Постановление Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 41-АД18-26
Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П.,
рассмотрев жалобу защитника - адвоката Ротенберга А.С., действующего в интересах Дьяченко Татьяны Николаевны, на вступившие в законную силу постановление от 25.04.2017 N 0159/14/3347/РС/2017, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу - начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 28.06.2017 N 12-126/2017, решение судьи Ростовского областного суда от 11.09.2017 N 11-866/17 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 15.02.2018 N П4а-55/2018, состоявшиеся в отношении главы администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Дьяченко Татьяны Николаевны (далее - Дьяченко Т.Н.) по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением от 25.04.2017 N 0159/14/3347/РС/2017, вынесенным старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу - начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее также - постановление должностного лица), оставленным без изменения решением судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 28.06.2017 N 12-126/2017, решением судьи Ростовского областного суда от 11.09.2017 N 11-866/17 и постановлением заместителя председателя Ростовского областного суда от 15.02.2018 N П4а-55/2018, глава администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Дьяченко Т.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 8000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, защитник - адвокат Ротенберг А.С. выражает несогласие с названными актами, вынесенными в отношении Дьяченко Т.Н. по данному делу об административном правонарушении, приводя доводы об их незаконности.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Дьяченко Т.Н. к административной ответственности) использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до четырех тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от восьми тысяч до двенадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в частности: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы; выполнять иные требования, предусмотренные данным Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (часть 2 статьи 65 указанного Кодекса).
Из части 17 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации следует, что в границах прибрежных защитных полос наряду с установленными частью 15 названной статьи ограничениями запрещаются: 1) распашка земель; 2) размещение отвалов размываемых грунтов; 3) выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
Основанием для привлечения Дьяченко Т.Н. к административной ответственности послужили изложенные в обжалуемых актах выводы о том, что администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, главой которой является названное лицо, осуществлено использование прибрежной защитной полосы б. Мокрый Батай (водоток) - бассейн реки Койсуг в границах водоохраной зоны с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, выразившемся в размещении отвалов размываемых грунтов в непосредственной близости от уреза воды. Земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600016:3147 расположен по адресу: Ростовская область, Аксайский район, х. Ленина.
Факт совершения Дьяченко Т.Н. вменяемого административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении (л.д. 40-44), копиями обращения гражданина по фактам сооружения плотины и захоронения отходов в пойме реки Мокрый Батай (л.д. 66), акта от 28.03.2017 обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований (л.д. 53-55), фотоматериалов (л.д. 56-59), решения Собрания депутатов Ленинского сельского поселения о назначении на должность главы администрации Ленинского сельского поселения Дьяченко Т.В. (л.д. 68), устава названного муниципального образования (л.д. 73-80) и иными материалами дела, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и судебными инстанциями фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
Таким образом, Дьяченко Т.Н. обоснованно привлечена к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из доводов поданной в Верховный Суд Российской Федерации жалобы о том, что привлеченное к административной ответственности лицо не является субъектом вменяемого административного правонарушения (со ссылкой на норму пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", некорректно процитированную заявителем жалобы), не следует, что при рассмотрении настоящего дела должностным лицом Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу и судебными инстанциями допущены нарушения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Администрацией Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области, главой которой является Дьяченко Т.Н., было допущено использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны б. Мокрый Батай (водоток) с нарушением ограничений хозяйственной и иной деятельности, обстоятельства совершения административного правонарушения установлены и доказаны в ходе рассмотрения настоящего дела об административном правонарушении в предусмотренном законом порядке.
Несогласие заявителя с этими выводами и оценкой имеющихся в деле доказательств, с толкованием должностным лицом и судебными инстанциями норм Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и законодательства, подлежащих применению в деле, основанием для отмены или изменения обжалуемых актов не является.
Порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.
Административное наказание назначено Дьяченко Т.Н. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для должностных лиц.
Обстоятельств, которые в силу части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли повлечь отмену обжалуемых актов, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации, об административных правонарушениях, судья Верховного Суда Российской Федерации постановил:
постановление от 25.04.2017 N 0159/14/3347/РС/2017, вынесенное старшим государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Южному федеральному округу - начальником отдела надзора в области обращения с отходами Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, решение судьи Аксайского районного суда Ростовской области от 28.06.2017 N 12-126/2017, решение судьи Ростовского областного суда от 11.09.2017 N 11-866/17 и постановление заместителя председателя Ростовского областного суда от 15.02.2018 N П4а-55/2018, состоявшиеся в отношении главы администрации Ленинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области Дьяченко Татьяны Николаевны по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.42 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу защитника - адвоката Ротенберга А.С., действующего в интересах Дьяченко Татьяны Николаевны, - без удовлетворения.
Судья Верховного Суда Российской Федерации |
В.П. Меркулов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Верховного Суда РФ от 16 января 2019 г. N 41-АД18-26
Текст постановления официально опубликован не был