Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 02-247/02/1-01
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка обоснованности прогноза доходов (включая проверку расчетов прогноза поступлений по видам доходов), обоснованности и эффективности расходов проекта федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", нормативной и методической базы их формирования" в Федеральном агентстве связи.
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. ФГУП "Космическая связь" включено в Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, в отношении которых установлен специальный порядок принятия федеральными органами исполнительной власти решений по отдельным вопросам деятельности этих предприятий, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 20 июня 2011 г. N 1060-р.
Проверкой детализированного расчета прогноза доходов по КБК 1 11 07011 01 6000 120 - "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий" установлено, что в разделе 2.2.3 "Детализированный расчет прогноза доходов на очередной финансовый год" формы по ОКУД 0505460 "Обоснование прогноза доходов от перечисления части чистой прибыли государственных и муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и обязательных платежей на 2018 год и плановый период 2019 и 2020 годов" учтены показатели объема чистой прибыли ФГУП "Космическая связь" в размере 2 843 859,0 тыс. рублей, прибыли, подлежащей перечислению в федеральный бюджет в 2018 году - 659 777,0 тыс. рублей.
Таким образом, часть прибыли ФГУП "Космическая связь", подлежащая перечислению в федеральный бюджет в 2018 году, составила 23,2%, что на 51 187,8 тыс. рублей (1,8%) меньше размера (не менее 25%), установленного пунктом 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228.
Акт Правительства Российской Федерации об установлении иного норматива перечисления ФГУП "Космическая связь" части прибыли в федеральный бюджет на дату проведения проверки не издавался.
1.2. В первом полугодии 2017 года на основании приказа Федерального агентства связи от 28 июня 2017 г. N 128 "О списании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в федеральный бюджет" по акту N 1 от 9 июня 2017 года о признании безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в связи с принятием судебных актов, в соответствии с которыми администратор доходов бюджета утрачивает возможность взыскания задолженности по платежам в бюджет в связи с истечением установленного срока ее взыскания (срока исковой давности) списана дебиторская задолженность в сумме 61 587,8 тыс. рублей.
Проверкой установлено, что в нарушение пункта 4.5.1 Положения об учетной политике Федерального агентства связи, утвержденного приказом Россвязи от 31 мая 2013 г. N 153, указанная дебиторская задолженность списана без проведения инвентаризации.
1.3. В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887 "Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг" (далее - Постановление N 887) федеральным органам исполнительной власти необходимо обеспечить приведение в соответствие с указанным постановлением нормативных правовых актов, регулирующих предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, при первом внесении изменений в указанные нормативные правовые акты, но не позднее 1 июня 2017 года.
В нарушение пункта 3 Постановления N 887 Правила предоставления Федеральным агентством связи из федерального бюджета субсидий на возмещение расходов по содержанию специальных объектов, утвержденные приказом Россвязи от 11 мая 2011 г. N 87, не приведены в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными Постановлением N 887 (далее - Общие требования), в том числе не содержат:
положений о категориях и (или) критериях отбора получателей субсидий, имеющих право на получение субсидий (подпункт "г" пункта 3 Общих требований);
требования об обязательной проверке главным распорядителем как получателем бюджетных средств и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий получателями субсидий (подпункт "а" пункта 6 Общих требований);
положения, определяющие условия и порядок предоставления субсидий, предусмотренные пунктом 4 Общих требований;
положения о перечислении субсидии на счета, открытые территориальным органам Федерального казначейства в учреждениях Центрального банка Российской Федерации для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации; о перечислении субсидии не позднее второго рабочего дня после представления в территориальный орган Федерального казначейства получателем субсидии платежных документов для оплаты денежного обязательства получателя субсидии; об открытии получателю субсидии лицевого счета для учета операций со средствами юридических лиц (их обособленных подразделений), не являющихся участниками бюджетного процесса, в территориальном органе Федерального казначейства (пункт 8 Общих требований).
1.4. В соответствии с пунктом 2 Правил определения требований к закупаемым федеральными государственными органами, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг (в том числе предельных цен товаров, работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2015 г. N 927 (далее - Правила N 927) федеральные государственные органы утверждают требования к закупаемым ими, их территориальными органами и подведомственными им казенными и бюджетными учреждениями, федеральными государственными унитарными предприятиями отдельным видам товаров, работ, услуг, включающие перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительские свойства (в том числе качество) и иные характеристики (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг) (далее - ведомственный перечень). Ведомственный перечень составляется на основании обязательного перечня отдельных видов товаров, работ, услуг, в отношении которых определяются требования к их потребительским свойствам (в том числе качеству) и иным характеристикам (в том числе предельные цены товаров, работ, услуг), предусмотренного приложением 2 к Правилам N 927.
Перечень отдельных видов товаров, работ, услуг, их потребительских свойств (в том числе качества) и иных характеристик (в том числе предельных цен, товаров, работ, услуг) к ним, в том числе в отношении подведомственных учреждений и предприятий, утвержден приказом Россвязи от 19 июня 2017 г. N 122 (далее - ведомственный перечень Россвязи).
В соответствии с данными раздела 3.1.1 "Сведения об объеме бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд по закупкам федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов, а также подведомственных казенных учреждений по объектам закупок" формы по ОКУД 0505184 "Обоснования бюджетных ассигнований на закупку товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, кроме закупок в сфере информационно-коммуникационных технологий, в рамках социального обеспечения населения, специальных мероприятий и проектов, реализуемых с участием международных финансовых организаций, в части использования средств займов международных финансовых организаций и средств софинансирования из федерального бюджета на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов", размещенной в подсистеме "Бюджетное планирование", наибольшую долю (порядка 30%) в планируемых закупках по указанному виду расходов составляют расходы на аренду легковых автомобилей с водителем (ОКПД 49.32.12) - 7 100,0 тыс. рублей ежегодно.
Услуги по аренде легковых автомобилей с водителем включены в обязательный перечень, предусмотренный приложением 2 к Правилам N 927.
В нарушение пункта 2 Правил N 927 услуги по аренде легковых автомобилей с водителем не включены в ведомственный перечень Россвязи, требования к ним (в том числе предельные цены) Россвязью не утверждены.
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. В соответствии с Положением о Финансово-правовом управлении Федерального агентства связи, утвержденным приказом Россвязи от 29 июня 2017 г. N 120, администрирование доходов федерального бюджета осуществляет Финансово-правовое управление.
Приказ Федерального агентства связи от 30 октября 2012 г. N 245 до настоящего времени не актуализирован, в соответствии с пунктом 3 указанного приказа организация администрирования доходов федерального бюджета возложена на Управление экономики и финансов.
2.2. В 2017 году списана дебиторская задолженность по отчислениям в резерв универсального обслуживания в связи с истечением срока исковой давности на сумму 61 587,8 тыс. рублей.
Истечение срока исковой давности по платежам в бюджет создает риски недопоступления доходов в федеральный бюджет.
Вопросы организации своевременного взыскания указанной задолженности внутренними правовыми актами Россвязи не регламентированы.
2.3. Россвязью не предпринимаются меры по актуализации перечня подведомственных Россвязи предприятий.
Перечень федеральных государственных унитарных предприятий, находящихся в ведении Россвязи, утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2010 г. N 1258-р и содержит 15 предприятий.
Вместе с тем согласно "Сведениям о количестве подведомственных учреждений" (форма по ОКУД 0503161) на 1 июля 2017 года в ведении Россвязи находилось 8 предприятий: ФГУП НИИР, ФГУП КС, ФГУП ЦНИИС, ФГУП РСВО, ФГУП "Электросвязь" в ЧР, ФГУП ГЦСС, ФГУП "Связьстрой" (в процессе ликвидации) и ФГУП "Ново-Петровский завод "Оргтехсвязь" (не осуществляет финансово-хозяйственную деятельность).
2.4. В соответствии с пунктом 2.10 Методики прогнозирования поступлений доходов в федеральный бюджет, администрируемых Федеральным агентством связи, утвержденной приказом Федерального агентства связи от 18 июля 2017 г. N 142, при прогнозировании доходов по КБК 1 17 09000 01 6000 180 "Средства отчислений операторов сети связи общего пользования в резерв универсального обслуживания (федеральные государственные органы, Банк России, органы управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации)" на очередной финансовый год учитывается среднее значение суммы доходов, поступающих за базисный период, и прогноза доходов на текущий финансовый год, с учетом изменений законодательства и других факторов, влияющих на объем прогнозируемых поступлений доходов.
Федеральным законом от 17 апреля 2017 г. N 75-ФЗ "О внесении изменений в статьи 60 и 68 Федерального закона "О связи" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" предусмотрен новый источник формирования резерва универсального обслуживания - пени за несвоевременную или неполную уплату обязательных отчислений в резерв универсального обслуживания.
Вместе с тем прогноз доходов на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов по поступлениям в резерв универсального обслуживания сформирован без учета изменений, внесенных указанным Федеральным законом.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Федеральному агентству связи надлежит выполнить следующие требования:
1) принять меры по представлению в Минфин России уточненного прогноза доходов по КБК 1 11 07011 01 6000 120 "Доходы от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий" в части приведения значения норматива перечисления ФГУП "Космическая связь" части прибыли в федеральный бюджет в соответствие с требованиями пункта 6 Правил разработки и утверждения программ деятельности и определения подлежащей перечислению в федеральный бюджет части прибыли федеральных государственных унитарных предприятий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. N 228;
2) обеспечить приведение Правил предоставления Федеральным агентством связи из федерального бюджета субсидий на возмещение расходов по содержанию специальных объектов, утвержденных приказом Россвязи от 11 мая 2011 г. N 87, в соответствие с Общими требованиями к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2016 г. N 887;
3) утвердить требования к закупаемым услугам по аренде легковых автомобилей с водителем;
4) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий в выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 20 октября 2017 г. N 57К (1202)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 25 декабря 2017 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю Федерального агентства связи или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Заместитель Председателя |
В.Е. Чистова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 20 октября 2017 г. N ПР 02-247/02/1-01
Текст представления официально опубликован не был