Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 07-260/07-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка и анализ обоснованности показателей проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", нормативной методической базы его формирования" в отношении Федеральной службы государственной статистики.
1. По результатам контрольного мероприятия в Федеральной службе государственной статистики выявлены следующие нарушения.
1.1. Росстатом при прогнозировании поступлений на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годы по коду 1 13 01040 01 6000 130 "Доходы от оказания платных услуг по предоставлению статистической информации" использован метод экстраполяции, не предусмотренный Методикой прогнозирования поступлений доходов федерального бюджета, администрируемых Федеральной службой государственной статистики, утвержденной приказом Росстата от 9 сентября 2016 г. N 495 (в первоначальной редакции) (далее - Методика), в связи с чем объем планируемых доходов составит по 367 903,5 тыс. рублей ежегодно.
При расчете поступлений в соответствии с Методикой дополнительные поступления, являющиеся резервами увеличения доходов федерального бюджета, составят по 37 795,4 тыс. рублей ежегодно.
При этом в нарушение подпункта "в" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 574 "Об общих требованиях к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации" Методикой установлен усредненный порядок расчета доходов от оказания платных услуг.
1.2. Росстатом в рамках реализации основного мероприятия (далее - ОМ) 9.2 "Подготовка, проведение и подведение итогов всероссийских переписей населения (микропереписей)" подпрограммы 9 "Официальная статистика" (далее - подпрограмма 9) государственной программы 15 "Экономическое развитие и инновационная экономика" (далее - государственная программа 15), утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 316, в целях проведения в 2018 году пробной переписи населения запланированы бюджетные ассигнования в размере 2 732 341,6 тыс. рублей.
При этом в нарушение положений пункта 1 статьи 221 Бюджетного кодекса, пункта 6 Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения, утвержденных приказом Минфина России от 20 ноября 2007 г. N 112н, согласно которым в процессе формирования проекта закона (решения) о бюджете на очередной финансовый год (на очередной финансовый год и на плановый период) формируются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, Росстатом такие обоснования и расчеты к бюджетным ассигнованиям в размере 663 447,9 тыс. рублей, запланированным на реализацию мероприятий ОМ 9.2 подпрограммы 9 государственной программы 15, не сформированы.
Кроме того, отдельные мероприятия ОМ 9.2 на общую сумму 423 144,4 тыс. рублей не соответствуют целям проведения Всероссийской переписи населения, установленным статьей 1 Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения", направленным на формирование в соответствии с официальной статистической методологией официальной статистической информации о демографических, об экономических и о социальных процессах на основе сбора сведений о лицах, находящихся на определенную дату на территории Российской Федерации.
В связи с этим обоснованность бюджетных ассигнований в размере 663 447,9 тыс. рублей, запланированных Росстатом в рамках ОМ 9.2 указанной подпрограммы, не подтверждена.
1.3. Росстатом отдельные мероприятия по информатизации с общим объемом сформированных на 2018 год бюджетных ассигнований 674 769,4 тыс. рублей, в том числе на развитие программных продуктов - 473 240,0 тыс. рублей и на доработку программных продуктов - 201 529,4 тыс. рублей запланированы без учета информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, учтенных в федеральной государственной информационной системе учета информационных систем, что не соответствует принципу осуществления государственными органами планирования и реализации мероприятий по информатизации в отношении учтенных информационных систем и компонентов информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, установленный подпунктом "б" пункта 4 Положения о координации мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности государственных органов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365. В связи с этим обоснованность указанных бюджетных ассигнований не подтверждена.
1.4. В нарушение пунктов 17 и 18 Порядка и условий командирования федеральных государственных гражданских служащих, установленного Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813, Росстатом при планировании бюджетных ассигнований на 2018 год произведен расчет командировочных расходов в части возмещения расходов по найму жилых помещений и суточных с превышением установленных нормативов, в результате по ОМ 9.1, 9.2, 9.3, 9.5 и 9.6 подпрограммы 9 государственной программы 15 объем необоснованных бюджетных ассигнований на указанные цели составил 21 652,0 тыс. рублей.
1.5. Росстатом на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов сформированы бюджетные ассигнования в размерах соответственно 1 280 602,7 тыс, рублей, 3 838 484,8 тыс, рублей, 17 166 730,9 тыс, рублей на оплату договоров с физическими лицами по выполнению работ, связанных, в том числе, с обработкой статистической информации, что не соответствует части 6 статьи 6 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации", согласно которой привлечение физических лиц предусмотрено для выполнения работ, связанных с проведением федеральных статистических наблюдений, под которым понимается сбор первичных статистических данных и административных данных субъектами официального статистического учета (пункт 5 статьи 2 Федерального закона N 282-ФЗ).
В связи с этим правовые основания для планирования бюджетных ассигнований на выполнение работ, связанных с обработкой статистической информации, отсутствуют.
1.6. В нарушение пункта 15 Требований к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 июля 2015 г. N 676, согласно которому ввод информационной системы в эксплуатацию не допускается в случае невыполнения установленных законодательством Российской Федерации требований о защите информации, включая отсутствие действующего аттестата соответствия требованиям безопасности информации, в Росстате эксплуатация и финансирование информационно-вычислительной системы Росстата осуществляется при отсутствии действующих аттестатов соответствия требованиям безопасности информации.
1.7. В нарушение пункта 17 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365 (далее - Правила подготовки планов информатизации), Росстатом при формировании обоснований бюджетных ассигнований на 2018 - 2020 годы на 1-м этапе планирования мероприятий по информатизации вместо нормативного метода определения стоимости товаров, работ, услуг, установленного статьей 19 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), применены иные методы, установленные статьей 22 Федерального закона N 44-ФЗ (затратный метод и метод сопоставимых рыночных цен), применение которых предусмотрено в соответствии с пунктом 23 Правил подготовки планов информатизации на 2-м этапе планирования мероприятий по информатизации, т.е. после утверждения закона о бюджете, в ходе утверждения Плана закупок товаров, работ, услуг, а также подготовки и утверждения Плана-графика закупок товаров, работ, услуг.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. В соответствии с пунктом 5.2 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, за Росстатом закреплены полномочия по разработке и утверждению в установленном порядке в пределах своей компетенции официальной статистической методологии для проведения федеральных статистических наблюдений и формирования официальной статистической информации.
При этом в обоснованиях бюджетных ассигнований на 2018 год Росстатом по виду расходов 241 "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы" сформированы бюджетные ассигнования в размере 118 369,1 тыс. рублей на закупку услуг по разработке рекомендаций в сфере официального статистического учета для проведения федеральных статистических наблюдений, осуществление которых относится к полномочиям Росстата. В связи с этим обоснованность указанного объема бюджетных ассигнований не подтверждается.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Росстату надлежит выполнить следующие требования:
1) правовые основания, связанные с возникновением расходных обязательств Росстата, в части расходов на мероприятия по подготовке, проведению и подведению итогов всероссийских переписей населения (микропереписей), по оплате договоров с физическими лицами на выполнение работ по обработке статистической информации привести в соответствие с бюджетным законодательством и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения;
2) обоснования бюджетных ассигнований на возмещение расходов по найму жилых помещений и суточных в период командирования привести в соответствие с Указом Президента Российской Федерации от 18 июля 2005 г. N 813;
3) внести изменения в мероприятия по информатизации и бюджетные ассигнования на их реализацию в привязке каждого мероприятия к определенному объекту учета, с последующим внесением изменений в план закупок на выполнение работ и услуг на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов;
4) оформить аттестаты соответствия требованиям безопасности информации на программно-аппаратные комплексы информационно-вычислительной системы Росстата;
5) привести Методику, утвержденную приказом Росстата от 9 сентября 2016 г. N 495, в соответствие требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574 (с изменениями);
6) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок: по пункту 2 до 25 октября 2017 года, по пунктам 1, 3-6 до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" руководителю Федеральной службы государственной статистики или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
Т.В. Блинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.