Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 72-КГ18-9
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Корчашкиной Т.Е. и Горчаковой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование" Восточного военного округа на определение судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 4 апреля 2018 года, которыми возвращено его административное исковое заявление о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Карымского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Корчашкиной Т.Е., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Федеральное казенное учреждение "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" (далее - ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа") обратилось в Карымский районный суд Забайкальского края с административным исковым заявлением о признании незаконными действий судебного пристава- исполнителя Карымского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных требований административный истец указывал, что решением Карымского районного суда Забайкальского края от 24 октября 2016 года было удовлетворено заявление прокурора по Карымскому району Забайкальского края. Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" предписано: восстановить освещение и обеспечить надлежащую охрану технической территории воинской части 59313-86 в с. Большая Тура Карымского района Забайкальского края с целью исключения случаев проникновения на территорию гражданского населения, в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу; увеличить численность групп разминирования для очистки территории с. Большая Тура Карымского района Забайкальского края от взрывоопасных предметов и их фрагментов; завершить работы по разминированию территории с. Большая Тура Карымского района Забайкальского края до конца 2016 года; обеспечить обозначение границ миноопасной территории упреждающими знаками красного цвета "осторожно мины" по всему периметру. Решение в данной части обращено к немедленному исполнению.
Данное решение суда в части обозначения границ миноопасной территории было исполнено, о чем Карымский районный отдел судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю был поставлен в известность письмом от 9 декабря 2016 года. В отдел Карымского РОСП УФССП России по Забайкальскому краю направлено заявление от 25 января 2017 года об окончании исполнительного производства. В остальной части решение суда вступило в силу только 10 марта 2017 года. Административным ответчиком были приняты меры для исполнения судебного постановления в неисполненной части: для выполнения работ по очистке технической территории бывшей войсковой части 59313-86 сформирован отряд разминирования.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Карымского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю от 14 ноября 2017 года с ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб. ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" ссылалось на то, что постановление о взыскании исполнительского сбора является незаконным, поскольку им предпринимаются все возможные меры для своевременного исполнения судебного решения, его вина в нарушении сроков исполнения требований исполнительного документа отсутствует.
Вступившим в законную силу определением судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года административное исковое заявление ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" оставлено без движения на основании статей 125, 126, 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с указанием на то, что административным истцом не были представлены доказательства вручения административному ответчику и другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации копий административного искового заявления и приложенных к нему документов; административному истцу предложено устранить указанные в определении недостатки в пятнадцатидневный срок со дня получения этого определения.
Определением судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года административное исковое заявление возвращено административному истцу с приложенными к нему документами.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 4 апреля 2018 года определение судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года оставлено без изменения.
Определением судьи Забайкальского краевого суда от 31 мая 2018 года ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации от 7 сентября 2018 года материал истребован в Верховный Суд Российской Федерации.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" ставится вопрос об отмене определения судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 4 апреля 2018 года, со ссылкой на то, что суду первой инстанции были представлены документы, подтверждающие как направление административным ответчикам копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, так и получение указанных документов административными ответчиками (реестр отправки заказной корреспонденции от 6 декабря 2017 года N 587 и скрин-шот страницы официального сайта "Почта России", позволяющий подтвердить получение указанных документов административными ответчиками (согласно почтовым идентификаторам 68002110274283, 68002110274276). В качестве доказательства вручения копии административного искового заявления прокурору Карымского района Забайкальского края административным истцом были представлены сведения о регистрации входящей корреспонденции в книге учета прокуратуры Карымского района Забайкальского края.
Определением судьи Верховного Суда Российской Федерации от 29 октября 2018 года кассационная жалоба ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" с материалом передана для рассмотрения по существу в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы в кассационном порядке, обратилось с ходатайством о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие своего представителя. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит возможным рассмотрение кассационной жалобы в отсутствие неявившегося лица.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации находит кассационную жалобу подлежащей удовлетворению.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
При рассмотрении кассационной жалобы ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" на вышеуказанные судебные акты Судебная коллегия пришла к выводу о том, что судами первой и апелляционной инстанций допущены существенные нарушения норм процессуального права.
Возвращая административное исковое заявление, судья Карымского районного суда Забайкальского края исходил из того, что административным истцом в установленный срок недостатки, указанные в определении судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 декабря 2017 года об оставлении без движения искового заявления, в полном объеме устранены не были. Административный истец не представил доказательства вручения административным ответчикам и прокурору по Карымскому району Забайкальского края направленных в их адрес копий административного искового заявления и приложенных к нему документов. По мнению суда, представленные административным истцом доказательства не подтверждают надлежащее исполнение административным истцом своих обязанностей, поскольку представленные сведения не позволяют с достоверностью установить адресата.
Суд апелляционной инстанции, согласился с законностью оспариваемого судебного акта, указав, что на момент его вынесения административным истцом не было представлено достоверных сведений о получении сторонами административного искового заявления и приложенных к нему документов.
Между тем с данными выводами судебных инстанций согласиться нельзя, поскольку они основаны на неправильном применении норм процессуального права.
Частью 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что Административный истец, не обладающий государственными или иными публичными полномочиями, может направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов. Административный истец, обладающий государственными или иными публичными полномочиями, обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении или обеспечить передачу указанным лицам копий этих заявления и документов иным способом, позволяющим суду убедиться в получении их адресатом.
Оставляя без движения административное исковое заявление ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора, а впоследствии возвращая административному истцу указанное исковое заявление, суд пришел к выводу о том, что административный истец является лицом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, и поэтому, обращаясь в суд с административным исковым заявлением, должен представить доказательства соблюдения положений части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о направлении в адрес административных ответчиков копии административного искового заявления и приложенных к нему документов участвующим в деле лицам, а также уведомление о вручении этой корреспонденции.
Однако данный вывод суда основан на неправильном применении норм процессуального права, поскольку данных о том, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" является органом, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, в материалах дела не имеется и судебными инстанциями не установлено.
Таким образом, в силу части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований полагать, что ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" обязано было направить лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим суду убедиться в получении адресатом копий заявления и документов, у судебных инстанций не имелось.
В связи с чем, согласно приведенным выше положениям части 7 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа" по собственной инициативе направило лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов. В этом случае обязанность по предоставлению суду доказательств получения направленных документов указанными лицами вышеназванная норма закона не предусматривает.
В связи с вышеуказанными допущенными судами первой и апелляционной инстанций существенными нарушениями норм процессуального права, которые явились препятствием к рассмотрению в установленном законом порядке требования ФКУ "Объединенное стратегическое командование Восточного военного округа", определение Карымского районного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 4 апреля 2018 года подлежат отмене, а материал следует направить в суд первой инстанции для рассмотрения со стадии принятия заявления к производству суда.
На основании изложенного Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 327-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
определение судьи Карымского районного суда Забайкальского края от 26 января 2018 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 4 апреля 2018 года отменить, материал по административному исковому заявлению федерального казенного учреждения "Объединенное стратегическое командование" Восточного военного округа о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя Карымского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Забайкальскому краю по вынесению постановления о взыскании исполнительского сбора направить в суд первой инстанции на рассмотрение со стадии принятия административного искового заявления к производству суда.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Корчашкина Т.Е. |
|
Горчакова Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 21 декабря 2018 г. N 72-КГ18-9
Текст определения официально опубликован не был