Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 3-АПГ18-5
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего Александрова В.Н.,
судей Абакумовой И.Д., Нефедова О.Н.
при секретаре Дарькине А.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело с использованием систем видеоконференц-связи по административными исковыми заявлениями Поповой Л.И., Попова И.Н., Штеюка И.П., Евстафьевой Л.В., Нуллет А.И., Соколова В.А., Елькина Н.М. о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 28 сентября 2017 г. N 21/9-13 "О рассмотрении протеста прокурора Сыктывдинского района на решение "Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения "Выльгорт" Сыктывдинского района Республики Коми" и назначении даты публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования сельского поселения "Выльгорт" Сыктывдинского района Республики Коми" в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 25 марта 2010 г. N 35/3-13 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения "Выльгорт" по апелляционным жалобам Штеюка И.П., Попова И.Н., Поповой Л.И., Соколова В.А., Елькина Н.М., Евстафьевой Л.В. на решение Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2018 г., которым в удовлетворении заявлений отказано.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Александрова В.Н., пояснения административных истцов Евстафьевой Л.В., Попова И.Н., Елькина Н.М., Штеюка И.П., представителя Совета муниципального образования муниципального района Сыктывдинский и Администрации муниципального образования муниципального района Сыктывдинский Маминой Ю.В., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Русакова И.В., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
Попова Л.И., Попов И.Н., Штеюк И.П., Евстафьева Л.В., Нуллет А.И., Соколов В.А., Елькин Н.М. обратились в Верховный Суд Республики Коми о признании недействующим решения Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 28 сентября 2017 г. N 21/9-13 "О рассмотрении протеста прокурора Сыктывдинского района на решение "Об утверждении Генерального плана муниципального образования сельского поселения "Выльгорт" Сыктывдинского района Республики Коми" и назначении даты публичных слушаний по рассмотрению проекта Генерального плана муниципального образования сельского поселения "Выльгорт" Сыктывдинского района Республики Коми" в части признания утратившим силу решения Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 25 марта 2010 г. N 35/3-13 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения "Выльгорт".
Решением Московского областного суда от 30 мая 2018 г. в удовлетворении административных исковых заявлений отказано.
Не согласившись с решением суда, Штеюк И.П., Попов И.Н., Попова Л.И., Соколов В.А., Елькин Н.М., Евстафьева Л.В. обратились в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации с апелляционными жалобами, в которых просят указанный судебный акт отменить, ссылаясь, что решение суда принято с нарушением норм материального прав.
Относительно апелляционных жалоб Советом муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" и прокуратурой Республики Коми представлены возражения.
В судебное заседание представители администрации муниципального образования сельского поселения "Выльгорт", министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, Правительства Республики Коми, Управления Росреестра по Республике Коми, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не явились. Представителем административных истцов заявлено письменное ходатайство об отложении слушания дела. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле и заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации установила следующее.
Согласно части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации, утверждение генеральных планов поселения относится к вопросам местного значения поселения, по которым принимаются муниципальные правовые акты.
Решением Совета муниципального района "Сыктывдинский" от 25 марта 2010 г. N 35/3-13 утвержден Генеральный план сельского поселения "Выльгорт", в границы сельского поселения "Выльгорт" включены земли сельскохозяйственного назначения, включая мелиоративные земли и мелиоративные системы.
Как следует из материалов дела административные истцы являются собственниками земельных участков, которые ранее до утверждения генерального плана сельского поселения "Выльгорт", относились к землям сельскохозяйственного назначения. Земельные участки были выделены за счет долей, принадлежавших участникам общей долевой собственности на земельный участок из состава земель сельскохозяйственного назначения в границах реорганизованного КСП "Совхоз Сыктывкарский".
По результатам рассмотрения протеста прокурора Сыктывдинского района Республики Коми решением Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 28 сентября 2017 г. N 21/9-13 признанно утратившим силу решение Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 25 марта 2010 г. N 35/3-13 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения "Выльгорт", в связи с отсутствием полномочий у Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" на утверждение генерального плана сельского поселения "Выльгорт".
Указанный документ размещен на официальном сайте муниципального района в сети Интернет http://www.syktyvdin.ru и опубликован в информационном вестнике Совета и администрации муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский", выпуск N 11, 2017 год.
В результате с принятием оспариваемого акта земельные участки административных истцов вновь стали относиться к землям сельскохозяйственного назначения, чем нарушаются, как полагают истцы их права и законные интересы на использование земельных участков по целевому назначению.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральный план поселения, в том числе внесение в него изменений, утверждается представительным органом местного самоуправления.
Как следует из материалов дела муниципальное образование на территории поселения Выльгорт имеет статус сельского поселения и входит в состав муниципального образования муниципальный район "Сыктывдинский" в соответствии со статьей 93 Закона Республики Коми от 05 марта 2005 г. N 11-РЗ "О территориальной организации местного самоуправления в Республике Коми".
Согласно Уставу сельского поселения "Выльгорт" представительным органом поселения являлся Совет сельского поселения "Выльгорт".
На дату принятия решения Совета муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" от 25 марта 2010 г. N 35/3-13 "Об утверждении Генерального плана сельского поселения "Выльгорт", утверждение генерального плана сельского поселения относилось к полномочиям представительного органа муниципального образования сельское поселение "Выльгорт", которым в силу Устава сельского поселения являлся Совет сельского поселения "Выльгорт". Передача полномочий Совету муниципального образования муниципального района "Сыктывдинский" Советом сельского поселения "Выльгорт" по утверждению Генерального плана сельского поселения материалами дела не подтверждается, в связи с чем утверждение Генерального плана поселения проведено не уполномоченным органом.
В соответствии со статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) все земли по целевому назначению подразделяются на самостоятельные категории, в том числе на земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений.
В силу статьи 77 Земельного кодекса землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса установлением или изменением границ населенных пунктов является, в том числе утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 7 указанного закона перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов.
В силу пункта 2 части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса проект генерального плана подлежит согласованию с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в границах которого находится поселение или городской округ, в том числе, если предусматривается в соответствии с указанным проектом включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения или исключение из границ этих населенных пунктов земельных участков, которые планируется отнести к категории земель сельскохозяйственного назначения.
В границы сельского поселения "Выльгорт" на основании отменного генерального плана были включены земельные участки, относящиеся к объекту мелиорации, из которых 175 гектар находятся в собственности Российской Федерации, 345 гектар относится к собственности Республики Коми, 98 гектар в собственности дольщиков "Сыктывкарский".
Постановлением Правительства Республики Коми от 05 мая 2009 г. N 111 утвержден Порядок рассмотрения проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований в Республике Коми, где пунктом 2 Порядка предусматривалось, что согласование проектов документов территориального планирования обеспечивается Правительством Республики Коми в случаях, указанных в части 2 статьи 16, части 2 статьи 21 и части 2 статьи 25 Градостроительного кодекса.
В нарушение требования статьи 25 Градостроительного кодекса положительного согласования проекта Генерального плана сельского поселения, предусматривающего включение в его границы земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиоративные земли, с Правительством Республики Коми не получено. Напротив в материалах дела имеется отрицательные сводные заключения Правительства по проекту Генерального плана сельского поселения и по проекту его корректировки, что подтверждает не соблюдение органом местного самоуправления процедур согласования и порядка принятия Генерального плана поселения.
В порядке части статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальные правовые акты могут быть отменены органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом.
Поскольку генеральный план сельского поселения утвержден не уполномоченным органом и в нарушение федерального законодательства, то он правомерно подлежал отмене, в порядке самоконтроля органом его принявшим, в соответствии с нормами статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, основаны на ошибочном толковании норм действующего законодательства и не содержат оснований для отмены судебного акта, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 309 и 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Верховного Суда Республики Коми от 30 мая 2018 г. оставить без изменения, апелляционные жалобы Штеюка И.П., Попова И.Н., Поповой Л.И., Соколова В.А., ЕлькинаН.М., Евстафьевой Л.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
Александров В.Н. |
Судьи |
Абакумова И.Д. |
|
Нефедов О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 29 ноября 2018 г. N 3-АПГ18-5
Текст определения официально опубликован не был