Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев по требованию граждан Д.П. Иванова, П.Л. Иванова и других вопрос о возможности принятия их жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. Решением суда общей юрисдикции, оставленным без изменения судом апелляционной инстанции, было отказано в удовлетворении требования граждан Д.П. Иванова, П.Л. Иванова, А.Н. Ивановой и Д.П. Михайловой - собственников квартиры в признанном аварийным многоквартирном доме к администрации города Брянска о признании права собственности на холодную пристройку, являющуюся частью квартиры. В передаче кассационных жалоб заявителей на указанные постановления для рассмотрения в судебном заседании судов кассационной инстанции, в том числе Верховного Суда Российской Федерации, также было отказано. Судами было установлено, что при приватизации квартиры условие договора о ее общей площади, не включающей площадь пристройки, заявителями не оспаривалось, истцам в порядке переселения из ветхого жилья предоставлялась квартира общей площадью, превышающей площадь имеющегося аварийного жилья, с учетом спорной пристройки, а также указано, что право собственности заявителей на пристройку, как не являющуюся самостоятельным объектом прав и относящуюся к принадлежащей истцам квартире, не оспаривается, нарушений их прав в рамках заявленных требований не усматривается.
В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации Д.П. Иванов, П.Л. Иванов, А.Н. Иванова и Д.П. Михайлова оспаривают часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.
По мнению заявителей, оспариваемое законоположение противоречит статье 40 (часть 1) Конституции Российской Федерации в той мере, в которой в силу своей неопределенности, непроведения различий между частями помещения, не включаемыми в общую площадь квартиры и не включаемыми в общую площадь жилого дома, допускает смешение видов частей помещения вспомогательного использования, исключение их из общей площади квартиры и создание препятствий в получении справедливой выкупной стоимости аварийного жилья.
Кроме того, заявители просят Конституционный Суд Российской Федерации взыскать с Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одному миллиону рублей каждому члену их семьи за каждый год после приватизации квартиры за необдуманное принятие данного Федерального закона.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Часть 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации, рассматриваемая во взаимосвязи с обеспечивающими защиту прав собственника изымаемого жилого помещения положениями части 7 статьи 32 указанного Кодекса, согласно которым при определении размера возмещения за жилое помещение в него включаются рыночная стоимость жилого помещения, рыночная стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду, а также исходя из установленных судом по делу с участием заявителей обстоятельств, сама по себе не может расцениваться как нарушающая их конституционные права.
Оценка же того, является ли спорная пристройка отапливаемой или холодной и к какой разновидности частей помещения вспомогательного использования она относится, является прерогативой судов общей юрисдикции, равно как и разрешение вопроса о возмещении государственными органами вреда, причиненного изданием закона, не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктами 1 и 2 статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Иванова Демьяна Павловича, Иванова Павла Леонидовича и других, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой и поскольку разрешение поставленного в ней вопроса Конституционному Суду Российской Федерации не подведомственно.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2018 г. N 3209-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Иванова Демьяна Павловича, Иванова Павла Леонидовича и других на нарушение их конституционных прав частью 5 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации"
Определение размещено на сайте Конституционного Суда РФ (http://www.ksrf.ru)