Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 11-229/11-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год (пункт 1.3.1.5.47) проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной методической базы его формирования" в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - Минтруд России).
1. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие нарушения:
1.1. В соответствии с пунктом 1017 раздела 60 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261 н, расчет объема бюджетных ассигнований на предоставление субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществляется на основании двух показателей: среднего по Российской Федерации объема средств, необходимых для выплаты инвалиду компенсации страховой премии (средняя страховая премия), и общей численности инвалидов, имеющих право на получение компенсации страховой премии.
Указанные показатели установлены Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 677 (далее - Методика). Согласно Методике первый показатель определяется с учетом средних размеров базового страхового тарифа и коэффициента страховых тарифов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739 (В), второй - с учетом сведений федерального государственного статистического наблюдения (форма "1-собес") (Чi).
Учитывая, что показатель "В" не может быть применен, поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2005 г. N 739 утратило силу в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1008 "О признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", а показатель "Чi" - в связи с его исключением из формы статистического наблюдения "1-собес" с 2013 года, подтвердить обоснованность распределения субвенции между субъектами Российской Федерации не представляется возможным.
Следует также отметить, что Минтрудом России не представлялись предложения в установленном порядке о внесении изменений в указанную Методику в связи с невозможностью применения значений вышеуказанных показателей, что повлекло формирование значительных остатков неиспользованных средств федерального бюджета за последние годы. Так, остаток субвенции на указанные цели в 2014 году составил 107,2 млн. рублей, или 88,6% от предусмотренных ассигнований. В 2015 году ассигнования в результате внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете уменьшились со 121,0 млн. рублей до 23,6 млн. рублей. При этом кассовое исполнение за 2015 год составило 17,2 млн. рублей, или 72,9% от уменьшенного объема годовых назначений, за 2016 год - 22,4 млн. рублей, или 70,6% от годовых бюджетных назначений.
1.2. В нарушение пункта 5 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации Минтрудом России не направлялись высшим исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации исходные данные для проведения расчетов распределения субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов и не проводилась сверка указанных исходных данных с высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что могло повлиять па необоснованное завышение объемов бюджетных ассигнований на указанные цели.
1.3. Минтрудом России в План информатизации Минтруда России на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в проектные показатели финансирования включены расходы на сопровождение и развитие пяти программных продуктов (нематериальные активы), находящиеся на забалансовом учете Минтруда России - счет 02 "Материальные ценности, принятые на хранение", в общей сумме 52 679,0 тыс. рублей.
Учитывая отсутствие учетных документов, подтвердить обоснованность указанных расходов в соответствии с подпунктом "д" пункта 8 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, не представляется возможным.
1.4. В нарушение пункта 32 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), Минтрудом России не утверждены значения нормативных затрат на выполнение работ, необходимых для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания для 7-ми подведомственных учреждений на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
В результате Минтрудом России сформированы обоснования бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на расходы по предоставлению вышеуказанным подведомственным учреждениям субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственных работ в рамках государственных заданий на общую сумму 1 449 884,40 тыс. рублей, рассчитанные в отсутствие утвержденных нормативных затрат па выполнение работ, в том числе: на 2018 год - 478 216,20 тыс. рублей, на 2019 год - 477 944,70 тыс. рублей, на 2020 год - 493 723,50 тыс. рублей.
1.5. В нарушение пункта 4 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 11 Положения о формировании государственного задания Минтрудом России при формировании обоснований бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов произведены расчеты объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2018 год для ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России на оказание государственной услуги 22.022.0 "Проведение реабилитации или абилитации инвалидов при сложном и атипичном протезировании и ортезировании в стационарных условиях" по коду классификации расходов бюджета 149 1006 04 3 04 90059 611 без учета нормативных затрат на оказание государственных услуг, утвержденных первым заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2017 года.
В результате объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2018 год для учреждения завышен на сумму 5 739,57 тыс. рублей.
1.6. В нарушение пункта 5 (1).2 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 июля 2013 г. N 65н, при формировании обоснований бюджетных ассигнований 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов расходы на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в общей сумме 1 957 989,20 тыс. руб. (2018 год - 653 170,60 тыс. руб., 2019 год - 652 409,30 тыс. руб., 2020 год - 652 409,30 тыс. руб.) Минтрудом России отражены по виду расходов 633 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых не установлены требования о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления" вместо вида расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления".
Вместе с тем, подпунктом "к" пункта 3 (3) Правил предоставления субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2010 г. N 1135, установлено требование о предоставлении отчета о расходах, источником финансового обеспечения которых является субсидия, то есть о последующем подтверждении использования субсидии в соответствии с целями ее предоставления.
1.7. В нарушение пункта 1229 раздела 82 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденных приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 261н, Минтрудом России при обосновании бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций по форме по ОКУД 0505203, характеризующей структуру расходов федерального бюджета в части предоставления субсидий некоммерческим организациям, осуществляемых по видам расходов 631, 632 и 633, в подразделах 3.1.2-3.1.4 "Расчет объема бюджетных ассигнований на предоставление субсидий некоммерческим организациям на иные цели (на очередной финансовый год, на первый год планового периода, на второй год планового периода)" раздела 3 не заполнены графы 4-12.
Так, в форме по ОКУД 0505203, заполненной Минтрудом России, бюджетные ассигнования не распределены по кодам классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ), в том числе по расходам на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда, коммунальные платежи, на приобретение услуг связи, на приобретение транспортных услуг (в том числе в разрезе получателей субсидий).
2. В ходе проведения контрольного мероприятия установлены следующие недостатки.
2.1. Проектом Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий в сфере обеспечения доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения, а также субсидий на реализацию мероприятий субъектов Российской Федерации в сфере реабилитации и абилитации инвалидов и их распределения в рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2020 годы (приложение N 7, 8), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2015 г. N 1297, предусматривается повышающий региональный коэффициент 1,3 для регионов Дальневосточного федерального округа. Указанное ведет к перераспределению субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Дальневосточного федерального округа Российской Федерации за счет бюджетов других регионов без достаточных обоснований.
2.2. Минтрудом России в расчетах распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, использовался расчетный показатель "прогнозная численность беременных жен военнослужащих в месяц" с дробным значением по 79 регионам, не предусмотренный Методикой распределения субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на выплату единовременного пособия беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, и ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 4 февраля 2009 г. N 97, что не соответствует пункту 1006 раздела 59 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н.
2.3. Минтрудом России в государственном задании на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов для ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России, сформированном в системе "Электронный бюджет" от 5 сентября 2017 г. N 149-00003-18ПР, в перечень нормативных правовых актов, регулирующих порядок оказания государственной услуги "Проведение медико-социальной экспертизы", не включен приказ Минтруда России от 11 октября 2012 г. N 310н "Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы", что не соответствует пункту 1 статьи 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2.4. Значения базовых нормативов затрат па оказание государственных услуг и отраслевых корректирующих коэффициентов к базовым нормативам затрат на оказание государственных услуг, утвержденные первым заместителем Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 1 августа 2017 г., на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по размещению информации о государственных и муниципальных учреждениях www.bus.gov.ru не размещены, что не соответствует пункту 27 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
2.5. Минтрудом России при формировании обоснований бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по коду классификации расходов бюджета 149 1006 04 3 04 90059 612 включены расходы по предоставлению в 2018 году субсидии па иные цели для ФГБУ "Санкт-Петербургский научно-практический центр медико-социальной экспертизы, протезирования и реабилитации инвалидов им. Г.А. Альбрехта" Минтруда России на приобретение объектов особо ценного движимого имущества в части оборудования и осуществление мероприятий по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества в отсутствие соответствующих обоснований на сумму 110 000,00 тыс. рублей, что не соответствует пункту 2.1 раздела 2* Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов**.
Так, по данным системы "Электронный бюджет" объем бюджетных ассигнований на указанные цели определен Минтрудом России в сумме 195 000,00 тыс. рублей. При этом согласно обоснованиям Минтруда России, направленным письмом от 3 августа 2017 г. N 13-4/10/В-5949 в адрес Минфина России, фактическая потребность учреждения в субсидии на иные цели составляет 85 000,0 тыс. рублей.
2.6. Минтрудом России сформированы обоснования бюджетных ассигнований на предоставление субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов на общую сумму 1 957 989,0 тыс. рублей в отсутствие финансово-экономических обоснований и расчетов потребности в указанных бюджетных ассигнованиях, что не соответствует пункту 2.1 раздела 2 Методических указаний по распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
Следует отметить, что порядок и критерии отбора программ социально ориентированных некоммерческих организаций (в том числе отдельных общественных и иных некоммерческих организаций) в целях оказания им государственной поддержки, законодательством Российской Федерации не установлены, в связи с чем механизм определения организаций - получателей субсидий при формирования проекта федерального закона о федеральном бюджете нельзя признать обоснованным.
Указанное не способствует решению задач подпрограммы "Повышение эффективности государственной поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций" государственной программы "Социальная поддержка граждан", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296, в части развития механизмов привлечения социально ориентированных некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг на конкурсной основе.
2.7. Расчет объема субвенции на выплату пособий лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также лицам, уволенным в связи с ликвидацией организаций (прекращением деятельности, полномочий физическими лицами), при формировании обоснований бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов осуществлялся Минтрудом России без учета снижения численности получателей.
Объем бюджетных ассигнований на указанные цели составляет на 2018 год - 82 472,7 млн. рублей, на 2019 год - 86 307,8 млн. рублей, на 2020 год - 89 760,1 млн. рублей.
Анализ количества выплат единовременного пособия при рождении ребенка за предыдущие годы показал, что в 2015 году оно составило 448 228, в 2016 году - 437 191, прогнозируемое количество на 2017 год - 453 764 при фактическом количестве выплат за 1 полугодие - 189 913 и прогнозе на 2018 год - 375 056.
В федеральном бюджете на 2016 год на данные цели было предусмотрено 75 892 591,3 тыс, рублей, из которых израсходовано 75 442 897,4 тыс. рублей или 99,41%. В федеральном бюджете на 2017 год предусмотрено 79 604 726,2 тыс. рублей.
Сравнительный анализ численности получателей государственных пособий за первое полугодие 2016 и 2017 годов свидетельствует о значительном уменьшении численности получателей в 2017 году по всем категориям получателей, в том числе: по единовременному пособию при рождении ребенка - 12,8%; ежемесячному пособию по уходу за ребенком - на 8,3%; по единовременному пособию по беременности и родам - на 11,8% и единовременному пособию женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности - на 6,7%,
Также имеет тенденцию к снижению прогнозная численность и количество выплат государственных пособий при формировании финансового обеспечения выплат 2017 года и согласованной с субъектами Российской Федерации прогнозной численности на 2018 год.
В этой связи увеличение объемов финансирования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов при уменьшении количества выплат по соответствующей категории граждан имеет риски неиспользования планируемых средств в полном объеме.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в Методику распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета на реализацию некоторых полномочий, передаваемых Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 677, в части определения значений показателей, необходимых для расчета объема субвенций, предоставляемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, на выплату инвалидам компенсаций страховых премий по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
2. Обеспечить формирование Плана информатизации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части включения мероприятий по информатизации на сопровождение и развитие программных продуктов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
3. Утвердить значения нормативных затрат на выполнение работ, необходимые для расчета объема финансового обеспечения выполнения государственного задания для подведомственных учреждений на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в соответствии с требованиями Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640.
4. Осуществить пересчет объема финансового обеспечения выполнения государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов для ФГБУ "Федеральное бюро медико-социальной экспертизы" Минтруда России на оказание государственной услуги 22.022.0 "Проведение реабилитации или абилитации инвалидов при сложном и атипичном протезировании и ортезировании в стационарных условиях" с учетом нормативных затрат на оказание государственных услуг в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 и скорректировать обоснования бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по коду классификации расходов бюджета 149 1006 04 3 04 90059 611.
5. Скорректировать обоснования бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части отражения расходов на государственную поддержку отдельных общественных и иных некоммерческих организаций в общей сумме 1 957 989,20 тыс. рублей по виду расходов 632 "Субсидии (гранты в форме субсидий) на финансовое обеспечение затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, порядком (правилами) предоставления которых установлено требование о последующем подтверждении их использования в соответствии с условиями и (или) целями предоставления" в соответствии с приказом Минфина России от 1 июля 2013 г. N 65н.
6. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок по пунктам 4, 5 - до 25 октября 2017 года, по пунктам 1, 2, 3, 6 - до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Министру труда и социальной защиты Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
_____________________________
* Порядок формирования и согласования предложений по распределению бюджетных ассигнований по кодам классификации расходов бюджетов, а также перераспределения объемов.
** Методические указания по распределению бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, утвержденные Минфином России без даты и номера, подготовлены в соответствии с пунктом 57 графика подготовки и рассмотрения в 2017 году проектов федеральных законов, документов и материалов, разрабатываемых при составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, доведенного поручением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2017 г. N ИШ-П13-2351.
Аудитор |
В.С. Катренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 11-229/11-03
Текст представления официально опубликован не был