Представление Счетной палаты РФ от 4 июля 2017 г. N ПР 09-172/09-05
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка использования в 2015 - 2016 годах средств федерального бюджета и федерального имущества, предназначенных на обеспечение биологического разнообразия и ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности" в Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлено следующее нарушение.
В нарушение пунктов 25 и 26 постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 г. N 1563 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов", пункта 45 Положения о формировании государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2015 г. N 640 (далее - Положение N 640), предусматривающих предоставление из федерального бюджета субсидий на выполнение государственного задания в соответствии с графиком к соглашению о предоставлении субсидии, не реже 1 раза в квартал в сумме, не превышающей 25% годового размера субсидии в течение I квартала; 50% годового размера субсидии в течение первого полугодия; 75% годового размера субсидии в течение 9 месяцев, Минприроды России в 2015 и 2016 годах не соблюдались нормы перечисления объема субсидий на выполнение государственного задания подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям "Государственный природный заповедник "Ненецкий" (далее - ФГБУ ГПЗ "Ненецкий"), "Сочинский национальный парк" (далее - ФГБУ Сочинский НП).
Так, ФГБУ ГПЗ "Ненецкий" во II квартале 2015 года объем предоставленной субсидии составил 14 582,5 тыс. рублей, или 75% годового объема, а в III квартале 2015 года - 19 443,3 тыс. рублей, или 100% годового объема. В 2016 году во II квартале объем предоставленной субсидии составил 14 582,5 тыс. рублей, или 75% годового объема, а в III квартале - 20 603,3 тыс. рублей, или 100% годового объема.
ФГБУ Сочинский НП в 2015 году объем предоставленной субсидии составил в I квартале - 52 060,5 тыс. рублей, или 31,3% годового объема, во II квартале - 104 121,0 тыс. рублей, или 62,6%, в III квартале - 156 181,3 тыс. рублей, или 93,9% годового объема.
2. В ходе контрольного мероприятия выявлены следующие недостатки.
2.1. В результате ненадлежащего исполнения полномочий главного распорядителя бюджетных средств, предусмотренных подпунктом 9 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Минприроды России допущены недостатки при формировании и утверждении государственных заданий подведомственным федеральным государственным бюджетным учреждениям.
2.1.1. В соответствии с пунктом 5 Положения N 640 Минприроды России государственные задания ФГБУ Сочинский НП и ФГБУ ГПЗ "Ненецкий" были утверждены с соблюдением срока 22 января 2016 года на бумажном носителе. В форме электронного документа указанные государственные задания были подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" ФГБУ Сочинский НП на 53 дня позже установленного срока (12 апреля 2016 года (051-00198-16) и ФГБУ ГПЗ "Ненецкий" на 33 дня позже (16 марта 2016 года (051-00165-16).
2.1.2. Минприроды России в рамках реализации программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда на Кавказе, одобренной Минприроды России 14 мая 2007 г. N 02-12-46/4628, в проверяемый период при установлении государственных заданий не обеспечило комплексный подход к решению вопроса обеспечения потребности ФГБУ Сочинский НП на содержание животных, во взаимосвязи с объемами работ, установленных в государственных заданиях подведомственным государственным опытным охотничьим хозяйствам (далее - ГООХ).
Для реализации ФГБУ Сочинский НП программы по восстановлению (реинтродукции) переднеазиатского леопарда Минприроды России в государственном задании ФГБУ "Ростовское государственное опытное охотничье хозяйство", ФГБУ "Северо-Осетинское государственное опытное охотничье хозяйство" и ФГБУ "Карачаево-Черкесское государственное опытное охотничье хозяйство" установлена работа: "Поставка охотничьих ресурсов для целей восстановления численности редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира", в соответствии с которой в ФГБУ Сочинский НП указанными ГООХ на безвозмездной основе поставлялись животные.
Содержание одной головы животного ГООХ составило: муфлон - 27,6 тыс. рублей, олень благородный - 38,2 тыс. рублей, лань европейская - 31,1 тыс. рублей, косуля - 26,0 тыс. рублей.
В связи с недостаточностью объема поставки животных ГООХ для содержания леопардов, ФГБУ Сочинский НП за счет субсидии на выполнение государственного задания дополнительно закупались аналогичные животные (муфлон, олень благородный, косуля) по цене 65,0 тыс. рублей за единицу по договорам поставки диких животных и мяса, заключенным в 2015 - 2016 годах с единственным участником закупок ООО "Меридиан".
Проведенный сравнительный анализ стоимости поставки животных для содержания леопардов показал, что в случае осуществления поставок животных (живой вес) ГООХ экономия средств федерального бюджета составит до 60% (расчетно).
2.2. В результате ненадлежащего контроля со стороны Минприроды России за деятельностью подведомственных федеральных государственных бюджетных учреждений, за исполнением ими функций заказчиков по управлению и реализации Комплекса первоочередных мероприятий, направленных на ликвидацию последствий загрязнения и иного негативного воздействия на окружающую среду в результате экономической и иной деятельности, утвержденного распоряжением Правительства от 4 декабря 2014 г. N 2462-р (далее - Комплекс первоочередных мероприятий), предусмотренного пунктом 5.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", пунктом 4 распоряжения Правительства от 4 декабря 2014 г. N 2462-р (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2016 г. N 281-р), пунктами 2.2.4. соглашений о предоставлении субсидии на иные цели общий объем субсидий на выполнение государственного задания и на иные цели, использованный бюджетными учреждениями с нарушениями действующего законодательства, составил 59 588,8 тыс. рублей, в том числе с признаками нецелевого расходования использованы 21 201,0 тыс. рублей, с признаками ущерба - 38 387,8 тыс. рублей.
2.2.1. Федеральное государственное бюджетное учреждение "Всероссийский научно-исследовательский институт охраны окружающей среды" (г. Москва) (далее - ФГБУ ВНИИ "Экология") допустило использование субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год в сумме 3 000,0 тыс. рублей на цели, не предусмотренные государственным заданием.
ФГБУ ВНИИ "Экология" за счет субсидии на выполнение государственного задания на 2015 год в размере 3 000,0 тыс. рублей была осуществлена закупка двух кречетов у ООО "Павловская слобода" по договору от 2 октября 2015 г. N Р41-10/15.2, что подтверждено платежным поручением от 28 октября 2015 г. N 570252.
Государственным заданием на 2015 год ФГБУ ВНИИ "Экология" закупка кречетов не предусмотрена.
2.2.2. В нарушение пункта 1.2. Соглашения от 11 декабря 2014 г. N СБ-09-23с/243, заключенного между Минприроды России и ФГБУ Сочинский НП на предоставление субсидии на иные цели на выполнение природоохранных мероприятий "Рекультивация и благоустройство территории дендрологического парка "Южные культуры" в объеме 120 000,0 тыс. рублей (пункт 22 Комплекса первоочередных мероприятий) ФГБУ Сочинский НП осуществлено использование части субсидии в сумме 18 201,0 тыс. рублей на оплату работ по капитальному строительству сооружений, которые не были предусмотрены условиями ее предоставления, что содержит признаки нецелевого использования субсидии на иные цели.
ФГБУ Сочинский НП в рамках Соглашения заключило с ООО "Альянс Пласт Инвест" (Исполнитель) государственный контракт от 17 марта 2015 г. N 0318100061015000002 на проведение капитального ремонта дендропарка "Южные культуры" в Адлерском районе г. Сочи на сумму 120 000,0 тыс. рублей. Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ Сочинский НП в полном объеме.
В рамках государственного контракта ФГБУ Сочинский НП кроме работ по благоустройству были оплачены работы по строительству двух сооружений и берегоукреплению прудов N 1 и N 2 на сумму 18 201,0 тыс. рублей, что подтверждено актами приемки выполненных работ от 11 мая 2015 г. N 1, от 3 августа 2015 г. б/н, от 4 августа 2015 г. N 3, от 8 августа 2015 г. б/н, от 5 октября 2015 г. N 4, от 30 ноября 2015 г. N N 22 и 26. В соответствии со строительными нормами и правилами СНиП III-10-75 "Благоустройство территорий", утвержденными постановлением Госстроя СССР от 25 сентября 1975 г. N 158 данные работы, не относятся к работам по благоустройству территорий.
Указанные сооружения согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации относятся к объектам капитального строительства. В соответствии с пунктом 1 статьи 78.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации строительство или реконструкция объектов капитального строительства должны финансироваться за счет субсидии на осуществление капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной собственности.
2.2.3. ФГБУ ВНИИ "Экология" в ходе реализации 4-х госконтрактов в рамках Соглашения о предоставлении субсидии на иные цели от 15 декабря 2014 г. N СБ-09-23с/251 на выполнение Комплекса первоочередных мероприятий допущены нарушения, содержащие признаки причинения ущерба экономическим интересам государства на общую сумму 34 587,8 тыс. рублей.
2.2.3.1. В нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункта 5.1.2 государственного контракта от 7 сентября 2015 г. N 0373100000215000036-0044666-02, заключенного между ФГБУ ВНИИ "Экология" и АО "Центр аварийно-спасательных и экологических операций" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по объекту "Ликвидация отработанных шламовых амбаров с отходами нефтепереработки в селе Октябрьское (Чеченская Республика)" на сумму 156 420,0 тыс. рублей (пункт 4 Комплекса первоочередных мероприятий), ФГБУ ВНИИ "Экология" были приняты и оплачены работы по разработке проекта производства работ (далее - ППР) в отсутствие надлежащим образом оформленной документации и материалов к государственному контракту, подтверждающих исполнение обязательств, что содержит признаки ущерба экономическим интересам государства на сумму 4 692,6 тыс. рублей (расчетно). Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ ВНИИ "Экология" в полном объеме.
Исполнителем в соответствии с пунктом 5.4.11. государственного контракта был разработан ППР, стоимостью 4 692,6 тыс. рублей (расчетно).
Анализ разработанного ППР показал его несоответствие требованиям раздела 7 "Проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства" Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. N 87. Из 324 листов ППР - 307 листов (94,8% от общего объема проекта производства работ) составляют ксерокопии государственного контракта, субподрядных договоров, уставы Исполнителя и субподрядчиков, ксерокопии книжек спасателей и свидетельств о краткосрочном повышении квалификации сотрудников, инструкции по эксплуатации технических средств, используемых в ходе производства работ и 17 листов (5,2% от общего объема проекта производства работ) - описание алгоритма работ и таблицы.
В соответствии с подпунктом 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" проекты вывода из эксплуатации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I - V классов опасности, проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности являются объектами государственной экологической экспертизы федерального уровня.
В нарушение статьи 27 указанного Федерального закона ФГБУ ВНИИ "Экология" на экологическую экспертизу документация представлена не была.
2.2.3.2. В нарушение пункта 14.1. технического задания к государственному контракту от 23 декабря 2015 г. N 0373100000215000043, заключенному между ФГБУ ВНИИ "Экология" и ООО "Акцепт" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по объекту "Демонтаж зданий главного корпуса и цеха санитарной очистки воздуха ЗАО "Еврогласс", Смоленская область, Руднинский район, поселок Голынки, улица Витебская, дом 1 (первый этап)" на сумму 104 000,0 тыс. рублей (пункт 8 Комплекса первоочередных мероприятий), ФГБУ ВНИИ "Экология" были оплачены расходы Исполнителя на приобретение основных средств на сумму 400 тыс. рублей (расчетно), используемых им при выполнении работ по государственному контракту. В настоящее время основные средства учтены в бухгалтерском учете Исполнителя, что подтверждено письмом Исполнителя от 8 февраля 2017 г. N 15. Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ ВНИИ "Экология" в полном объеме.
Согласно пункту 14.1 Технического задания к государственному контракту дополнительным требованием к выполнению работ, в том числе являлось наличие у Исполнителя необходимой специализированной техники и оборудования для выполнения работ по государственному контракту.
2.2.3.3. В нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5.2 государственного контракта от 27 октября 2015 г. N 0373100000215000020-0044666-03, заключенного между ФГБУ ВНИИ "Экология" и ООО "РусРемСтрой" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по объекту "Комплекс мероприятий по подготовке к закрытию Самосыровской свалки ТБО по улице Мамадышский тракт города Казани с последующей рекультивацией" на сумму 120 982,5 тыс. рублей (пункт 12 Комплекса первоочередных мероприятий) ФГБУ ВНИИ "Экология" были приняты и оплачены работы на сумму 29 495,2 тыс. рублей, выполненные с нарушением действующего природоохранного законодательства и повлекшие вторичное загрязнение окружающей среды отходами, что содержит признаки ущерба экономическим интересам государства.
Пунктом 11.1 технического задания (приложение N 1 к государственному контракту) предусмотрено, что до начала выполнения строительных работ Исполнителем должен быть разработан и утвержден ППР, согласован с ФГБУ ВНИИ "Экология".
ППР был разработан Исполнителем на основании проекта ликвидации Самосыровской свалки, выполненного в 2010 году, получившего положительное заключение государственной экологической экспертизы (приказ Приволжского управления Ростехнадзора от 29 сентября 2010 г. N 997/п) и содержит технологию по ликвидации Самосыровской свалки путем дополнительного размещения на ее территории новых брикетированных отходов (объемом 451,0 тыс. м3), используемых для рекультивации свалки и дополнительной отведенной территории (7,1 га). Целевые показатели ППР Исполнителем были скорректированы в соответствие с пунктом 12 Комплекса мероприятий в части увеличения площади ликвидируемой свалки (с 29 га до 31,6 га). При этом основные этапы работ и технология ликвидации указанной свалки остались неизменными.
В нарушение подпункта 8 статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе", предусматривающей повторное получение положительного заключения государственной экологической экспертизы при внесении изменений в документацию, проектная документация на экологическую экспертизу не направлялась.
Вместе с тем содержащаяся в ППР технология, предусматривающая дополнительное размещение на ликвидируемой свалке новых брикетированных отходов, не соответствует пункту 7 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (вступил в силу с 1 января 2010 года), которым установлен запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов. Указанная норма закона фактически применяется с 1 августа 2014 года.
Самосыровская свалка ТБО в государственный реестр объектов размещения отходов не включена.
2.2.3.4. Государственный контракт от 28 октября 2015 г. N 0373100000215000037 был заключен ФГБУ ВНИИ "Экология" с ООО "Волга - Бизнес" (далее - Исполнитель) на выполнение работ по обеспечению экологической безопасности территории, занятой свалкой твердых бытовых отходов "Проведение работ первого этапа по ликвидации свалки твердых бытовых отходов в г. Урюпинске (Волгоградская область)" на сумму 329 450,0 тыс. рублей в целях реализации пункта 14 Комплекса первоочередных мероприятий. Государственный контракт завершен и оплачен ФГБУ ВНИИ "Экология" в полном объеме.
В соответствии с пунктом 2.6. государственного контракта государственный заказчик производит оплату выполненных работ по фактически выполненным объемам работ на основании подписанных актов сдачи-приемки работ, Справки о стоимости выполненных работ, счета и счета фактуры.
Выборочная проверка первичных документов по выполнению работ по обеспечению экологической безопасности территории, занятой свалкой ТБО в период с 28 марта по 28 апреля 2016 года (путевых листов, информации спутникового отслеживания движения перевозящего ТБО автотранспорта и Справок исполнителя о выполнении работ), показала несоответствие (в сторону уменьшения) количества путевых листов и количества машинорейсов по перевозке ТБО, а также завышение до 5 раз вывезенного за один рейс объема ТБО.
Также установлены факты несоответствия (превышения) объема ТБО, указанного в путевых листах, и вместимости автомобилей и прицепных бункеров, которыми отходы вывозились, с учетом их технических возможностей и грузоподъемности. Объем ТБО, указанный в первичных документах Исполнителя, свидетельствует о завышении объема вывозимого ТБО, указанного в актах сдачи-приемки работ, принятых и оплаченных Учреждением. В ходе проверки установлено несколько аналогичных случаев.
2.2.4. Минприроды России в целях выполнения пункта 24 Комплекса первоочередных мероприятий заключило с ФГБУ ГПЗ "Ненецкий" соглашение о предоставлении субсидии на иные цели от 11 декабря 2014 г. N СБ-09-23с/242 на сумму 145 500,0 тыс. рублей, пунктом 1.2 которого предусмотрено выделение субсидии на иные цели на выполнение природоохранных мероприятий.
В нарушение пункта 1 статьи 720 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 3.1.1, 3.1.2, 3.1.3 государственного контракта от 8 июля 2015 г. N 0384100000915000001, заключенного между ФГБУ ГПЗ "Ненецкий" и ООО "Компания "Севергеолдобыча" на "Выполнение первого этапа работ по ликвидации накопленного экологического ущерба на территории государственного природного заповедника "Ненецкий" и восстановление естественных ландшафтов в дельтовой части реки Печора на прилегающей особо охраняемой природной территории" на сумму 125 857,0 тыс. рублей ФГБУ ГПЗ "Ненецкий" были приняты и оплачены работы в рамках реализации IV этапа государственного контракта в отсутствии проверки достоверности перевода объема вывезенных отходов с кубических метров в тонны, что привело к увеличению стоимости выполненных работ и свидетельствует о фактах осуществления хозяйственной деятельности, содержащей признаки причинения ущерба экономическим интересам государства на сумму 3 800,0 тыс. рублей (расчетно).
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации надлежит выполнить следующие требования:
1. Провести проверку по факту выявленного в ходе контрольного мероприятия нарушения.
2. Принять меры по устранению недостатков, а также по устранению причин и условий выявленных нарушения и недостатков.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 23 июня 2017 г. N 38К (1183)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона "О Счетной палате Российской Федерации" Министру природных ресурсов и экологии Российской Федерации либо лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 31 декабря 2017 года.
Аудитор |
Б.-Ж. Жамбалнимбуев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 4 июля 2017 г. N ПР 09-172/09-05
Текст представления официально опубликован не был