Постановление Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 70-АД18-7
Судья Верховного Суда Российской Федерации Никифоров С.Б.,
рассмотрев жалобу начальника муниципального учреждения "Управление по труду и социальной защите населения администрации города Губкинского" Акимовой О.В. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка N 2 судебного района города окружного значения Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2018 года и постановление председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2018 года, вынесенные в отношении муниципального учреждения "Управление по труду и социальной защите населения администрации города Губкинского" (далее - учреждение) по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту дату постановления мирового судьи следует читать как "от 06.04.2018"
31 января 2018 года оперуполномоченным отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому в отношении учреждения составлен протокол 89 ЮЛ 002097 об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно указанному протоколу 29 января 2018 года учреждение не представило по мотивированным запросам отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому от 12 января 2018 года N 81/4-54 и от 22 января 2018 года N 81/4-779 сведения, право на получение которых предусмотрено Федеральным законом от 12 августа 1995 года N 144-ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности" и Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных", о получателях бюджетных денежных средств, выплаченных на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с 01 января 2015 года по 05 сентября 2017 года (л.д. 3).
Из материалов дела следует, что на запрос начальника отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому от 12 января 2018 года N 81/4-54 о предоставлении сведений о получателях бюджетных денежных средств, выплаченных на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, а также жилищной коммунальной выплате за период с 01 января 2015 года по 05 сентября 2017 года с отражением фамилии, имени, отчества, адреса проживания и номера телефона (л.д. 5) начальником учреждения был дан ответ от 15 января 2017 года N 34-1-10/33, согласно которому в предоставлении запрашиваемых данных было отказано (л.д. 6-7).
22 января 2018 года за исходящим номером 81/4-779 в адрес учреждения сотрудниками отдела экономической безопасности и противодействия коррупции ОМВД России по г. Губкинскому повторно направлен запрос о предоставлении вышеуказанных данных (л.д. 8).
29 января 2018 года за исходящим номером 34-1-10/93 в адрес ОМВД России по г. Губкинскому поступил ответ учреждения, согласно которому в предоставлении сведений отказано (л.д. 9-10).
Постановлением мирового судьи судебного участка N 2 судебного района города окружного значения Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2018 года учреждение признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.
Решением судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2018 года указанное постановление мирового судьи отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановлением председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2018 года решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2018 года отменено.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, начальник учреждения Акимова О.В. просит об отмене постановления мирового судьи судебного участка N 2 судебного района города окружного значения Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа от 09 апреля 2018 года и постановления председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2018 года, ссылаясь на их незаконность.
В соответствии с частью 2 статьи 30.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, принявший к рассмотрению жалобу, протест, в интересах законности имеет право проверить дело об административном правонарушении в полном объеме.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и ознакомившись с доводами жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Отменяя решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2018 года о прекращении производства по делу об административном правонарушении, председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа оставил без внимания, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит нормы, предусматривающей возможность отмены вступившего в законную силу постановления или решения по делу об административном правонарушении, если при этом ухудшается положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Согласно части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменение постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, если при этом усиливается административное наказание или иным образом ухудшается положение лица, в отношении которого вынесены указанные постановление, решение, не допускается.
Эта норма корреспондирует требованиям статьи 46, части 1 статьи 50, статьи 55 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с положениями статьи 4 Протокола N 7 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 января 1950 года), из которых следует, что произвольное изменение правового режима для лица, в отношении которого вынесено окончательное постановление, невозможно - поворот к худшему для осужденного (оправданного) при пересмотре вступившего в законную силу постановления, как правило, недопустим.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения в отношении учреждения дела об административном правонарушении, имели место 29 января 2018 года.
Согласно части 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляет три месяца.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях истечение срока давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица, производство по делу в отношении которого прекращено, обсуждаться не может, так как это ухудшает положение этого лица.
Вместе с тем в нарушение приведенных выше норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 12 сентября 2018 года, то есть за пределами срока давности привлечения учреждения к административной ответственности, председатель суда Ямало-Ненецкого автономного округа отменил решение судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2018 года, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении учреждения было прекращено, ухудшив тем самым положение названного лица.
Допущенное председателем суда Ямало-Ненецкого автономного округа нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не позволяет признать вынесенное им 12 сентября 2018 года постановление законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, постановление председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2018 года, вынесенное в отношении учреждения по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене с оставлением без изменения решения судьи Губкинского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 апреля 2018 года.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление председателя суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 12 сентября 2018 года, вынесенное в отношении муниципального учреждения "Управление по труду и социальной защите населения администрации города Губкинского" по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
С.Б. Никифоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 26 декабря 2018 г. N 70-АД18-7
Текст постановления официально опубликован не был