Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2018 г. N 1831/18
"О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области"
4 февраля 2019 г.
Федеральная антимонопольная служба во исполнение поручения Правительства Российской Федерации (протокол совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 16.07.2018 N ДК-П9-129пр), а также в рамках мониторинга принятых тарифных решений, провела анализ экономической обоснованности единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии, действующих на территории Курганской области, утвержденных Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области (далее - Департамент, орган регулирования), в том числе анализ экономической обоснованности расходов территориальных сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области, с учетом писем Департамента от 03.08.2018 N 02/2074, от 10.08.2018 N 05-04/2116, от 29.08.2018 N 05-01/2232, от 31.08.2018 N 05-01/2262.
Департамент при утверждении необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на 2015 год в отношении территориальной сетевой организации Южно-Уральское подразделение по энергообеспечению - структурное подразделение - Трансэнерго - филиал ОАО "РЖД" (далее - ОАО "РЖД") допустил следующие нарушения законодательства, действующего в области ценообразования в электроэнергетике.
Базовый уровень подконтрольных расходов принят Департаментом в сумме 67 617,67 тыс. руб., на 2014 год плановая величина - 40 976,01 тыс. руб., рост к плану 2014 года составил 65%.
В соответствии с требованиями пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила), Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
В нарушение требований подпункта 8 пункта 23 Правил в Экспертном заключении по ОАО "РЖД" на 2015 год не отражен анализ соответствия организации Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.
1. Подконтрольные расходы
1.1. Материальные затраты
ФАС России установлено, что органом регулирования при утверждении тарифов в Экспертном заключении не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям в нарушение требований пункта 23 Правил.
В соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования) при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):
установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;
рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.
При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.
Установлено, что в Экспертном заключении на 2015 год в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил не представлена расшифровка принятых расходов, не представлен расчет фактически понесенных затрат первичной и бухгалтерской документации. Не отражен перечень представленных ОАО "РЖД" документов для утверждения тарифов на долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
На основании вышеизложенного, расходы 2015 года, включенные в базовый уровень операционных расходов, подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию.
Информация, содержащаяся в Экспертном заключении, не позволяет сделать выводы об обоснованности принятых Департаментом расходов.
Расходы по подстатье "Работы и услуги производственного характера (в том числе услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)" на 2015 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию.
1.2. Расходы на оплату труда
На 2015 год Департамент учел расходы по данной статье в сумме 29 805,12 тыс. руб.
При определении фонда оплаты труда на 2015 год для ОАО "РЖД" Департаментом не проведена оценка экономической обоснованности затрат, не указана нормативная численность, численность по штатному расписанию, фактическая численность, в том числе по регулируемому виду деятельности, а также средняя ступень оплаты, принятая для расчёта фонда оплаты труда. Плановая численность, учтенная в расчёте затрат по виду деятельности - услуги на передачу электрической энергии на 2015 год, в Экспертном заключении отсутствует.
Не представлен расчет затрат фонда оплаты труда, согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ Poссии от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", тем самым нарушен пункт 16 Основ ценообразования.
Таким образом, затраты по статье "Расходы на оплату труда", принятые Департаментом на 2015 год, подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию.
1.3. Прочие расходы
ФАС России установлено, что в Экспертном заключении на 2015 год, в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил, не представлена расшифровка принятых расходов по статье "Прочие расходы", не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации за предыдущий период регулирования. Не отражен перечень представленных ОАО "РЖД" документов.
ФАC России установлено, что в Экспертном заключении не отражены предложения ОАО "РЖД" по подстатьям статьи "Прочие расходы".
Расходы по подстатье "Медосмотры" на 2015 год подлежат обоснованию в части затрат на медосмотр при принятии на работу. В подстатье "Расходы на страхование" необходимо также исключить расходы на необязательные виды страхования, а именно на КАСКО, ДМС, страхование от несчастного случая.
Затраты по остальным подстатьям статьи "Прочие расходы" 2015 года подлежат дополнительному обоснованию с указанием полного перечня расходов, а также с учетом исполнения пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил.
1.4. Расходы электроэнергии на хозяйственные нужды
На 2015 год Департамент учел расходы по данной статье в сумме 27 058,71 тыс. руб. При этом, план на 2014 год составлял 8 819 тыс. руб.
В соответствии с подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность.
Пунктом 23 Основ ценообразования установлено, что в отдельную группу выделяются расходы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 18 Основ ценообразования. Указанные расходы определяются исходя из цен (тарифов), установленных регулирующими органами или определенных в установленном Правительством Российской Федерации порядке, и объема оказываемых в расчетном периоде регулирования услуг в соответствии с положениями раздела VI Основ ценообразования.
ФАС России установлено, что в Экспертном заключении на 2015 год в нарушение пунктов 18, 23, 29 Основ ценообразования не представлен расчет и обоснование учтенных в НВВ ОАО "РЖД" затрат, не отражен перечень представленных ОАО "РЖД" документов в части отнесения расходов электроэнергии на хозяйственные нужды на услуги по передаче электрической энергии с учётом правил ведения обязательного раздельного учета по видам деятельности ОАО "РЖД", предусмотренного пунктом 2 ст. 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике".
Таким образом, затраты по статье "Расходы электроэнергии на хозяйственные нужды", принятые Департаментом на 2015 год, подлежат дополнительному экономическому анализу, обоснованию и отражению принятых расходов должным образом в Экспертном заключении.
2. Неподконтрольные расходы
2.1. Налоги
Затраты по данной статье учтены Департаментом на 2015 год в сумме 4 632,76 тыс. руб., в том числе "плата за землю" - 3,27 тыс. руб., "налог на имущество" - 4 623,93 тыс. руб. "прочие налоги и сборы" - 5,56 тыс. руб.
На 2016 год в сумме 4 662,94 тыс. руб., в том числе "плата за землю" - 3,24 тыс. руб., "налог на имущество" - 4 659,69 тыс. руб.
На 2017 год в сумме 4 659,83 тыс. руб., в том числе "плата за землю" - 0,14 тыс. руб., "налог на имущество" - 4 659,69 тыс. руб.
На 2018 год в сумме 2 114,98 тыс. руб., в том числе "плата за землю" - 0,14 тыс. руб., "налог на имущество" - 2 114,84 тыс. руб.
Установлено, что Экспертные заключения на 2015-2018 годы в нарушение п. 23 Правил не содержат расчет фактических затрат по данной статье, не отражен перечень представленных ОАО "РЖД" документов, не представлен расчет плановых затрат по всем видам затрат на уплату налогов.
В Экспертном заключении отсутствует информация о причинах снижения затрат по статье "налог на имущество" на 2018 год. Таким образом, расходы по статье "Налоги" на 2015-2018 годы Департаментом приняты без экономического обоснования.
Департаменту необходимо провести анализ и отразить в Экспертном заключении фактические затраты по статье "Налоги" за 2015-2016 гг., плановые и ожидаемые затраты за 2017 год и план на 2018 год.
2.2. Налог на прибыль
В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.
При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.
Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.
ФАС России установила, что Экспертные заключения на 2015-2018 годы, в нарушение требований пункта 23 Правил и пункта 20 Основ ценообразования, не содержат информации о перечне представленных обосновывающих документов ОАО "РЖД", а также - расчет фактических и плановых затрат по данной статье по регулируемому виду деятельности.
Таким образом, расходы по статье "Налог на прибыль" на 2015-2018 годы, принятые Департаментом, требуют дополнительного анализа и экономического обоснования.
2.3. Амортизация
Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме 25 900,61 тыс. руб., 27 226,656 тыс. руб., 27 226,65 тыс. руб., 37 370.99 тыс. руб. на 2015, 2016, 2017 и 2018 годы, соответственно.
Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен п. 27 Основ ценообразования в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 N 1 "О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как "01.01.2002"
ФАС России установлено, что Экспертные заключения не содержат расчета фактических и плановых расходов регулируемой организации по данной статье с учетом требований пункта 27 Основ ценообразования.
Таким образом, затраты по статье "Амортизация" на 2015-2018 годы, принятые регулирующим органом, требуют дополнительного экономического анализа и обоснования. Также в Экспертных заключениях необходимо отразить фактическое целевое использование средств, учтенных Департаментом в НВВ ОАО "РЖД" в 2015-2018 гг. по статье "Амортизация".
2.4. Другие прочие неподконтрольные расходы
Департаментом при корректировке НВВ ОАО "РЖД" на 2016 год в составе "Другие прочие неподконтрольные расходы" учтены затраты в размере 695,47 тыс. руб. на сертификацию электрической энергии.
Департаментом, при корректировке НВВ ОАО "РЖД" на 2017 год, в составе "Другие прочие неподконтрольные расходы" учтены затраты в размере 1 055,24 тыс. руб., в том числе на сертификацию электрической энергии - 695,47 тыс. руб. и на проведение инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией - 359,77 тыс. руб.
Департаментом при корректировке НВВ ОАО "РЖД" на 2018 год в составе "Другие прочие неподконтрольные расходы" учтены затраты в размере 1 055,24 тыс. руб., в том числе на сертификацию электрической энергии - 695,47 тыс. руб. и на проведение инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией - 359,77 тыс. руб.
Расходы по статье "Другие прочие неподконтрольные расходы", учтенные в НВВ ОАО "РЖД" на сертификацию электрической энергии и на проведение инспекционного контроля за сертифицированной электрической энергией подлежат исключению. Вышеуказанные расходы не являются обязательными и не предусмотрены Основами ценообразования.
3. Затраты на оплату электроэнергии, используемой на технологические нужды в сетях предприятия
Затраты на оплату электроэнергии, используемой на технологические нужды в сетях ОАО "РЖД" составили 27 913,66 тыс. руб., 29 245, 40 тыс. руб., 34 625,81 тыс. руб., 35 486,70 тыс. руб. соответственно на 2015, 2016, 2017 и 2018 годы.
На 2015 год объем учтенных потерь электрической энергии 1 пол. - 8,406 млн квтч, 2 пол. - 6,252 млн квтч. Данные величины не соответствуют уровням потерь электрической энергии, утвержденным в сводном прогнозном балансе электрической энергии и мощности на 2015 год.
На 2016 год объем учтенных потерь электрической энергии 1 пол. - 6,404 млн квтч, 2 пол. - 6,669 млн квтч. Данные величины не соответствуют уровням потерь электрической энергии, утвержденным в сводном прогнозном балансе электрической энергии и мощности на 2016 год.
На 2017 год объем учтенных потерь электрической энергии 1 пол. - 7,515 млн квтч, 2 пол. - 7,007 млн квтч.
На 2018 год объем учтенных потерь электрической энергии 1 пол. - 7,108 млн квтч, 2 пол. - 7,097 млн квтч.
В соответствии с частью 8 статьи 25 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" при осуществлении государственного регулирования цен (тарифов) на товары, услуги организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, может предусматриваться сохранение за такими организациями экономии, полученной ими при осуществлении регулируемых видов деятельности в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов (в том числе потерь энергетических ресурсов при их передаче), при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары, услуги таких организаций, не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.
Таким образом, расходы по статье "Затраты на оплату электроэнергии, используемой на технологические нужды в сетях предприятия" требуют дополнительного экономического анализа и обоснования.
В нарушение пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э (далее - Методические указания N 98-э), при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов ОАО "РЖД" Департаментом не представлены результаты расчетов обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 ФАС России дала подробные разъяснения органам регулирования по порядку определения операционных (подконтрольных) расходов.
Вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования и который будет применен на следующий долгосрочный период регулирования, органы регулирования при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов на первый год нового долгосрочного периода регулирования обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем долгосрочном периоде регулирования, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.
В нарушение пункта 7 Основ ценообразования в Экспертных заключениях ОАО "РЖД" отсутствует перечень фактических неподконтрольных расходов предприятия и расчет неподконтрольных расходов, принятых Департаментом по предыдущему периоду регулирования, в том числе первого долгосрочного периода регулирования, а также анализ полученной выручки от регулируемого вида деятельности - услуги по передаче электрической энергии.
В нарушение Методических указаний N 98-э Департаментом не учтена корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, которая рассчитывается по формуле 8 Методических указаний N 98-э.
В нарушение п. 8 Основ ценообразования Департаментом не проанализирован уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для ОАО "РЖД" в соответствии с Методическими указаниями по расчёту применения понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг", утвержденных приказом ФСТ России от 26 октября 2010 г. N 254-э/1 (далее - Методические указания N 254-э/1).
Департаментом не осуществлена корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями N 254-э/1 по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов ОАО "РЖД".
В Экспертных заключениях ОАО "РЖД" отсутствует анализ на предмет определения недополученных доходов по независящим от территориальных сетевых организаций причинам, предусмотренный пунктом 7 Основ ценообразования.
Кроме того, выпадающие доходы в сумме 6,19 тыс. руб. от льготного технологического присоединения к сетям ОАО "РЖД" не учтены в Экспертном заключении на 2017 год согласно постановлению Департамента от 23.12.2016 N 47-4 "Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области" (в действующей редакции).
Департамент при утверждении НВВ на 2018-2022 гг. в отношении территориальной сетевой организации публичное акционерное общество "Сибирско-Уральская энергетическая компания" (далее - ПАО "СУЭНКО") допустил следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Регулирование тарифов территориальной сетевой организации ПАО "СУЭНКО" осуществляется с применением метода доходности инвестированного капитала необходимой валовой выручки. Очередной долгосрочный период регулирования: 2018-2022 гг.
ПАО "СУЭНКО" является котлодержателем на территории Курганской области,
ФАC России были проанализированы материалы тарифных дел за 2017 и 2018 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.
1. Подконтрольные расходы
При утверждении НВВ на 2018 год базовый уровень подконтрольных расходов принят Департаментом в сумме 2 588 927,77 тыс. руб., на 2017 год в сумме 2 685 651,98 тыс. руб., снижение составило на 3,6 % от плана на 2017 г.
В соответствии с требованиями пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила), Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
Экспертное заключение ПАО "СУЭНКО" на 2018 год не содержит сведений по подпунктам 4, 5, 6, 7 пункта 23 Правил.
Пунктом 29 Основ ценообразования определены требования при определении цен на продукцию, товары и услуги, расходы на которые включаются в тарифы.
При определении Департаментом базового уровня операционных (подконтрольных) расходов ПАО "СУЭНКО" на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 годы Департаментом не отражено надлежащее исполнение требований пункта 29 Основ ценообразования: не указаны документы, на основании которых определена величина расходов (прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации). Департаментом не отражено в Экспертных заключениях соблюдение ПАО "СУЭНКО" требований, предусмотренных Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В представленных Экспертных заключениях, а также при определении экономически обоснованных фактических расходов не указаны договоры и прочие документы, подтверждающие величину расходов по статьям затрат, сформированные в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования, и подтверждающие исполнение организациями требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
При определении базового уровня подконтрольных расходов на новый долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг. для ПАО "СУЭНКО", в нарушение пункта 7 Основ ценообразования, не учтены результаты анализа по выявлению экономически необоснованных подконтрольных расходов за первый долгосрочный период регулирования и соответствующим образом не учтены эти результаты при формировании НВВ на 2018 год.
В соответствии с пунктом 14 Методических указаний N 228-э уровень операционных, подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования устанавливается регулирующими органами методом экономически обоснованных расходов (затрат) и методом сравнения аналогов. При установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
ФАС России письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 дополнительно указала органам регулирования на необходимость исполнения указанных требований законодательства.
Расчет базового уровня подконтрольных расходов долгосрочного периода регулирования ПАО "СУЭНКО" Департаментом определен методом сравнения аналогов в соответствии с приказом ФСТ России от 18.03.2015 N 421-э "Об утверждении Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов и внесении изменений в приказы ФСТ России от 17.02.2012 N 98-э и от 30.03.2012 N 228-э", при этом в Экспертном заключении на 2018 год по подконтрольным расходам не указаны итоговые величины расходов с разбивкой по статьям затрат.
1.1. Расходы на оплату труда
Не представлен расчет затрат фонда оплаты труда ПАО "СУЭНКО", согласно таблице N П.1.16, предусмотренной приказом ФСТ России от 06.08.2004 N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", тем самым нарушен пункт 16 Основ ценообразования.
Департаментом не отражено формирование численности по видам деятельности, в том числе по виду деятельности - услуги на передачу электрической энергии на 2018 год, согласно формам статистического наблюдения N П-4 "Сведения о численности, заработной плате и движении работников".
Департаментом не указана численность, учтенная в расчёте затрат по виду деятельности - услуги на передачу электрической энергии на 2018 год. Рост плановых затрат по статье ФОТ на 2018 год к плановым затратам ФОТ на 2017 год составил 115,2%.
В Экспертном заключении необходимо отразить по статье "Расходы на оплату труда" расходы, принятые Департаментом для ПАО "СУЭНКО" на 2018 год.
1.2. Расходы на подготовку кадров
ФАС России установлено, что в Экспертном заключении на 2018 год в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил не представлена расшифровка принятых расходов по статье "Расходы на подготовку кадров", не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат первичной и бухгалтерской документации. Не отражен перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
ФАС России также установлено, что в Экспертном заключении не отражены предложения ПАО "СУЭНКО" по статье "Расходы на подготовку кадров". В Экспертном заключении необходимо отразить расходы, принятые Департаментом для ПАО "СУЭНКО" на 2018 год.
1.3. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности
ФАС России установлено, что в Экспертном заключении на 2018 год в нарушение требования пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил не представлена расшифровка принятых расходов по статье "Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности", не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат первичной и бухгалтерской документации. Не отражен перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
ФАС России также установлено, что в Экспертном заключении не отражены предложения ПАО "СУЭНКО" по статье "Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности".
В Экспертном заключении необходимо отразить расходы, принятые Департаментом для ПАО "СУЭНКО" на 2018 год.
Расходы по подстатье "Приобретение продуктов питания" на 2018 год подлежат исключению, как не являющиеся обязательными в соответствии с Основами ценообразования.
1.4. Расходы на страхование
На 2018 год Департамент учел расходы по данной статье, в том числе на "страхование гражданской ответственности членов саморегулируемых организаций", "страхование имущества юридических лиц", "обязательное страхование гражданской ответственности".
ФАС России установлено, что в Экспертном заключении на 2018 год в нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования и пункта 23 Правил не представлена расшифровка принятых расходов по статье "Расходы на страхование", не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат первичной и бухгалтерской документации. Не отражен перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
ФАС России также установлено, что в Экспертном заключении не отражены предложения ПАО "СУЭНКО" по статье "Расходы на страхование".
Затраты по данной статье затрат на 2018 год подлежат отражению в Экспертном заключении. Департаменту необходимо исключить расходы на необязательные виды страхования, а именно: на КАСКО, ДМС, страхование от несчастного случая.
1.5. Другие прочие расходы
На 2018 год Департамент учел расходы по данной статье, в том числе "расходы на техническую инвентаризацию объектов недвижимого имущества", "расходы на госпошлину за совершение в интересах ПАО "СУЭНКО" различных юридических действий государственными органами", "расходы на выплаты социального характера", "расходы на услуги нотариуса", "другие прочие расходы".
ФАС России установлено, что в Экспертном заключении на 2018 год в нарушение п. 29 Основ ценообразования и п. 23 Правил не представлена расшифровка принятых расходов по статье "Другие прочие расходы" и подстатьям затрат, не представлен расчет фактически понесенных затрат первичной и бухгалтерской документации. Не отражен перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов.
Приобретение и доставка питьевой воды не является обязательным видом расходов в соответствии с Основами ценообразования - подлежит исключению. ФАС России установила, что в Экспертном заключении не отражены предложения ПАО "СУЭНКО" по статье "Другие прочие расходы".
В Экспертном заключении необходимо отразить расходы, принятые Департаментом для ПАО "СУЭНКО" на 2018 год.
2. Неподконтрольные расходы
2.1. Плата за аренду имущества и лизинг
Затраты по данной статье учтены регулирующим органом в сумме 31 119,42 тыс. руб. на 2018 год.
В обоснование расходов по данной статье ПАО "СУЭНКО" представило в адрес органа регулирования договоры аренды.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования расходы на аренду определяются исходя из величины амортизации и налога на имущество, налогов и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.
ФАС России установлено, что Экспертное заключение на 2018 год в нарушение требований пункта 23 Правил, пункта 28 Основ ценообразования не содержит расчет фактических затрат по данной статье.
По статье "Плата за аренду имущества и лизинг" на 2018 год в Экспертном заключении необходимо отразить расчет фактических расходов, принятых органом регулирования.
2.2. Расходы на уплату налогов
Затраты по данной статье учтены Департаментом на 2018 год в сумме 252 887,56 тыс, руб., в том числе "плата за землю" - 407,67 тыс. руб., "налог на имущество" - 249 740,70 тыс. руб., "прочие налоги и сборы" - 2 739,21 тыс. руб. ФАС России установлено, что Экспертное заключение на 2018 год в нарушение требований пункта 23 Правил не содержит расчет фактических затрат по данной статье. Не отражен перечень представленных ПАО "СУЭНКО" документов, не представлен расчет плановых затрат по всем видам затрат на уплату налогов.
Департаменту необходимо отразить в Экспертном заключении фактические затраты по статье "Налоги" за предыдущий долгосрочный период регулирования и на 2018 год.
2.3. Выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, до 150 кВт, не включенных в плату за технологическое присоединение
Затраты по данной статье учтены Департаментом в сумме 125 448,87 тыс. руб. на 2018 год. В Экспертном заключении не отражена заявка ПАО "СУЭНКО".
Согласно п. 87 Основ ценообразования, в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах "а" и "д" - "ж" пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. N 861 (далее - Правила технологического присоединения) (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.
ФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 23 Правил Экспертное заключение на 2018 год не содержит информации о перечне представленных обосновывающих документов ПАО "СУЭНКО", а также расчета затрат по данной статье.
В Экспертном заключении необходимо отразить расходы, принятые Департаментом для ПАО "СУЭНКО" на 2018 год.
3. Экономия операционных расходов
Экономия операционных расходов, в соответствии с пунктом 16 Методических указаний N 228-э, учтена Департаментом на 2018 год в НВВ ПАО "СУЭНКО" в размере 119 248,78 тыс. руб.
Согласно пункту 2 Основ ценообразования: "экономия операционных расходов" - снижение уровня фактических операционных расходов по сравнению с уровнем плановых расходов предыдущего года, за вычетом величины, характеризующей изменение уровня расходов, предусмотренного индексом эффективности операционных расходов.".
Согласно пункту 16 Методических указаний N 228-э: "Экономия операционных расходов, достигнутая организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, учитывается в составе необходимой валовой выручки, при условии, что затраты на проведение этих мероприятий не учтены и не будут учтены при установлении регулируемых цен (тарифов) на товары (услуги) таких организаций, а также не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.".
При расчёте экономии операционных расходов Департаментом применен ИПЦ на 2018 год 3,70% (приложение N 19 Экспертного заключения), тогда как при расчёте базовых подконтрольных расходов методом экономической обоснованности и методом сравнения аналогов использован ИПЦ на 2018 год - 4,0% (приложения N 12, N 13, N 13/1 Экспертного заключения). В Экспертном заключении необходимо отразить причины отклонений.
ФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 23 Правил Экспертное заключение на 2018 год не содержит информации о перечне представленных обосновывающих документов ПАО "СУЭНКО", а также расчета фактических затрат по данной статье. В Экспертном заключении необходимо отразить указанную информацию.
4. Величина корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы
По исполнению инвестиционной программы за 2016 год ПАО "СУЭНКО" величина корректировки НВВ, осуществленной Департаментом в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, составила - минус 544 757,94 тыс. руб.
По представленному в ФАС России шаблону NET.INV2016 по системе ФГИС ЕИАС ФАC России, выявлено, что из 262 мероприятий 70 мероприятий (около 27% от общего числа представленных мероприятий), на сумму 94 327 тыс. руб. (21% финансирования), не вошедших в состав мероприятий, предусмотренных утвержденной инвестиционной программой на 2016 год.
Письмом Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 29.08.2018 N 05-01/2232 "О предоставлении документов" в адрес ФАС России была направлена информация, включающая анализ выполнения инвестиционной программы ПАО "СУЭНКО" за 2016 год и дополнительных мероприятий инвестиционного характера, не вошедших в утвержденную инвестиционную программу.
В Экспертном заключении Департаментом не отражена вышеуказанная информация о проведении анализа выполнения инвестиционной программы ПАО "СУЭНКО" и не обеспечено исполнение требований пункта 7 Основ ценообразования.
В Экспертном заключении необходимо отразить информацию о мероприятиях инвестиционного характера с указанием документов и информации, имеющейся в распоряжении иных органов исполнительной власти Курганской области, включая решения коллегиального органа, созданного в Курганской области во исполнение Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденного решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) (протокол от 06.07.2012 N 10).
Департаментом указаны в приложении 21 к Экспертному заключению на 2016 год: плановая НВВ на услуги по передаче электроэнергии (без учета потерь) и фактическая выручка на услуги по передаче электроэнергии. При этом, в пункте 8 Экспертного заключения, приведена таблица финансового состояния на основе данных бухгалтерской отчетности, в которой указана иная величина фактической выручки за 2016 год по передаче электрической энергии ПАО "СУЭНКО". Департаменту в Экспертном заключении необходимо устранить имеющиеся разночтения.
5. НВВ в части оплаты технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2018 год
В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год уровень потерь электрической энергии ПАО "СУЭНКО" принят на уровне, утвержденном в сводном прогнозном балансе электрической энергии и мощности, в размере 526,54 млн кВтч, в том числе: 1 полугодие - 263,62 млн кВтч, 2 полугодие - 262,92 млн кВтч. ФАС России установлено, что представленный Департаментом Отчет о принятых тарифах на услуги по передаче электрической энергии по Курганской области (шаблон ФГИС ЕИАС ФАС России PEREDACHA.M2018) по системе ФГИС ЕИАС ФАС России 20.04.2018 не соответствует Экспертному заключению. Необходимо привести в соответствие.
В нарушение пункта 9 Методических указаний N 228-э, при установлении базового уровня операционных, подконтрольных расходов ПАО "СУЭНКО" Департаментом по отдельным статьям не в полном объеме представлен результат анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.
Письмом от 19.06.2017 N ИА/41019/17 ФАС России дала подробные разъяснения органам регулирования по порядку определения операционных (подконтрольных) расходов. В нарушение пункта 7 Основ ценообразования в Экспертных заключениях ПАО "СУЭНКО" отсутствует перечень фактических неподконтрольных расходов предприятия и анализ экономически обоснованных неподконтрольных расходов, принятых Департаментом по предыдущему долгосрочному периоду регулирования, а также отсутствует анализ полученной выручки от регулируемого вида деятельности - услуги по передаче электрической энергии.
В нарушение пункта 8 Основ ценообразования Департаментом не проанализирован уровень надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для ПАО "СУЭНКО" в соответствии с Методическими указаниями N 254-э/1.
Департаментом не осуществлена корректировка НВВ в соответствии с Методическими указаниями N 254-э/1 по применению понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов ПАО "СУЭНКО".
Департамент при утверждении НВВ на 2018 год в отношении территориальной сетевой организации ОАО "Шумихинские межрайонные коммунальные электрические сети" (далее - ОАО "ШМКЭС") допустил следующие нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
Регулирование тарифов территориальной сетевой организации ОАО "ШМКЭС" осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ.
Для ОАО "ШМКЭС" 2018 год является первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг. При тарифном регулировании ОАО "ШМКЭС" применен метод долгосрочной индексации.
В отношении ОАО "ШМКЭС" ранее прекращалось госрегулирование тарифов по причине несоответствия Критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184.
В нарушение требований пункта 29 Основ ценообразования, Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ; услуг отдельными видами юридических лиц" в ходе установления тарифов на 2018 год Департаментом не указаны договоры, прайс-листы, приказы, положения о порядке проведения регламентированных закупок товаров, работ, услуг для нужд организации, а также прочие документы, подтверждающие величину расходов работ и услуг производственного характера на сумму 12 099,01 тыс. руб.
ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел на 2017 и 2018 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам установлено следующее.
1. Подконтрольные расходы
1.1. Работы и услуги производственного характера (в том числе услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)
В соответствии с требованиями пункта 23 Правил Экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.
ФАС России установлено, что Департаментом не представлен анализ экономической обоснованности расходов по статьям в нарушение требований пункта 23 Правил.
В соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует.#
ФАС России установлено, что в Экспертных заключениях на 2017-2018 гг. не представлена расшифровка принятых расходов по статье "Работы и услуги производственного характера", не отражен перечень представленных ОАО "ШМКЭС" документов.
На основании вышеизложенного, расходы по статье "Расходы и услуги производственного характера" 2018 года, включенные в базовый уровень операционных расходов, подлежат дополнительному экономическому анализу и обоснованию.
2. Неподконтрольные расходы
2.1. "Налоги"
Затраты по данной статье приняты Департаментом:
- на 2017 год в размере 58,21 тыс. руб., в том числе "земельный налог" - 3,98 тыс. руб., "транспортный налог" - 29,53 тыс. руб., "налог на имущество" - 24,70 тыс. руб.
- на 2018 год в размере 60,09 тыс. руб., в том числе "земельный налог" - 3,98 тыс. руб., "транспортный налог" - 31,41 тыс. руб., "налог на имущество" - 24,70 тыс. руб.
ФАС России установила, что Экспертные заключения на 2017-2018 годы не содержат расчет фактических затрат по данной статье в нарушение требований пункта 23 Правил, не отражен перечень представленных ОАО "ШМКЭС" документов, не представлен расчет плановых затрат на уплату налогов.
Расходы по статье "Налоги" на 2018 год требуют дополнительного экономического анализа и обоснования.
3. Затраты на оплату электроэнергии, используемой на технологические нужды в сетях предприятия
В результате анализа полезного отпуска электрической энергии (по группе потребителей "Прочие") ФАС России установлено, что на 2017 год объем учтенных в HВВ потерь электрической энергии ОАО "ШМКЭС" принят Департаментом в размере 10,05% - 5,795 млн квтч. в сумме 13 814,99 тыс. руб. Учтенные Департаментом объемы потерь электрической энергии по ОАО "ШМКЭС" отсутствуют в утвержденном ФАС России сводном прогнозном балансе электрической энергии и мощности на 2017 год, что привело к завышению НВВ ОАО "ШМКЭС" на 2017 год.
На 2018 год объем учтенных в НВВ потерь электрической энергии 1 пол. - 3,406 млн квтч 2 пол. - 3,558 млн квтч на общую сумму 17 392,47 тыс. руб.
Расходы на 2018 год требуют дополнительного экономического анализа и обоснования.
4. Выпадающие доходы сетевой организации от присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью до 15 кВт, до 150 кВт, не включенных в плату за технологическое присоединение
Затраты по данной статье учтены Департаментом в сумме 5,88 тыс. руб. на 2017 год.
ФАС России установлено, что в нарушение требований пункта 23 Правил Экспертное заключение на 2017 год не содержит информации, расчета фактических затрат ОАО "ШМКЭС" по данной статье.
Таким образом, расходы по статье "Выпадающие доходы от льготного технологического присоединения" на 2017 год, учтенные органом регулирования, приняты без экономического обоснования и подлежат дополнительному анализу и обоснованию.
В связи с нарушением Департаментом государственного регулирования цен и тарифов Курганской области пунктов 7, 8, 16, 19, 26, 27, 28, 29 Основ ценообразования, пункта 23 Правил государственного регулирования, пунктов 14, 16 Методических указаний N 228-э, пункта 11 Методических указаний N 98-э, руководствуясь Положением о Федеральной антимонопольной службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, приказываю:
Пункт 1 изменен. - Приказ ФАС России от 4 февраля 2019 г. N 111/19
1. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в срок до 01.03.2019 года устранить вышеуказанные нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.
2. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области провести расчет расходов по указанным статьям затрат, отразив в Экспертных заключениях экономически обоснованные фактические и плановые затраты, в том числе на основании каких данных и материалов расходы признаны экономически обоснованными, либо не учтены при установлении тарифов в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178.
3. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области необходимо пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов:
- ОАО "РЖД" на 2015 год с учетом исключения вышеуказанных экономически необоснованных затрат, а также отразить в Экспертных заключениях ОАО "РЖД" 2015-2018 годов корректировку НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию, рассчитанную в соответствии с Методическими указаниями N 98-э;
- ПАО "СУЭНКО" на 2018 год с учетом исключения экономически необоснованных затрат, в части необязательных видов страхования (ДМС, КАСКО, страхование от несчастных случаев), расходов на приобретение продуктов питания и доставку питьевой воды;
- ОАО "ШМКЭС" с учетом исключения вышеуказанных экономически необоснованных расходов.
4 Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области провести анализ и приобщить к тарифным делам по установлению тарифов на услуги по передаче электрической энергии (мощности) по сетям ОАО "РЖД" на 2015-2018 годы, а также по сетям ПАО "СУЭНКО" на 2015-2018 годы результаты систематического наблюдения и анализа за использованием инвестиционных ресурсов и за соблюдением стандартов раскрытия информации, проводимых во исполнение Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 N 543.
5. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области отразить информацию о мероприятиях инвестиционного характера с приложением документов и информации, имеющейся в распоряжении иных органов исполнительной власти Курганской области, включая решения коллегиального органа, созданного в Курганской области во исполнение Положения о проверке готовности субъектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утвержденного решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения (федерального штаба) (протокол от 06.07.2012 N 10).
6. Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области отразить в Экспертных заключениях анализ уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг), расчет коэффициентов в соответствии с Методическими указаниями по расчёту применения понижающих (повышающих) коэффициентов, позволяющих обеспечить соответствие уровня тарифов, установленных для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, уровню надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг, утвержденными приказом ФСТ России от 26 октября 2010 г. N 254-э/1, а также расчет корректировки НВВ с учетом надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг в соответствии с Методическими указаниями N 228-э.
7. Об исполнении настоящего предписания Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Курганской области в десятидневный срок с момента исполнения проинформировать ФАС России, представив обосновывающие материалы.
8. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России В.Г. Королева.
Временно исполняющий |
Р.А. Петросян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Федеральной антимонопольной службы от 21 декабря 2018 г. N 1831/18 "О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии по сетям Курганской области"
Текст приказа официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Приказ ФАС России от 4 февраля 2019 г. N 111/19
Изменения вступают в силу с 4 февраля 2019 г.