Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 06-241/06-02
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, нормативной и методической базы их формирования" в Центральном банке Российской Федерации (г. Москва) (далее - Банк России).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1 В нарушение подпункта "г" пункта 7 Общих требований к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, в соответствии с которым в части доходов, полученных в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафов, определение прогнозного количества правонарушений каждого вида, закрепленного в законодательстве Российской Федерации, основывается на статистических данных не менее чем за 3 года или за весь период закрепления в законодательстве Российской Федерации соответствующего вида правонарушения в случае, если этот период не превышает 3 года, в Методике прогнозирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отдельных видов доходов, администрируемых Центральным банком Российской Федерации" (приложение к приказу Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730) (далее - Методика Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730) не предусмотрены статистические данные не менее чем за 3 года или за весь период закрепления в законодательстве Российской Федерации соответствующего вида правонарушения в случае, если этот период не превышает 3 года по указанным источникам доходов (КБК 999 1 16 05000 01 0000 140; КБК 999 1 16 07000 01 0000 140; КБК 999 1 16 12000 01 0000 140; КБК 999 1 16 14000 01 0000 140; КБК 999 1 16 14100 01 0000 140; КБК 999 1 16 15000 01 0000 140; КБК 999 1 16 16000 01 0000 140; КБК 999 1 16 34000 01 0000 140; КБК 999 1 16 38000 01 0000 140; КБК 999 1 16 39000 01 0000 140; КБК 999 1 16 90010 01 0000 140; КБК 999 1 16 43000 01 0000 140).
1.2. В нарушение подпунктов "б" и "г" пункта 3 Общих требований методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574:
в Методике Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730 отсутствует описание количественных показателей (количество предполагаемых случаев взимания по каждому из видов госпошлины, далее - ; количество предполагаемых случаев взимания по каждому из видов штрафов, далее -
), используемых для расчета прогнозного объема поступлений по каждому виду администрируемых Банком России доходов, с указанием источника данных количественных показателей;
в описании фактического алгоритма расчета прогнозируемого объема поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, представленном в Методике Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730 в разрезе по администрируемым Банком России КБК доходов отсутствует (не предусмотрено) описание алгоритмов расчета количественных показателей и
.
Проверкой применения Банком России методов и алгоритмов расчетов при прогнозировании поступлений доходов бюджета установлено, что при расчете прогноза поступлений госпошлины и штрафов по КБК доходов применяется указанный в Методике Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730 метод прямого расчета по каждому из подвидов доходов (администрируемые Банком России КБК доходов включают от 2 до 12 подвидов доходов).
Таким образом, указанные в Методике Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730 в разрезе по КБК доходов алгоритмы расчетов прогнозируемого объема поступлений доходов в бюджеты предусмотрены по каждому из видов (подвидов) доходов, входящих в КБК доходов, а не в делом по КБК администрируемых Банком России доходов.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. Несмотря на наличие значительного объема дебиторской задолженности по доходам бюджетов, администрируемым Банком России, в Методике Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730 не учитываются поступления в бюджет доходов от проведения мероприятий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет.
Дебиторская задолженность по администрируемым Банком России денежным взысканиям (штрафам) в федеральный бюджет на 1 июля 2017 года составляла в общей сумме 1 608 320,7 тыс. рублей, в том числе задолженность текущего года в размере 334 397,80 тыс. рублей, из них по КБК 999 1 16 07000 01 6000 140 - 1 095 058,67 тыс. рублей, в том числе задолженность текущего года в размере 288 160,48 тыс. рублей; по КБК 999 1 16 15000 01 6000 140 - 309 518,99 тыс. рублей, в том числе задолженность текущего года в размере 32 343,65 тыс. рублей; по КБК 999 1 16 90010 01 6000 140 - 146 096,82 тыс. рублей, в том числе задолженность текущего года в размере 6 509,64 тыс. рублей.
2.2. В Методике Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730 не предусмотрен порядок предоставления подведомственными администраторами информации о прогнозируемых поступлениях доходов в бюджеты от проведения мероприятий по взысканию дебиторской задолженности по платежам в бюджет.
2.3. В отчетности по форме 0409930 "Отчет о поступлении в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации доходов, администрируемых Банком России", утвержденной Указанием Банка России от 29 декабря 2016 N 4257-У "О перечне, формах, правилах и порядке составления и представления форм отчетности структурными подразделениями Банка России в Центральный банк Российской Федерации" (с изменениями), представляемой подведомственными администраторами в Банк России, информация о результатах работы по принудительному взысканию дебиторской задолженности по неналоговым доходам бюджетов и прогнозные данные о количестве случаев и размере дебиторской задолженности, возможной к взысканию, не предусмотрена.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Центральному банку Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1) привести Методику прогнозирования поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации отдельных видов доходов, администрируемых Центральным банком Российской Федерации" (приложение к приказу Банка России от 26 июня 2017 г. N ОД-1730) в соответствие с Общими требованиями к методике прогнозирования поступлений доходов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июня 2016 г. N 574, в части:
определения прогнозного количества правонарушений каждого вида, закрепленного в законодательстве Российской Федерации, на основе статистических данных не менее чем за 3 года или за весь период закрепления в законодательстве Российской Федерации соответствующего вида правонарушения в случае, если этот период превышает 3 года, по указанным источникам доходов (КБК 999 1 16 05000 01 0000 140; КБК 999 1 16 07000 01 0000 140; КБК 999 1 16 12000 01 0000 140; КБК 999 1 16 14000 01 0000 140; КБК 999 1 16 14100 01 0000 140; КБК 999 1 16 15000 01 0000 140; КБК 999 1 16 16000 01 0000 140; КБК 999 1 16 34000 01 0000 140; КБК 999 1 16 38000 01 0000 140; КБК 999 1 16 39000 01 0000 140; КБК 999 1 16 90010 01 0000 140; КБК 999 1 16 43000 01 0000 140);
описания количественных показателей (количество предполагаемых случаев взимания по каждому из видов госпошлины, количество предполагаемых случаев взимания по каждому из видов штрафов), используемых для расчета прогнозного объема поступлений по каждому виду администрируемых Банком России доходов, с указанием источника данных;
описания фактического алгоритма расчета прогнозируемого объема поступлений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в целом по каждому из администрируемых Банком России КБК доходов, включая описание алгоритма расчета количественных показателей (количество предполагаемых случаев взимания по каждому из видов госпошлины, количество предполагаемых случаев взимания по каждому из видов штрафов).
2) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона Председателю Центрального банка Российской Федерации или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
А.В. Перчян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 06-241/06-02
Текст представления официально опубликован не был