Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 07-267/07-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Федеральной службе исполнения наказаний.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение пункта 2 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (далее - Общие требования), в соответствии с которым главный администратор доходов разрабатывает методику прогнозирования по всем кодам классификации доходов, закрепленным за соответствующим главным администратором доходов согласно правовому акту о наделении его соответствующими полномочиями, Методика прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Федеральной службой исполнения наказаний, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденная приказом ФСИН России от 20 декабря 2016 г. N 1081 (далее - Методика), не содержит методику прогнозирования по КБК 1 13 01170 01 0000 130 "Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых получателями средств федерального бюджета застрахованным лицам в системе обязательного медицинского страхования".
1.2. В нарушение подпункта "в" пункта 7 Общих требований, в соответствии с которым для расчета прогнозируемого объема доходов от оказания платных услуг применяется метод прямого расчета, пунктом 2.3 Методики предусмотрено, что прогнозируемый объем поступлений по КБК 1 13 01150 01 7000 130 "Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (работ) (федеральные казенные учреждения)" определяется методом экстраполяции.
1.3. В нарушение подпункта "г" пункта 7 Общих требований, в соответствии с которым для расчета прогнозируемого объема доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, конфискаций и компенсаций, а также средств, полученных в возмещение вреда, причиненного публично-правовому образованию, и иных сумм принудительного изъятия, в случае, если фиксированный размер платежа в денежном выражении или его диапазон установлены законодательно, применяется метод прямого расчета (на основании количества правонарушений по видам и размерам платежа за каждый вид правонарушения), пунктом 2.6 Методики предусмотрено, что прогнозируемый объем поступлений по КБК 1 16 28000 01 0000 140 "Денежные взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей" определяется методом экстраполяции. Вместе с тем статьями 6.3-6.7, частью 2 статьи 7.2, статьей 8.2, 8.5, частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях установлен диапазон размеров административных штрафов.
1.4. В нарушение пунктов 696 и 1421 Порядка формирования и представления главными распорядителями средств федерального бюджета обоснований бюджетных ассигнований, утвержденного приказом Минфина России от 31 декабря 2016 г. N 261н, ФСИН России в специальном программном продукте Минфина России сформированы обоснования бюджетных ассигнований на 2018 - 2020 годы по видам расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 211, 214, 221, 223, 225 на общую сумму 67 146 994,9 тыс. рублей, сведения по которым составляют государственную тайну, с применением формы по ОКУД 0505184 "Обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". В соответствии с пунктом 1421 указанного Порядка обоснования бюджетных ассигнований, сведения по которым составляют государственную тайну, формируются и представляются на текущий финансовый год, очередной финансовый год, первый и второй год планового периода по форме по ОКУД 0505155 "Обоснования бюджетных ассигнований, сведения по которым составляют государственную тайну, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов". Таким образом, аналитическое распределение объемов бюджетных ассигнований не осуществлялось.
1.5. В нарушение пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила подготовки планов информатизации), предварительный проект плана информатизации на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов на заключение в Минкомсвязь России направлен 8 сентября 2017 года, то есть с нарушением установленного срока (не позднее 15 дней со дня доведения Минфином России проектировок предельных объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период). Дата доведения проектировок - 10 июля 2017 года.
1.6. Согласно пунктам 5, 7 и 17 Правил подготовки планов информатизации, государственные органы ежегодно составляют планы информатизации на очередной финансовый год и на плановый период, проекты которых включают мероприятия по информатизации, включенные в обоснования бюджетных ассигнований, и направляют их на заключение в Минкомсвязь России.
В соответствии с пунктом 22 Правил подготовки планов информатизации, предварительные проекты планов информатизации, заключения Минкомсвязи России на предварительные проекты планов информатизации, включая заключения Минкомсвязи России на мероприятия по информатизации, включенные в предварительные проекты планов информатизации, направляются государственными органами в Минфин России, в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период по кодам классификации расходов бюджетов.
Вместе с тем ФСИН России сформированы обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг в сфере информационно-коммуникационных технологий на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по КБК 320 0305 42 3 02 90049 242 в объеме 9 000,0 тыс. рублей (2018 год - 3 000,0 тыс. рублей, 2019 год - 3 000,0 тыс. рублей, 2020 год - 3 000,0 тыс. рублей) на мероприятие "Эксплуатация объекта учета ПК "Официальный Интернет-портал ФСИН", получившее отрицательное заключение Минкомсвязи России.
При этом ФСИН России направил в Минфин России в составе информации о распределении и обосновании бюджетных ассигнований федерального бюджета проект плана информатизации, не содержащий указанного мероприятия.
1.7. В нарушение подпунктов "ж", "з", "и", "л" пункта 5 Правил определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, включая соответственно территориальные органы и подведомственные казенные учреждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084, ФСИН России не утверждены нормативы количества и цены носителей информации, а также цены и объема потребления расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники, перечни периодических печатных изданий и справочной литературы, нормативы количества и цены мебели для территориальных органов и подведомственных казенных учреждений. В связи с чем бюджетные ассигнования на 2018 год в сумме 12 945,1 тыс. рублей, на 2019 год - 25 497,7 тыс. рублей, на 2020 год - 25 440,7 тыс. рублей сформированы в отсутствие утвержденных нормативов цен товаров и их количества.
1.8. В нарушение части 7 статьи 17 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в соответствии с которым план закупок формируется государственным или муниципальным заказчиком в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ФСИН России план закупок товаров, работ, услуг на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов не сформирован.
1.9. В нарушение пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621 (далее - Правила ведения реестра расходных обязательств), в соответствии с которым реестр расходных обязательств федерального бюджета формируется по главным распорядителям средств федерального бюджета в виде свода (перечня) законов, иных нормативных правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и (или) правовые основания для иных расходных обязательств Российской Федерации, содержащего соответствующие положения (статьи, части, пункты, подпункты, абзацы) законов и иных нормативных правовых актов, с оценкой объемов бюджетных ассигнований федерального бюджета, необходимых для исполнения расходных обязательств Российской Федерации, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации исполнению за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, ФСИН России при формировании реестра расходных обязательств на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы по направлению расходов "Ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений" по виду расходов 134 "Иные выплаты военнослужащим и сотрудникам, имеющим специальные звания" в качестве нормативного правового акта (далее - НПА) второго уровня указано постановление Правительства Российской Федерации от 12 марта 2013 г. N 204 "О порядке и размерах выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, а также членам семей сотрудников указанных учреждений и органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с выполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в этих учреждениях и органах", которое утратило силу 20 сентября 2016 года.
1.10. В нарушение требований пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств ФСИН России при формировании реестра расходных обязательств на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы по направлению расходов "Стипендиальное обеспечение обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения" в качестве НПА второго уровня указаны реквизиты несуществующего документа - постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. N 613-рп.
1.11. В нарушение пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств ФСИН России при формировании реестра расходных обязательств на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы по направлению расходов "Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" по виду расходов 244 "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (КБК 320 0705 42 3 05 90059 244) в качестве НПА первого уровня указана статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации, которая предусматривает права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников и по направлению работников на прохождение независимой оценки квалификации, но не обусловливает правовые основания для расходных обязательств Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" имеется в виду "Расходы на обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений"
При этом ФСИН России также не учтены положения пункта 6.7 Методических рекомендаций по составлению реестров расходных обязательств главных распорядителей средств федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, разработанных Минфином России (далее - Методические рекомендации Минфина России), в соответствии с которым не допускается приведение в качестве НПА первого уровня законодательных актов, носящих процедурный характер или определяющих правовые основы, общие подходы и принципы регулирования.
Кроме того, состав информации, отраженной ФСИН России в реестре расходных обязательств по указанному направлению расходов, не соответствует составу информации, определенному Минфином России в соответствии с пунктами 11 и 12 Правил ведения реестра расходных обязательств, а именно: не указаны сведения о нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации (государственного органа Российской Федерации), что также не учитывает положения пунктов 6.3 и 6.20 Методических рекомендаций Минфина России, в соответствии с которыми предусмотрена необходимость отражения НПА второго уровня.
1.12. В нарушение пункта 3 Правил ведения реестра расходных обязательств при формировании реестра расходных обязательств на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по расходам на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы по виду расходов 121 "Фонд оплаты труда государственных (муниципальных органов", в качестве НПА второго уровня в реестре расходных обязательств указан приказ ФСИН России от 13 ноября 2008 г. N 624 "Об утверждении новой системы оплаты труда гражданского персонала федеральных бюджетных и казенных учреждений уголовно-исполнительной системы".
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. ФСИН России сформированы бюджетные ассигнования на мероприятия по обеспечению жильем сотрудников уголовно-исполнительной системы на плановый период 2020 года в сумме 707 176,2 тыс. рублей при отсутствии согласованного с Минфином России проекта решения ФСИН России о подготовке и реализации бюджетных инвестиций в объекты государственной собственности Российской Федерации, не включенные в федеральные целевые программы.
2.2. ФСИН России при формировании реестра расходных обязательств на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годы по направлению расходов "Обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений" по виду расходов "Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд" (КБК 320 0706 42 3 04 90059 244) в качестве НПА первого уровня указан пункт 11 (подпункт 4 абзац 13) Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314. Вместе с тем данный пункт устанавливает полномочия директора ФСИН России по утверждению порядка приема во ФСИН России иностранных делегаций и иностранных граждан, а также нормы расходования денежных средств, необходимых для приема во ФСИН России таких делегаций и граждан, но не обусловливает правовые основания для расходных обязательств Российской Федерации, что не соответствует пункту 3 Правил ведения реестра расходных обязательств и не учитывает положения пункта 6.7 Методических рекомендаций Минфина России, поскольку не устанавливает конкретное расходное обязательство ФСИН России.
Кроме того, состав информации, отраженной ФСИН России в реестре расходных обязательств по указанному направлению расходов, не соответствует составу информации, определенному Минфином России в соответствии с пунктами 11 и 12 Правил ведения реестра расходных обязательств, а именно: не указаны сведения о нормативном правовом акте Правительства Российской Федерации (государственного органа Российской Федерации), что также не учитывает положения пунктов 6.3 и 6.20 Методических рекомендаций Минфина России, в соответствии с которыми предусмотрена необходимость отражения НПА второго уровня.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФСИН России надлежит выполнить следующие требования:
1. Привести Методику прогнозирования поступлений доходов, администрируемых Федеральной службой исполнения наказаний, в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденную приказом ФСИН России от 20 декабря 2016 г. N 1081, в соответствие с Общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, в части:
определения методики прогнозирования объема поступления доходов по КБК 1 13 01170 01 0000130 "Доходы от оказания медицинских услуг, предоставляемых получателями средств федерального бюджета застрахованным лицам в системе обязательного медицинского страхования";
применения метода прямого расчета прогнозируемого объема доходов по КБК 1 13 01150 01 7000 130 "Доходы от привлечения осужденных к оплачиваемому труду (в части оказания услуг (работ) (федеральные казенные учреждения)" и по КБК 1 16 28000 01 0000 140 "Денежные взыскания (штрафы) за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия человека и законодательства в сфере защиты прав потребителей".
2. Принять меры в целях формирования в специальном программном продукте Минфина России обоснований бюджетных ассигнований на 2018 - 2020 годы по видам расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации 211, 214, 221, 223, 225, сведения по которым составляют государственную тайну, по форме "Обоснования бюджетных ассигнований, сведения по которым составляют государственную тайну, на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов" (форма по ОКУД 0505155).
3. С учетом замечаний Минкомсвязи России рассмотреть целесообразность реализации в 2018 - 2020 годах мероприятия "Эксплуатация объекта учета ПК "Официальный Интернет-портал ФСИН", при необходимости обеспечив корректировку предварительного проекта плана информатизации на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов в части финансирования и (или) перечня мероприятий по информатизации в соответствии с параметрами доведенных лимитов бюджетных обязательств, в порядке, предусмотренном Правилами подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365.
4. Утвердить нормативы количества и цены носителей информации, а также нормативы цены и объема потребления расходных материалов для различных типов принтеров, многофункциональных устройств, копировальных аппаратов и иной оргтехники, нормативы перечня периодических печатных изданий и справочной литературы, нормативы количества и цены мебели для обеспечение функций территориальных органов и подведомственных казенных учреждений в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2014 г. N 1084 "О порядке определения нормативных затрат на обеспечение функций федеральных государственных органов, в том числе подведомственных им казенных учреждений".
5. Сформировать план закупок на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов.
6. Принять меры в целях приведения реестра расходных обязательств в соответствие с требованиями Правил ведения реестра расходных обязательств Российской Федерации утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2014 г. N 621, в части исключения из реестра ссылок на несуществующие и утратившие силу нормативные правовые акты, и указания нормативных правовых актов, обусловливающих правовые основания для расходных обязательств Российской Федерации по следующим направлениям расходов: ежемесячная денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений, стипендиальное обеспечение обучающихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования или высшего образования по очной форме обучения, обеспечение деятельности (оказание услуг) государственных учреждений (в части расходов, необходимых для приема во ФСИН России иностранных делегаций и граждан), на оплату труда федеральных государственных гражданских служащих и оплату труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы.
7. Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено по пунктам 2, 6 в срок до 25 октября 2017 года, по пунктам 1, 3, 4, 5, 7 в срок до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона директору Федеральной службы исполнения наказаний или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 07-267/07-02
Текст представления официально опубликован не был