Представление Счетной палаты РФ от 11 декабря 2017 г. N ПР 09-314/09-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год (пунктами 2.1.2.4, 2.1.2.4.1 - 2.1.2.4.3) проведено контрольное мероприятие "Проверка эффективности администрирования Федеральной службой по надзору в сфере природопользования в 2015 - 2016 годах платы за негативное воздействие на окружающую среду в целях реализации Основ государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года" в Федеральной службе по надзору в сфере природопользования.
По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1. Проверкой установлено, что в результате неправомерных действий должностных лиц Управления Росприроднадзора по Пермскому краю в части согласования ООО "НОВОГОР Прикамье" плана снижения сбросов и установлению лимитов на сбросы веществ и микроорганизмов в водные объекты на 2015 и 2016 годы в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации не поступило доходов в виде платы за негативное воздействие в размере 11,7 млн. рублей (расчетно).
1.1. Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю согласован план снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - план снижения сбросов) на период с 2015 по 2016 год, разработанный ООО "НОВОГОР Прикамье" с нарушением пункта 2 Положения о плане снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2013 г. N 317 (далее - Положение), согласно которому план снижения сбросов разрабатывается при невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - нормативы) для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов (далее - лимиты на сбросы).
Однако план снижения сбросов разработан по веществам, в отношении которых нормативы соблюдаются.
Кроме того, в нарушение пункта 3 Положения план снижения сбросов разработан не по каждому загрязняющему веществу, по которому следовало установить лимиты на сбросы, а в отношении всех веществ, сбрасываемых в Воткинское водохранилище на реке Кама.
В результате на основании согласованного Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю плана снижения сбросов вопреки положениям пункта 3 статьи 23 Закона об охране окружающей среды ООО "НОВОГОР Прикамье" разрешен сброс в пределах лимитов всех загрязняющих веществ в 2015 и 2016 годах в Воткинское водохранилище на реке Кама.
При этом проверкой установлено, что Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю согласованы лимиты, определенные ООО "НОВОГОР Прикамье" с применением максимального значения концентрации загрязняющих веществ за последний год безаварийной работы предприятия на основании пункта 12 Методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ в водные объекты, утвержденной приказом Минприроды России от 17 декабря 2007 г. N 333.
Однако положения пункта 12 данной методики применяются для разработки и утверждения нормативов допустимого сброса, а не лимитов.
В результате установленные Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю лимиты многократно превышают утвержденные обществу нормативы.
В условиях отсутствия в законодательстве об охране окружающей среды четкой нормативно-правовой регламентации порядка согласования лимитов, а также принимая во внимание положения статьи 23 Закона об охране окружающей среды, согласно которой лимиты могут устанавливаться при невозможности соблюдения нормативов с учетом поэтапного достижения установленных нормативов, по мнению Счетной палаты Российской Федерации, лимиты на сбросы следовало устанавливать исходя из сложившегося уровня сброса за предыдущий период и только в отношении тех веществ, по которым невозможно соблюдение установленных нормативов.
В таком случае, исходя из данных фактического сброса ООО "НОВОГОР Прикамье" загрязняющих веществ в предшествующие периоды, лимиты на сбросы должны были быть установлены только по аммонию иону, в отношении которого указанное общество не достигло установленного норматива (131,719 тонн), в объеме 184,208 тонн на 2015 год и 164,671 тонн на 2016 год.
Проверкой установлено, что разрешение сбросов загрязняющих веществ в пределах лимитов, многократно превышающих установленные нормативы и фактические объемы сбросов, позволяли указанному обществу учитывать сверхлимитные сбросы таких загрязняющих веществ, как аммоний ион, медь и при расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду как осуществленные в пределах лимитов, что повлекло недополучение доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде платы за негативное воздействие в сумме 5,9 млн. рублей (расчетно).
1.2. Кроме того, согласование Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю плана снижения сбросов ООО "НОВОГОР Прикамье" на период с 2015 года по 2016 год по всем разрешенным к сбросу загрязняющим веществам позволило указанному обществу необоснованно уменьшить размер платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты на 5,8 млн. рублей (расчетно).
Так, Правила уменьшения платы за негативное воздействие на окружающую среду в случае проведения организациями, осуществляющими водоотведение, абонентами таких организаций природоохранных мероприятий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 апреля 2013 г. N 347 (далее - Правила N 347), допускают производить вычитание затрат на реализацию природоохранных мероприятий из платы только за те загрязняющие вещества, по которым в соответствии с планом снижения сбросов предусматривается снижение объема сбросов загрязняющих веществ, поступающих в окружающую среду.
В соответствии с пунктом 25 Правил исчисления и взимания платы за негативное воздействие, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 г. N 255, начиная с 2016 года, расчет размера платы производится с учетом затрат на реализацию мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в пределах исчисленной платы по каждому загрязняющему веществу, по которому в соответствии с планами снижения сбросов предусматривается снижение таких сбросов.
Таким образом, плата за негативное воздействие могла быть уменьшена обществом только в части платы за сбросы в водные объекты аммоний иона в сумме 1,0 млн. рублей (расчетно).
При этом проверкой расчетов платы ООО "НОВОГОР Прикамье" за 2015 год и декларации о плате за 2016 год установлено, что на основании включения в план снижения сбросов всех разрешенных к сбросу веществ обществом учтены в плате за негативное воздействие затраты на реализацию природоохранных мероприятий по всем загрязняющим веществам, что привело к непоступлению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации за II - IV квартал 2015 года 1,9 млн. рублей и 3,9 млн. рублей за 2016 год (расчетно).
2. В нарушение части 2 статьи 28 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" (в редакции, подлежащей применению до 31 декабря 2015 года) Управлением Росприроднадзора по Пермскому краю согласована корректировка размеров платы за негативное воздействие ООО "НОВОГОР Прикамье" на 6,1 млн. рублей, не на основании Правил N 347, действовавших в отношении организаций, осуществляющих водоотведение, а на основании подпункта "а" пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия".
3. Руководителем Управления Росприроднадзора по Пермскому краю Н.А. Яшиным согласованы корректировки платы за негативное воздействие ООО "Газпром трансгаз Чайковский" и ООО "Березниковский содовый завод" на общую сумму 18,8 млн. рублей в условиях отсутствия порядка предоставления корректировки и вопреки указаниям Росприроднадзора о недопустимости ее предоставления в условиях отсутствия прямых норм, допускающих уменьшение фактического размера вносимых экологических платежей посредством зачета затрат на проведение природоохранных мероприятий (письмо от 23 апреля 2012 г. N ВК-01-00-36/4875), что привело к недопоступлению доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в размере 18,8 млн. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральной службе по надзору в сфере природопользования надлежит выполнить следующие требования:
1) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, допустивших указанные нарушения;
2) принять меры по устранению причин и условий выявленных нарушений.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 29 ноября 2017 г. N 64К (1209).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 марта 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 11 декабря 2017 г. N ПР 09-314/09-04
Текст представления официально опубликован не был