Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 44-АПГ18-32
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д. и Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Тюленевой Натальи Алексеевны о признании недействующим решения Думы Чайковского городского поселения от 15 февраля 2018 г. N 567 "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденные решением Думы Чайковского городского поселения от 21.09.2011 N 446"
по апелляционной жалобе Тюленевой Натальи Алексеевны на решение Пермского краевого суда от 23 августа 2018 г., которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Нефедова О.Н., возражения представителей Думы Чайковского городского поселения, Администрации Чайковского городского поселения, муниципального автономного учреждения культуры "Чайковский парк культуры и отдыха" - Чупиной М.И., общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" - Боброва А.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей, что решение суда отмене не подлежит, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Правила землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение" (далее также - Правила землепользования и застройки) утверждены решением Думы Чайковского городского поселения от 21 сентября 2011 г. N 446.
Решением Думы Чайковского городского поселения от 15 февраля 2018 г. N 567 (далее также - Решение N 567) в графическую часть приложений 1 и 2 Правил землепользования и застройки внесены изменения. В частности, сформированы границы территориальной зоны 0-2 "Общественно-деловая зона микрорайонов" за счет уменьшения территориальных зон Р-1 "Зона городских парков, скверов и набережных", Т-1 "Зона транспортных объектов", путем включения земельного участка в кадастровом квартале ... площадью 30 379,0 кв.м, расположенного по адресу: ... (пункт 1.1 Решения N 567); сформированы границы территориальной зоны 0-2 "Общественно-деловая зона микрорайонов" за счет уменьшения территориальных зон Р-1 "Зона городских парков, скверов и набережных", путем включения земельного участка в кадастровом квартале ..., площадью 2893,0 кв.м, расположенного по адресу: ... (пункт 1.2 Решения N 567).
Тюленева Н.В. обратилась в Пермский краевой суд с административным исковым заявлением о признании недействующим Решения N 567.
Требования мотивировала тем, что оспариваемый нормативным правовой акт, уменьшающий площадь особо охраняемой территории парковой зоны, не соответствует статьям 104, 105 Лесного кодекса Российской Федерации (далее также - ЛК РФ), статьям 94, 98 Земельного кодекса Российской Федерации (далее также - ЗК РФ) и статье 10 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее также - Закон N 172-ФЗ), принят с нарушением процедуры, предусмотренной положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ).
Решением Пермского краевого суда от 23 августа 2018 г. в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе Тюленева Н.А., ссылаясь на нарушение норм материального права, просит отменить судебный акт и принять новое решение об удовлетворении административного искового заявления. В обоснование ссылается на то, что перевод располагающихся в водоохранной зоне земель из рекреационной территориальной зоны Р-1 в зону 0-2 "Общественно-деловая зона микрорайонов" произведен в нарушение статьи 104 ЛК РФ, поскольку городской парк располагается в 50 м от р. Камы. Не соглашается с выводами суда о соответствии Решения N 567 статьям 94, 98 ЗК РФ и статье 10 Закона N 172-ФЗ.
Относительно изложенных в апелляционной жалобе доводов прокурором, участвовавшим в деле, Думой Чайковского городского поселения, Администрацией Чайковского городского поселения, Министерством строительства и архитектуры Пермского края, муниципальным автономным учреждением культуры "Чайковский парк культуры и отдыха", обществом с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Чайковский" (далее - ООО "Газпром трансгаз Чайковский") представлены возражения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Суд апелляционной инстанции рассмотрел административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ).
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения исходя из следующего.
Как следует из положений пункта 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", утверждение правил землепользования и застройки городского поселения является вопросом местного значения поселения.
До вступления в силу 9 июня 2018 г. Закона Пермского края от 26 марта 2018 г. N 212-ПК "О преобразовании Чайковского городского поселения в Чайковский городской округ" Чайковское городское поселение являлось муниципальным образованием со статусом городского поселения (статья 2 Закона Пермской области от 9 декабря 2004 г. N 1890-413 "Об утверждении границ и о наделении статусом муниципальных образований административной территории города Чайковского Пермского края", статья 1 Устава муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 30 января 2015 г. N 177).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений (пункт 8 статьи 1, часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
Решением Думы Чайковского городского поселения от 21 сентября 2011 г. N 446 утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Чайковское городское поселение".
Решением N 567 в графическую часть приложений 1 и 2 Правил землепользования и застройки внесены изменения, согласно которым сформированы границы территориальной зоны 0-2 "Общественно-деловая зона микрорайонов" за счет уменьшения территориальных зон Р-1 "Зона городских парков, скверов и набережных", Т-1 "Зона транспортных объектов", путем включения земельных участков площадью 30 379,0 кв.м и 2893,0 кв.м в кадастровом квартале ..., расположенных по адресу: ...
Как правильно установлено судом и усматривается из материалов дела, Решение N 567 принято уполномоченным органом, и по указанному основанию не оспаривается.
Изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ, суд первой инстанции сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения поданного Тюленевой Н.А. административного искового заявления, указав что внесенные в Правила землепользования и застройки изменения соответствуют градостроительному законодательству и приняты с соблюдением установленным им процедуры, в связи с чем не подлежат признанию недействующими.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Согласно части 1 статьи 33 ГрК РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 данного кодекса, которые в том числе содержат положения о том, что публичные слушания по проекту правил землепользования и застройки проводятся комиссией в порядке, определяемом уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, в соответствии со статьей 28 ГрК РФ и с частями 13 и 14 статьи 31 ГрК РФ (часть 12 статьи 31 ГрК РФ).
При этом основанием для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки является в том числе поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов (часть 2 статьи 33 ГрК РФ).
Как усматривается из материалов дела, рассмотрение вопроса о внесении изменений в Правила землепользования и застройки обусловлено обращением ООО "Газпром трансгаз Чайковский".
Постановлением главы администрации Чайковского городского поселения от 21 ноября 2017 г. N 2843 отделу строительства и архитектуры комитета по инфраструктуре городского хозяйства администрации Чайковского городского поселения поручено подготовить проект изменений в Правила землепользования и застройки, утвержден состав комиссии по подготовке проекта изменений в Правила землепользования и застройки, порядок ее деятельности, порядок направления в указанную комиссию предложений заинтересованных лиц о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, установлен срок подачи предложений по внесению изменений в Правила землепользования и застройки.
Публичные слушания по подготовленному проекту назначены постановлением главы администрации Чайковского городского поселения от 13 декабря 2017 г. N 3199.
Указанные постановления в установленном порядке были опубликованы в официальном периодическом печатном издании - газете "Чайковский вестник" и размещены на официальном сайте муниципального образования "Чайковское городское поселение" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" http://chaikovskiy.ru.
Информационное сообщение о проведении публичных слушаний вместе с проектом изменений в Правила землепользования и застройки опубликованы в газете "Чайковский вестник" 15 декабря 2017 г. и размещены на официальном сайте муниципального образования 21 декабря 2017 г.
Постановление главы администрации Чайковского городского поселения от 21 декабря 2017 г. N 3312 относительно изменения времени и места проведения публичных слушаний также надлежащим образом было опубликовано.
Согласно статье 5 ГрК РФ физические лица являются субъектами градостроительных правоотношений, право на участие в которых реализуется через предусмотренную градостроительным законодательством процедуру проведения публичных слушаний при принятии государственными органами и органами местного самоуправления решений, затрагивающих права граждан и организаций, в том числе при осуществлении ими мероприятий по градостроительному планированию.
Публичные слушания являются процедурой выявления именно мнения либо ясно выраженных расхождений во мнениях, имеющих также коллективный, а не индивидуальный характер. Конституционный Суд Российской Федерации подчеркивает, что публичные слушания не являются формой осуществления власти населением, тем не менее они предоставляют каждому, кого может затронуть предполагаемое решение, правомочие на принятие которого принадлежит компетентным органам и должностным лицам, возможность участвовать в его обсуждении независимо от наличия специальных знаний либо принадлежности к определенным организациям и объединениям; конечная цель такого обсуждения - выработка рекомендаций по общественно значимым вопросам либо получение общественной оценки правового акта.
В силу изложенного вывод суда первой инстанции о соблюдении уполномоченным органом местного самоуправления порядка организации и проведения публичных слушаний является правомерным.
Применительно к административному истцу соблюдение его прав подтверждается самим фактом участия в открытых обсуждениях в рамках публичных слушаний.
Доводы жалобы о противоречии положениям Лесного кодекса Российской Федерации внесенных в графическую часть приложений 1 и 2 Правил землепользования и застройки изменений Судебной коллегией отклоняются.
В соответствии с подпунктами "в.1", "г" пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ лесопарковые зоны и городские леса относятся к защитным лесам. Исходя из взаимосвязанных положений статей 102, 104, 105, 106 ЛК РФ устанавливается запрет осуществления в защитных лесах деятельности, несовместимой с их целевым назначением и полезными функциями, в том числе размещение объектов капитального строительства, и не допускается изменение границ лесопарковых зон и городских лесов, которое может привести к уменьшению их площади.
Между тем, согласно действовавшей на момент внесения оспариваемых изменений редакции Генерального плана муниципального образования "Чайковское городское поселение", утвержденного решением Думы Чайковского городского поселения от 15 декабря 2010 г. N 365 (далее также - Генеральный план), земельные участки в кадастровом квартале ... за счет которых были сформированы новые границы территориальной зоны 0-2 "Общественно-деловая зона микрорайонов", относились к функциональной зоне Р-1 "Зона городских парков, скверов и набережных".
Сведения о том, что указанные территории когда-либо относились к категории защитных лесов, в материалах дела отсутствуют, в связи с чем установленный статьями 102, 104, 105, 106 ЛК РФ правой режим на них не распространяется. Следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивал вопросы изменения границ защитных лесов.
Поскольку земельные участки, градостроительные регламенты которых были изменены Решением N 567, относятся к категории земель населенных пунктов, оснований для применения в рассматриваемом деле статей 94, 98 ЗК РФ и Закона N 172-ФЗ у суда первой инстанции не имелось.
Согласно положениям части 3 статьи 9, частей 9 и 10 статьи 31, пункта 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ должен быть соблюден принцип соответствия правил землепользования и застройки генеральному плану.
В настоящее время установленная Решением N 567 для упомянутых в нем земельных участков территориальная зона соответствует функциональной зоне, предусмотренной Генеральным планом в редакции решения Думы Чайковского городского поселения от 9 августа 2018 г. N 631. В связи с устранением на момент рассмотрения дела в суде имевшего место нарушения оспариваемого акта органа местного самоуправления пункту 2 части 1 статьи 34 ГрК РФ требования административного истца удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционной жалобы повторяют доводы административного искового заявления, которым суд дал надлежащую правовую оценку.
Выводы суда аргументированы, основаны на правильной оценке фактических обстоятельств и на положениях приведенных норм материального права.
Установив, что оспариваемые нормативные правовые акты не противоречат федеральному закону или другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд на основании статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации правомерно принял решение об отказе в удовлетворении соответствующего административного искового заявления.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Пермского краевого суда от 23 августа 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Тюленевой Натальи Алексеевны - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 44-АПГ18-32
Текст определения официально опубликован не был