Представление Счетной палаты РФ от 8 декабря 2017 г. N ПР 10-295/10-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности пригородных пассажирских компаний в части организации перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в 2015 - 2016 годах и истекшем периоде 2017 года" (совместно с Контрольносчетной палатой Ростовской области и Контрольно-счетной палатой Ярославской области) в акционерном обществе "Северная пригородная пассажирская компания" (далее - АО "СППК").
По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение статьи 11 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", пункта 27 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, согласно которым перед составлением годовой бухгалтерской отчетности должна быть проведена инвентаризация активов и обязательств, в 2015 - 2016 годах перед составлением годовой отчетности АО "СППК" в порядке, установленном Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. N 49, инвентаризация арендованных основных средств не проводилась.
1.2. В нарушение пункта 27 Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 6 июля 1999 г. N 43н, согласно которому пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках должны раскрывать данные о наличии на начало и конец отчетного периода и движении в течение отчетного периода арендованных основных средств, АО "СППК" не раскрывало в текстовой части пояснений к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах за 2015 - 2016 годы информацию об арендованных основных средствах (подвижного состава), позволяющую обеспечивать внешних пользователей бухгалтерской отчетности дополнительными данными, необходимыми для реальной оценки об имущественном положении общества.
В пояснительной записке в составе бухгалтерской отчетности за 2015 - 2016 годы отсутствует информация о перечне подвижного состава, о количестве и их движении в течение отчетного периода, а также их стоимости.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Проверка показала, что остаток неиспользованного резерва по оплате предстоящих отпусков по состоянию на 31 декабря 2015 года составил 9,5 млн. рублей и увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17%, на 31 декабря 2016 года - 10,3 млн. рублей с ростом на 8,7% по сравнению с 2015 годом. Остаток резерва по итогам 2015 года составлял 26% от суммы начисленного резерва, по итогам 2016 года - 28 процентов.
В нарушение пункта 4 Регламента создания оценочного обязательства по отпускам работников ОАО "РЖД", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 15 октября 2012 г. N 2039р, расчет величины оценочного обязательства по отпускам сотрудников общества в 2015 - 2016 годах и в истекшем периоде 2017 года по состоянию на 30 июня и 31 декабря отчетных периодов не содержал данные по форме регистра, установленной приложением N 1 к указанному Регламенту.
В нарушение пункта 2.15 Учетной политики АО "СППК" не руководствовалось Регламентом создания оценочного обязательства по отпускам, что привело к необоснованному увеличению оценочного резерва на оплату отпусков на 1 776,3 тыс. рублей за период 2015 - 2016 годов и в истекшем периоде 2017 года.
2.2. ОАО "СППК" в 2015 году проведен открытый аукцион в электронной форме N 212/ОАЭ-ОАО "СППК"/15/РЯРС (извещение от 29.07.2015) на право заключения договора на оказание услуг по уборке моторвагонного подвижного состава в пунктах оборота ОАО "СППК", по результатам которого (протокол от 31 августа 2015 г.) победителем аукциона признано - ООО "РегионДорСервис" с ценовым предложением 6 185,9 тыс. рублей. Предпоследнее ценовое предложение - от ООО "Услуга" 6 225,2 тыс. рублей (цена за единицу услуги - 109,8 рубля).
Победитель аукциона ООО "РегионДорСервис" письмом от 22 сентября 2015 г. N 93 сообщило АО "СППК" о том, что отказывается от заключения договора в той редакции, которую представило общество, и которое не соответствует аукционной документации.
При этом почти через 2 месяца АО "СППК" 17 ноября 2015 года был заключен договор на оказание услуг по уборке электропоездов в пунктах оборота с ООО "РегионДорСервис" в сумме 6 185,9 тыс. рублей (далее - договор N ЖД-197) со сроком действия с 1 сентября 2015 года по 31 декабря 2017 года, который по истечению 2 дней был расторгнут по соглашению сторон (соглашение от 19 ноября 2015 года). Соглашение о расторжении распространяло свое действие с 1 октября 2015 года.
Впоследствии на основании распоряжения генерального директора АО "СКППК" от 27 ноября 2015 г. N 632 с ООО "Услуга", как с единственным поставщиком, заключен договор от 30 ноября 2015 г. N ЖД-200 по уборке электропоездов на сумму 1 400,3 тыс. рублей, со сроком действия с 1 октября 2015 года по 31 марта 2016 года.
На период с апреля 2016 по декабрь 2017 года АО "СППК" по результатам конкурса (извещение от 29 февраля 2016 года N 31603372046) был заключен договор на оказание услуг по уборке подвижного состава в пунктах оборота с ООО "Услуга" от 18 апреля 2016 г. N СППК-118-2016 в сумме 8 422,7 тыс. рублей (цена за единицу услуги составила 124,2 рубля).
Согласно пункту 8.3.1 Аукционной документацией N 212/ОАЭ-ОАО "СППК"/15/РЯРС при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения договора, договор может быть заключен с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене.
В соответствии с пунктом 324 Положения о закупках ОАО "СППК" если победитель уклонился от подписания договора, он признается уклонившимся от заключения договора. В этом случае заказчик вправе заключить договор с участником, сделавшим предпоследнее предложение о цене договора (цене лота). При этом заключение договора для участника, сделавшего предпоследнее предложение о цене договора (цене лота), является обязательным.
Таким образом, в случае принятия АО "СППК" решения и признания ООО "РегионДорСервис" уклонившимся от заключения договора и заключения договора со вторым участником - ООО "Услуга", цена за единицу услуги по уборке мотор-вагонного подвижного состава в пунктах оборота составила бы 109,8 рублей. При этом отсутствовала бы необходимость проведения конкурса и заключения с ОАО "Услуга договора от 18 апреля 2016 г. N СППК-118-2016 с ценой за единицу услуги 124,3 рубля, что могло бы привести к экономии средств в размере 982,4 тыс. рублей.
2.3. При проведении проверки в АО "СППК" установлены факты, свидетельствующие о недостаточном методологическом обеспечении, установленном внутренними документами в части ведения раздельного учета доходов и расходов:
Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденное приказом АО "СППК" от 18 мая 2015 г. N 232, требует доработки по учету расходов по различным видам деятельности, так как не содержит конкретизации по учету расходов по видам деятельности. Кроме того, не выбран способ учета (распределения) расходов (общепроизводственных, общехозяйственных, расходов по содержанию аппарата управления, прочих расходов) из предусмотренных пунктом 3.3 приложения N 5 к Порядком ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденному приказом Минтранса России от 12 августа 2014 г. N 225;
приказом АО "СППК" от 31 декабря 2015 г. N 727 "О порядке распределения расходов" определено, что "общехозяйственные (управленческие) расходы ежемесячно или ежеквартально в сумме фактических затрат относятся по назначению и включаются в себестоимость по видам деятельности". При этом способ распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности на объекты распределения не определен, временной период (ежемесячно или ежеквартально) распределения предлагается на выбор. Таким образом, указанный приказ не раскрывает методические способы распределения общехозяйственных расходов.
приложением N 9 к Учетной политике АО "СППК" утверждена Методика определения финансового убытка по основному виду деятельности АО "СППК" по субъектам Российской Федерации, которая содержит отсылочные нормы на утративший силу приказ Минтранса России от 31 декабря 2010 г. N 311.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" акционерному обществу "Северная пригородная пассажирская компания" надлежит принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, в том числе:
1) внести изменение в Методику определения финансового убытка по основному виду деятельности АО "СППК" по субъектам Российской Федерации, утвержденную приложением N 9 к Учетной политике, в части исключения норм утратившего силу приказа Минтранса России от 31 декабря 2010 г. N 311;
2) внести изменение в приказ АО "СППК" от 31 декабря 2015 г. N 727 "О порядке распределения расходов" в части раскрытия информации о способах распределения общехозяйственных расходов по видам деятельности;
3) внести изменение в приказ АО "СППК" от 18 мая 2015 г. N 232 "Об утверждении порядка раздельного учета доходов и расходов, в соответствии с приказом Минтранса России от 12 августа 2014 г. N 225" в части выбора способа учета (распределения) общепроизводственных, общехозяйственных, расходов по содержанию аппарата управления, прочих расходов из предусмотренных пунктом 3.3 приложения N 5 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утвержденному приказом Минтранса России от 12 августа 2014 г. N 225.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 ноября 2017 г. N 63К (1208).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 30 января 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона генеральному директору АО "Северная пригородная пассажирская компания" или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 декабря 2017 г. N ПР 10-295/10-03
Текст представления официально опубликован не был