Представление Счетной палаты РФ от 8 сентября 2017 г. N ПР 12-199/12-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка исполнения Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2016 год" и отчета об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" в Федеральном фонде обязательного медицинского страхования (г. Москва).
1. По результатам выявлены следующие нарушения.
1.1. Пунктом 19 Устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857, (далее - Устав ФОМС) установлено, что правление Фонда состоит из 11 человек. Заседание правления считается правомочным, если в нем участвуют не менее двух третей членов правления. Решение правления принимается простым большинством голосов присутствующих на заседании членов правления. Заочная форма участия в заседании правления ФОМС либо передоверия своего голоса представителю Уставом ФОМС, а также иными нормативными правовыми актами не предусмотрено.
В 2016 году были проведены четыре заседания правления ФОМС (результаты заседаний оформлены протоколами от 20 июня 2016 г. N 1, от 3 ноября 2016 г. N 2, от 26 декабря 2016 г. N 3, от 27 декабря 2016 г. N 4) при отсутствии 2/3 членов правления.
Голоса отсутствующих членов правления передавались на основании доверенностей председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2013 г. N 322-О заочное участие в работе коллегиального органа управления недопустимо, искажает правовую природу коллегиального органа публичной власти, подрывает принцип правовой определенности.
1.2. Возврат остатков субсидий, не использованных по состоянию на 1 января 2016 года, потребность в которых была подтверждена, в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (далее - ТФОМС) Московской области, Красноярского края, Республики Карелия и Ульяновской области был произведен ФОМС с нарушением установленных пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации сроков от 10 до 43 рабочих дней.
Так, перечисление ФОМС неиспользованных остатков субсидий было произведено:
ТФОМС Московской области в сумме 683,9 млн. рублей - 15 апреля 2016 года, то есть на 26 рабочих дней позже установленного срока от даты возврата остатка в бюджет ФОМС (25 января 2016 года);
ТФОМС Красноярского края в сумме 1 707,9 млн. рублей - 18 мая 2016 года, то есть на 43 рабочих дня позже установленного срока от даты возврата остатка в бюджет ФОМС (28 января 2016 года);
ТФОМС Республики Карелия в сумме 986,4 млн. рублей - 4 апреля 2016 года, то есть на 13 рабочих дней позже установленного срока от даты возврата остатка в бюджет ФОМС (29 января 2016 года);
ТФОМС Ульяновской области в сумме 1 398,8 млн. рублей - 4 апреля 2016 года, то есть на 10 рабочих дней позже установленного срока от даты возврата остатка в бюджет ФОМС (2 февраля 2016 года).
1.3. В двух случаях в нарушение требований приказа ФОМС от 31 декабря 2014 г. N 255 "Об организации работы по направлению работников ФОМС в служебные командировки" возмещены расходы сотрудников на поднаем жилого помещения в населенных пунктах, в которые они не командировались, на общую сумму 16,0 тысяч рублей.
1.4. В нарушение статьи 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" ФОМС по государственным контрактам от 25 апреля 2016 г. N 0273100001116000013_46912 с образовательным частным учреждением дополнительного профессионального образования "Международный институт сотрудничества Восток-Запад" (далее - Институт) и от 3 октября 2016 г. N 0273100001116000039_46912 с ООО "Авентура" были приняты и оплачены оказанные ненадлежащим образом образовательные услуги по программам "Краткосрочное повышение квалификации по теме "Организация и финансирование системы здравоохранения и медицинского страхования" (город Афины, Греческая Республика)" в сумме 1,72 млн. рублей и "Краткосрочное повышение квалификации по теме "Организация и финансирование системы здравоохранения и медицинского страхования" (город Ханой, Социалистическая Республика Вьетнам)" в сумме 1,82 млн. рублей, то есть на общую сумму 3,54 млн. руб.
1.4.1. Так, в соответствии с пунктом 2.2. технического задания к государственному контракту от 3 октября 2016 г. N 0273100001116000039_46912 ФОМС письмом от 10 октября 2016 г. N 9570/80-3/4295 согласовал исполнителю ООО "Авентура" подробную образовательную программу повышения квалификации по теме "Организация и финансирование системы здравоохранения и медицинского страхования". При этом государственным контрактом внесение исполнителем изменений в подробную образовательную программу повышения квалификации после ее согласования ФОМС предусмотрено не было.
В соответствии с пунктом 7 технического задания к государственному контракту ООО "Авентура" представлен итоговый отчет об оказании образовательных услуг, включающий подробную образовательную программу повышения квалификации в редакции, отличной от согласованной ФОМС. Из указанной программы следует, что срок обучения в нарушение пункта 1.5 государственного контракта был сокращен исполнителем с 8 дней до 6 дней, а продолжительность обучения в нарушение пункта 1.4 государственного контракта - с 25 часов до 22 часов 30 минут. В нарушение пункта 2.1 технического задания представленный исполнителем демонстрационный материал, использованный при проведении мероприятия, не полностью переведен на русский язык.
В нарушение абзаца второго пункта 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, утвержденного приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 (далее - Порядок Минобрнауки России), согласованная ФОМС программа дополнительного профессионального образования при осуществлении мероприятий по повышению квалификации в Социалистической Республике Вьетнам не содержала учебного плана, формы аттестации и оценочных материалов.
В нарушение пункта 1.5 Положения о порядке организации повышения квалификации специалистов территориальных фондов обязательного медицинского страхования, осуществляемой ФОМС, утвержденного приказом ФОМС от 11 января 2011 г. N 1, указанные образовательные услуги не были включены в утвержденный председателем ФОМС План повышения квалификации специалистов ТФОМС на 2016 год.
При этом услуги по государственному контракту от 3 октября 2016 г. N 0273100001116000039_46912, заключенного ФОМС с ООО "Авентура", приняты без замечаний и оплачены в полном объеме.
1.4.2. В нарушение пункта 1 приказа ФОМС от 29 апреля 2016 г. N 82 "О повышении квалификации в Греческой Республике" и условий технического задания к государственному контракту от 25 апреля 2016 г. N 0273100001116000013_46912, заключенному Фондом с Институтом на оказание образовательных услуг по повышению квалификации работников Фонда по теме "Организация и финансирование системы здравоохранения и медицинского страхования" в Греческой Республике, слушатели проживали в г. Глифада вместо пункта командирования - г. Афины.
В нарушение абзаца второго пункта 9 Порядка Минобрнауки России, согласованная Фондом программа дополнительного профессионального образования при осуществлении мероприятий по повышению квалификации в Греческой Республике не содержала учебного плана, формы аттестации и оценочных материалов.
В нарушение требований пункта 3.6. технического задания к государственному контракту от 25 апреля 2016 г. N 0273100001116000013_46912 согласно отчету о повышении квалификации в Греческой Республике при проведении круглого стола в Фонде социального страхования гражданских служащих обучение проводилось по не предусмотренной техническим заданием теме социального страхования и пенсионного права Греции.
При этом услуги по государственному контракту от 25 апреля 2016 г. N 0273100001116000013_46912, заключенному ФОМС с Институтом, приняты без замечаний и оплачены в полном объеме.
1.5. В нарушение пункта 29 Правил подготовки планов информатизации государственных органов и отчетов об их выполнении, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2010 г. N 365, (далее - Правила N 365) (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2013 г. N 1056), и пункта 27 Правил N 365 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 5 мая 2016 г. N 392) в отсутствии утвержденного плана информатизации на 2016 год (утвержден приказом ФОМС от 28 июля 206 года N 142) ФОМС в 2016 году осуществлено финансирование мероприятий по информатизации по государственным контрактам в сумме 12,1 млн. рублей.
2. Кроме того выявлены следующие недостатки.
2.1. Представленный проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" (письмо Правительства Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N 3709п-П12) содержит некорректные данные, сформированные ФОМС и отраженных в Справке об исполнении расходов бюджета ФОМС за 2016 год, являющейся приложением к пояснительной записке к проекту федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2016 год" в части процента кассового исполнения Закона о бюджете Фонда на 2016 год по расходам по разделу 0700 "Образование", подразделу 0705 "Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации": указан процент кассового исполнения 97,9 %, что является арифметической ошибкой. Фактически, исходя из бюджетных назначений в сумме 12,59 млн. рублей и кассового исполнения в сумме 9,9 млн. рублей, процент кассового исполнения составляет 78,6 %.
2.2. В ходе контрольного мероприятия выявлены факты, свидетельствующие о недостаточном уровне контроля со стороны ФОМС за соблюдением законодательства об обязательном медицинском страховании, достоверности информации, предоставленной субъектами обязательного медицинского страхования и участниками обязательного медицинского страхования, что предусмотрено статьей 7 Федерального закона от 29 ноября 2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".
Так, средние нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи, установленные территориальными программами на 2016 год ряда субъектов Российской Федерации, в том числе Воронежской, Калужской, Липецкой, Смоленской, Ленинградской, Саратовской, Ульяновской областях, а также в Республике Марий Эл и г. Байконур, меньше установленных базовой программой ОМС, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2015 г. N 1382 "О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2016 год".
2.3. Пунктом 3 Положения о порядке выплаты премий, единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи работникам Федерального фонда обязательного медицинского страхования (приложение N 3 к Системе оплаты труда работников ФОМС, утвержденной приказом ФОМС от 10 марта 2009 г. N 43 "О системе оплаты труда работников Федерального фонда обязательного медицинского страхования") установлен исчерпывающий перечень критериев оценки выполнения работниками ФОМС особо важных и сложных заданий при определении размера премий, выплачиваемых работникам ФОМС. В ходе контрольного мероприятия установлено, что данные критерии оценки выполнения работниками ФОМС особо важных и сложных заданий в 2016 году ФОМС при распределении премий не использовались.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" ФОМС необходимо выполнить следующие требования:
1) Провести проверки по каждому из выявленных фактов нарушений, по результатам которых рассмотреть вопрос о привлечении к ответственности должностных лиц ФОМС в соответствии с законодательством Российской Федерации.
2) Принять меры по устранению выявленных недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушений и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 30 августа 2017 г. N 47К (1192)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" председателю Федерального фонда обязательного медицинского страхования или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 1 октября 2017 года.
Аудитор |
А.В. Филипенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 8 сентября 2017 г. N ПР 12-199/12-03
Текст представления официально опубликован не был