Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2017 г. N ПР 14-188/14-03
В соответствии с Планом работы Счетной палаты Российской Федерации на 2017 год проведено контрольное мероприятие "Проверка целевого и результативного использования средств федерального бюджета, направленных на ликвидацию последствий паводка, вызванного сильными дождями, прошедшими в мае 2017 года на территории Ставропольского края, в том числе на финансовое обеспечение социальной поддержки граждан, жилые помещения которых были утрачены или повреждены, а также на оказание гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с частичной или полной утратой ими имущества первой необходимости" в Правительстве Ставропольского края.
1. По результатам контрольного мероприятия выявлены следующие нарушения, допущенные в связи с отсутствием ненадлежащего контроля со стороны Правительства Ставропольского края.
1.1. В списки на получение единовременной материальной помощи (далее - ЕМП) повторно включены 260 граждан (в том числе 1 гражданин включен трижды), из них 117 гражданам в нарушение подпункта "г" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 г. N 110 (далее - Правила выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда), произведены выплаты ЕМП в двойном размере (1 гражданину в тройном размере) на общую сумму 1 180,0 тыс. рублей.
В списки граждан на получение финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости (далее - ФП) повторно включены 37 граждан, сумма двойных (повторных) выплат которым составила 2 850,0 тыс. рублей, что является нарушением подпункта "д" пункта 2 Правил выделения бюджетных ассигнований из Резервного фонда.
Общая сумма двойных (повторных) выплат гражданам ЕМП и ФП составила 4 030,0 тыс. рублей.
1.2. При составлении и утверждении списков граждан на получение единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости, в указанные списки включены 104 гражданина иностранных государств, выплаты которым за счет средств федерального бюджета составили 4 110,0 тыс. рублей (выплаты ЕМП 61 иностранному гражданину составили 610,0 тыс. рублей, выплаты ФП в связи с частичной или полной утратой имущества первой необходимости 43 иностранным гражданам - 3 500,0 тыс. рублей), что является нарушением пункта "м" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
1.3. В нарушение требований подпункта "а" пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 N 160, согласно которому временные (титульные) здания и сооружения, возводимые за счет сметной стоимости объектов (в части средств на строительные работы), учитываются обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядным организациям, и пункта 3.4 Сборника сметных норм затрат на строительство временных зданий и сооружений ГСН 81-05-01-2001, утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации от 7 мая 2001 N 45, предусматривающего, что построенные титульные временные здания и сооружения принимаются в эксплуатацию, зачисляются в основные средства заказчика (кроме временных автомобильных дорог, подъездных путей и архитектурно оформленных заборов) и передаются в пользование подрядчику в порядке, установленном договором подряда, возведенные подрядчиком титульные временные здания и сооружения (складские помещения - 2 ед., предусмотренные проектом организации строительства (2632078277-260192-00.00-ПОС) и оплаченные Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края (далее - Минприроды Ставропольского края) при строительстве объекта "Берегоукрепление р. Кума в районе ул. Площадь Ленина в г. Зеленокумске Ставропольского края" не зачислены в состав основных средств на баланс Минприроды Ставропольского края на общую сумму 693,8 тыс. рублей (расчетно), не учтены обособленно по стоимости работ, оплаченных подрядной организации и не переданы от государственного заказчика (Минприроды Ставропольского края) к подрядчику (ООО "ТКООС") в пользование установленным порядком.
1.4. В нарушение пункта 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 237, Минприроды Ставропольского края не в полном объеме разработаны планы мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений, которые не имеют собственника или собственник которых неизвестен либо от права собственности на которые собственник отказался. На момент проверки был согласован только План мероприятий на территории Александровского района в отношении 33 гидротехнических сооружений (далее - ГТС). В отношении ГТС, расположенных на других территориях Ставропольского края, указанные планы с Кубанским управлением Ростехнадзора не согласованы.
1.5. На 5 ГТС, переданных в 2017 году Минприроды Ставропольского края государственному казенному учреждению Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений природоохранного значения", не обеспечено оформление соответствующих разрешений на эксплуатацию, что в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений.
Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (утратила силу с 1 января 2017 г.), части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" и пункта 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления на указанные ГТС, а также права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки, на которых расположены ГТС.
2. Кроме того, выявлены следующие недостатки.
2.1. При возврате излишне либо неправомерно перечисленных гражданам ЕМП и ФП (через отделения Сбербанка России) граждане были вынуждены нести расходы в виде комиссии за банковские переводы (2% за безналичный и 3% на наличный перевод), что привело к значительным расходам граждан за возврат денежных средств.
2.2. Анализ обращений пострадавших от паводка граждан с жалобами в различные инстанции показал, что большинство обращений (жалоб) обусловлены недостаточной информированностью граждан об их правах, а также о порядке действий для получения положенных им выплат, государственных жилищных сертификатов (далее - ГЖС), порядке эвакуации и размещения в пунктах временного размещения граждан и т. п.
2.3. Отсутствие нормативно установленного перечня документов, предоставляемых пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации гражданами на получение ГЖС, явилось причиной того, что в селе Краснокумское Георгиевского муниципального района Ставропольского края при подаче гражданами документов на получение ГЖС ими предоставлялись в том числе заключение независимой экспертной организации о пригодности (непригодности) жилого помещения для проживания, стоимость оформления которого составляла от 5 до 6 тыс. рублей, а также справка из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю об отсутствии иного жилья, за предоставление которой граждане уплачивали 1,8 тыс. рублей.
2.4. Судебными приставами-исполнителями Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю обращалось взыскание на зачисляемую на банковские счета единовременную материальную помощь пострадавшим от паводка гражданам. При этом пунктом 14 части 1 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" предусмотрено, что взыскание не может быть обращено на суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемой в том числе за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в связи со стихийным бедствием или другими чрезвычайными обстоятельствами;
2.5. Судебными приставами-исполнителями Управления Федеральной службы судебных приставов по Ставропольскому краю также обращалось взыскание на финансовую помощь пострадавшим от паводка гражданам в связи с утратой ими имущества первой необходимости. При этом, согласно части 1 статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, входит жилое помещение (его части), если для гражданина-должника и членов его семьи, совместно проживающих в принадлежащем помещении, оно является единственным пригодным для постоянного проживания помещением, а также предметы обычной домашней обстановки и обихода, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь и другие).
2.6. В ходе опроса пострадавших от паводка граждан были установлены признаки злоупотребления служебным положением со стороны представителей администрации станицы Суворовской Предгорного района Ставропольского края, а также признаки фальсификации документов (непринятие заявлений от пострадавших граждан на выплаты единовременной материальной и финансовой помощи, подписание актов осмотра пострадавших от паводка домов неустановленными лицами за соответствующих граждан).
2.7. В списки на выплату ФП дважды включено 63 гражданина, сумма выплат которым составила 6 850,0 тыс. рублей. В актах осмотра имущества указанных граждан имеются подчистки и незаверенные исправления в части указания степени утраты имущества.
2.8. На территории Ставропольского края числится по разным оценкам до 5998 ГТС, из которых, по данным Ростехнадзора, 1225 ГТС являются бесхозяйными, надлежащим образом не эксплуатируются и имеют технические дефекты.
2.9. На балансе Минприроды Ставропольского края на счете 106.11 "Вложения в основные средства - недвижимое имущество учреждения" числятся 5 ГТС, финансируемых в 2006 - 2012 годах за счет средств федерального бюджета в сумме 1 057 067,2 тыс. рублей. Уровень технической готовности указанных объектов согласно информации Минприроды Ставропольского края составляет 100%, однако указанные объекты не введены в эксплуатацию и не используются.
С учетом изложенного и на основании статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Правительству Ставропольского края надлежит выполнить следующие требования:
1) принять меры по возврату в федеральный бюджет:
4 030,0 тыс. рублей, повторно выплаченных гражданам ЕМП и ФП;
610,0 тыс. рублей, выплаченных в качестве ЕМП гражданам иностранных государств;
3 500,0 тыс. рублей, выплаченных в качестве ФП гражданам иностранных государств;
2) принять меры по возврату гражданам сумм комиссии за банковские переводы, уплаченных гражданами при возврате излишне либо неправомерно перечисленных им денежных средств;
3) с целью соблюдения требований Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" направить в Управление Федеральной службой судебных приставов по Ставропольскому краю сведения о перечислении ЕМП и ФП на банковские счета о пострадавших от паводка гражданах, на которые судебными приставами-исполнителями обращено взыскание в рамках исполнительных производств;
4) принять меры по проведению учета титульных временных сооружений согласно требованиям Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина России от 30 декабря 1993 N 160 и оформлению передачи в пользование титульных временных зданий и сооружений от государственного заказчика (Минприроды Ставропольского края) к генеральному подрядчику (ООО "ТКООС");
5) принять меры по разработке планов мероприятий по обеспечению безопасности ГТС, которые не имеют собственников или собственники которых неизвестны, либо от права собственности на которые собственники отказались, на территории Ставропольского края", предусмотренный пунктом 6 Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечении безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано (в том числе гидротехнического сооружения, находящегося в аварийном состоянии), гидротехнического сооружения, которое не имеет собственника или собственник которого неизвестен либо от права собственности на которое собственник отказался, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 237;
6) принять меры по оформлению разрешения на эксплуатацию и обеспечению государственной регистрации права на 5 ГТС, переданных в 2017 году на баланс ГКУ Ставропольского края "Управление строительного контроля и строительства сооружений гидротехнического назначения";
7) провести проверку по фактам выявленных нарушений и рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, допустивших нарушения, выявленные в ходе контрольного мероприятия.
Представление направляется в соответствии с решением Коллегии Счетной палаты Российской Федерации (протокол от 21 июля 2017 г. N 43К (1188)).
В соответствии с частью 5 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" Губернатору Ставропольского края или лицу, исполняющему его обязанности, необходимо уведомить Счетную палату Российской Федерации о принятых мерах по результатам выполнения настоящего представления в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов по пунктам 1 - 3 требований настоящего представления в срок до 7 августа 2017 года, по пунктам 4 - 7 требований - до 31 декабря 2017 года.
Аудитор |
М.С. Рохмистров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Счетной палаты РФ от 24 июля 2017 г. N ПР 14-188/14-03
Текст представления официально опубликован не был