Представление Счетной палаты РФ от 8 декабря 2017 г. N ПР 10-297/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности пригородных пассажирских компаний в части организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2015 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года" (совместно с Контрольно-счетной палатой Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ярославской области) в открытом акционерном обществе "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД").
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта "5" пункта 2 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в первичных учетных документах - актах выполненных работ по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования за 2015 год, выставленных ОАО "РЖД" отдельным пригородным пассажирским компаниям, отсутствовала величина натурального измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения (о количестве вагонов и вагонокилометрового пробега), что не позволяет подтвердить правильность сформированных отчетов ОАО "РЖД", направляемых в Росжелдор в целях возмещения потерь в доходах из федерального бюджета.
1.2. В соответствии с пунктом 19 Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации 20 ноября 2003 г. N 703, порядок ведения реестра запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры устанавливается владельцем инфраструктуры.
ОАО "РЖД" до настоящего времени указанный порядок не установлен, что не способствует качественному взаимодействию между владельцем инфраструктуры и пригородными пассажирскими компаниями.
В ходе проверки установлено, что ОАО "РЖД" в отдельных случаях не выполняло запросы пригородных компаний по подаче вагонов к месту начала осуществления маршрута в заявляемом количестве.
Так, ОАО "РЖД" в апреле, августе, октябре и ноябре 2015 года предоставляло ОАО "Северной пригородной пассажирской компании" меньше на 2 вагона (7 случаев) или больше на 2 вагона (27 случаев) в рейс, чем указано в заявках компании.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки:
2.1. В соответствии с Методикой определения стоимости услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям, утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 20 октября 2010 г. N 2174р, (далее - Методика) ставки на услуги аренды с экипажем формируются в разрезе железных дорог - филиалов ОАО "РЖД". При этом предусмотрена дифференциация ставок: по видам услуг - услуги аренды состоят из арендной платы и услуг по управлению и эксплуатации (далее - УЭ). Арендная плата состоит из технического обслуживания, текущего ремонта, капитального ремонта (далее - ТО, TP, КР) и платы за пользование (далее - ПП).
В нарушение пункта 6 Методики, согласно которому ежегодно в срок до 1 ноября года на основании данных управленческого учета формируются предложения по стоимости услуг, оказываемых пригородными пассажирскими компаниями, на основании которых осуществляется расчет стоимости услуг, ОАО "РЖД" стоимость услуг, оказываемых пригородным пассажирским компаниям по передаче в аренду подвижного состава, на предстоящий год не рассчитывалась, а осуществлялась ежегодная индексация ставок, которая не подтверждена соответствующими расчетами.
2.2. Методика основана на Номенклатуре расходов и доходов по видам деятельности, определенной приказом Минтранса России от 17 августа 2007 г. N 124 "Об утверждении Порядка ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим и укрупненным видам работ ОАО "РЖД", который утратил силу в 2010 году.
При этом ОАО "РЖД" не вносились изменения в Методику в связи с вступлением в силу приказов Минтранса России о порядке ведения раздельного учета доходов, расходов и финансовых результатов от 31 декабря 2010 г. N 311 с 1 января 2011 года и от 12 августа 2014 г. N 225 с 1 января 2015 года.
Таким образом, номенклатура статей расходов, установленных Методикой, не соответствует действующей номенклатуре расходов субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, являющейся приложением N 1 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов, утвержденному приказом Минтранса России от 12 августа 2014 г. N 225, и, как следствие, затрудняет проверку обоснованности и правильности формирования ставок на услуги по предоставлению в аренду подвижного состава.
2.3. В нарушение пункта 1.27 Положения о планово-предупредительном ремонте мотор-вагонного подвижного состава ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 30 декабря 2010 г. N 2812р, ОАО "РЖД" не соблюдались нормы периодичности капитального ремонта мотор-вагонного подвижного состава. Так, превышение допустимого срока эксплуатации (по КР - I) моторвагонного подвижного состава без проведения капитального ремонта составляло от 1,5 до 4 лет.
2.4. С 1 января 2017 года вступило в силу новое Положение о планово-предупредительном ремонте моторвагонного подвижного состава ОАО "РЖД", утвержденное распоряжением ОАО "РЖД" от 19 декабря 2016 г. N 2585р, которым установлены новые нормы периодичности технического обслуживания и ремонта электропоездов. При этом исключено применение календарного срока для капитального ремонта.
Нормы периодичности капитального ремонта увеличены. При этом ОАО "РЖД" ставки по КР с 1 января 2017 года не пересчитаны.
В ходе проверки инспекторами Счетной палаты Российской Федерации осуществлен перерасчет ставок арендной платы по подвижному составу серий ЭД-4М, ЭД-9М, ЭР-2К, осуществляющему перевозки в пригородном сообщение на полигоне Северо-Кавказской железной дороги, по результатам которого снижение ставок могло составить с 1 января 2017 года в среднем от 20 до 29 процентов.
Так, по расчету арендная ставка для подвижного состава серии ЭД-4М подлежала снижению с 11,17 до 8,9 рублей (или 20%), серии ЭД-9М - с 9,17 до 7,34 рублей (или 20%), серии ЭР-2К - с 15,56 до 11,10 рублей (или 28,7%).
В результате экономия денежных средств пригородной пассажирской компании по итогам десяти месяцев 2017 года могла составить порядка 32,7 млн. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" открытого акционерного общества "Российские железные дороги" надлежит выполнить следующие требования:
1) установить порядок ведения реестра запросов об оказании услуг по использованию инфраструктуры, предусмотренный пунктом 19 Правил оказания услуг инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 г. N 703;
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 ноября 2017 г. N 63К (1208)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 30 января 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона генеральному директору - председателю правления открытого акционерного общества "Российские железные дороги" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 декабря 2017 г. N ПР 10-297/10-03
Текст представления официально опубликован не был