Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 09-245/09-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Федеральном агентстве лесного хозяйства, по результатам которого выявлены следующие нарушения.
1. В нарушение подпункта "г" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, согласно которому в части доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия в случае, если фиксированный размер платежа в денежном выражении или его диапазон установлены законодательно, применяется метод прямого расчета (на основании количества правонарушений по видам и размерам платежа за каждый вид правонарушения), в Методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Рослесхоза от 16 ноября 2016 г. N 486, установлено, что при прогнозировании доходов по коду бюджетной классификации 053 1 16 07000 01 6000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства Российской Федерации об основах конституционного строя Российской Федерации, о государственной власти Российской Федерации, о государственной службе Российской Федерации, о выборах и референдумах Российской Федерации, об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" в части административных штрафов, установленных за нарушение вышеуказанного законодательства Российской Федерации, применяется метод усреднения.
2. В обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов запланированы бюджетные ассигнования в форме субвенций на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений, объем которых рассчитан Рослесхозом с учетом затрат на осуществление в 2018 - 2020 годах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации выращивания стандартного посадочного материала. При этом, согласно положениям статьи 39.1 Лесного кодекса Российской Федерации, выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) представляет собой предпринимательскую деятельность, в связи с чем указанные расходы запланированы не обосновано. Так, по КБК 053 0407 2910551290 530 на 2018 год предусмотрены бюджетные ассигнования 21 субъекту Российской Федерации на выращивание стандартного посадочного материала на сумму 74 176,4 тыс. рублей.
3. В нарушение пункта 967 раздела 54 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н, в обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов отражен расчет комплексного поправочного коэффициента в разрезе субъектов Российской Федерации со значениями двух входящих в его состав коэффициентов (рекреационной нагрузки и класса пожарной опасности по условиям погоды), не соответствующими значениям, установленным Методикой распределения между субъектами Российской Федерации субвенций из федерального бюджета для осуществления отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений, реализация которых передана органам государственной власти субъектов Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838.
4. В нарушение пункта 5 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации внесение изменений в исходные данные для проведения расчетов распределения субвенций на осуществление мер пожарной безопасности и тушение лесных пожаров (за исключением выполнения взрывных работ в целях локализации и ликвидации лесных пожаров и осуществления мероприятий по искусственному вызыванию осадков в целях тушения лесных пожаров) бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось после 20 августа текущего финансового года.
5. В нарушение пунктов 2 и 3 Порядка определения расходов на осуществление органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданных отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений в расчете на 1 гектар эксплуатационных и защитных лесов на территории субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Минприроды России от 14 декабря 2015 г. N 534, расчеты объема субвенции на тушение лесных пожаров по 15 субъектам Российской Федерации произведены Рослесхозом без учета исходных данных о фактических расходах на тушение лесных пожаров за счет субвенций из федерального бюджета за последние 5 лет, предшествующих текущему финансовому году, предусмотренных разделом II формы 1-субвенции "Обеспечение охраны, защиты, воспроизводства лесов на землях лесного фонда", утвержденной приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 16 апреля 2012 г. N 141.
В результате объем субвенций на тушение лесных пожаров занижен на 2018 год по 12 субъектам Российской Федерации на сумму 618 919,5 тыс. рублей и завышен по трем субъектам Российской Федерации на сумму 272,0 тыс. рублей.
6. В обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по КБК 053 0407 2940390059 611 предусмотрено предоставление субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания, на оказание государственных услуг (выполнение работ) подведомственными Рослесхозу федеральным государственным бюджетным учреждением "Рослесинфорг" и федеральным бюджетным учреждением "Учебно-методический центр".
При этом для ФГБУ "Рослесинфорг" запланировано выполнение государственных работ "Создание и развитие информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры", "Техническое сопровождение и эксплуатация, вывод из эксплуатации информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры", "Ведение информационных ресурсов и баз данных" с финансовым обеспечением в объеме 208 944,7 тыс. рублей на 2018 год, 209 391,7 тыс. рублей на 2019 год, 216 707,2 тыс. рублей, на 2020 год, для ФБУ "Учебно-методический центр" - "Ведение информационных ресурсов и баз данных" с финансовым обеспечением в объеме 14 722,9 тыс. рублей на 2018 - 2020 годы ежегодно.
В соответствии с пунктом 2 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение о формировании государственного задания), государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами федерального государственного учреждения.
Указанные выше государственные работы не предусмотрены Уставом ФГБУ "Рослесинфорг", утвержденным приказом Рослесхоза от 21 декабря 2015 г. N 470, и Уставом ФБУ "Учебно-методический центр", утвержденным приказом Рослесхоза от 1 сентября 2015 г. N 310, в качестве основных видов деятельности.
7. В нарушение пункта 14 Положения о формировании государственного задания, согласно которому значения нормативных затрат на оказание государственной услуги утверждаются в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, Рослесхозом применяемые для расчета объема субсидии нормативные затраты на оказание государственных услуг "Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций" для ФБУ "Российский музей леса", "Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ повышения квалификации рабочих и служащих" и "Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих" для ФБУ "Авиалесоохрана" не утверждены.
Обоснования бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформированы Рослесхозом в отсутствии утвержденных им значений нормативных затрат на выполнение указанных государственных услуг.
8. Согласно пунктам 5, 7 и 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила подготовки планов информатизации), государственные органы ежегодно на первом этапе составляют планы информатизации на очередной финансовый год и на плановый период, проекты которых включают мероприятия по информатизации, включенные в обоснования бюджетных ассигнований (в объеме распределения предельных объемов бюджетных ассигнований на очередной финансовый год и плановый период), и направляют их на заключение в Минкомсвязи России.
В соответствии с пунктом 22 Правил подготовки планов информатизации государственных органов предварительные проекты планов информатизации, заключения Минкомсвязи России на предварительные проекты планов информатизации, включая заключения Минкомсвязи России на мероприятия по информатизации, включенные в предварительные проекты планов информатизации, направляются государственными органами в Минфин России, в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда) на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов бюджетов.
В нарушение пункта 17 Правил подготовки планов информатизации предварительный проект плана информатизации Рослесхоза на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов направлен на заключение в Минкомсвязи России 4 сентября 2017 года, то есть с нарушением установленного срока (не позднее 15 дней со дня доведения Министерством финансов Российской Федерации проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период - 25 июля 2017 года) на 40 дней.
В нарушение пункта 22 Правил подготовки планов информатизации государственных органов Рослесхоз направил в Минфин России в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета проект плана информатизации в отсутствии положительного заключения Минкомсвязи России на мероприятие "Развитие объекта учета: Единая государственная автоматизированная информационная система учета древесины и сделок с ней", на которое на 2018 год предусмотрено 101 000,0 тыс. рублей, или 59,2 %, бюджетных ассигнований Рослесхозу по виду расходов 242, и на 2019 и 2020 годы - 80 000,0 тыс. рублей ежегодно, или 53,4 %.
9. В нарушение требований пункта 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 (далее - Правила определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг), Требования к закупаемым центральным аппаратом Федерального агентства лесного хозяйства, территориальными органами Рослесхоза и федеральными государственными казенными и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Рослесхоза, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденные приказом Рослесхоза от 16 августа 2016 г. N 327:
утверждены не по форме, определенной приложением N 1 к Правилам определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг, в частности отсутствует графа "Требования к потребительским свойствам (в том числе к качеству) и иным характеристикам, утвержденные Правительством Российской Федерации";
не соответствуют Обязательному перечню отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (Приложение N 2 к Правилам определения требований к закупаемым отдельным видам товаров, работ, услуг), поскольку содержат 11 наименований отдельного вида товаров, работ, услуг вместо 25 наименований, предусмотренных указанным Обязательным перечнем.
10. В нарушение части 6 статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", пункта 16 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479, а также пункта 8 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 (далее - Правила определения нормативных затрат), в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru не размещены:
приказ Рослесхоза от 16 августа 2016 г. N 326 "О внесении изменений в приказ Рослесхоза от 3 августа 2015 г. N 277 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата, территориальных органов Рослесхоза и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза";
приказ Рослесхоза от 16 августа 2016 г. N 327 "Об утверждении требований к закупаемым центральным аппаратом Федерального агентства лесного хозяйства, территориальными органами Рослесхоза и федеральными государственными казенными и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Рослесхоза, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг)".
11. В нарушение пункта 5 Правил определения нормативных затрат:
приказом Рослесхоза от 3 августа 2015 г. N 277 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата, территориальных органов Рослесхоза и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза" утвержден норматив приобретения средств подвижной связи (не более 7 тыс. рублей для начальника отдела центрального аппарата, территориального органа Рослесхоза, федеральных государственных казенных учреждений Рослесхоза) без учета норматива, предусмотренного приложением N 1 к Методике определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения (Приложение к Правилам определения нормативных затрат), в части цены приобретения средств подвижной связи (не более 5 тыс. рублей включительно за 1 единицу в расчете на гражданского служащего, замещающего должность начальника отдела структурного подразделения федерального государственного органа, относящуюся к высшей (главной или ведущей) группе должностей категории "специалисты");
не утверждены нормативы количества SIM-карт, используемых в планшетных компьютерах, нормативы цены и количества в отношении оргтехники (кроме многофункционального устройства, сканера и принтера), а также количества и цены иных товаров и услуг (на дополнительное профессиональное образование, приобретение нефтепродуктов, услуг по уборке зданий, бутилированной воды, курьерских услуг, шин, покрышек и камер резиновых и др.), бюджетные ассигнования на приобретение которых планируются на 2018 - 2020 годы.
12. В нарушение пункта 14 Требований к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479, согласно которому правовые акты, утверждающие нормативные затраты и требования к отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), закупаемым самим федеральным государственным органом, его территориальными органами и подведомственными указанным органам казенными и бюджетными учреждениями, пересматриваются на заседаниях общественного совета не реже одного раза в год, Рослесхозом пересмотр приказа Рослесхоза от 3 августа 2015 г. N 277 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата, территориальных органов Рослесхоза и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза" ежегодно не осуществлялся.
13. В нарушение пункта 3 Правил определения нормативных затрат, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, согласно которому нормативные затраты, порядок определения которых не установлен методикой определения нормативных затрат, предусмотренной указанными правилами, определяются в порядке, устанавливаемом федеральными государственными органами, приказом Рослесхоза от 3 августа 2015 г. N 277 "Об утверждении нормативных затрат на обеспечение функций центрального аппарата, территориальных органов Рослесхоза и федеральных государственных казенных учреждений, находящихся в ведении Рослесхоза" нормативные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (далее - НИОКР), не определены.
При этом Рослесхозом в 2018 - 2020 годах по КБК 053 0411 2940290059 241 планируются расходы на НИОКР в объеме в объеме 10 017,4 тыс. рублей на 2018 год, 10 000,0 тыс. рублей - на 2019 год, 10 000,0 тыс. рублей - на 2020 год.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству лесного хозяйства надлежит выполнить следующие требования:
1) привести Методику прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом Рослесхоза от 16 ноября 2016 г. N 486, в соответствие с Общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 года N 574;
2) осуществить пересчет распределения объема субвенций на исполнение переданных Российской Федерацией полномочий в области лесных отношений в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2006 г. N 838, приказа Минприроды России от 14 декабря 2015 г. N 534 и без учета затрат на выращивание стандартного посадочного материала;
3) обеспечить формирование государственного задания ФГБУ "Рослесинфорг" и ФБУ "Учебно-методический центр" на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 в части соответствия работ государственного задания основным видам деятельности учреждений, предусмотренным их уставами, либо внести изменения в уставы ФГБУ "Рослесинфорг" и ФБУ "Учебно-методический центр" в части дополнения их основными видами деятельности, соответствующими планируемым к выполнению на 2018 - 2020 годы государственным работам;
4) утвердить значения нормативных затрат на оказание государственных услуг ФБУ "Российский музей леса" "Публичный показ музейных предметов, музейных коллекций", ФБУ "Авиалесоохрана" - "Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ повышения квалификации рабочих и служащих" и "Реализация основных профессиональных образовательных программ профессионального обучения - программ профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих" в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640;
5) привести Требования к закупаемым центральным аппаратом Федерального агентства лесного хозяйства, территориальными органами Рослесхоза и федеральными государственными казенными и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении Рослесхоза, отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденные приказом Рослесхоза от 16 августа 2016 г. N 327, в соответствие с Правилами определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927;
6) разместить в Единой информационной системе в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru) приказы Рослесхоза от 16 августа 2016 г. N 326 и от 16 августа 2016 г. N 327 в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
7) привести приказ Рослесхоза от 3 августа 2015 г. N 277 в части утверждения нормативов затрат в соответствие с Правилами определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, в том числе подведомственных им казенных учреждений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084;
8) обеспечить пересмотр на заседании общественного совета приказа Рослесхоза от 3 августа 2015 г. N 277 в соответствии с Требованиями к порядку разработки и принятия правовых актов о нормировании в сфере закупок для обеспечения федеральных нужд, содержанию указанных актов и обеспечению их исполнения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2015 г. N 479;
9) определить нормативные затраты на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в соответствии с требованиями пункта 3 Общих правил определения нормативных затрат на обеспечение функций государственных органов, органов управления государственными внебюджетными органами и муниципальных органов, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" пункт 2 требований представления должен быть выполнен в срок до 25 октября 2017 года, пункты 1, 3 - 9 - в срок до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федерального агентства лесного хозяйства, или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 09-245/09-03
Текст представления официально опубликован не был