Представление Счетной палаты РФ от 24 октября 2017 г. N ПР 10-257/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Министерстве транспорта Российской Федерации (далее - Минтранс России).
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. Минтрансу России в рамках государственной программы "Развитие транспортной системы" предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной компании "Российские автомобильные дороги" (далее - ГК "Автодор", Госкомпания) на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами на 2018 год в сумме 22 546,7 млн. рублей, на 2019 год - 35 756,6 млн. рублей, на 2020 год - 36 811,2 млн. рублей.
В составе указанной субсидии ГК "Автодор" предусмотрены бюджетные ассигнования на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог в 2018 году - 20 821,7 млн. рублей, в 2019 году - 22 024,1 млн. рублей и в 2020 году - 23 478,7 млн. рублей.
Расчет потребности на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог должен производиться в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658 "О нормативах финансовых затрат и Правилах расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения".
Согласно представленному Минтрансом России расчету объем нормативной потребности на капитальный ремонт, ремонт и содержание составляет в 2018 году 20 827,6 млн. рублей (больше объема, предусмотренного законопроектом, на 5,88 млн. рублей), в 2019 году - 22 024,1 млн. рублей и в 2020 году - 23 478,7 млн. рублей.
В соответствии с частью 6 статьи 22 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" размер субсидии из федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год с учетом планируемых доходов ГК "Автодор" от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами ГК "Автодор".
Приложением N 7 к Программе деятельности Государственной компании "Российские автомобильные дороги" на долгосрочный период (2010-2020 годы), утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 2146-р (далее - Программа деятельности ГК "Автодор"), предусмотрено направление доходов ГК "Автодор" от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог на 2018 год в размере 4 905,3 млн. рублей, на 2019 год - 8 476,5 млн. рублей и на 2020 год - 12 861,6 млн. рублей.
При этом в нарушение части 6 статьи 22 Федерального закона от 17 июля 2009 г. N 145-ФЗ "О государственной компании "Российские автомобильные дороги" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" объем доходов Госкомпании от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами, установленный Программой деятельности ГК "Автодор" на 2018-2020 годы, при расчете размера субсидии на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог Минтрансом России не учтен.
Объем бюджетных ассигнований на выполнение работ по содержанию, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, рассчитанный по постановлению Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658, исходя из протяженности неучтенных в расчете участков автомобильных дорог Госкомпании (в 2018 году - 220 км, в 2019 году - 715 км, в 2020 году - 915 км) составляет в 2018 году - 2 898,2 млн. рублей, в 2019 году - 5 870,5 млн. рублей и в 2020 году - 9 066,6 млн. рублей).
Таким образом, размер субсидии на осуществление деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами Госкомпании на 2018 год завышен на сумму 2 007,1 млн. рублей, на 2019 год - 2 606,0 млн. рублей, на 2020 год - 3 795,0 млн. рублей.
1.2. В нарушение пункта 6 Правил расчета размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог федерального значения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658:
при определении размера бюджетных ассигнований федерального бюджета на содержание автомобильных дорог категории IB с количеством полос 4 Минтрансом России вместо коэффициента, учитывающего дифференциацию стоимости содержания автомобильных дорог федерального значения в размере 0,97, применен коэффициент 0,98;
при определении нормативной потребности Минтрансом России учтена протяженность автомобильных дорог категории IB с 5 полосами движения и категории II с 3 полосами движения, а также применены коэффициенты, учитывающие дифференциацию стоимости по количеству полос, которые в постановлении Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658 отсутствуют.
В результате Минтрансу России запланированы бюджетные ассигнования на содержание и ремонт автомобильных дорог на 2018 год в сумме 13 783,6 млн. рублей, на 2019 год - 14 958,0 млн. рублей и на 2020 год - 15 437,5 млн. рублей.
Вместе с тем, согласно расчету в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658 нормативная потребность в бюджетных ассигнованиях на содержание и ремонт автомобильных дорог на 2018 год составляет 13 318,4 млн. рублей, на 2019 год - 14 109,9 млн. рублей и на 2020 год - 14 650,6 млн. рублей.
Таким образом, размер субсидии на содержание и ремонт автомобильных дорог завышен в 2018 году на 465,2 млн. рублей, в 2019 году - на 848,1 млн. рублей, в 2020 году - на 786,9 млн. рублей вследствие завышения показателей расчетной протяженности автомобильных дорог и применения коэффициентов, учитывающих дифференциацию стоимости содержания автомобильных дорог федерального значения по количеству полос движения, не соответствующих коэффициентам, установленным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658.
1.3. В нарушение пунктов 11 и 38 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640, Минтрансом России расчет объемов бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов произведен в отсутствие утвержденных нормативных затрат на оказание государственных услуг подведомственным Минтрансу России ФГБОУ ВО "МИИТ" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, вследствие чего обоснования бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов сформированы без учета утвержденных нормативных затрат на оказание услуг ФГБОУ ВО "МИИТ" на сумму 1 550 701,8 тыс. рублей в 2018 году, 1 568 738,9 тыс. рублей в 2019 году и 1 621 697,2 тыс. рублей в 2020 году.
1.4. В нарушение пункта 26 Порядка определения нормативных затрат на выполнение государственных работ, применяемого при расчете объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на выполнение государственных работ государственными учреждениями, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Министерство транспорта Российской Федерации, утвержденного приказом Минтранса России от 25 мая 2016 г. N 130, согласно которому нормативные затраты на выполнение государственных работ, а также затраты на содержание имущества, не используемого для выполнения государственных работ и для общехозяйственных нужд, утверждаются Минтрансом России ежегодно на очередной финансовый год и плановый период на этапе формирования проекта федерального бюджета, Минтрансом России не утверждены нормативы затрат на выполнение государственных работ, а также на содержание имущества, не используемого для выполнения государственных работ и для общехозяйственных нужд, в отношении ФБУ "Росавтотранс", ФГБУ "НЦКТП Минтранса России", ФАУ "РОСДОРНИИ" и ФГБОУ ВО "МИИТ" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
1.5. В нарушение пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, Минтрансом России не утверждены нормативы цены и объема потребления расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники, формируемые по категориям или группам должностей.
1.6. В нарушение пункта 6 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и пункта 8 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, нормативы затрат на обеспечение функций Минтранса России и подведомственных казенных учреждений, утвержденные приказом Минтранса России от 28 марта 2017 г. N 119, не размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru).
1.7. Минтрансу России предусмотрены бюджетные ассигнования в размере 9 800,0 млн. рублей на осуществление в 2018 году взноса в уставный капитал ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" в целях обеспечения механизма поддержания продаж воздушных судов Ил-96-400М и в размере 5 000,0 млн. рублей в целях пополнения парка воздушных судов российских авиакомпаний. Кроме того Федеральному агентству морского и речного транспорта предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятия "Строительство и эксплуатация 3 паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга-Балтийск" ФЦП "Развитие Калининградской области на период до 2020 года" в объеме 3 300,0 млн. рублей на 2018 год и 1 800,0 млн. рублей на 2019 год.
В ходе проведения контрольного мероприятия "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Минэкономразвития России установлено, что в нарушение подпункта "г" пункта 11 Правил формирования и реализации федеральной адресной инвестиционной программы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2010 г. N 716, Минтрансом России, как субъектом бюджетного планирования, не представлены предложения в Минэкономразвития России о включении указанных объемов бюджетных ассигнований в проект федеральной адресной инвестиционной программы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству транспорта Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Скорректировать объем субсидии на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог ГК "Автодор" на 2018-2020 годы с учетом объема доходов ГК "Автодор" от деятельности по доверительному управлению автомобильными дорогами, установленного Программой деятельности ГК "Автодор", а также коэффициентов, учитывающих дифференциацию стоимости работ по количеству полос, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2017 г. N 658.
2. Утвердить нормативы затрат на оказание государственных услуг ФГБОУ ВО "МИИТ" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
3. Утвердить нормативы затрат на выполнение государственных работ, а также на содержание имущества, не используемого для выполнения государственных работ и для общехозяйственных нужд, для подведомственных Минтрансу России ФБУ "Росавтотранс", ФГБУ "НЦКТП Минтранса России", ФАУ "РОСДОРНИИ" и ФГБОУ ВО "МИИТ".
4. Утвердить нормативы цен и объема потребления расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники, формируемые по категориям и группам должностей.
5. Разместить в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (www.zakupki.gov.ru) нормативы затрат на обеспечение функций государственных органов (включая подведомственные казенные учреждения), утвержденные приказом Минтранса России от 28 марта 2017 г. N 119.
6. Направить в Минэкономразвития России предложения по включению в проект федеральной адресной инвестиционной программы бюджетных ассигнований, предусмотренных Федеральному агентству морского и речного транспорта на реализацию мероприятия "Строительство и эксплуатация 3 паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга-Балтийск" ФЦП "Развитие Калининградской области на период до 2020 года" в объеме 3 300,0 млн. рублей на 2018 год и 1 800,0 млн. рублей на 2019 год.
7. Проработать совместно с Минэкономразвития России вопрос о включении в проект федеральной адресной инвестиционной программы бюджетных ассигнований, предусмотренных Минтрансу России на осуществление в 2018 году взноса в уставной капитал ПАО "Государственная транспортная лизинговая компания" в сумме 9 800,0 млн. рублей в целях обеспечения механизма поддержания продаж воздушных судов Ил-96-400М и в сумме 5 000,0 млн. рублей в целях пополнения парка воздушных судов российский авиакомпаний, а при необходимости об уточнении порядка включения в ФАИП объектов недвижимого имущества - воздушных судов, приобретаемых за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями и государственными или муниципальными унитарными предприятиями.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено:
в части пункта 1 требований настоящего представления - в срок до 25 октября 2017 года;
в части пунктов 2, 3, 4, 5, 6, 7 требований настоящего представления - в срок до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру транспорта Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 24 октября 2017 г. N ПР 10-257/10-03
Текст представления официально опубликован не был