Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 14-239/14-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведены контрольные мероприятия "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" и "Проверка обоснованности прогноза объемов источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части поступления средств от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности, нормативно-методической базы их формирования, прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" в Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом.
1. По результатам указанных контрольных мероприятий выявлены следующие нарушения.
1.1. Прогноз поступлений по шести основным администрируемым видам доходов федерального бюджета сформирован Росимуществом с нарушением Методики прогнозирования доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, на очередной финансовый год и плановый период, утвержденной приказом Росимущества от 23 августа 2016 г. N 298 (в редакции приказа Росимущества от 15 февраля 2017 г.) (далее - Методика прогнозирования доходов), что привело к недостоверности прогноза доходов федерального бюджета по Росимуществу в целом.
1.1.1. В нарушение пункта 4.1.1. Методики прогнозирования доходов при расчете объема поступлений в федеральный бюджет по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации) (КБК 167 1 11 0101001 0000 120):
не учтена в полном объеме информация об ожидаемом в очередном финансовом году объеме дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности от 26 крупнейших хозяйственных обществ, к которым отнесены акционерные общества, включенные в перечень, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 января 2003 г. N 91-р, и акционерные общества, имеющие чистую прибыль на отчетную дату не менее 500,00 млн. рублей определяемый на основе их финансовых планов (прогноза показателей чистой прибыли и размера дивидендов) на соответствующий год;
при формировании прогноза поступлений дивидендов в отношении прочих хозяйственных обществ, к которым отнесены хозяйственные общества, не вошедшие в группу крупнейших хозяйственных обществ (за исключением хозяйственных обществ, находящихся на стадиях банкротства, ликвидации, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность, убыточных за предыдущий отчетный период, а также хозяйственных обществ, доля участия Российской Федерации в уставном капитале которых составляет менее 10%) из их перечня не были:
исключены 48 хозяйственных обществ, по которым доля участия Российской Федерации в уставном капитале составляет менее 10 %;
исключены 4 общества получившие убыток либо не ведущие финансово-хозяйственную деятельность;
включены 44 акционерных общества, получившие прибыль по итогам деятельности за 2016 год.
Кроме того, по отдельным хозяйственным обществам прогноз поступления доходов сформирован без учета принятых директив и распоряжений Правительства Российской Федерации по вопросам уплаты дивидендов в плановом периоде, а также без учета планируемой передачи акций хозяйственных обществ в качестве имущественных взносов Российской Федерации в госкорпорации, или в качестве вклада Российской Федерации в уставный капитал других обществ.
1.1.2. В нарушение пункта 3.1.1. Методики прогнозирования доходов, согласно которому для расчета прогнозируемого объема прочих доходов, в части доходов от предоставления имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в аренду применяется метод прямого расчета, рядом территориальных управлений Росимущества по доходам, получаемым в виде арендной платы, а также средствам от продажи права на заключение договоров аренды за земли, находящиеся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных бюджетных и автономных учреждений), (КБК 167 1 11 05021 01 6000 120) расчет прогноза поступлений доходов методом прямого расчета проведен только по 26 из 54 территориальных управлений, что составляет 48% от их общего числа, по остальным 28 территориальным управлениям расчет прогноза поступлений осуществлен на основе данных Федерального казначейства методом усреднения.
По результатам расчетов, произведенных Росимуществом, прогнозные показатели по доходам от сдачи в аренду земельных участков могут быть увеличены: в 2018 году - на 615,2 млн. рублей, в 2019 году - на 639,6 млн. рублей, в 2020 году - на 665,2 млн. рублей.
1.1.3. В нарушение пункта 4.6.1, Методики прогнозирования доходов при расчете объема поступлений в федеральный бюджет по доходам от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий (КБК 1 11 07011 01 0000 120), включены организации, получившие убыток по результатам деятельности в отчетном финансовом году, а также не учтен коэффициент ожидаемого роста (снижения) прибыли прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета (представленный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации).
По результатам расчета, произведенного Счетной палатой Российской Федерации, потенциальный размер дополнительных отчислений в федеральный бюджет может составить: в 2018 году - 14,3 млн. рублей, в 2019 году - 4,8 млн. рублей, в 2020 году - 3,4 млн. рублей.
1.1.4. По доходам, от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) (КБК 167 1 11 05031 01 6000 120) и по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну Российской Федерации (за исключением земельных участков) (КБК 167 1 11 05071 01 6000 120), расчет прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет не формировался по 45 и 5 территориальными управлениями Росимущества соответственно.
По доходам от продажи земельных участков, находящихся в федеральной собственности (за исключением земельных участков федеральных автономных учреждений) (КБК 1 14 06021 01 0000 430), показатели прогноза не были представлены по 20 из 54 территориальных органов Росимущества, по 13 территориальным управлениям допущены искажения данных Федерального казначейства, используемых для построения прогноза, что привело к занижению прогноза поступлений на 2018 год - 11,0 млн, рублей, на 2019 год - 11, 5 млн. рублей, на 2020 год - 12,0 млн. рублей.
В процессе проведения проверки Росимущество продолжило формирование прогноза поступлений по указанным видам доходов и завершило его только 22 сентября 2017 года (за один день до окончания проверки - 25 сентября 2017 года), в связи с чем, Счетная палата Российской Федерации не может подтвердить достоверность скорректированного прогноза Росимущества по доходам федерального бюджета КБК 1 14 06021 01 0000 430, КБК 167 1 11 05021 01 6000 120, КБК 167 1 11 05031 01 6000 120, КБК 167 1 11 05071 01 6000 120.
По результатам расчетов, произведенных Росимуществом, прогнозные показатели могут быть увеличены:
по доходам, от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении федеральных органов государственной власти и созданных ими учреждений (за исключением имущества федеральных автономных учреждений) - в 2018 году на 5,3 млн. рублей, в 2019 году - на 5,5 млн. рублей, в 2020 году - на 5,7 млн. рублей;
по доходам от сдачи в аренду имущества, составляющего казну Российской Федерации - в 2018 году на 236,5 млн. рублей, в 2019 году - на 245,9 млн. рублей, в 2020 году - на 255,7 млн. рублей.
1.2. В нарушение подпункта "д" пункта 3 Общих требований к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г. N 469 (далее - Общие требования), согласно которому, в случае применения при расчете прогнозного объема поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета иного метода расчета (не указанного в подпунктах "а" - "г" пункта 3 Общих требований) такой метод должен быть обоснован в методике прогнозирования, Методика прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, на очередной финансовый год и плановый период, утвержденная приказом Росимущества от 22 марта 2017 г, N 83 (далее - Методика прогнозирования источников финансирования дефицита бюджета) не содержит такого обоснования.
Согласно пунктам 3.2, 4.1 Методики прогнозирования источников финансирования дефицита бюджета расчет прогноза поступлений от продажи федерального имущества в части "массовой приватизации" осуществляется, в том числе, с применением понижающей "ставки дисконтирования" в размере 0,2, определяемой на основании данных по результатам продаж федерального имущества (20% от всех состоявшихся продаж). Применение указанной ставки дисконтирования приводит к занижению прогнозируемых поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета.
В связи с отсутствием в Росимуществе статистических данных по продажам прошлых лет, подтверждающих обоснованность установления понижающей "ставки дисконтирования", при расчете прогноза поступлений источников финансирования дефицита федерального бюджета от продажи акций и иных форм участия в уставном капитале, не может быть подтверждена обоснованность снижения совокупного значения годового прогноза поступлений Росимущества на 2017 - 2020 годы в сумме 34 243,0 млн. рублей до ожидаемого значения поступлений 6 849,0 млн. рублей в 2017 году и прогнозируемых 5 479,0 млн. рублей в 2018 году, 4 383,0 млн. рублей в 2019 году и 3 506,0 млн, рублей в 2020 году.
Прогноз Росимущества по поступлениям источников финансирования дефицита бюджета от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в федеральной собственности не соответствует ежегодному объему поступлений в сумме 5 600,0 млн. рублей, предусмотренному на 2018 и 2019 годы Прогнозным планом (программой) приватизации федерального имущества и основными направлениями приватизации федерального имущества на 2017 - 2019 годы, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 227-р.
1.3. В нарушение пункта 664 раздела 26 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России N 261н (далее - Порядок N 261н) Росимуществом в форме ОКУД 0505492 "Обоснования бюджетных ассигнований на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (Приложение N 26 к Порядку N 261н), подраздел 2.1.1 "Расчет компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (на текущий финансовый год)" раздела 2 формы ОКУД 0505492 сформирован без детализации объемов бюджетных ассигнований по центральному аппарату и территориальным органам.
1.4. В нарушение подпункта "в" пункта 15 Правил подготовки планов информатизации государственных органов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, (далее - Правила) сведения по 2 мероприятиям по информатизации, отраженным в проекте предварительного плана информатизации Росимущества на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в Федеральной государственной информационной системе координации информатизации (далее - ФГИС КИ), не включают потребность в финансовых ресурсах, необходимых для их реализации в планируемый период. При этом бюджетные ассигнования на реализацию указанных мероприятий в 2018 году в сумме 33 383,6 тыс. рублей предусмотрены в форме 0505493 "Обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (Приложение N 25 к Порядку N 261н) в подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет".
1.5. В нарушение пункта 17 Правил, согласно которому государственные органы разрабатывают и направляют на заключение в Минкомсвязь России предварительный проект плана информатизации в срок не позднее 15 дней со дня доведения Минфином России проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, Росимуществом предварительный проект плана информатизации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов в Минкомсвязь России на заключение не направлялся.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки, приводящие к снижению качества и достоверности формируемых Росимуществом прогнозов поступления доходов федерального бюджета на плановый период.
2.1. Предусмотренный проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" прогноз поступления дивидендных платежей на 2018 год и на плановый период 2018 - 2020 годов, в среднем в 2,3 раза выше уточненного прогноза Росимущества, представленного в Минфин России и размещенного в системе "Бюджетное планирование" (прогноз Росимущества - 557 106,7 млн. рублей, Минфина России - 1 289 316,8 млн. рублей), в том числе в 2018 году - на 234 721,5. млн. рублей, в 2019 году - на 243 819,5 млн. рублей, в 2020 году - на 235 669,1 млн. рублей.
В соответствии с пунктом 8 Положения о составлении проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. N 1010, при составлении проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период главные администраторы доходов федерального бюджета разрабатывают и согласовывают с Минфином России прогноз объемов поступлений в федеральный бюджет по соответствующим видам (подвидам) доходов федерального бюджета.
В соответствии с пунктом 13 Порядка формирования и представления федеральными органами государственной власти (государственными органами), органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, Центральным банком Российской Федерации обоснований прогноза поступления доходов федерального бюджета, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 2016 г. N 128н, главные администраторы доходов в течение 3 рабочих дней после принятия проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятого Государственной Думой во втором чтении, обеспечивают уточнение обоснований прогноза поступления доходов, сформированных при формировании проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, и их повторное представление в Минфин России.
Показатели обоснований прогноза поступлений доходов должны соответствовать показателям проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, принятого Государственной Думой во втором чтении.
2.2. Установлено некорректное заполнение данных в программном модуле Росимущества "Прогнозирование доходов федерального бюджета" (далее - программный модуль), а также отсутствие сопоставимости одних и тех же данных размещенных в программном модуле, системе 1C "Аренда" и отраженных в формах управленческой отчетности Росимущества:
по доходам в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации - в программном модуле допущены искажения в разрядности, используемой для расчета показателей чистой прибыли обществ, значений доли Российской Федерации;
по трем видам доходов от сдачи в аренду (земли, имущества, находящегося в оперативном управлении, объектов казны Российской Федерации) - несопоставимость данных о площадях, сдаваемых в аренду, отраженных в программном модуле и в формах 03.02 "Сведения о договорах аренды федерального недвижимого имущества, действующих в отчетном году", 03.03 "сведения о договорах аренды земельных участков, действующих в отчетном году" представляемых территориальными управлениями Росимущества в соответствии с приказом, утвержденным Росимуществом от 22 декабря 2014 г. N 508 "О периодической отчетности территориальных органов Росимущества".
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству по управлению государственным имуществом надлежит выполнить следующие требования:
1. Внести изменения в Методику прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита федерального бюджета, администрируемых Федеральным агентством по управлению государственным имуществом, на очередной финансовый год и плановый период, утвержденную приказом Росимущества от 22 марта 2017 г. N 83, с целью приведения ее положений в соответствие с подпунктом "д" пункта 3 Общих требований к методике прогнозирования поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2016 г, N 469.
2. Привести подраздел 2.1.1 "Расчет компенсации работникам расходов по проезду к месту командировки и обратно (на текущий финансовый год)" формы "Обоснования бюджетных ассигнований на иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда, и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (ОКУД 0505492) в соответствие с пунктом 664 раздела 26 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России N 261 и.
3. Привести показатели объема бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий по информатизации, отраженных в проекте предварительного плана информатизации Росимущества на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в Федеральной государственной информационной системе координации информатизации, в соответствие с показателями, указанными в форме ОКУД 0505493 в Подсистеме бюджетного планирования государственной интегрированной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет", с учетом требований подпункта "в" пункта 15 Правил подготовки планов информатизации государственных органов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
4. Направить предварительный проект плана информатизации Росимущества на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 года на заключение в Минкомсвязь России в соответствии с пунктом 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
5. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков, в том числе, проработав совместно с Минфином России вопрос об уточнении показателей обоснования прогноза поступления доходов по коду бюджетной классификации Российской Федерации 1 11 01010 01 0000 120 "Доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации", сформированных в ГИС "Электронный бюджет", в целях приведения их в соответствие с показателями проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" после принятия его Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации во втором чтении.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (от 20 октября 2017 г. N 57К (1202).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" пункты 1, 3, 4 и 5 представления должны быть выполнены в срок до 25 декабря 2017 года, а пункт 2 - в срок до 25 октября 2017 года
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Росимущества или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 14-239/14-02
Текст представления официально опубликован не был