС России.
2.4.1. Таможенными органами допущены нарушения при осуществлении таможенного контроля при проверке правильности классификации товара ТН ВЭД ЕАЭС при совершении таможенных операций до выпуска товаров.
В ходе контрольного мероприятия было выявлено 105 деклараций на товары (далее - ДТ) (приложение N 7 к Акту), по которым товар - "умные часы" был отнесен к субпозиции 8517 62 (Машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы) ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе таможенного контроля таможенными органами назначались дополнительные проверки в части правильности классификации товара по причине обнаружения признаков отнесения товара к товарной позиции 9102 ТН ВЭД ЕАЭС (Часы наручные, карманные и прочие, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры). ДТ были выпущены под обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов. Общая сумма обеспечения по 105 ДТ составляет 114 561,51 тыс. рублей. В адрес декларанта направлен запрос о представлении дополнительных документов.
В нарушение пункта 19 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих классификацию товаров и таможенный контроль при проверке правильности классификации товаров по Единой товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной приказом ФТС России от 15 октября 2013 г. N 1940, в соответствии с которым после получения в рамках дополнительной проверки запрашиваемых документов должностное лицо таможенного органа незамедлительно, не позднее 30 календарных дней, принимает решение о подтверждении заявленного классификационного кода по ТН ВЭД, а в случае непредставления запрашиваемых документов и сведений в установленный срок либо в случае, если представленные документы и сведения не позволяют определить код товара по ТН ВЭД ЕАЭС, уполномоченное должностное лицо таможенного органа направляет служебной запиской информацию в Подразделение для подготовки информационно-аналитической справки в подразделение таможенного органа, в функции которого входит проведение таможенных проверок, таможенными органами по 105 ДТ, которые были оформлены в 2017 году и на момент контрольного мероприятия по которым сроки представления документов истекли, соответствующие решения не приняты.
2.4.2. На 55-й сессии Комитета по Гармонизированной системе (далее - ГС) Всемирной таможенной организации, прошедшей в марте 2015 года, было принято решение о классификации "умных часов" в субпозиции 8517 62 Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (далее - ТН ВЭД ЕАЭС) (Машины для приема, преобразования и передачи или восстановления голоса, изображений или других данных, включая коммутационные устройства и маршрутизаторы).
ФТС России располагала информацией о принятом Комитетом по ГС решении.
При этом в ходе контрольного мероприятия было выявлено 196 ДТ (приложение N 5 к Акту по результатам контрольного мероприятия "Проверка исполнения Федерального закона "О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов" и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2017 год" в Федеральной таможенной службе (далее - Акт), по которым товары "умные часы" были отнесены к подсубпозиции 9102120000 ТН ВЭД ЕАЭС (Часы наручные, карманные и прочие, предназначенные для ношения на себе или с собой, включая секундомеры, кроме часов и секундомеров товарной позиции 9101, только с оптико-электронной индикацией), которой в соответствии с Единым таможенным тарифом, утвержденным решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16 июля 2012 г. N 54 (далее - Таможенный тариф), соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 10% от таможенной стоимости. Уплаченные таможенные пошлины составили 7 713,37 тыс. рублей. При этом товарам, классифицируемым в субпозиции 8517 62 ТН ВЭД ЕАЭС, в соответствии с Таможенным тарифом соответствует ставка таможенной пошлины в размере 0%. Разница в таможенных платежах при применении ставки 10% или 0% составляет 3 033,35 тыс. рублей и подлежит возврату как излишне уплаченные в установленном порядке.
Необходимо отметить, что в период 2017 года, исходя из сведений, содержащихся в электронной базе ДТ, помимо 196 ДТ, было оформлено 1 530 ДТ (приложение N 6 к Акту) в отношении товаров, классифицированных в товарной позиции 9102 ТН ВЭД ЕАЭС с указанием в 31 графе ДТ сведений о совместимости декларируемого товара со смартфоном или планшетом, что может свидетельствовать о неправильной классификации данного товара.
2.4.3. В ходе выборочного анализа установлено, что однородные товары классифицируются таможенными органами различными кодами ТН ВЭД ЕАЭС.
По 171 ДТ (приложение N 8 к Акту) оформлены трехслойные упаковочные материалы, центральным слоем в которых является алюминиевая фольга, а два других слоя из полиэтилентерефталатной или полиэтиленовой пленки, склеенные между собой. При декларировании данные товары были отнесены к под субпозиции 3921 90 600 0 ТН ВЭД ЕАЭС (Плиты, листы, пленка и полосы или ленты из пластмасс, прочие: из продуктов полиприсоединения), которой в соответствии с таможенным тарифом соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 6,5% от таможенной стоимости.
По 13 ДТ (приложение N 9 к Акту) оформлены трехслойные (четырехслойные) упаковочные материалы, центральным слоем в которых является алюминиевая фольга, а два других слоя из полиэтилена или полиэстера. При декларировании данные товары были отнесены к субпозиции 7607 20 ТН ВЭД ЕАЭС (Фольга алюминиевая (без основы или на основе из бумаги, картона, пластмассы или аналогичных материалов) толщиной (не считая основы) не более 0,2 мм, с основой), которой в соответствии с таможенным тарифом соответствует ставка ввозной таможенной пошлины в размере 12% от таможенной стоимости.
В ходе контрольного мероприятия Управлением товарной номенклатуры ФТС России подтверждена правильность классификации данных товаров в субпозиции 7607 20 ТН ВЭД ЕАЭС, а также доведена информация до Счетной палаты Российской Федераций о проведение проверочных мероприятий в отношении товаров, классифицируемых в подсубпозиции 3921 90 600 0.
Указанный вывод соответствует решению Комитета по ГС, принятому на 55-й сессии Всемирной таможенной организации, согласно которому классификация многослойных материалов, состоящих из двух слоев алюминиевой фольги, и обернутых с обеих сторон полиэтиленом, при процентном превышении полиэтилена над фольгой (16% к 84%), поставляемых в рулонах, должна осуществляться в субпозиции 7607 20 ТН ВЭД.
При отнесении многослойных упаковочных материалов, состоящих в том числе из алюминиевой фольги, задекларированных по 171 ДТ, к субпозиции 7607 20 ТН ВЭД ЕАЭС, недопоступления в федеральный бюджет составят 24 048,34 тыс. рублей (значение получено расчетно, исходя из разницы между ставками ввозной таможенной пошлины 6,5% и 12%).
2.4.4. В ходе анализа товаров, классифицируемых в 48 группе ТН ВЭД ЕАЭС (Бумага и картон; изделия из бумажной массы, бумаги или картона) и в 59 группе ТН ВЭД ЕАЭС (Текстильные материалы, пропитанные, с покрытием или дублированные; текстильные изделия технического назначения), было установлено 82 ДТ, в отношении которых, присутствуют признаки неправильной классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС.
В ходе контрольного мероприятия Управление товарной номенклатуры ФТС России подтверждено, что по ДТ 10129054/310517/0000668, 10129054/070617/0000701, 10129054/080617/0000715, 10129054/160617/0000746 и 10129054/310517/0000668 классификационный код товара, заявлен недостоверно, в отношении остальных 77 ДТ осуществляются проверочные мероприятия.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФТС России надлежит выполнить следующие требования:
1) привести Порядок составления, утверждения и ведения бюджетной росписи ФТС России, утверждения лимитов бюджетных обязательств, утвержденный приказом ФТС России 18 марта 2016 г. N 535, в соответствие с требованиями приказа Минфина России от 30 ноября 2015 г. N 187н, в части форм, используемых для составления бюджетной росписи и лимитов бюджетных обязательств (изменений к ним);
2) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ФТС России, допустивших указанные нарушения;
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 16 мая 2018 г. N 24К(1245).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 29 июня 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю ФТС России или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 23 мая 2018 г. N ПР 03-112/03-03
Текст представления официально опубликован не был