Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 12-230/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности показателей проекта бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов с подготовкой заключения Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов".
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 3 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Правила определения нормативных затрат), согласно которому нормативные затраты, порядок определения которых не установлен методикой определения нормативных затрат, предусмотренной указанными правилами, определяются в порядке, устанавливаемом федеральными государственными органами, приказом Фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) от 28 июля 2015 года N 140 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций Федерального фонда обязательного медицинского страхования" порядок расчета нормативных затрат на бланки строгой отчетности, аренду нежилого помещения для размещения зала для приема пищи работниками ФОМС по адресу ул. Новослободская, д. 37, корп. 5, 1 этаж, услуги по обработке и утилизации отходов, минеральную воду и безалкогольные напитки, не определен.
1.2. В нарушение пункта 112 Порядка определения нормативных затрат на обеспечение функций ФОМС, утвержденного приказом ФОМС от 28 июля 2015 г. N 140 (далее - Порядок нормативных затрат ФОМС), при расчете расходов по разделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" ЦСР 0180292798 ВР 800 "Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации (Иные бюджетные ассигнования), учтенных в проекте федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (далее - Законопроект), ФОМС использовал валютный курс швейцарского франка к доллару США, а не к российскому рублю, как это предусмотрено указанным пунктом, что привело к завышению запланированных взносов в МАСО расчетно на 2018 год - 1,4 тыс. рублей, на 2019 год - 1,47 тыс. рублей, на 2020 год - 1,5 тыс. рублей.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. При расчете межбюджетных трансфертов, направляемых в бюджет ФОМС на компенсацию выпадающих доходов льготной категории, учтена такая категория плательщиков как: "Резиденты особой экономической зоны Калининградской области".
При этом указанные доходы рассчитаны ФОМС в отсутствии у ФОМС соответствующих сведений от Федеральной налоговой службы России, как главного администратора доходов от страховых взносов на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС) работающего населения, что не соответствует статье 160.1 Бюджетного кодекса и подпункта "б" пункта 1 Правил осуществления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении казенными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 995.
Таким образом, у ФОМС отсутствует подтверждение заявленного размера базы для начисления страховых взносов для данной категории в сумме 360.0 млн. рублей на 2018 год, 380,0 млн. рублей на 2019 год и 400.0 млн. рублей на 2020 год.
2.2. Расчет тарифа страхового взноса на ОМС неработающего населения в субъекте Российской Федерации осуществлялся ФОМС в соответствии с данными о численности неработающих застрахованных лиц на 1 апреля 2017 года (по данным регистра застрахованных лиц) без учета положений части 1 статьи 24 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", согласно которой расчетным периодом по страховым взносам на ОМС неработающего населения признается календарный год. Аналогичная норма в отношении работающих застрахованных лиц установлена статьей 423 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, использование численности неработающих застрахованных лиц, а также работающих застрахованных лиц на 1 апреля 2017 года без учета среднегодовой численности (2016 год) для расчета тарифа страховых взносов не обосновано и приводит к несопоставимости используемых для расчета данных.
При пересчете взносов на неработающих по среднегодовой численности, представленной Пенсионным фондом Российской Федерации, переплата бюджетами субъектов Российской Федерации в 2018 году составляет расчетно - 22 450,22 млн. рублей, на 2019 год - 23 347,75 млн. рублей, на 2020 год - 24 291,66 млн. рублей.
2.3. Порядок нормативных затрат ФОМС, не приведен в соответствие с Методикой определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (приложение к Правилам определения нормативных затрат в редакции от 11 марта 2016 г. N 183).
В результате показатели (формулы), применяемые ФОМС в пунктах 11, 24, 70, 82, 91, 100 Порядка нормативных затрат ФОМС не соответствуют показателям (формулам), установленным для расчета аналогичных нормативных затрат в указанной Методике определения нормативных затрат.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФОМС надлежит выполнить следующие требования:
1) привести Порядок нормативных затрат на обеспечение функций ФОМС, утвержденный приказом ФОМС от 28 июля 2015 г. N 140 в соответствие с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения".
2) с целью оптимизации планирования расходов по разделу 0108 "Международные отношения и международное сотрудничество" ЦСР 0180292798 ВР 800 "Обеспечение реализации международных обязательств Российской Федерации (Иные бюджетные ассигнования) пересмотреть Порядок нормативных затрат ФОМС (пункт 112);
3) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до "25" октября 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 12-230/12-03
Текст представления официально опубликован не был