Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2018 г. N ПР 12-360/12-04
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2018 год проведено контрольное мероприятие "Проверка результативности и эффективности расходования в 2016 - 2017 годах и истекшем периоде 2018 года бюджетных ассигнований федерального бюджета, направленных на финансовое обеспечение государственных услуг по реализации образовательными организациями высшего образования образовательных программ"" в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева" (далее - Университет, МСХА имени К.А. Тимирязева).
1. По результатам указанного контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения.
1.1. В нарушение статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на 136 объектов недвижимого имущества МСХА имени К.А. Тимирязева.
1.2. В нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", в соответствии с которой данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета, абзаца 3 пункта 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений", утвержденной приказом Минфина России от 1 декабря 2010 г. N 157н (далее - Инструкция 157н), согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения, в бухгалтерском учете МСХА имени К.А. Тимирязева не отражен факт поставки оборудования по контракту от 20 декабря 2017 г. N 292-11/ЭА44/17 с ООО "ЦИФРА" на сумму 17 904,6 тыс. рублей.
1.3. В нарушение требований пункта 333 Инструкции N 157н на забалансовом счете 01 "Имущество, полученное в пользование" в отчетности МСХА имени К.А. Тимирязева за 2016 и 2017 годы не учтены временно предоставленные учреждению под общежитие для студентов 75 квартир по адресу: г. Москва, ул. Маршала Голованова, д. N 7.
1.4. В нарушение абзаца 2 пункта 71 Инструкции N 157н земельные участки, используемые Университетом на праве постоянного (бессрочного) пользования, учтены по стоимости, не соответствующей кадастровой стоимости из Единого государственного реестра недвижимости, что повлекло завышение стоимости непроизведенных активов на сумму 6 883 247,3 тыс. рублей.
В нарушение статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", согласно которой каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а также пунктов 72, 73 и 74 Инструкции N 157н, определяющих порядок принятия к учету объектов непроизведенных активов, Университетом не принят и не оформлен соответствующими первичными учетными документами 1 земельный участок площадью 15 тыс. кв. м. (кадастровый номер 69:11:0000022:690).
1.5. В нарушение пункта 53 Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 16 декабря 2010 г. N 174н (далее - Инструкция N 174н), затраты на реконструкцию общежитий по адресу Дмитровское шоссе, д. 47, корп. 1 и корп. 2 в сумме 5 333,3 тыс. рублей отражены на счете 10600000 "Вложения в нефинансовые активы" вместо их отнесения на увеличение стоимости основных средств (счет 10100000 "Основные средства"), что предусматривается при завершении работ и получении разрешения на ввод объектов в эксплуатацию. Фактически реконструкция объектов завершена в 2014 году и после получения соответствующих разрешений общежития эксплуатируются.
1.6. В ходе контрольного мероприятия установлено, что помещениями в здании по адресу Лиственничная аллея, д. 12, стр. 4 и в общежитии N 2, закрепленными на праве оперативного управления за Университетом, пользуются федеральное государственное казенное учреждение "2 отряд противопожарной службы по городу Москве" и участковый уполномоченный полиции. Документы, подтверждающие правовые основания использования помещений (договор аренды или безвозмездного пользования, согласие собственника) отсутствуют, что является нарушением пункта 1 статьи 161 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
1.7. В нарушение части 6 статьи 13 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", а также пункта 5 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утвержденной приказом Минфина от 25 марта 2011 г. N 33н, согласно которым бухгалтерская (финансовая) отчетность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, МСХА имени К.А. Тимирязева сводная бухгалтерская отчетность за 2016 и 2017 годы сформирована без учета показателей деятельности Ереванского филиала.
1.8. В нарушение пункта 134 Инструкции N 157н, согласно которому счет 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг" предназначен для учета операций по формированию себестоимости готовой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также пунктов 58 - 67 Инструкции N 174н, предусматривающих порядок формирования в денежном выражении информации о затратах на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг и хозяйственных операций, осуществляемых с ними, МСХА имени К.А. Тимирязева затраты на оказание услуг (выполнение работ) за счет субсидии на выполнение государственного задания в 2016 году в сумме 1 832 633,6 тыс. рублей не отражались на счете 10900 "Затраты на изготовление готовой продукции, выполнение работ, услуг". Учетной политикой Университета предусмотрено отнесение расходов на выполнение государственных услуг за счет субсидии на выполнение государственного задания на счет 40120 "Расходы текущего финансового года".
1.9. В нарушение положений части 2 статьи 105 Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 188-ФЗ, согласно которой договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения, 7 квартир в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Маршала Голованова, д. N 7 предоставлены для проживания 22 гражданам, не связанным с МСХА имени К.А. Тимирязева указанными отношениями.
1.10. В нарушение пункта 15 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, Университет в проверяемый период осуществлял образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам в части проведения практики обучающихся и занятий по предмету "Физическая культура" по адресам, не указанным в приложении к лицензии от 10 октября 2014 г. N 1099 на осуществление образовательной деятельности (Сергиево-Посадский район, д. Селково; г. Москва ул. Верхняя аллея, 12 корпус 2; ул. Лиственничная аллея, д. 12/2 (учебно-спортивный комплекс); ул. Лиственничная аллея, д. 8 (спортивный комплекс (теннисный корт); ул. Большая Академическая, д. 44 (спортивный зал); ул. Лиственничная аллея, д. 18, корпус 1 (спортивный зал); ул. Дмитровское шоссе, д. 47 (зал бокса); ул. Прянишникова, д. 4, строение 1 (тренажерный зал); ул. Верхняя аллея, д. 6/11 (стрелковый тир); ул. Лиственничная аллея, д. 12а (стадион).
2. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. В ходе проверки МСХА имени К.А. Тимирязева установлены факты неэффективного использования имущества:
2.1.1. Оборудование для подготовки специалистов среднего звена на сумму 45 864,9 тыс. рублей, закупленное в 2017 году за счет субсидии на иные цели, в 2017 и 2018 году не установлено и не использовалось.
2.1.2. Неэффективно использовались 45 объектов федерального имущества балансовой стоимостью 122 558,9 тыс. рублей, в том числе:
- в 2016 и 2017 годах не использовались 39 объектов недвижимого имущества Университета общей балансовой стоимостью 108 070,6 тыс. рублей. Затраты на содержание не используемого имущества составили в 2016 году 20 260,7 тыс. рублей, в 2017 году - 17 346,6 тыс. рублей.
- на балансе МСХА имени К.А. Тимирязева числятся 6 нежилых помещений общей площадью 823,8 кв. м и балансовой стоимостью 14 488,3 тыс. рублей, право собственности Российской Федерации на которые не зарегистрировано. Нежилые помещения до настоящего времени не используются, при этом облагаются налогом на имущество, который составил в 2016 году 228,4 тыс. рублей, в 2017 году - 222,5 тыс. рублей.
2.2. МСХА имени К.А. Тимирязева не в полном объеме проводятся мероприятия по сохранению объектов историко-культурного наследия народов Российской Федерации. По 2 объектам из 10 проекты реставрации не прошли историко-культурную экспертизу, по 2 объектам - не заключены договоры на создание проектов реставрации при том, что по объекту "Ферма, конец XVIII в." еще в 1 квартале 2017 года должны быть выполнены все противоаварийные работы.
2.3. В проверенном периоде МСХА имени К.А. Тимирязева не принимало действенных мер по взиманию просроченной задолженности по арендной плате по 16 договорам, окончившим свое действие в 2017 году, по которым на 1 января 2018 года сложилась дебиторская задолженность на общую сумму 25 314,1 тыс. рублей.
Кроме того, Университетом по отношению к недобросовестным арендаторам не применялись меры ответственности, предусмотренные договорами аренды, в том числе штрафные санкции за несоблюдение порядка и срока уплаты арендных платежей.
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева" надлежит выполнить следующие требования:
1) направить в уполномоченный федеральный орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, документы для государственной регистрации права оперативного управления на недвижимое имущество в соответствии с требованиями Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";
2) принять меры по отражению в бухгалтерском учете в соответствии с требованиями Инструкции N 157н:
- стоимости оборудования, полученного по контракту от 20 декабря 2017 г. N 292-11/ЭА44/17,
- 75 квартир по адресу: г. Москва, ул. Маршала Голованова, д. N 7,
- земельного участка с кадастровым номером 69:11:0000022:690;
- затрат на реконструкцию общежитий (Дмитровское шоссе, д. 47, корп. 1 и корп. 2), по которым получено разрешение на ввод их в эксплуатацию;
- учету на счете 10300 "Непроизведенные активы" земельных участков по их кадастровой стоимости;
3) принять меры по расторжению договоров найма жилых помещений в общежитии по адресу: г. Москва, ул. Маршала Голованова, д. N 7 с лицами, не состоящими в трудовых отношениях, прохождения службы или обучения в Университете;
4) принять меры по переоформлению в соответствии с Положением о лицензировании образовательной деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. N 966, лицензий МСХА имени К.А. Тимирязева на осуществление образовательной деятельности по основным профессиональным образовательным программам по адресам мест ее оказания: Сергиево-Посадский район, д. Селково; г. Москва ул. Верхняя аллея, 12 корпус 2; ул. Лиственничная аллея, д. 12/2; ул. Лиственничная аллея, д. 8; ул. Большая Академическая, д. 44; ул. Лиственничная аллея, д. 18, корпус 1; ул. Дмитровское шоссе, д. 47; ул. Прянишникова, д. 4, строение 1; ул. Верхняя аллея, д. 6/11; ул. Лиственничная аллея, д. 12а.
5) разработать план мероприятий ("дорожную карту") по повышению эффективности использования государственного имущества и земельных участков, закрепленных за Университетом, предусмотрев мероприятия по определению целей использования каждого объекта государственного имущества, способов и сроков его вовлечения в уставную деятельность вуза, объемов и источников затрат, необходимых для реализации мероприятий, с возложением персональной ответственности должностных лиц за недостижение результатов реализации указанного плана;
6) провести проверки по каждому выявленному факту нарушения законодательства Российской Федерации, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности лиц, допустивших указанные нарушения;
7) принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Настоящее представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 11 декабря 2018 г. N 66К (1287)).
В соответствии с частью 4 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" представление должно быть выполнено в срок до 1 марта 2019 года.
В соответствии с частью 5 статьи 26 указанного Федерального закона руководителю федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Российский государственный аграрный университет - МСХА имени К.А. Тимирязева", или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов.
Аудитор |
М.А. Мень |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 25 декабря 2018 г. N ПР 12-360/12-04
Текст представления официально опубликован не был