Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. N 26-КГ18-65
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Фролкиной С.В.,
судей Кириллова В.С. и Жубрина М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 января 2019 г. гражданское дело по иску Гандалоева Бамат-Гирея Яхьяевича к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия, Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, обязании возобновить выплаты с даты прекращения, по встречному иску Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия к Гандалоеву Бамат-Гирею Яхьяевичу о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Гандалоеву Бамат-Гирею Яхьяевичу, и о возложении обязанности сдать данный документ
по кассационной жалобе представителей Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия по доверенности Баргсинхоевой Лидии Хамзатовны и Курсаева Александра Викторовича на решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 февраля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 апреля 2018 г., которыми исковые требования удовлетворены, в удовлетворении встречного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Кириллова В.С., выслушав объяснения представителя Министерства внутренних дел по Республике Ингушетия Торгушиной Н.В., поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на кассационную жалобу Гандалоева Б.-Г.Я.,
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Гандалоев Б.-Г.Я. обратился 23 ноября 2017 г. в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Ингушетия (далее - МВД по Республике Ингушетия), Государственному учреждению - отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее также - ОПФР по Республике Ингушетия, пенсионный орган) о признании недействительным решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий и обязании возобновить выплату с даты прекращения.
В обоснование требований Гандалоев Б.-Г.Я. ссылался на то, что с 3 апреля 1995 г. по 30 июня 1999 г. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях. В период с 3 марта 1995 г. по 30 июня 1999 г. он принимал участие в выполнении служебных задач по ликвидации последствий вооруженного осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.
14 декабря 2007 г. МВД по Республике Ингушетия Гандалоеву Б.-Г.Я. было выдано удостоверение ветерана боевых действий, дающее право на получение льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
С момента выдачи удостоверения ветерана боевых действий Гандалоев Б.-Г.Я. получал пенсию за выслугу лет в повышенном размере с учетом надбавки, предусмотренной пунктом "г" статьи 45 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (название закона приводится в редакции, действующей на момент обращения Гандалоева Б.-Г.Я. в суд с настоящим иском; далее - Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I), ему производилась ежемесячная денежная выплата, предусмотренная статьей 23.1 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 10 февраля 2017 г. Гандалоеву Б.-Г.Я. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (далее - комиссия МВД по Республике Ингушетия) проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Гандалоеву Б.-Г.Я. без достаточных оснований, в связи с чем ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий ему прекращена. В письме содержалась просьба сдать соответствующее удостоверение для его уничтожения. На основании данного указания ОПФР по Республике Ингушетия приостановило осуществление Гандалоеву Б.-Г.Я. ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий.
По мнению Гандалоева Б.-Г.Я., данное решение комиссии МВД по Республике Ингушетия является незаконным ввиду того, что она не наделена соответствующими полномочиями по аннулированию таких удостоверений и решению вопроса о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. С его стороны отсутствуют какие-либо виновные действия при получении удостоверения ветерана боевых действий. Обращаясь с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий он никаких документов кроме фотографий не представлял, приказы МВД по Республике Ингушетия, на основании которых он привлекался к выполнению служебных задач в условиях вооруженного конфликта, ввиду своей секретности на тот момент на руки не выдавались, но, как он полагал, имеются в кадровом подразделении МВД по Республике Ингушетия.
Кроме того, в обоснование вывода о незаконности решения об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты Гандалоев Б.-Г.Я. ссылался на то, что его право на получение удостоверения ветерана боевых действий подтверждено вступившим в законную силу решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2005 г., которым удовлетворены его исковые требования о взыскании с МВД по Республике Ингушетия задолженности по дополнительному денежному содержанию за выполнение задач в зоне чрезвычайного положения и о зачете в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении периода фактического выполнения служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта октября - ноября 1992 г.
Также Гандалоев Б.-Г.Я. полагал, что решение Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 17 октября 2005 г. по делу по иску Костоева М.С. и других сотрудников МВД по Республике Ингушетия о признании незаконным отказа в выдаче удостоверения ветерана боевых действий имеет преюдициальное значение при решении вопроса о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий.
МВД по Республике Ингушетия предъявило встречный иск к Гандалоеву Б.-Г.Я. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий и возложении на него обязанности сдать этот документ, указав в обоснование иска на то, что документальное подтверждение факта участия Гандалоева Б.-Г.Я. в боевых действиях отсутствует, при этом сотрудники органов внутренних дел, выполнявшие задачи по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта на территории Республики Северная Осетия-Алания и Республики Ингушетия, в силу положений Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" к ветеранам боевых действий не относятся, само по себе нахождение Гандалоева Б.-Г.Я. в зоне вооруженного конфликта на приграничной территории к Чеченской Республике не означает фактическое его участие в боевых действиях и не является основанием для выдачи ему удостоверения ветерана боевых действий.
Решением Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 февраля 2018 г. исковые требования Гандалоева Б.-Г.Я. удовлетворены. Суд признал недействительным решение МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Гандалоеву Б.-Г.Я., и о прекращении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий. На МВД по Республике Ингушетия возложена обязанность в течение трех рабочих дней со дня вступления в силу данного решения суда отменить решение об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, выданного Гандалоеву Б.-Г.Я., и возобновить осуществление ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий с 14 ноября 2017 г. В удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 апреля 2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Верховный Суд Российской Федерации кассационной жалобе представителей МВД по Республике Ингушетия по доверенности Баркинхоевой Л.Х. и Курсаева А.В. ставится вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены судебных постановлений, как незаконных.
По результатам изучения доводов кассационной жалобы представителей МВД по Республике Ингушетия судьёй Верховного Суда Российской Федерации Кирилловым В.С. 29 августа 2018 г. дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и его же определением от 7 декабря 2018 г. кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.
В судебное заседание Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации представитель ОПФР по Республике Ингушетия, надлежаще извещённый о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явился, о причинах неявки не сообщил. На основании статьи 385 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя пенсионного органа.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены в кассационном порядке судебных постановлений.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (статья 387 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о том, что при рассмотрении настоящего дела имеются такого характера существенные нарушения норм материального права, допущенные судами первой и апелляционной инстанций, и они выразились в следующем.
Судом установлено и усматривается из материалов дела, что Гандалоев Б.-Г.Я. проходил службу в органах внутренних дел Республики Ингушетия на различных должностях.
Согласно приказу начальника Малгобекского городского отдела внутренних дел от 8 октября 1998 г. N 1726 сотрудники Малгобекского городского отдела внутренних дел, в том числе Гандалоев Б.-Г.Я., были откомандированы для несения службы на приграничной зоне с Чеченской Республикой на 61 сутки.
Решением Назрановского районного суда Республики Ингушетия от 28 февраля 2005 г. удовлетворены исковые требования Гандалоева Б.-Г.Я. к МВД по Республике Ингушетия о взыскании задолженности по дополнительным денежным выплатам. С МВД по Республике Ингушетия в пользу Гандалоева Б.-Г.Я. взыскана задолженность по денежному довольствию с учетом индексации в размере 508 828,16 руб., на ответчика возложена обязанность произвести зачет в выслугу лет истца для назначения пенсии периодов фактического выполнения им служебных задач по ликвидации последствий осетино-ингушского конфликта в октябре - ноябре 1992 г. из расчета один месяц привлечения к выполнению задач за три месяца службы.
Гандалоев Б.-Г.Я. обратился в МВД по Республике Ингушетия с заявлением о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий и просил рассмотреть вопрос о выдаче ему удостоверения ветерана боевых действий в связи с выполнением им задач в зоне вооруженного конфликта.
14 декабря 2007 г. Гандалоеву Б.-Г.Я. МВД по Республике Ингушетия выдано удостоверение ветерана боевых действий, в котором указано, что предъявитель удостоверения имеет права и льготы, предусмотренные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Письмом временно исполняющего обязанности начальника управления по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия от 10 февраля 2017 г. Гандалоеву Б.-Г.Я. было сообщено о том, что комиссией МВД по Республике Ингушетия проведена проверка обоснованности и правомерности выдачи удостоверений ветерана боевых действий. По результатам проверки установлено, что удостоверение ветерана боевых действий было выдано Гандалоеву Б.-Г.Я. ошибочно, то есть без достаточных оснований, в связи с чем в настоящее время ему прекращена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий, которая производится через ОПФР по Республике Ингушетия, и предписано сдать удостоверение в управление по работе с личным составом МВД по Республике Ингушетия. Гандалоеву Б.-Г.Я. также разъяснено, что в случае предоставления им на рассмотрение комиссии МВД по Республике Ингушетия документов, подтверждающих участие в боевых действиях, вопрос о выплате может быть рассмотрен в установленном порядке.
14 ноября 2017 г. в адрес Гандалоева Б.-Г.Я. было направлено уведомление из Государственного учреждения - Центра по назначению, перерасчету и выплате пенсий Пенсионного фонда Российской Федерации в Республике Ингушетия о приостановлении ему ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий на основании письма МВД по Республике Ингушетия от 10 февраля 2017 г.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования Гандалоева Б.-Г.Я. о признании незаконным решения комиссии МВД по Республике Ингушетия об аннулировании необоснованно выданного удостоверения ветерана боевых действий и о прекращении ежемесячной денежной выплаты как ветерану боевых действий, суд первой инстанции, ссылаясь на положения Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Инструкции о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763, Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от 7 мая 2004 г. N 282, постановления Правительства Российской Федерации от 9 февраля 2004 г. N 65 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим и сотрудникам федеральных органов исполнительной власти, участвующим в контртеррористических операциях и обеспечивающим правопорядок и общественную безопасность на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации", исходил из того, что нормативные правовые акты, подлежащие применению к спорным отношениям, не предусматривают возможности повторной оценки обоснованности принятого уполномоченным органом решения о наделении гражданина статусом ветерана боевых действий и выдаче соответствующего удостоверения и не уполномочивают МВД по Республике Ингушетия признавать удостоверения ошибочно выданными, а равно производить их изъятие на этом основании.
По мнению суда первой инстанции, решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты может быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц.
Отказывая в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Гандалоеву Б.-Г.Я. о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, об обязании сдать данный документ, суд первой инстанции исходил из того, что МВД по Республике Ингушетия осуществило комплекс мер, связанных с признанием за Гандалоевым Б.-Г.Я. права на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему соответствующего удостоверения, и на протяжении длительного периода (с 2007 по 2017 год) МВД по Республике Ингушетия не оспаривало наличие у Гандалоева Б.-Г.Я. статуса ветерана боевых действий.
С выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения, и сделаны с существенным нарушением норм процессуального права.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства (часть 1 статьи 7) гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права к компетенции законодателя (часть 2 статьи 39).
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах"), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учетом их заслуг перед обществом и государством.
Федеральный закон "О ветеранах" к ветеранам боевых действий относит военнослужащих, в том числе уволенных в запас (отставку), военнообязанных, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работников указанных органов, работников Министерства обороны СССР и работников Министерства обороны Российской Федерации, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленных в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавших участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3).
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к названному федеральному закону (пункт 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
В разделе III этого перечня к числу территорий и периодов ведения боевых действий отнесены в том числе: выполнение задач в условиях вооружённого конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесённых к зоне вооружённого конфликта: с декабря 1994 года по декабрь 1996 года; выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона: с августа 1999 года.
Согласно подпунктам 1-5 пункта 1 статьи 13 Федерального закона "О ветеранах" социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации, получение ежемесячной денежной выплаты, предоставление жилых помещений, компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, оказание медицинской помощи и протезно-ортопедической помощи.
Статьей 16 Федерального закона "О ветеранах" определены меры социальной поддержки ветеранов боевых действий.
К числу таких мер социальной поддержки относятся льготы по пенсионному обеспечению, предоставляемые ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1-4 пункта 1 статьи 3 данного федерального закона, в соответствии с законодательством, а также право на ежемесячную денежную выплату ветеранам боевых действий, установленное подпунктом 3 пункта 1 статьи 23.1 этого федерального закона.
Статьей 28 Федерального закона "О ветеранах" определено, что реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 г. или Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенных положений Федерального закона "О ветеранах" Правительством Российской Федерации постановлением от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" были утверждены: единый образец бланка удостоверения ветерана боевых действий; описание бланка удостоверения ветерана боевых действий; инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий (далее - Инструкция).
Пунктом 1 Инструкции предусмотрено, что удостоверение ветерана боевых действий, выдаваемое лицам, указанным в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", является документом, подтверждающим право на предоставление им мер социальной поддержки.
В силу пункта 2 Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти (федеральных государственных органах) и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" Министерством внутренних дел Российской Федерации (далее также - МВД России) разработана и утверждена приказом от 7 мая 2004 г. N 282 Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - Инструкция о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Данная Инструкция, как указано в ее пункте 1, определяет порядок выдачи в системе МВД России удостоверений ветерана боевых действий лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, работникам органов внутренних дел, военнослужащим и лицам гражданского персонала внутренних войск МВД России, гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России, иных государственных органов, правопреемником которых является МВД России, из числа лиц, указанных в подпунктах 1-6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ.
Сотрудникам и работникам территориальных органов МВД России, образовательных, научных, медико-санитарных и санаторно-курортных организаций системы МВД России, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, удостоверения оформляются и выдаются через кадровые подразделения территориальных органов МВД России на региональном уровне по месту дислокации таких подразделений при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел (подпункт 2.2 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Гражданам, уволенным из органов внутренних дел (внутренних войск) МВД России с правом на пенсию, удостоверения оформляются и выдаются через соответствующие пенсионные подразделения МВД России, осуществляющие их пенсионное обслуживание, при наличии подтверждающих документов, поступающих из кадровых подразделений соответствующих органов внутренних дел и кадровых подразделений воинских формирований внутренних войск МВД России по соответствующим запросам пенсионных подразделений (подпункт 2.4 пункта 2 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий).
Перечень подтверждающих документов, необходимых для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, установлен пунктом 3 Инструкции о порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
Из приведенных нормативных положений следует, что наделение гражданина статусом ветерана боевых действий с выдачей соответствующего удостоверения является результатом совершения ряда действий, в том числе связанных с установлением уполномоченным органом на основании представленных документов права гражданина на приобретение этого статуса. Решение о выдаче гражданину удостоверения ветерана боевых действий, являющегося документом, подтверждающим право на предоставление мер социальной поддержки, принимается уполномоченными государством органами на основе полной и всесторонней оценки фактических обстоятельств, с которыми закон связывает возникновение права на получение такого статуса, и в строгом соответствии с установленными требованиями.
Исходя из пунктов 1,5, 13, 14 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21 декабря 2016 г. N 699, МВД России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел. При этом МВД России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через органы внутренних дел. В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию; организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России. В состав органов внутренних дел входят в том числе центральный аппарат МВД России, территориальные органы МВД России.
Аналогичное правовое регулирование содержалось в Положении о МВД России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248 и действовавшем до 21 декабря 2016 г.
Таким образом, МВД России и его территориальные органы, одним из которых является МВД по Республике Ингушетия, в силу приведенных правовых норм, в том числе Федерального закона "О ветеранах" и постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", уполномочены производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России и обязаны осуществлять действия, направленные на реализацию требований законодательства о недопустимости необоснованной выдачи данных удостоверений.
Положением о МВД по Республике Ингушетия, утвержденным приказом МВД России от 27 апреля 2011 г. N 253 и действовавшим в период издания приказа МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501, было предусмотрено, что МВД по Республике Ингушетия осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами МВД России (подпункт 49 пункта 12).
Подпунктом 11 пункта 13 названного положения закреплено право МВД по Республике Ингушетия в целях реализации своих полномочий образовывать координационные, консультативные, экспертные и совещательные органы (советы, комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
В действующем в настоящее время Положении о МВД по Республике Ингушетия, утвержденном приказом МВД России от 26 июля 2017 г. N 535, установлено сходное приведенному правовое регулирование (подпункт 60 пункта 13 и подпункт 11 пункта 14).
В целях практической реализации норм Федерального закона "О ветеранах", постановления Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий", приказа МВД России от 7 мая 2004 г. N 282 "О порядке выдачи удостоверений ветерана боевых действий в системе МВД России" приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201 утверждено Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий (пункт 1 и подпункт 16.1 пункта 16 данного положения, далее также - Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
К основным задачам комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий отнесено, в том числе рассмотрение материалов по выдаче удостоверений ветерана боевых действий (подпункт 16.2 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия). При рассмотрении вопросов комиссия имеет право: запрашивать от подразделений внутренних дел, воинских частей, военных комиссариатов и архивов в установленном порядке необходимые документы, требующиеся для принятия решений комиссией; принимать решения по существу поставленных вопросов (подпункты 17.1, 17.2 пункта 17 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия).
Приказом МВД по Республике Ингушетия от 27 сентября 2016 г. N 501 в пределах предоставленных МВД по Республике Ингушетия полномочий, что также подтверждено кассационным определением Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 17 августа 2018 г. N 26-КГ18-22, в Положение о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, утвержденное приказом МВД по Республике Ингушетия от 14 апреля 2016 г. N 201, были внесены изменения, а именно его пункт 16 дополнен подпунктом 16.6, которым к основным задачам комиссии были отнесены дополнительные функции, такие как проверка и пересмотр материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организация работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий, а также по прекращению в установленном порядке ежемесячной денежной выплаты в случае утраты оснований для получения удостоверения ветерана боевых действий.
Необходимость предоставления МВД по Республике Ингушетия перечисленных в подпункте 16.6 пункта 16 Положения о комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий полномочий обусловлена имеющейся у МВД по Республике Ингушетия обязанностью по осуществлению проверки наличия оснований для выдачи удостоверения ветерана боевых действий, принятию решений по результатам такой проверки и направлена на исключение случаев необоснованной выдачи такого удостоверения, а равно на выявление ошибок, выразившихся в наделении соответствующим правовым статусом граждан без законных к тому оснований. Данная деятельность МВД по Республике Ингушетия, в том числе комиссии МВД по Республике Ингушетия по рассмотрению документов для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, не носит произвольного характера, а имеет целью обеспечение соблюдения требований законодательства, регулирующего порядок выдачи лицам удостоверений ветерана боевых действий.
Поскольку МВД по Республике Ингушетия уполномочено производить оформление и выдачу удостоверений ветерана боевых действий и в связи с этим на него возложена обязанность осуществлять действия, направленные на проверку материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий лицам, получившим соответствующий статус, то в силу приведённого выше правового регулирования в случае выявления факта необоснованной выдачи таких удостоверений МВД по Республике Ингушетия организует работу по их аннулированию и изъятию, а также по прекращению предоставления социальных гарантий при утрате законных оснований для получения лицом статуса ветерана боевых действий, то есть исправляет таким образом допущенные ранее при выдаче удостоверений ошибки.
Как отметил Европейский Суд по правам человека, в качестве общего принципа органы власти не должны быть лишены права исправления ошибок, особенно вызванных их собственной небрежностью; в противном случае нарушался бы принцип недопустимости неосновательного обогащения; это также было бы несправедливым по отношению к другим участникам системы социального обеспечения, в особенности по отношению к тем, кому было отказано в назначении выплат (пособия) по причине их несоответствия установленным законом требованиям, и, наконец, могло бы повлечь ненадлежащее распределение ограниченных общественных средств, что само по себе противоречило бы публичному интересу (постановление от 15 сентября 2009 г. по делу "Москаль (Moskal) против Польши").
Определение же правовых способов исправления таких ошибок независимо от срока, прошедшего после их совершения, является не только правом, но и обязанностью государства.
Между тем суды первой и апелляционной инстанций положения приведённых нормативных актов в их взаимосвязи с правовой позицией Европейского Суда по правам человека не учли, вследствие чего пришли к ошибочному выводу об отсутствии у МВД по Республике Ингушетия полномочий по проверке и пересмотру материалов, послуживших основанием для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, организации работы по аннулированию и изъятию необоснованно выданных удостоверений ветерана боевых действий.
Суждение судебных инстанций о том, что решение о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Гандалоеву Б.-Г.Я., и, как следствие, о прекращении ежемесячной денежной выплаты Гандалоеву Б.-Г.Я. как ветерану боевых действий могло быть принято только судом по заявлению заинтересованных лиц, не основано на нормах закона и противоречит приведённому правовому регулированию спорных отношений.
При таких обстоятельствах нельзя признать основанной на законе и ссылку суда в обоснование отказа в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным удостоверения ветерана боевых действий, выданного Гандалоеву Б.-Г.Я., на то, что МВД по Республике Ингушетия ранее признало за Гандалоевым Б.-Г.Я. право на льготы как за ветераном боевых действий с выдачей ему удостоверения ветерана боевых действий бессрочно и на протяжении длительного периода (с 2007 по 2017 год) не оспаривало наличие у истца статуса ветерана боевых действий.
С учётом подлежащих применению к спорным отношениям норм материального права, регулирующих порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий, юридически значимым, подлежащим выяснению и доказыванию как для разрешения иска Гандалоева Б.-Г.Я. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий, так и для разрешения встречного иска МВД по Республике Ингушетия к Гандалоеву Б.-Г.Я. о признании недействительным выданного ему удостоверения ветерана боевых действий являлось установление судом обстоятельств наличия у Гандалоева Б.-Г.Я. права на получение звания ветерана боевых действий, а также соблюдения процедуры выдачи Гандалоеву Б.-Г.Я. удостоверения, в частности того, имелись ли в комиссии МВД по Республике Ингушетия соответствующие материалы, послужившие основанием для приобретения истцом статуса ветерана боевых действий и выдачи Гандалоеву Б.-Г.Я. удостоверения ветерана боевых действий.
Однако в нарушение положений норм материального права и требований статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие оснований для выдачи Гандалоеву Б.-Г.Я. удостоверения ветерана боевых действий и соблюдение процедуры оформления и выдачи истцу такого удостоверения, судом не устанавливались, предметом обсуждения не являлись и, соответственно, правовой оценки согласно правилам, установленным статьями 67, 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не получили, в связи с чем выводы суда об удовлетворении иска Гандалоева Б.-Г.Я. и об отказе в удовлетворении встречного иска МВД по Республике Ингушетия являются неправомерными.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции и апелляционное определение суда апелляционной инстанции нельзя признать законными, поскольку они приняты с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, повлиявшими на исход дела, без их устранения невозможны восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов заявителей, что согласно статье 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены указанных судебных постановлений и направления дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду следует разрешить исковые требования Гандалоева Б.-Г.Я. о признании незаконным решения МВД по Республике Ингушетия об аннулировании удостоверения ветерана боевых действий и встречные исковые требования МВД по Республике Ингушетия о признании недействительным выданного Гандалоеву Б.-Г.Я. удостоверения ветерана боевых действий в соответствии с подлежащими применению к спорным отношениям сторон нормами права, требованиями процессуального закона и установленными по делу обстоятельствами.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьями 387, 388, 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила:
решение Магасского районного суда Республики Ингушетия от 13 февраля 2018 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Ингушетия от 19 апреля 2018 г. отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции - Магасский районный суд Республики Ингушетия.
Председательствующий |
Фролкина С.В. |
Судьи |
Кириллов В.С. |
|
Жубрин М.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. N 26-КГ18-65
Текст определения официально опубликован не был