Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 10-252/10-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Федеральном дорожном агентстве (далее - Росавтодор).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение подпункта "г" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (далее - Общие требования), устанавливающего применение метода прямого расчета при прогнозировании объема доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия, расчет прогнозируемого объема доходов федерального бюджета в подпункте 10 пункта 9 Методики прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Росавтодора от 20 сентября 2016 г. N 1532 (далее - Методика Росавтодора), по нижеперечисленным источникам доходов основан на методе усреднения:
по коду 108 1 16 37010 01 6000 140 "Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)";
по коду 108 1 16 37010 01 7000 140 "Поступления сумм в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам федерального значения транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемые в федеральный бюджет (федеральные казенные учреждения)".
1.2. В нарушение подпункта "а" пункта 6 Общих требований, устанавливающего применение метода прямого расчета при прогнозировании объема поступлений налоговых доходов, расчет прогнозируемого объема налоговых доходов, указанных в подпунктах 15, 16, 26, 27, 28, 29, 30 пункта 9 Методики Росавтодора по нижеперечисленным источникам доходов федерального бюджета основан на методе усреднения:
по коду 108 1 08 07171 01 4000 110 "Государственная пошлина за выдачу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в федеральный бюджет (прочие поступления)";
по коду 108 1 08 07171 01 5000 110 "Государственная пошлина за выдачу уполномоченным федеральным органом исполнительной власти специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, зачисляемая в федеральный бюджет (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)";
по коду 108 1 08 07081 01 0900 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (государственная пошлина за выдачу аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации)";
по коду 108 1 08 07081 01 0920 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (государственная пошлина за внесение изменений в аттестат, свидетельство либо иной документ, подтверждающий уровень квалификации, в связи с переменой фамилии, имени, отчества)";
по коду 108 1 08 07081 01 0940 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (государственная пошлина за выдачу дубликата аттестата, свидетельства либо иного документа, подтверждающего уровень квалификации, в связи с его утерей)";
по коду 108 1 08 07081 01 4000 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (прочие поступления)";
по коду 108 1 08 07081 01 5000 110 "Государственная пошлина за совершение действий, связанных с лицензированием, с проведением аттестации в случаях, если такая аттестация предусмотрена законодательством Российской Федерации, зачисляемая в федеральный бюджет (уплата процентов, начисленных на суммы излишне взысканных (уплаченных) платежей, а также при нарушении сроков их возврата)".
1.3. В нарушение подпункта "б" пункта 3 Общих требований в алгоритмах расчета прогнозируемого объема поступлений доходов, установленных Методикой Росавтодора, отсутствует указание источников данных для соответствующих показателей по всем видам доходов.
1.4. При формировании реестра расходных обязательств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее - Реестр расходных обязательств) Росавтодором не соблюдались требования пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 "О порядке ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Так, в Реестре расходных обязательств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в качестве правового основания для принятия расходного обязательства по направлению расходов "Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности" указано постановление Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. N 374 "Об утверждении Положения о Федеральном дорожном агентстве".
Вместе с тем предоставление и распределение иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы" регламентировано Правилами предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2016 г. N 329.
1.5. В нарушение пункта 3 Нормативных затрат на обеспечение функций федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства, утвержденных приказом Росавтодора от 26 апреля 2017 г. N 798, при формировании обоснований бюджетных ассигнований на закупку услуг подвижной связи по 40 подведомственным казенным учреждениям Росавтодора расчет ежегодного объема бюджетных ассигнований на 2017 - 2019 годы по КОСГУ 221 "Услуги связи" завышен на 480,0 тыс. рублей (вместо суммы 174,0 тыс. рублей, определяемой по нормативам, установленным указанным приказом, в расчет включены расходы на оплату услуг подвижной связи в сумме 186,0 тыс. рублей).
1.6. В нарушение пункта 1.1.2 Нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Федерального дорожного агентства, утвержденных приказом Росавтодора от 26 апреля 2017 г. N 800, затраты на повременную оплату внутризоновых, междугородних и международных телефонных соединений рассчитаны исходя из количества абонентских номеров для местных, междугородних и международных соединений в количестве 296 единиц, или на 66 единиц больше предельной численности Росавтодора, установленной постановлением Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2015 г. N 1353 в количестве 230 единиц. В результате расчет затрат на повременную оплату местных, междугородних и международных телефонных соединений завышен на 457,9 тыс. рублей.
1.7. В нарушение пункта 13 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676, Росавтодором осуществляется фактическая эксплуатация прикладной системы "Централизованная система управления данными в составе Автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства" (ПС ЦСУД) при отсутствии правового акта о вводе системы в эксплуатацию.
1.8. В нарушение пункта 17 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, согласно которому не позднее 15 дней со дня доведения Минфином России проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период государственные органы разрабатывают и направляют на заключение в Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее - Минкомсвязь России) предварительные проекты планов информатизации, план информатизации на 2018 финансовый год и на плановый период 2019 и 2020 годов на сумму 707 865,2 тыс. рублей направлен Росавтодором на экспертизу в Минкомсвязь 21 августа 2017 года, то есть на 25 дней позже установленного срока.
Таким образом, обоснования бюджетных ассигнований по виду расходов 242 "Закупка товаров, работ, услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий" в объеме 707,9 млн. рублей сформированы Росавтодором в отсутствие согласованного Минкомсвязью России предварительного проекта плана информатизации на 2018 - 2020 годы.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному дорожному агентству надлежит выполнить следующие требования:
1) привести методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Росавтодора от 20 сентября 2016 г. N 1532, в соответствие с Общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, в части:
а) установления метода прямого счета при расчете прогнозируемого объема поступлений доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия, а также при расчете прогнозируемого объема налоговых доходов, указанных в подпунктах 10, 15, 16, 26, 27, 28, 29, 30 пункта 9 методики Росавтодора, утвержденной приказом Росавтодора от 20 сентября 2016 г. N 1532;
б) дополнения алгоритмов расчета прогнозируемого объема поступлений по всем видам доходов указанием источников данных для соответствующих показателей;
2) внести изменения в Реестр расходных обязательств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части указания в качестве правового основания для принятия расходного обязательства по направлению расходов "Иные межбюджетные трансферты на финансовое обеспечение дорожной деятельности" постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2017 г. N 329 "Об утверждении Правил предоставления и распределения иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение дорожной деятельности в рамках основного мероприятия "Содействие развитию автомобильных дорог регионального, межмуниципального и местного значения" государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства РФ следует читать как "от 20 апреля 2016 г."
3) произвести корректировки расчетов расходов подведомственных федеральных казенных учреждений по КОСГУ 221 в части приведения расчетов расходов на оплату услуг подвижной связи, и расходов на предоставление абонентской линии, повременную оплату местных, междугородних и международных телефонных соединений по нормативам, установленным приказами Росавтодора от 26 апреля 2017 г. N 798 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций федеральных казенных учреждений, находящихся в ведении Федерального дорожного агентства" и от 26 апреля 2017 г. N 800 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата Федерального дорожного агентства";
4) разработать и утвердить правовой акт Росавтодора о вводе в эксплуатацию прикладной системы "Централизованная система управления данными в составе Автоматизированной системы управления Федерального дорожного агентства";
5) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц Росавтодора, допустивших указанные нарушения.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено:
в части пунктов 2, 3 требований - в срок до 25 октября 2017 года,
в части пунктов 1, 4, 5 - в срок до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федерального дорожного агентства или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
В.Н. Богомолов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 10-252/10-04
Текст представления официально опубликован не был