Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 13-АПГ18-12
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Александрова В.Н.
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному заявлению Усояна К.В. о признании недействующим пункта 4.9 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 30 марта 2017 г. N 488, в части установления для земель с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта", находящихся на территории 'Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1 с изменениями утвержденными решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 29 марта 2018 г. N 609 в части установления для земель с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8 по апелляционной жалобе Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области на решение Тамбовского областного суда от 25 июня 2018 г., которым заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, установила:
Усоян К.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4.9 приложения к Положению о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района Тамбовской области, утвержденного решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 30 марта 2017 г. N 488, в части установления для земель с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района, Тамбовской области процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1 и о признании недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункта 4.9 приложения в редакции решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 29 марта 2018 г. N 609 в части установления для земель с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта", находящихся на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, процента от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что арендная плата за пользование земельным участком начисляется с применением оспариваемого нормативного правового акта, который противоречит основным принципам определения арендной платы при расчете аренды земельных участков, находящих в государственной или муниципальной собственности, чем нарушаются его права.
Решением Тамбовского областного суда от 25 июня 2018 г. административное исковое заявление удовлетворено, нормативные акты признаны недействующими в оспариваемых частях с момента вступления решения суда в законную силу.
Не согласившись с решением суда Тамбовский районный Совет народных депутатов Тамбовской области обратился в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации с апелляционной жалобой, в которой просит указанный судебный акт отменить в удовлетворении заявленных требований отказать.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, прокуратурой Тамбовской области представлены возражения.
В судебное заседание представители административного истца, Тамбовского районного Совета народных депутатов, администрации Тамбовского района Тамбовской области, администрации Цнинского сельского совета Тамбовского района Тамбовской области, прокуратуры Тамбовской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно подпункту 3 пункта 3 статьи 39.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) если иное не установлено Земельным кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Согласно материалам дела Усоян К.В. является арендатором земельного участка с кадастровым номером ... на основании договора аренды без проведения торгов, заключенного с администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 4 мая 2016 г., сроком на 3 года из земель населенных пунктов, с видом разрешенного использования под строительство автомастерской, расположенного по адресу: ..., в ... части кадастрового квартала ... (п. 1.1 договора).
В силу договора аренды размер арендной платы рассчитывает исходя из кадастровой стоимости земельного участка умноженной на процент, применяемый к кадастровой стоимости.
На момент заключения договора аренды земельного участка размер арендной платы рассчитывался на основании решения Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 26 ноября 2009 г. N 203, согласно которому процент от кадастровой стоимости для земель населенных пунктов на период строительства объектов определен в размере 2.
Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 30 марта 2017 г. N 488 утверждено Положение о порядке определения размера, условий и сроков внесения арендной платы за использование предоставленных без проведения торгов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Тамбовского района Тамбовской области и государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории Тамбовского района (далее - Положение), которое опубликовано на сайте Тамбовского областного портала в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.top68.ru 31 марта 2017 г.
Указанным Положением предусмотрен расчет арендной платы по формуле путем умножения кадастровой стоимости земельного участка на процент, устанавливаемый органами местного самоуправления.
Пунктом 4.9 приложения к Положению для земель, расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта", установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в размере 33,1.
Решением Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области от 29 марта 2018 г. N 609 внесены изменения в указанное Положение, утвержденное решением Тамбовского районного Совета народных депутатов от 30 марта 2017 г. N 488, которым в том числе изменен пункт 4.9 приложения к Положению, а именно для земель расположенных на территории Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области, с видом разрешенного использования "Обслуживание автотранспорта", установлен процент от кадастровой стоимости земельных участков в размере 44,8.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что применение установленных в формуле расчета арендной платы коэффициентов, противоречит постановлению Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 582.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.7 Земельного кодекса размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 г. N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее - постановление N 582).
Оспариваемыми нормами установлены коэффициенты, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности Тамбовского района и земельные участки государственная собственность на которые не разграничена.
В связи с тем, что указанный земельный участок находится в государственной не разграниченной собственности, то расчет арендной платы должен быть произведен исходя из принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К числу таких принципов, содержащихся в постановлении N 582, относится принцип экономической обоснованности, который предусматривает, что арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на земельном участке.
Исходя из указанного принципа, соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации или местного самоуправления обязан определять арендную плату не произвольно, а в соответствии с экономической оценкой территории и генеральным планом поселения, то есть, основываясь на анализе и оценке экономических, природных и иных факторов, влияющих, в том числе, на уровень доходности земельного участка в конкретной зоне.
Ставки арендной платы, коэффициенты и их значения должны устанавливаться в целях определения экономически обоснованной платы за аренду земельных участков, соответствующей определенному уровню коммерческой привлекательности, потребительскому спросу на землю, развитию инфраструктуры, и призваны обеспечить максимальное поступление в бюджет арендных платежей при одновременном соблюдении экономически справедливого баланса интересов арендодателя и арендаторов земельных участков.
При принятии нормативного правового акта помимо оценки местоположения и градостроительной ценности тех или иных участков земли должен проводиться анализ и оценка экономических факторов, влияющих на уровень их доходности.
Соблюдение принципа экономической обоснованности компетентным государственным или муниципальным органом должно быть доказано путем представления соответствующих расчетов (показывающих доходность земельных участков), а также документов, содержащих многофакторный анализ оценочных характеристик земельных участков.
Указанных документов административным ответчиком не представлено.
В обоснование соответствия оспариваемых решений принципу экономической обоснованности административный ответчик представил пояснительные записки к проекту решения и к проекту внесенных изменений, заключение об оценке регулирующего воздействия проекта нормативного акта, экономическое обоснование коэффициентов по арендной плате за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена по Тамбовскому району.
Между тем, представленное административным ответчиком экономическое обоснование по проекту решения N 488 составлено с нарушениями, а именно не подписано лицом его составившим, без даты его составления, в отсутствие сведений о заказчике. Приведенные в нем формулы при определении доходности земельных участков: одна из которой рассчитывается как произведение определенных коэффициентов, вторая - как сумма безрисковой ставки и премий за риск, и их элементы одни приведены в процентах, другие - в коэффициентах. Проверяемость использованных в формулах данных не обеспечена.
Анализа характеристик земельных участков, в том числе климата, экологии, рельефа местности, социально-экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояние жилищного фонда Тамбовского района и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате экономическое обоснование не содержит. Расчет процента от кадастровой стоимости земельного участка истца с помощью любой из формул, представленных в экономическом обосновании не дают результата 33,1.
Судом первой инстанции отчет N 2512-17 о проведенном исследовании, составленный 25 декабря 2017 г. сотрудником ООО ОПЦ "Альтаир" Ч. оценен по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации наряду с иными доказательствами по делу, в том числе, с его показаниями с учетом пояснений Сутягина С.С.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ч. составивший отчет пояснил, что пункты 3.2 и 3.3 технического задания к муниципальному контракту им не выполнялись в связи с отсутствием необходимых данных, анализ стоимости земельных участков проводился только для земельных участков под индивидуальное жилищное строительство. Кроме того, свидетель пояснил, что при проведении исследования руководствовался методикой Балтина В.Э. (из статьи "Развитие теоретико-методического подхода к определению арендной платы за использование земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена", опубликованной в журнале "Фундаментальные исследования" N 11 за 2017 г.), однако ввиду отсутствия тех сведений, которые были положены в основу этой методики он заменил их на иные.
Из представленного экономического обоснования по проекту решения N 609 - отчета N 2512-17 следует, что многофакторного анализа оценочных характеристик земельных участков, в том числе анализ климата, экологии, рельефа местности, социально - экономического положения, функционально-планировочной структуры, финансовых результатов деятельности предприятий, тенденции развития промышленности, строительства, торговли, состояния жилищного фонда Тамбовского района Тамбовской области и отдельных сельсоветов и расчетов величины коэффициентов по арендной плате представленный отчет не содержит. Формулы расчета коэффициентов по арендной плате в нем не имеется, имеется формула расчета арендной платы на странице 12 отчета, отдельные составляющие которой с экономической точки зрения не корректны и не имеют экономического обоснования. Использование такой формулы методологически с ссылкой на научные источники не обоснованно. В отчете не обеспечена прозрачность расчетов нет ссылки на источники, имеющаяся формула расчета арендной платы не содержит в себе доходности земельных участков. Производя расчет способом, указанным составителем отчета, невозможно получить в результате коэффициент в размере 44,8.
В ходе исследования отчета судом установлено, что представленный административным ответчиком отчет о проведении исследования по существу не содержит в себе всех необходимых данных, позволяющий рассчитать итоговый коэффициент, закрепленный в нормативном акте. В расчете отсутствует математическая логика, усматривается двойной счет.
С учетом изложенного, оспариваемые решения приняты без надлежащих экономических обоснований, что противоречит основным принципам определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности и собственность на которые не разграничена, установленные в постановлении Правительства Российской Федерации N 582.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Тамбовского областного суда от 25 июня 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тамбовского районного Совета народных депутатов Тамбовской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 13-АПГ18-12
Текст определения официально опубликован не был