Письмо Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей от 11 декабря 2018 г. N 3.18-12/352
29 октября 2018 года Комитет Государственной Думы по делам национальностей провел в Государственной Думе парламентские слушания на тему "Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы".
В ходе мероприятия участники обсудили состояние и перспективы языкового многообразия Российской Федерации, дополнительные меры, направленные на сохранение, изучение, популяризацию языков и литературного наследия народов России; повышение престижа владения родным языком, внедрение мотивационно стимулирующих механизмов (правовых стимулов) использования родных языков народов России; создание полноценных условий для расширения сферы применения родных языков народов России в образовательной, культурной, научной, информационной деятельности.
Направляем Вам рекомендации парламентских слушаний.
Председатель Комитета |
И.И. Гильмутдинов |
Протокол
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей от 29 октября 2018 г.
"Рекомендации парламентских слушаний на тему "Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы"
В работе парламентских слушаний приняли участие депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, представители Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей, Министерства просвещения Российской Федерации, Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, Министерства культуры Российской Федерации, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, ведущие ученые Российской академии наук и Российской академии образования, ректоры и руководители академических научных и образовательных организаций, педагогических вузов, руководство Фонда "Русский мир", члены Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации и многие другие.
Свои предложения высказали представители исполнительных, законодательных (представительных) органов государственной власти более чем 40 субъектов Российской Федерации, руководство и представители крупнейших издательств, федеральных и региональных средств массовой информации, в том числе на национальных языках народов России.
Позицию институтов гражданского общества представляли руководители Федеральных национально-культурных автономий, этнокультурных и молодежных общественных организаций.
В ходе Парламентских слушаний участники отметили следующее.
Российская Федерация является одним из крупнейших многонациональных государств мира, на территории которого проживают представители 193 народов, насчитывается 277 языков и диалектов. Именно поэтому вопросы сохранения и развития русского языка, как государственного и как родного для значительной части населения России, всех родных языков народов Российской Федерации являются ключевыми для обеспечения межнационального согласия и укрепления единства многонационального народа Российской Федерации. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года государственная поддержка и защита культуры и языков народов Российской Федерации отнесена к числу приоритетов государственной национальной политики Российской Федерации.
Ряд положений о защите родных языков на территории России установлен непосредственно на конституционном уровне. В частности, в связи с регламентацией индивидуальных прав, принадлежащих как гражданину Российской Федерации, так и иностранному гражданину, лицу без гражданства, закреплено право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ч. 2 ст. 26 Конституции Российской Федерации). Имеет место также и регламентация коллективных прав, принадлежащих этническим общностям, в целом народам России, на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68 Конституции Российской Федерации), в том числе коренным малочисленным народам Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции Российской Федерации).
Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации (ч. 2 ст. 68 Конституции Российской Федерации). В 22 субъектах Российской Федерации определены 36 государственных языков республик Российской Федерации. В шести республиках государственных языков три и более, максимальное количество в Республике Дагестан - 14 государственных языков республики.
Законодательная регламентация функционирования государственного языка Российской Федерации, родных языков из числа языков народов России составляет существенный пласт нормативного правового регулирования на федеральном и региональных уровнях, основой которого являются Закон Российской Федерации от 25.10.1991 N 1807-1 "О языках народов Российской Федерации", Федеральный закон от 01.06.2005 N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации", Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии", Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
В настоящее время, по данным федерального реестра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, действуют более 1100 нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, затрагивающих вопросы языковой политики, из них 25% актов непосредственно регулируют вопросы сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков из числа народов Российской Федерации. Субъектами Российской Федерации разрабатываются и реализуются региональные целевые программы, направленные на сохранение, развитие и использование языков народов России.
Издание учебной литературы для изучения родных языков, художественной литературы на родных языках осуществляется в рамках региональных целевых программ таких субъектов Российской Федерации, как республики Хакасия, Крым, Чеченская Республика, Мурманская, Кемеровская, Томская области, Ямало-Ненецкий автономный округ и другие регионы России. Несмотря на осуществляющуюся поддержку, участники парламентских слушаний отметили недостаточность финансирования региональных программ по сохранению и развитию языков народов России.
Следует признать, что в Российской Федерации берегут и продолжают традиции советских научных школ, фундаментальных и прикладных исследований в языкознании, которые в период с 1920 до 1940 года позволили ученым-лингвистам, филологам создать письменность для 50 народов страны.
Несмотря на имеющиеся сложности, в России сохраняется высокий уровень удовлетворения языковых потребностей граждан в образовании. В государственной системе образования ведется преподавание и изучение 81 родного языка народов Российской Федерации. Кроме русского языка, как государственного языка Российской Федерации, обучение на уровне начального общего образования ведется на 24 государственных языках республик, входящих в состав Российской Федерации, а как учебный предмет или факультативно изучаются 73 языка из числа языков народов России.
Анализируя состояние организации изучения государственного языка Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая установление особенностей организации изучения языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, участники парламентских слушаний считают актуальной тему совершенствования правового регулирования изучения указанных групп языков.
Участники парламентских слушаний выражают обеспокоенность состоянием кадрового, научного, учебно-методического обеспечения изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации. В настоящее время в федеральный перечень учебников включены 103 учебника по 7 родным языкам (татарский, башкирский, алтайский, хакасский, якутский, чеченский и греческий), только по 13 языкам есть примерные основные образовательные программы (это чувашский, татарский, абазинский, якутский, коми, алтайский, вепсский, карельский и ливвиковское наречие, финский, греческий, украинский, крымско-татарский).
В апреле 2018 года группой депутатов Государственной Думы был внесен законопроект N 438863-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" (в части изучения родного языка из числа языков народов Российской Федерации и государственных языков республик, находящихся в составе Российской Федерации)".
Законопроект вызвал серьезные дискуссии среди граждан Российской Федерации, в профессиональном сообществе, а также в целом ряде регионов страны. В целях организации согласительных процедур была создана Рабочая группа по законопроекту, в которую вошли депутаты всех фракций Государственной Думы, представляющие республики Российской Федерации и другие многонациональные регионы страны. В своей работе депутаты исходили из понимания, что национальное, этническое, языковое разнообразие Российской Федерации является огромным достоянием всего общества и государства, а каждый из языков народов Российской Федерации является не только национальным, но и достоянием мировой культуры. Результатом работы группы стал согласованный текст закона, который был принят в третьем, окончательном чтении, 25 июля 2018 года (Федеральный закон от 3 августа 2018 года N 317-ФЗ "О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации").
Рассмотрение названного законопроекта на площадке Государственной Думы еще раз показало целый ряд проблем, существующих сегодня в системе преподавания языков народов России, таких как нехватка педагогов, дефицит учебников и многие другие.
В рамках работы над законопроектом было принято постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 19 июня 2018 года N 4261-7 ГД, в котором указано на необходимость:
"обеспечить изучение государственных языков республик Российской Федерации, родных языков из числа языков народов Российской Федерации, закрепить за обучающимися или родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (до получения несовершеннолетними обучающимися основного общего образования) право выбора в качестве языка образования родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, и государственных языков республик Российской Федерации, а также предусмотреть, что федеральные государственные образовательные стандарты и в случае необходимости образовательные стандарты должны обеспечивать возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, по выбору обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся (до получения несовершеннолетними обучающимися основного общего образования);
считать целесообразным создание фонда поддержки изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации, включая языки коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;
разработки концепции преподавания родных языков из числа языков народов Российской Федерации;
при подготовке проекта федерального закона о федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на поддержку создания учебников по изучению родных языков из числа языков народов Российской Федерации".
Работа на парламентской площадке над совершенствованием законодательства в части изучения языков народов Российской Федерации стала импульсом в организации системной работы на этом направлении. Президент Российской Федерации поддержал направленные в его адрес предложения, 26 октября 2018 года Указом Президента Российской Федерации N 611 был создан Фонд сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации. Согласно Указу учредителями Фонда стали Министерство просвещения Российской Федерации и Федеральное агентство по делам национальностей, которые в 3-месячный срок должны утвердить устав Фонда.
Признавая создание Фонда существенным шагом в системном решении проблем преподавания и изучения родных языков народов России, участники парламентских слушаний указали на необходимость скорейшего принятия изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования в части изучения государственных языков республик в составе Российской Федерации, родных языков народов Российской Федерации, а также разработки концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, предусмотренных постановлением Государственной Думы от 19 июня 2018 года N 4261-7 ГД. На основе Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования должны быть разработаны примерные образовательные программы начального общего, основного общего образования в части конкретизации предметных результатов освоения учебных предметов предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература", "Государственный язык республики Российской Федерации" и учебных планов. Учитывая различие языковых ситуаций в субъектах Российской Федерации, участники парламентских слушаний предлагают организовать широкое профессиональное обсуждение Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации, к которому считают необходимым привлечь депутатов Государственной Думы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ассоциации учителей родных языков народов Российской Федерации, представителей академической науки, образовательных организаций высшего образования, общественных объединений и организаций этнокультурной направленности.
Вопросы написания, подготовки, экспертизы, издания учебников и учебных пособий по родным языкам народов России являются крайне важными, но в настоящее время наиболее проблемными. По мнению участников парламентских слушаний, для Министерства просвещения Российской Федерации совершенствование Порядка формирования федерального перечня учебников и включения в перечень учебников, обеспечивающих реализацию прав граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации и изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов Российской Федерации на родном языке, а также содействие привлечению высокопрофессиональных авторских коллективов к написанию современных линеек учебников по родным языкам народов России должны стать первоочередными задачами. Особого внимания заслуживает проблема отсутствия в федеральном перечне учебников, учебно-методических комплексов для учебных предметов основной образовательной программы (по физике, химии, математике и др.), написанных на родных языках народов России и призванных обеспечить возможность получения образования на родных языках из числа языков народов Российской Федерации.
Особого внимания и совершенствования требует система подготовки педагогических и научных кадров для преподавания языков народов Российской Федерации на всех уровнях образования. В этой связи Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации при участии Фонда сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации необходимо совершенствовать систему мониторинга состояния и развития языков народов России, включив в него оценку существующих и прогнозных потребностей в педагогических кадрах по языкам народов России для всех уровней образования.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации следует учитывать результаты мониторинга при распределении контрольных цифр приема, стимулируя те вузы, которые сохраняют научные традиции в подготовке кадров для преподавания языков народов Российской Федерации, таких, например, как Институт народов Севера Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена.
Министерству просвещения Российской Федерации, Министерству науки и высшего образования Российской Федерации следует разработать Программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по утвержденным в установленном порядке типовым учебным программам по вопросам преподавания и изучения родных языков народов России. Кроме того, следует признать необходимой практику регулярного проведения съездов, симпозиумов, конференций педагогических и научно-педагогических кадров для обсуждения актуальных проблем обучения родным языкам и литературе на родном языке, повышения квалификации учителей. Большой опыт проведения таких мероприятий накоплен Российским обществом преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ), которое объединяет для участия и работы над актуальными задачами преподавания русского языка и литературы до 500 делегатов из всех регионов страны.
В совершенствовании также нуждаются методики преподавания языков народов Российской Федерации, в том числе методики для дошкольного образования и работы с двуязычными детьми. Важно до 5 лет вовлечь ребенка в языковое пространство на основе современных методик и программ, которые помогут детям легко и интересно осваивать языки.
В серьезной проработке нуждается внедрение системы дистанционного электронного обучения родным языкам народов Российской Федерации. Только при наличии возможности у каждого ребенка страны, в каком бы он регионе не проживал, в какой бы школе не учился, изучать родной язык с помощью интернет-технологий, можно говорить о полноценном выполнении гарантий в реализации права на изучение родного языка.
Дополнительным ресурсом для поддержки многоязычия, повышения престижа владения родными языками народов России, может стать разработка и внедрение организационно-правовых механизмов, стимулирующих мотивацию к изучению родных языков народов России.
Среди таких материальных и нематериальных механизмов, следует рассматривать:
- ежегодное проведение учрежденной в 2016 году при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации, Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина, Института языкознания Российской академии наук, Казанского федерального университета Всероссийской олимпиады по государственным языкам Российской Федерации, а также включение названной олимпиады в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения;
- внесение в перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме на обучение, успешное освоение образовательных программ по предметам "родной язык и литературное чтение на родном языке" и внесение соответствующих изменений в п. 44 Порядка, утв. приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147; п. 2 приказа Минобрнауки России от 20.04.2018 N 290, а также подготовка рекомендаций для вузов в отношении учета указанных достижений при приеме на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
- вопрос о введении стимулирующих выплат для педагогических работников за особые успехи в освоении обучающимися образовательных программ по предметам "родной язык и литературное чтение на родном языке".
Участники парламентских слушаний отметили, что глубокое знание родного языка, интерес к его изучению в современных условиях, невозможны без расширения на федеральном и региональном уровнях возможностей для функционирования родных языков, создания соответствующего информационного пространства, без поддержки и развития печатных и электронных средств массовой информации, учебных изданий, литературных и художественных произведений на родных языках народов России, поддержки национальных театров и творческих коллективов, работающих на родных языках народов Российской Федерации.
В целях создания современной информационной инфраструктуры для носителей национальных языков поддержка и развитие печатных и электронных СМИ, распространяемых на языках народов России, должна осуществляться на системной основе.
В рамках создания информационной инфраструктуры для носителей языков народов России в 2017 году 28 региональных филиалов ВГТРК осуществляли вещание на 54 национальных языках.
В целях оказания поддержки печатным и электронным средствам массовой информации, распространяемым на языках народов России, в 2017 году субсидии в общем объеме более 26,0 млн рублей получили 52 периодических печатных издания на 17 национальных языках народов Российской Федерации: башкирском, татарском, черкесском, тувинском, якутском, аварском, лезгинском, лакском, кумыкском, даргинском, эрзянском, мордовском, мокшанском, коми-пермяцком, марийском, осетинском, чувашском.
В 2018 года одобрены заявки от 54 периодических печатных изданий на 20 национальных языках народов Российской Федерации на общую сумму более 35 млн рублей.
Вместе с тем во многих субъектах Российской Федерации отмечается нехватка высококвалифицированных кадров, в том числе журналистов, занятых в национальных СМИ. В связи с необходимостью повышения качества информационных продуктов, участники парламентских слушаний отметили актуальность и востребованность дополнительных мер и системных мероприятий в сфере профессиональной подготовки и повышения квалификации журналистов для этнических изданий и средств массовой информации на языках народов России.
Под эгидой Организационного комитета по поддержке литературы, книгоиздания и чтения в Российской Федерации (председатель - С.Е. Нарышкин) Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям реализует "Программу поддержки национальных литератур народов Российской Федерации на период 2016-2018 гг." (далее - Программа), которая направлена на сохранение, продвижение и пропаганду достижений национальных литератур народов, проживающих в Российской Федерации.
В рамках реализации Программы подготовлена и издана серия антологий национальных литератур, проходят постоянные семинары по подготовке переводческих кадров.
В связи с завершением финансирования Программы в 2019 году в Комитет Государственной Думы по делам национальностей поступают обращения от общественности, представителей органов государственной власти субъектов Российской Федерации, научных организаций с просьбой о продлении Программы и включении ее мероприятий в государственную программу Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики".
Участники парламентских слушаний считают необходимым продлить реализацию Программы, предусмотрев создание сайта национальных литератур народов России. Названная Программа обеспечит проведение серьезной плановой работы по популяризации национальных литератур народов России в молодежной среде, станет дополнением к деятельности созданного Указом Президента Российской Федерации Фонда сохранения и изучения родных языков народов России, повысит эффективность государственной программы "Реализация государственной национальной политики". Создание сайта национальных литератур народов России будет способствовать развитию культурного, образовательного, информационного пространства для носителей языков народов России, передаче молодому поколению духовных ценностей многонационального народа России.
Государственная программа Российской Федерации "Реализация государственной национальной политики" включает подпрограмму "Русский язык и языки народов России", которая предусматривает обеспечение укрепления статуса русского языка как языка межнационального общения и реализации языковых прав многонационального народа Российской Федерации. В рамках работы по совершенствованию содержания государственной программы следует рассмотреть вопрос о полноте и достаточности мероприятий, включенных в названную подпрограмму.
2019 год в России станет Международным годом языков коренных народов. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2018 года N 2396-р образован организационный комитет по подготовке и проведению в 2019 году в Российской Федерации Международного года. Участники парламентских слушаний выразили надежду на то, что Международный год как всероссийское культурное событие даст серьезный толчок к решению проблем в изучении родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Участники парламентских слушаний рекомендовали наладить сотрудничество Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока с Фондом сохранения и изучения языков народов России в решении вопросов написания и издания учебников, подготовки педагогических кадров, утверждения графической основы алфавитов бесписьменных языков, поддержки образования детей кочевых народов Севера и многих других.
Сложные задачи, связанные с возрождением интереса к изучению родных языков решались в последние годы каждым субъектом Российской Федерации с разной степенью эффективности. Участники парламентских слушаний предложили при распределении субсидий на реализацию государственной программы "Реализация государственной национальной политики", учитывать наличие/отсутствие региональной программы сохранения и поддержки родных языков народов России, Федеральному агентству по делам национальностей вести мониторинг реализации региональных программ сохранения и поддержки родных языков народов России.
Разнообразие языковых ситуаций в России, наличие бесписьменных языков наряду с языками с высокоразвитой инфраструктурой функционирования, делает необходимым разработку адресных мер поддержки в отношении языков народов Российской Федерации во всех сферах их использования и функционирования.
Подводя итоги обсуждения, участники парламентских слушаний отметили, что решение задачи сохранения языкового многообразия Российской Федерации как мирового и национального достояния нашей страны не может быть реализовано без совместных усилий государства и институтов гражданского общества. Правовые и общественные формы поощрения использования родных языков народов России должны внедряться и действовать, начиная с детского сада, школы, вуза, заканчивая целого рода льготами и преференциями в сфере производства культурных продуктов для носителей языков народов России - мультфильмов, кино, газет, журналов, художественной литературы.
Участники парламентских слушаний, обсудив состояние и перспективы языкового многообразия Российской Федерации, видят необходимость в разработке и принятии дополнительных мер, направленных на:
сохранение, изучение, популяризацию языков и литературного наследия народов России;
повышение престижа владения родным языком, внедрение мотивационно стимулирующих механизмов (правовых стимулов) использования родных языков народов России;
создание полноценных условий для расширения сферы применения родных языков народов России в образовательной, культурной, научной, информационной деятельности.
С учетом вышеизложенного, участники парламентских слушаний на тему "Языковое многообразие Российской Федерации: состояние и перспективы" рекомендуют:
Правительству Российской Федерации:
- принять меры по обеспечению координации федеральных органов исполнительной власти в решении задач популяризации родных языков народов Российской Федерации, повышения престижа владения и использования родных языков народов России, создания полноценных условий для расширения сферы применения родных языков народов России в образовательной, просветительской, научной, культурной и информационной сферах;
- совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации принять меры по совершенствованию законодательства Российской Федерации в части сохранения, развития и использования государственного языка Российской Федерации, государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков народов России;
- ускорить разработку и принятие Концепции сохранения и развития языков народов Российской Федерации;
- разработать и реализовать меры по совершенствованию системы мониторинга состояния и развития языков народов Российской Федерации.
Министерству просвещения Российской Федерации:
- совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации, Министерством культуры Российской Федерации, Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральным агентством по делам национальностей, Российской академией наук и Российской академией образования при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации подготовить предложения по совершенствованию мониторинга состояния и развития языков народов России, включив в него оценку полноты и достаточности возможностей системы образования для удовлетворения языковых потребностей учащихся на каждом уровне образования, оценку существующих и прогнозных потребностей в педагогических кадрах по языкам народов России для всех уровней образования;
- проработать вопрос об усилении на федеральном уровне научно-экспертного обеспечения вопросов изучения и преподавания государственных языков субъектов Российской Федерации, родных языков народов России в системе образования, предусматривающего методическую помощь образовательным организациям в субъектах Российской Федерации;
- ускорить разработку и принятие изменений в Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, призванных обеспечить возможность получения образования на родных языках из числа языков народов России народов Российской Федерации, изучения государственных языков республик Российской Федерации, изучения родных языков из числа языков народов Российской Федерации;
- организовать широкое профессиональное обсуждение проекта Концепции преподавания родных языков народов Российской Федерации. К участию в обсуждении привлечь депутатов Государственной Думы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, ассоциации учителей родных языков народов Российской Федерации, представителей академической науки, образовательных организаций высшего образования, общественных объединений и организаций этнокультурной направленности;
- ускорить разработку примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего образования в части конкретизации предметных результатов освоения учебных предметов предметных областей "Родной язык и литературное чтение на родном языке", "Родной язык и родная литература", "Государственный язык республики Российской Федерации" и учебных планов;
- содействовать созданию учебников, учебно-методических комплектов для изучения родных языков и обучения на родных языках народов Российской Федерации, привлечению высокопрофессиональных авторских коллективов к написанию современных линеек учебников по родным языкам народов Российской Федерации, созданию и обновлению словарей родных языков народов Российской Федерации;
- обеспечить совершенствование Порядка формирования федерального перечня учебников в части соблюдения права граждан на получение образования на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, изучение родного языка из числа языков народов Российской Федерации и литературы народов Российской Федерации на родном языке;
- разработать и принять меры по совершенствованию процедуры проведения экспертизы учебных изданий на языках народов России, используемых в системе общего образования;
- обеспечить разработку и внедрение передовых методических технологий по преподаванию родных языков народов России, в том числе методик для работы с двуязычными детьми на всех уровнях образования, уделить особое внимание методикам для дошкольного образования. Предусмотреть создание единой базы методических разработок по родным языкам народов России;
- обеспечить укрепление профессионального взаимодействия и обмен опытом преподавателей родных языков народов Российской Федерации. Поддержать создание и развитие постоянно действующих площадок форумов и конференций профессионального сообщества по проблемам родных языков народов России;
- совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработать Программу подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров по утвержденным в установленном порядке учебным программам по вопросам преподавания и изучения родных языков народов России;
- разработать меры, направленные на повышение престижа труда преподавателей родных языков и литератур Российской Федерации; в том числе методические рекомендации в адрес образовательных организаций по поощрению педагогических работников за особые успехи в освоении обучающимися образовательных программ по предметам "родной язык и литературное чтение на родном языке";
- совместно с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации разработать меры, направленные на привлечение молодых специалистов в сферу преподавания родных языков и литератур народов Российской Федерации;
- поддержать создание всероссийской ассоциации учителей родных языков народов России;
- совместно с Российской академией образования провести анализ достаточности современных образовательных услуг дополнительного образования по родным языкам народов России;
- разработать и реализовать программу развития дистанционного электронного обучения родным языкам народов Российской Федерации, использовать опыт успешных интернет-проектов и технологий по изучению языков, в том числе иностранных;
- совместно с Российской академией образования разработать и внедрить систему мер, направленных на мотивацию к изучению и использованию родных языков народов Российской Федерации;
- предусмотреть финансирование и ежегодное проведение Всероссийской олимпиады по государственным языкам Российской Федерации, обеспечить включение названной олимпиады в перечень олимпиад школьников, дающих льготы при поступлении в высшие учебные заведения;
- оказывать организационно-методическую помощь в формировании региональных программ поддержки и сохранения родных языков народов Российской Федерации.
Министерству науки и высшего образования Российской Федерации:
- разработать меры по совершенствованию системы педагогического образования, системы подготовки учителей по родным языкам народов России, подготовки и переподготовки, повышения квалификации специалистов для работы с двуязычными обучающимися, проведение ежегодных конференций по проблемам изучения родных языков народов России;
- обеспечить увеличение количества бюджетных мест в образовательных организациях высшего профессионального образования по подготовке педагогов родных языков народов России в рамках УГСН 45.00.00 Языкознание и литературоведение, УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки;
- обеспечить внесение в перечень индивидуальных достижений поступающих, учитываемых при приеме на обучение, успешное освоение образовательных программ по предметам "родной язык и литературное чтение на родном языке" и внесение соответствующих изменений в п. 44 Порядка, утв. приказом Минобрнауки России от 14.10.2015 N 1147; п. 2 приказа Минобрнауки России от 20.04.2018 N 290. Подготовить рекомендации для вузов в отношении учета указанных достижений при приеме на обучение по программам бакалавриата, специалитета и магистратуры;
- при участии Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федерального агентства по делам национальностей и Межрегиональной общественной организации "Гильдия межэтнической журналистики" разработать комплекс мер, направленных на подготовку кадров для средств массовой информации на языках народов России с использованием механизмов целевого обучения.
Министерству культуры Российской Федерации:
- принять меры по расширению финансовой поддержки создания современных высокохудожественных произведений (кино-, мульт- телефильмы), телепроектов для носителей языков народов России, театральных постановок на языках народов Российской Федерации.
Министерству цифрового развития, связи и массовых коммуникаций:
- разработать с учетом предложений органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнительные меры поддержки печатных и электронных средств массовой информации на языках народов Российской Федерации;
- обеспечить дополнительные возможности для трансляции телепроектов, направленных на популяризацию языков народов Российской Федерации, на каналах, входящих в бесплатные мультиплексы.
Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям:
- при осуществлении государственной поддержки средств массовой информации исходить из необходимости увеличения количества научно-образовательных и просветительских проектов и программ для детей и подростков на языках народов Российской Федерации;
- продолжить реализацию мероприятий Программы поддержки национальных литератур народов Российской Федерации.
Федеральному агентству по делам национальностей:
- принять меры по усилению межведомственного взаимодействия в реализации комплекса мер, направленных на сохранение и развитие русского языка и языков народов Российской Федерации;
- внести изменения в подпрограмму "Русский язык и языки народов России" государственной программы "Реализация государственной национальной политики", принимая во внимание необходимость расширения сферы применения родных языков народов России в образовательной, культурной, научной, информационной сферах;
- осуществлять поддержку создания новых просветительских ресурсов на языках народов Российской Федерации;
- обеспечить включение и финансовое обеспечение "Программы поддержки национальных литератур народов России", а также мероприятий по созданию сайта национальных литератур народов Российской Федерации в рамках государственной программы "Реализация государственной национальной политики";
- осуществлять мониторинг реализации региональных программ сохранения и поддержки родных языков народов России и представлять его результаты в Комитет Государственной Думы по делам национальностей.
Российской академии наук:
- представить в Министерство просвещения Российской Федерации, Федеральное агентство по делам национальностей предложения по повышению эффективности фундаментальных научных исследований в сфере сохранения и развития языков народов России, включая содействие народам России, не имеющим своей письменности, в реализации права на создание письменности на родных языках.
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации:
- при формировании региональных программ реализации
- государственной национальной политики Российской Федерации учитывать необходимость включения мероприятий, направленных на поддержку языков народов России и защиту языкового многообразия;
- разработать "дорожную карту" сохранения и поддержки родных языков народов Российской Федерации на территории субъекта Российской Федерации, предусмотрев в ней мероприятия, направленные на создание полноценных условий для удовлетворения языковых потребностей граждан Российской Федерации в образовательной, научной, культурной, информационной сферах;
- принять участие в совершенствовании системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей русского языка и литературы, учителей родных языков из числа языков народов России и литературы на языках из числа языков народов Российской Федерации;
- обеспечить поддержку инициатив общественных организаций в вопросах сохранения и развития родных языков народов Российской Федерации.
Общественным объединениям, национально-культурным автономиям, молодежным организациям, реализующим проекты в сфере межнациональных отношений:
- участвовать в мероприятиях в целях пропаганды языкового и культурного наследия народов Российской Федерации;
- национально-культурным автономиям активизировать сотрудничество с молодежными, волонтерскими, иными общественными организациями этнокультурной направленности, с другими этническими общественными объединениями, использовать практику заключения соглашений о сотрудничестве национально-культурных автономий с органами государственной власти и местного самоуправления, а также общественными организациями этнокультурной направленности в вопросах сохранения, изучения, популяризации языков и литературного наследия народов России;
- федеральным национально-культурным автономиям проанализировать опыт участия национально-культурных автономий в разработке и реализации государственных программ в области сохранения родных языков народов России, издании книг, выпуске периодической печати, организации телерадиовещания, создании средств массовой информации на родных языках народов России; обмене теле- и радиопрограммами, аудио- и видеоматериалами, печатной продукцией на родных языках народов России между субъектами Российской Федерации. Подготовить и представить в Федеральное агентство по делам национальностей предложения по активизации участия национально-культурных автономий в деятельности по сохранению родных языков народов Российской Федерации.
Средствам массовой информации: содействовать информированию российского общества о богатстве и ценности языковой культуры Российской Федерации, о деятельности отечественных ученых-лингвистов в области сохранения и изучения родных языков народов Российской Федерации; увеличить количество публикаций и передач о достижениях в работе лучших учителей, успехах наиболее талантливых российских школьников и студентов на олимпиадах, конкурсах и других интеллектуальных соревнованиях по родным языкам народов России.
Председатель Комитета Государственной Думы |
И.И. Гильмутдинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам национальностей от 11 декабря 2018 г. N 3.18-12/352
Текст письма опубликован в журнале "Вестник образования России", январь 2019 г., N 1