Представление Счетной палаты РФ от 8 декабря 2017 г. N ПР 03-306/03-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено совместное контрольное мероприятие "Проверка администрирования налоговыми органами имущественных налогов (земельного и транспортного налогов и налога на имущество физических лиц), уплачиваемых физическими лицами за 2014 и 2015 годы, с целью формирования доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации, включая работу по сокращению дебиторской задолженности по имущественным налогам во Владимирской, Калужской и Тульской областях" (с контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации)" в межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы N 10 по Владимирской области.
По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1. При исчислении транспортного налога с физических лиц:
1.1. В нарушение пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении транспортного налога сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчислена с применением не предусмотренного законодательством о налогах и сборах коэффициента "доля в праве":
в отношении 7 транспортных средств применен коэффициент "доля в праве" в размере 2, что повлекло излишнее начисление транспортного налога за 2015 год в сумме 10,1 тыс. рублей;
в отношении 31 транспортного средства применен коэффициент "доля в праве" в размере "0", что повлекло неисчисление транспортного налога за 2015 год в сумме 37,4 тыс. рублей.;
1.2. В нарушение пункта 2 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление транспортного налога в отношении легковых автомобилей средней стоимостью от 3 млн. рублей произведено без учета повышающего коэффициента по 3 автомобилям - в размере 1,1, по 12 автомобилям - в размере 1,3, в результате по 15 легковым автомобилям недоначислен транспортный налог за 2015 год в сумме 83,6 тыс. рублей.
1.3. В нарушение статьи 6 Закона Владимирской области от 27 ноября 2002 г. N 119-ОЗ "О транспортном налоге" при исчислении транспортного налога в отношении 15 автомобилей применены ставки, не соответствующие виду и мощности двигателя транспортного средства. В результате, излишне исчислен транспортный налог за 2015 год в сумме 172,6 тыс. рублей.
1.4. В нарушение пункта 3 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации исчисление суммы налога на одно транспортное средство, зарегистрированное 18 апреля 2015 года, произведено без учета коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Таким образом, сумма налога за 2015 года исчислена не за 9 месяцев владения транспортным средством, а за 12 месяцев, сумма излишне исчисленного транспортного налога составляет 4,7 тыс. рублей.
2. При предоставлении льгот по транспортному налогу с физических лиц:
2.1. В нарушение пункта 1 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым освобождаются от налогообложения физические лица в отношении каждого транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в реестре транспортных средств системы взимания платы (далее - Реестр), если сумма платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, уплаченная в налоговом периоде в отношении такого транспортного средства, превышает или равна сумме исчисленного налога за данный налоговый период, льгота за 2015 год на сумму 14,4 тыс. рублей в отношении 6 транспортных средств предоставлена физическому лицу, не уплачивавшему указанную плату.
Транспортные средства, в отношении которых предоставлена льгота, в Реестре зарегистрированы на ООО "Агротранс".
2.2. В нарушение пункта 1 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации физическому лицу предоставлена льгота за 2015 год на общую сумму 11,7 тыс. рублей, в том числе на сумму 4,4 тыс. рублей за налоговый период 2016 года.
2.3. В нарушение пункта 3 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым физическое лицо, имеющее право на налоговую льготу, представляет в налоговый орган по своему выбору заявление о предоставлении налоговой льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу, сумма транспортного налога, причитающегося к уплате за 2015 год, в отношении 26 транспортных средств уменьшена на сумму 202,8 тыс. рублей при отсутствии заявления налогоплательщика, формы отчета "Сведения о транспортных средствах, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, а также сведения о внесении платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения" (далее - Форма отчета), а также при наличии документов, не представляющих возможность идентифицировать транспортное средство, принадлежащее физическому лицу.
2.4. В нарушение пункта 2 статьи 361.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому, если сумма исчисленного налога в отношении транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированного в Реестре, превышает сумму платы, уплаченную в отношении такого транспортного средства в данном налоговом периоде, налоговая льгота предоставляется в размере суммы платы путем уменьшения суммы налога на сумму платы, налоговая льгота по транспортному налогу предоставлена физическому лицу в сумме 11 тыс. рублей, что на 0,6 тыс. рублей меньше суммы платы указанной в Форме отчета.
3. При предоставлении льгот по земельному налогу с физических лиц:
3.1. В нарушение подпункта "и" пункта 4.2 решения Совета народных депутатов города Владимира от 20 октября 2010 года N 191 (в редакции изменений, принятых решением Совета народных депутатов города Владимира от 26 ноября 2015 года N 81) МИФНС России N 10 по Владимирской области предоставлена льгота 123 налогоплательщикам-владельцам земельных участков, права на которые зарегистрированы до 1 января 2015 года, и принадлежащим многодетным семьям, на сумму 41,1 тыс. рублей. В соответствии с указанными изменениями граждане освобождаются от налогообложения за земельные участки, предоставленные в собственность бесплатно однократно для индивидуального жилищного строительства в соответствии с подпунктами 1, 2, 4 пункта 1 статьи 2 Закона Владимирской области от 25 февраля 2015 г. N 10-ОЗ "О регулировании земельных отношений на территории Владимирской области" (вступил в силу 1 марта 2015 года). Таким образом, в г. Владимире может быть предоставлена льгота многодетным семьям в отношении земельных участков, полученных после 1 марта 2015 года в соответствии с Законом Владимирской области от 25 февраля 2015 г. N 10-ОЗ, в отношении земельных участков, полученных многодетными семьями до указанной даты, основания для предоставления льготы по земельному налогу отсутствуют.
3.2. В нарушение пункта 6 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении земельного налога за 2015 год 56 686 налогоплательщикам в отношении 61 910 земельных участков неправомерно уменьшена налоговая база на необлагаемую налогом сумму в размере 10 000 рублей на одного налогоплательщика при отсутствии документов, подтверждающих право на уменьшение налоговой базы, представляемых налогоплательщиком в налоговый орган по своему выбору, в связи с чем не исчислен земельный налог в сумме 2 352,1 тыс. рублей.
4. При предоставлении льгот по налогу на имущество физических лиц:
4.1. В нарушение пункта 3 статьи 346.11 Налогового кодекса Российской Федерации 7-ми индивидуальным предпринимателям, применяющим упрощенную систему налогообложения, неправомерно предоставлено освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 380,2 тыс. рублей в отсутствие документов, подтверждающих, что имущество использовано ими для осуществления предпринимательской деятельности.
4.2. В нарушение абзаца 2 пункта 4 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации одному индивидуальному предпринимателю, уплачивающему единый налог на вмененный доход, в отсутствие документов, подтверждающих, что имущество использовано им для осуществления предпринимательской деятельности, неправомерно предоставлено освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 3,15 тыс. рублей.
4.3. В нарушение абзаца 3 пункта 3 статьи 346.1 Налогового кодекса Российской Федерации физическому лицу, не являвшемуся индивидуальным предпринимателем, неправомерно предоставлено освобождение от обязанности по уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в сумме 11,8 тыс. рублей в отсутствие документов, подтверждающих, что он являлся в указанный период индивидуальным предпринимателем - налогоплательщиком единого сельскохозяйственного налога (указанный налогоплательщик является плательщиком единого сельскохозяйственного налога как индивидуальный предприниматель только с 1 января 2017 года).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" МИФНС России N 10 надлежит выполнить следующие требования:
1. Осуществить перерасчет налога на имущество физических лиц, транспортного и земельного налогов в соответствии с нормами действующего законодательства о налогах и сборах Российской Федерации.
2. Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц МИФНС России N 10 по Владимирской области, допустивших указанные нарушения.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 ноября 2017 г. N 63К (1208).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 15 февраля 2018 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона начальнику МИФНС России N 10 по Владимирской области или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
С.И. Штогрин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 декабря 2017 г. N ПР 03-306/03-02
Текст представления официально опубликован не был