Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 55-АПГ18-37
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Шульмина А.Н. об оспаривании в части решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" по апелляционной жалобе Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия на решение Верховного Суда Республики Хакасия от 02 июля 2018 г., которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., объяснения представителя Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия Карпенко М.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Шульмин А.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим с момента принятия решения Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 года N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,145 для земельных участков под объектами придорожного сервиса, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов".
Решением Верховного Суда Республики Хакасия от 02 июля 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено со дня принятия нормативного акта.
Не согласившись с решением суда, Совет депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права, регулирующих данные правоотношения, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Республики Хакасия представлены возражения.
В судебное заседание административный истец и его представитель извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, и пояснения административного ответчика, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 3 статьи 39.7 Земельного кодекса порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные без торгов устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Правительство Республики Хакасия является органом государственной власти Республики Хакасия, осуществляющим регулирование земельных отношений в Республике, в том числе устанавливающим порядок определения размера арендной платы за земельные участки.
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 23 января 2008 г. N 05 утвержден Порядок определения размера арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Республика Хакасия (далее - Порядок).
Согласно пункту 2.2 Порядка размер годовой арендной платы за земельный участок, за исключением земельных участков, относящихся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, определяется по формуле: Ап = КС х Кв х Ки, где: Ап - размер годовой арендной платы за земельный участок, руб.; КС - кадастровая стоимость земельного участка, руб.; Кв - коэффициент, устанавливаемый уполномоченными органами муниципальных районов, городских округов и городских поселений в зависимости от вида разрешенного использования и категории земельного участка с учетом экономического обоснования; Ки - коэффициент инфляции.
Пунктом 8 статьи 32 Устава муниципального образования Усть-Абаканский район, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район от 20 июня 2005 г., предусмотрено, что установление ставок арендной платы, порядка, условий и сроков её внесения, предоставление льгот в отношении имущества, находящегося в собственности муниципального района отнесено к компетенции Совета депутатов Усть-Абаканского района.
Решением Совета депутатов муниципального образования Усть-Абаканский район Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов" утвержден коэффициент вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,145 для земельных участков под объектами придорожного сервиса.
Оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным на дату его принятия органом местного самоуправления, в установленной форме, подписан главой муниципального образования, официально опубликован для всеобщего сведения.
Согласно материалам дела Шульмину А.Н на праве аренды принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: ..., кадастровый номер ..., площадью 15002 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для строительства салона-магазина.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - Постановление N 582).
В связи с тем, что собственность на указанный земельный участок не разграничена, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в Постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом города, то есть основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Административным ответчиком, в подтверждение экономической обоснованности установленного коэффициента представлено заключение общества с ограниченной ответственностью "Центр оценки и аудита" от 20 февраля 2017 г. N 3-1/17.
Давая оценку экономическому обоснованию величины коэффициента вида разрешенного использования земельного участка в размере 0,145 для земельных участков под объектами придорожного сервиса, эксперт сослался на Справочник оценщика под редакцией Лейфера Л. А., составленный в результате исследования рынка недвижимости, проведенного 236 профессиональными оценщиками из 63 городов России по состоянию на 01 мая 2016 г.
Между тем, в указанном заключении отсутствует надлежащая оценка местоположения и градостроительной ценности исследуемой группы земельных участков, отсутствует анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности, отсутствует обоснование дифференциации ставки земельного налога на основе многофакторного анализа оценочных характеристик.
На основании изложенного судом первой инстанции правомерно сделан вывод о том, что значение коэффициента Кв не соответствует принципам установленных Постановлением N 582, и обоснованно с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акты были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку оспариваемый нормативный акт до вынесения решения суда применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, то с учетом пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48, Судебная коллегия полагает, что нормативный акт в оспариваемой части подлежит признанию недействующим со дня вступления решения суда в законную силу.
Указание в апелляционной жалобе на нарушение судом первой инстанции норм процессуального права, выразившееся в непривлечении к участию в деле Администрации Усть-Абаканского района и Управления имущественных отношений администрации Усть-Абаканского района, не может служить основанием для признания решения суда первой инстанции незаконным.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 309, 310 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Хакасия от 02 июля 2018 г. изменить.
Признать не действующим решение Совета депутатов Усть-Абаканского района Республики Хакасия от 23 марта 2017 г. N 40 "Об утверждении коэффициентов вида разрешенного использования для определения размера арендной платы за использование земельных участков на территории муниципального образования Усть-Абаканский район" в части утверждения коэффициента вида разрешенного использования в размере 0, 145 для земельных участков под объектами придорожного сервиса, установленного в таблице "Величины коэффициентов вида разрешенного использования земельных участков из земель населенных пунктов", со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 55-АПГ18-37
Текст определения официально опубликован не был